Статистика цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 23:00, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день насчитывают четыре экономические системы. Первые шаги перехода к рыночной экономике нашей страны были отмечены еще более двух десятков лет назад, когда начали действовать свободные цены. Эти изменения наполняют новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров и экономистов, тем самым требуя от них должный уровень статистической подготовки, и, следовательно, важную роль здесь приобретает такой раздел статистики, как статистика цен.

Оглавление

Введение 4
1 Теоретические аспекты статистики цен 6
1.1Сущность цены и ее виды 6
1.2 Статистическое изучение цен 9
1.3 Индексы потребительских цен и покупательной способности рубля 9
2 Статистический анализ социально-экономического развития Калининградской области 18
2.1 Анализ результатов группировки регионов РФ 18
2.2 Анализ динамики формирования ВРП в Калининградской области 23
2.3 Анализ движения населения Калининградской области 25
2.4 Анализ доходов и расходов населения в Калининградской области 31
Заключение 37
Список используемых источников 40

Файлы: 1 файл

ТГТУ. 08100.62.024 КР.docx

— 131.75 Кб (Скачать)

В условиях федеративного устройства России наблюдение за изменением цен (тарифов) проводится на территории всех субъектов Российской Федерации. [8]

Наблюдение осуществляется на предприятиях торговли и сферы услуг всех видов собственности и типов торговли (государственные, муниципальные, кооперативные, акционерные, арендные, частные, коммерческие) и на рынках.

В условиях нестабильного развития экономики при расчетах ИПЦ с месячным интервалом набор потребительской корзины ежегодно меняется. В 1999 г. потребительский набор включал 414 товаров и услуг: 104 позиции – продовольственные товары, 225 – непродовольственные товары, 85 – платные услуги.

Наряду с ежемесячной регистрацией цен по полному перечню товаров и услуг проводится еженедельная регистрация цен и тарифов на товары и услуги, входящие в состав необходимого социального набора, и производится контроль его расчетной стоимости (всего 37 наименований). Кроме того в еженедельном режиме рассчитывается стоимость набора из 25 важнейших продуктов питания, соответствующего нормам потребления, разработанным институтом питания АМН совместно с институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН и Министерством труда России.[10]

Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем (базисном) периоде:

       (9)

Расчет индекса потребительских цен осуществляется:

    • к предыдущему месяцу (или периоду);
    • к декабрю предыдущего года (или квартала);
    • к соответствующему месяцу (или периоду) предыдущего года, например, январь 1999 года к январю 1998 года.

Индекс потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень инфляции, и используется в целях осуществления государственной финансовой политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, регулирования реального курса национальной валюты, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров.[12]

Острая необходимость определения национального показателя инфляции стала ключевым фактором при разработке временного ИПЦ России. Требования международной методологии предполагают использование для этих целей формулы Ласпейреса, а не Пааше. Для текущей ситуации в России наиболее гибким является применение в оперативном режиме следующего варианта формулы Ласпейреса:

                                                        (10)

где Q0 – количество товара (случаев получения услуги) в потребительском наборе базисного периода;

p1, p0 – цена единицы товара (услуги) в потребительском наборе отчетного (текущего) и базисного периодов соответственно.

Расчет ИПЦ производится с недельной, месячной, квартальной периодичностью, а также нарастающим итогом за период с начала года.

Расчет за месяц, квартал, период с начала года производится «цепным» методом, т.е. путем перемножения недельных (месячных, квартальных) индексов потребительских цен.[11]

Используемый цепной процесс облегчает введение новых товаров или их замещение, когда возникает такая необходимость. Он хорошо отражает изменение цен «с точки зрения потребителя».

Сводный ИПЦ рассчитывается на федеральном уровне для всего населения. Кроме того, начиная с 1994 года организованы расчеты ИПЦ по группам населения («рабочие и служащие», «пенсионеры»). Одновременно рассматривается возможность проведения экспериментальных расчетов индексов цен по группам населения с разным уровнем дохода.

