Статистический анализ преступности в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 18:35, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является статистический анализ уровня преступности на примере России.
Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать понятие преступности и выделить ее основные признаки;
2. Описать систему статистических показателей изучения преступности;
3. На основе статистических показателей провести анализ основных тенденций преступности в России;
4. Измерить тесноту связи между уровнем преступности и факторами, ее определяющими, с помощью корреляционного анализа;

Файлы: 1 файл

преступность.doc

— 699.50 Кб (Скачать)

                      у                    х1                         х2                    х3

       y             1               0, 5012741       0, 4936137      0, 3608569

R= х1     0, 5012741                1            0, 2226375       0, 309697

       х2      0, 4936137     0, 2226375                1             0, 403088   

       х3       0, 3608569    0, 309697         0, 403088               1

 

 

Таким образом, можно сделать вывод, что количество зарегистрированных преступлений практически не зависит от числа лиц, страдающих алкоголизмом, но  достаточной степени зависит от количества безработных и числа лиц, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума. При этом связь между указанными признаками прямая (положительная), т.е. увеличение обоих факторов приводит к росту зависимой величины -  количество зарегистрированных преступлений.

Прогнозирование преступности – это предвидение вероятностных изменений тенденций и закономерностей преступности в будущем. Прогноз преступности не только возможен, но и необходим.

Разработку прогноза преступности следует осуществлять в несколько этапов:

Первый этап – сбор исходной информации и ее анализ – обусловлен тем, что достоверность прогноза зависит от точности, полноты  и своевременности исходной информации о количестве зарегистрированных преступлений.  В качестве исходной информации для обеспечения прогнозных значений выступают: данные статистической отчетности, переписей населения, социологических опросов, ведомственного учета, материалы специальных выборочных обследований.

Следующим этапом в методике прогнозирования уровня преступности должно стать выделение конкретных факторов, воздействующих на него, установление причинно следственных связей между количеством зарегистрированных преступлений и определяющими его факторами, направления и воздействия на результативный показатель.

Третий этап прогнозирования уровня преступности – выбор конкретного метода прогноза и обоснование принятого решения.

Рассчитаем уравнение тренда, на основе которого нами будет сделан прогноз.

Уравнение линейного тренда имеет вид22:

                                                                                                                    (1)

 

Обозначим показатель времени так что (-2, -1, 0, +1, +2 и т.д.), то параметры уравнения а0 и а1 исчисляют по формулам:

                                                             ;                                                     (2)

                                                              .                                                          (3)

Используем исходные данные Таблицы 6 для построения линейного тренда.

Таблица 13 – Расчет параметров линейного тренда уровня преступности

Год

t

y

yt

t2

yt

2005

-2

3 554 738

- 7 109 476

4

3792536,2

2006

-1

3 855 373

-3 855 373

1

3616001,5

2007

0

3 582 541

0

0

3439466,8

2008

1

3 209 862

3 209 862

1

3262932,1

2009

2

2 994 820

5 989 640

4

3086397,4

Итого

0

17 197 334

-1 765 347

10

17 197 334


 

Параметры:

3439466,8

- 176534,7

 

Таким образом, тренд примет вид: 

 

yt= 3439466,8 – 176534,7t

 

Придавая конкретные значения t, получим выровненные значения количества зарегистрированных преступлений. При этом а1= -176537,7 означает, что год от года количество зарегистрированных преступлений в среднем уменьшается на 176537,7 преступлений. Это выровненная, устойчивая, неуклонно возрастающая год от года к году тенденция.

Вычисленные значения yt позволяют найти прогнозные значения на несколько лет вперед.

 

Таблица 14 – Прогноз роста(спада) числа зарегистрированных преступлений в 2010-2012гг

Год

Число зарегистрированных

преступлений

Прирост к предыдущему году, %

2005

3 554 738

+22,8

2006

3 855 373

+8,5

2007

3 582 541

-7,1

2008

3 209 862

-10,4

2009

2 994 820

-6,7

2010

2 909 862,7

-2,8

2011

2 733 330,8

-6,60

2012

2 556 793,3

-6,4

2013

2 203 723,9

-13,8


 

Таким образом, наблюдается явная тенденция снижения роста числа зарегистрированных преступлений.

Разумеется, прогнозы выявляют вероятностную картину ожидаемых событий. Но их ценность состоит  том, что они обладают необходимой достоверностью, которая помогает оценить развитие (изменение) преступности в будущем, выявить нежелательные и положительные тенденции, закономерности и отыскать способы изменения и стабилизации этих тенденций и закономерностей в нужном направлении.

 

3.2 Система мер предупреждения преступности и ее совершенствование

 

Система профилактических мер представляет собой деятельность субъектов, наделенных полномочиями по борьбе с преступностью, путем предупреждения и пресечения преступных проявлений, реализации мер ответственности виновных в их совершении, возмещения причиненного вреда, а также осуществления контроля над реализацией указанных мер23.

