Контрольная
работа 1
на
тему "Статистическая
оценка информационного
общества в России"
Информационное
общество характеризуется высоким
уровнем развития информационных и
телекоммуникационных технологий и
их интенсивным использованием гражданами,
бизнесом и органами государственной
власти.
Целью формирования
и развития информационного общества
в Российской Федерации является
повышение качества жизни граждан,
обеспечение конкурентоспособности
России, развитие экономической, социально-политической,
культурной и духовной сфер жизни
общества, совершенствование системы
государственного управления на основе
использования информационных и
телекоммуникационных технологий.
К числу основных
задач, требующих решения для
достижения поставленной цели, относятся:
- формирование
современной информационной и телекоммуникационной
инфраструктуры, предоставление на ее
основе качественных услуг и обеспечение
высокого уровня доступности для населения
информации и технологий;
- повышение
качества образования, медицинского обслуживания,
социальной защиты населения на основе
развития и использования информационных
и телекоммуникационных технологий;
- совершенствование
системы государственных гарантий конституционных
прав человека и гражданина в информационной
сфере;
- развитие
экономики Российской Федерации на основе
использования информационных и телекоммуникационных
технологий;
- повышение
эффективности государственного управления
и местного самоуправления, взаимодействия
гражданского общества и бизнеса с органами
государственной власти, качества и оперативности
предоставления государственных услуг;
- развитие
науки, технологий и техники, подготовка
квалифицированных кадров в сфере информационных
и телекоммуникационных технологий;
- сохранение
культуры многонационального народа Российской
Федерации, укрепление нравственных и
патриотических принципов в общественном
сознании, развитие системы культурного
и гуманитарного просвещения;
- противодействие
использованию потенциала информационных
и телекоммуникационных технологий в
целях угрозы национальным интересам
России.
Развитие информационного
общества в Российской Федерации
базируется на следующих принципах:
- партнерство
государства, бизнеса и гражданского общества;
- свобода и
равенство доступа к информации и знаниям;
- поддержка
отечественных производителей продукции
и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных
технологий;
- содействие
развитию международного сотрудничества
в сфере информационных и телекоммуникационных
технологий;
- обеспечение
национальной безопасности в информационной
сфере.
Для решения
поставленных задач государство:
- разрабатывает
основные мероприятия по развитию информационного
общества, создает условия для их выполнения
во взаимодействии с бизнесом и гражданским
обществом;
- определяет
контрольные значения показателей развития
информационного общества в Российской
Федерации;
- обеспечивает
развитие законодательства и совершенствование
правоприменительной практики в области
использования информационных и телекоммуникационных
технологий;
- создает благоприятные
условия для интенсивного развития науки,
образования и культуры, разработки и
внедрения в производство наукоемких
информационных и телекоммуникационных
технологий;
- обеспечивает
повышение качества и оперативности предоставления
государственных услуг организациям и
гражданам на основе использования информационных
и телекоммуникационных технологий;
- создает условия
для равного доступа граждан к информации;
- использует
возможности информационных и телекоммуникационных
технологий для укрепления обороноспособности
страны и безопасности государства.
Основные направления
реализации настоящей Стратегии:
1. В области
формирования современной информационной
и телекоммуникационной инфраструктуры,
предоставления на ее основе
качественных услуг в сфере
информационных и телекоммуникационных
технологий и обеспечения высокого
уровня доступности для населения
информации и технологий:
- создание
инфраструктуры широкополосного доступа
на всей территории Российской Федерации,
в том числе с использованием механизмов
частно-государственного партнерства;
- повышение
доступности для населения и организаций
современных услуг в сфере информационных
и телекоммуникационных технологий;
- формирование
единого информационного пространства,
в том числе для решения задач обеспечения
национальной безопасности;
- модернизация
системы телерадиовещания, расширение
зоны уверенного приема российских телерадиопрограмм;
- создание
системы общественных центров доступа
населения к государственным информационным
ресурсам, в том числе государственной
системы правовой информации.
2. В области
повышения качества образования,
медицинского обслуживания, социальной
защиты населения на основе
развития и использования информационных
и телекоммуникационных технологий:
- расширение
использования информационных и телекоммуникационных
технологий для развития новых форм и
методов обучения, в том числе дистанционного
образования;
- внедрение
новых методов оказания медицинской помощи
населению, а также дистанционного обслуживания
пациентов;
- предоставление
гражданам социальных услуг на всей территории
Российской Федерации с использованием
информационных и телекоммуникационных
технологий.
3. В области
совершенствования системы государственных
гарантий конституционных прав
и свобод человека и гражданина
в информационной сфере основным
направлением является развитие
законодательных механизмов.