Методология исчисления ИПЦ предполагает расчет индекса для отдельных регионов, товарных групп и услуг.[13]

Вследствие недостатков в ценообразовании в связи с либерализацией цен, их стремительным ростом, приватизацией торговли, созданием новых частных торговых точек, появлением значительного числа неформальных, или, как их называют, черных рынков, приходится более гибко, более оперативно менять методологию расчета ИПЦ. Сводный индекс, исчисленный по формуле Ласпейреса, несет в себе тенденцию к завышению инфляции, поскольку в течении периода, когда цены растут, потребители заменяют дорогие товары дешевыми, поэтому в условиях высокой инфляции индекс Ласпейреса следует использовать осторожно.[12]

По мере появления информации о структуре потребительских расходов населения в текущем периоде у статистических органов России возникает возможность производить ретроспективные расчеты ИПЦ также и по формуле Пааше.

Госкомстат России заинтересован в создании независимого индекса потребительских цен, соответствующего международным стандартам. Поэтому методология расчета ИПЦ в России постоянно совершенствуется. Величины индексов потребительских цен, рассчитанных по годам и месяцам, публикуются в официальных изданиях.

Индекс потребительских цен – своеобразный барометр жизненного тонуса страны, уровня благосостояния каждой семьи, каждого человека. Его традиционно называют индексом стоимости жизни. Корзина товаров и услуг ИПЦ фиксирована с тем, чтобы данному уровню жизни соответствовало одно и то же значение индекса. При таком подходе изменения индекса могут вызываться только изменением цен, но не переменами в структуре потребления в результате изменения доходов или появления новых товаров.

Индекс потребительских цен принимается в качестве индекса-дефлятора при нахождении реальных денежных доходов, реальной заработной платы на основе их номинальных значений:

                                         (11)

                                       (12)      

Аналогично рассчитываются индексы реальных доходов, реальной заработной платы:

                                                                             (13)

                                                                                     (14)

Реальные значения этих показателей изучаются в динамике.

Наряду с исчислением ИПЦ возникает необходимость в расчете индекса цен предприятий-производителей промышленной, сельскохозяйственной, строительной и другой продукции. Эти индексы могут использоваться в качестве одного из основных показателей инфляционных процессов в производственном секторе. Индексы цен предприятий-производителей формируются на базе изменений цен предприятий-производителей. Наблюдение за изменением цен производителей продукции осуществляется по выборочной сети базовых предприятий различных форм собственности и организационно-правовых форм.[15]

Индексы цен производителей промышленной продукции характеризуют динамику цен предприятий-производителей промышленной продукции. Расчет этих индексов осуществляется по набору товаров-представителей промышленной продукции, который включает важнейшие виды продукции отдельных отраслей, занимающие наибольшую долю в выпуске товарной продукции по данной отрасли.

Сумма стоимости товаров-представителей составляет не менее половины товарной продукции каждой из отраслей и подотраслей, что обеспечивает репрезентативность рассчитываемых индексов.

Инфляция приводит к снижению покупательной способности денег.

Покупательная способность денег – количество товаров и услуг, которые можно приобрести за одну денежную единицу (в нашей стране – 1 рубль) при данном уровне цен и тарифов.[14]

Покупательная способность рубля определяется в виде индекса, обратного индексу цен и тарифов на услуги:

                                                                       (13)

Индекс покупательной способности рубля применяется для измерения инфляции: показывает, во сколько раз обесценились деньги.

Повысить и укрепить покупательскую способность рубля можно только на основе установления правильных соотношений между спросом и предложением. Для обеспечения этих условий необходимо стабилизировать экономику и сделать ее эффективной.

 

 

2 Статистический анализ социально-экономического развития Калининградской области

 

Основные социально-экономические показатели за 2012 г. представлены в приложении 1 [16].

  1. Построим структурную группировку. В качестве группировочного признака возьмем валовой региональный продукт. Образуем группы регионов с равными интервалами [19].