В своей совокупности элементы деятельности по предупреждению преступлений образуют специфическую систему регулирования общественных отношений.

В указанной выше системе принято выделять два уровня: первый уровень связан с применением социально-профилактических мер, второй – с индивидуальной профилактикой.

В свою очередь, первый уровень позволяет осуществлять социально-профилактические меры применительно к следующим элементам:

1) к отдельным видам преступлений  и типам преступного поведения;

2) к сферам общественной жизни, в которой происходит формирование  человека и складываются те  или иные жизненные ситуации, детерминирующие преступное поведение  человека;

3) к отдельным социальным группам населения, характеризующимся специфическими показателями (например, несовершеннолетние);

4) к отраслям производства и  сферам деятельности, для которых  характерны специфические криминогенные  факторы (например, деятельность в  области добычи нефти в России и хлопка в Узбекистане и банковская деятельность);

5) к некоторым территориальным  зонам.

Второй уровень связан со следующими элементами индивидуальной профилактики:

1) с ранней или, как ее еще  иногда называют, непосредственной  профилактикой;

2) с предупреждением рецидива  преступлений.

Разработка современной концепции криминологической профилактики возможна лишь в привязке к многоплановым ситуациям, характеризующим качественные и количественные признаки преступности. Это позволит донести до непосредственных исполнителей профилактических мер неординарность, многообразие тактических приемов, обеспечивающих оптимальный эффект упреждающих и блокирующих мер.

При этом под профилактикой понимается совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния и положения дел в какой-либо области. Применительно к преступности речь, видимо, должна идти о нормальном, социально приемлемом уровне преступности.

В свою очередь, под предупреждением понимается, с одной стороны, уведомление об опасности, а с другой стороны, принятие мер, отвращающих от опасности.

Наконец, термин «бороться» означает «стремиться, уничтожать, искоренить что-либо».

Все указанные смысловые значения необходимы и достаточны, когда речь идет о предупреждении преступности. Поэтому все указанные выше термины употребляются нами в качестве некоего единого составляющего, причем практически всегда как синонимы.

Как и всякая иная целенаправленная деятельность государственных органов и общественных организаций, отдельных должностных лиц и граждан, предупреждение преступности, ее отдельные направления и аспекты регулируются нормами права.

Право является эффективным регулятором социального развития, всех общественных отношений, включая те, которые складываются в сфере предупреждения преступности. В нормах нрава аккумулированы принципы, идеалы, установки и позитивные традиции образа жизни, оказывающие значительное влияние на поведение людей. Они определяют направления их деятельности, вводят в рамки цивилизованных отношений. Правовое регулирование упорядочивает процесс профилактики преступлений и других правонарушений, обеспечивает в этой сфере гарантии прав и свобод человека, оптимальное сочетание прав и интересов личности, общества и государства.

По мнению академика В. Н. Кудрявцева, «повышение качества действующих норм, их эффективности и научной обоснованности, приближение к потребностям социально-экономического развития, углубления демократического порядка их формирования – в этом проявляет себя перестройка в сфере законодательства (это касается и области профилактики правонарушений)24. Правовая реформа связана прежде всего с повышением роли закона в жизни общества».

Нормами различных отраслей права стимулируется социально полезное поведение людей, закрепляются такие общественные отношения, которые по своей сути противостоят преступности, устраняют действия ее причин и условий. Путем установления дозволений и другими способами нормы права вводят поведение людей в законопослушное русло и тем самым способствуют реализации антикриминогенного потенциала гражданского общества, его институтов. Воздействие на общественные отношения в сфере предупреждения преступности осуществляется также с помощью утверждения обязанностей физических и юридических лиц, органов государства, установления правовых запретов и юридической ответственности за противоправное поведение. В этом случае регулятивная функция права дополняется охранительной, что имеет важное значение для обеспечения эффективности предупредительных мер. Профилактическое воздействие оказывает также воспитательная функция права, которая проявляется в направленности юридических средств на сознание и поведение людей, вырабатывает у них уважительное отношение к закону. Кроме указанных функций, право выполняет и сугубо служебную роль в этой сфере, которая заключается в том. что оно нормативно закрепляет оптимальный, соответствующий общественным потребностям и интересам порядок реализации мер предупреждения преступности на специально-криминологическом уровне: его задачи, виды, систему субъектов профилактики и их компетенцию, основные функции и методы работы.

Правовая основа предупреждения преступности имеет сложную структуру, включает в себя нормы различных отраслей права.

Принципы, на которых должна строиться предупредительная работа России:

1. законность;

2. гуманность;

3. справедливость;

4. демократизм;

5. научная обоснованность.

Уголовный кодекс РФ соответствует мировым демократическим стандартам. Он определяет наказание как меру государственного принуждения, назначаемую исключительно по приговору суда. Наказание состоит в предусмотренных Кодексом лишении или ограничении прав и свобод преступника. При этом оно не может иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Его задачи – восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение новых преступлений.

Информация о работе Статистический анализ преступности в Российской Федерации