Определение числа групп можно осуществить с помощью формулы Стерджесса:

                                           (9)

где n – число групп;

               N – число единиц в совокупности;

 

 

Величина равного интервала определяется по следующей формуле:

 

  (млрд. руб.)                               (10)

где xmax и xmin – максимальное и минимальное значения признака в совокупности.

(млрд. руб.)

Таким образом мы получили следующие интервалы:

Первый интервал: [34; 314,9)

Второй интервал: [314,9; 595,8)

Третий интервал: [595,8; 876,7)

Четвертый интервал: [876,7; 1157,6)

Пятый интервал: [1157,6; 1438,5]

Распределим регионы по группам, подсчитаем их число в каждом интервале (приложение 2).

Результаты группировки заносятся в сводную таблицу, и определяются общие итоги по совокупности единиц наблюдения по каждому показателю (таблица 1)

 

Таблица 1 – Типологическая группировка регионов по величине валового регионального продукта [16]

Интервал, млрд. руб.

Количество регионов, ед.

Валовой региональный продукт, млрд. руб.

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.

Основные фонды в экономике, трлн. руб.

Продукция сельского хозяйства, трлн. руб.

34-314,9

12

1691,40

4080,00

5316,90

806,64

314,9-595,8

5

2207,60

4658,40

5887,80

476,82

595,8-876,7

1

840,30

1912,40

1880,45

154,68

876,7-1157,6

1

897,60

1298,70

2199,18

36,03

1157,6-1438,5

1

1438,50

2328,30

2821,78

234,52

Итого

20

7075,40

14277,80

18106,10

1708,69


 

 

Для того чтобы выявить закономерности распределения регионов по величине валового регионального продукта, заменим абсолютные показатели, характеризующие выделенные группы, относительными показателями структуры (таблица 2).

 

Таблица 2 – Структурная группировка регионов по величине валового регионального продукта [16]

Интервал, млрд. руб.

Число регионов, % к итогу

Валовой региональный продукт, % к итогу

Среднегодовая численность занятых в экономике, % к итогу

Основные фонды в экономике, % к итогу

Продукция сельского хозяйства, % к итогу

34-314,9

60

23,91

28,58

29,37

47,21

314,9-595,8

25

31,20

32,63

32,52

27,91

595,8-876,7

5

11,88

13,39

10,39

9,05

876,7-1157,6

5

12,69

9,10

12,15

2,11

1157,6-1438,5

5

20,33

16,31

15,58

13,73

Итого

100

100

100

100

100


 

 

Из таблицы 2 видно, что количество регионов в первом интервале преобладает 60%, а минимальное количество регионов приходится на 3,4,5 интервалах 5%.

Построим аналитическую группировку. В качестве факторного признака примем валовой региональный продукт. Результаты группировки изложены в таблице 3.

 

Таблица 3 – Аналитическая группировка регионов по величине валового регионального продукта [16]

Интер-вал 
, млрд. руб.

Число реги-онов, ед.

Валовой региональный продукт, млрд. руб.

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.

Основные фонды в экономике, трлн. руб.

Продукция сельского хозяйства, трлн. руб.

Млрд. руб.

Млрд. руб. / регион

Тыс. чел.

Тыс. чел. / регион

Млрд. руб.

Млрд. руб. / регион

Тыс. чел.

Тыс. чел. / регион

34-314,9

12

1691,40

140,95

4080,00

340,00

5316,90

443,07

806,64

67,22

314,9-595,8

5

2207,60

441,52

4658,40

931,68

5887,80

1177,56

476,82

95,36

595,8-876,7

1

840,30

840,30

1912,40

1912,40

1880,45

1880,45

154,68

154,68

876,7-1157,6

1

897,60

897,60

1298,70

1298,70

2199,18

2199,18

36,03

36,03

1157,6-1438,5

1

1438,50

1438,50

2328,30

2328,30

2821,78

2821,78

234,52

234,52

Итого

20

7075,40

3758,87

14277,8

6811,08

18106,10

8522,04

1708,7

587,81

Информация о работе Статистика цен