4. В области
развития экономики Российской
Федерации на основе использования
информационных и телекоммуникационных
технологий:
- стимулирование
применения организациями и гражданами
информационных и телекоммуникационных
технологий;
- создание
условий для развития конкурентоспособной
отечественной индустрии информационных
и телекоммуникационных технологий, средств
вычислительной техники, радиоэлектроники,
телекоммуникационного оборудования
и программного обеспечения;
- привлечение
инвестиций для развития российской отрасли
информационных и телекоммуникационных
технологий, а также отечественной электронной
промышленности;
- создание
условий для развития компаний, работающих
в области электронной торговли;
- развитие
венчурного финансирования высокотехнологичных
инновационных проектов в сфере информационных
и телекоммуникационных технологий;
- стимулирование
создания новых компаний, занятых производством
высокотехнологичного оборудования и
продукции в сфере информационных и телекоммуникационных
технологий;
- увеличение
объемов экспорта продукции и услуг в
сфере информационных и телекоммуникационных
технологий;
- повышение
экономической эффективности использования
российскими правообладателями объектов
интеллектуальной собственности;
- развитие
системы региональной информатизации.
5. В области
повышения эффективности государственного
управления и местного самоуправления,
взаимодействия гражданского общества
и бизнеса с органами государственной
власти, качества и оперативности
предоставления государственных
услуг:
- обеспечение
эффективного межведомственного и межрегионального
информационного обмена;
- интеграция
государственных информационных систем
и ресурсов;
- увеличение
объемов и качества государственных услуг,
предоставляемых организациям и гражданам
в электронном виде;
- совершенствование
нормативно-правового обеспечения стандартизации
и администрирования государственных
услуг;
- совершенствование
системы предоставления государственных
и муниципальных услуг гражданам и организациям.
6. В области
развития науки, технологий, техники
и подготовки квалифицированных
кадров в сфере информационных
и телекоммуникационных технологий:
- развитие
приоритетных направлений науки, технологий
и техники на основе формируемых долгосрочных
прогнозов технологического развития
(форсайт);
- создание
условий для коммерциализации и внедрения
результатов научных исследований и экспериментальных
разработок, а также расширение обмена,
научной информацией;
- создание
правовых, организационных и иных условий
для укрепления научно-исследовательского
сектора высшей школы, государственных
академий и отраслевой науки, оснащения
вузов, научных организаций и исследовательских
центров современным научно-исследовательским,
технологическим и учебным оборудованием;
- повышение
качества подготовки специалистов и создание
системы непрерывного обучения государственных
служащих в области информационных и телекоммуникационных
технологий.
7. В области
сохранения культуры многонационального
народа Российской Федерация,
укрепления нравственных и патриотических
принципов в общественном сознании,
развития системы культурного
и гуманитарного просвещения:
- развитие
системы библиотечных фондов, в том числе
Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина,
на основе применения информационных
и телекоммуникационных технологий;
- поддержка
реализации социально значимых проектов
в средствах массовой информации;
- формирование
государственного заказа на создание
и распространение кинематографической
и печатной продукции, телерадиопрограмм
и интернет-ресурсов в области культуры;
- поддержка
деятельности государственных и негосударственных
организаций по сохранению культурных
и нравственных ценностей, традиций патриотизма
и гуманизма в обществе;
- пропаганда
культурных и нравственных ценностей
российского народа;
- сохранение
культурного наследия России, обеспечение
его доступности для граждан.
8. В области
противодействия использованию
потенциала информационных и
телекоммуникационных технологий
в целях угрозы национальным
интересам России:
- обеспечение
безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры;
- обеспечение
безопасности функционирования информационных
и телекоммуникационных систем ключевых
объектов инфраструктуры Российской Федерации,
в том числе критических объектов и объектов
повышенной опасности;
- повышение
уровня защищенности корпоративных и
индивидуальных информационных систем;
- создание
единой системы информационно-телекоммуникационного
обеспечения нужд государственного управления,
обороны страны, национальной безопасности
и правопорядка;
- совершенствование
правоприменительной практики в области
противодействия угрозам использования
информационных и телекоммуникационных
технологий во враждебных целях;
- обеспечение
неприкосновенности частной жизни, личной
и семейной тайны, соблюдение требований
по обеспечению безопасности информации
ограниченного доступа;
- противодействие
распространению идеологии терроризма
и экстремизма, пропаганде насилия.
Переход от индустриального
к постиндустриальному обществу
существенно усилил роль интеллектуальных
факторов производства. Увеличение добавленной
стоимости в экономике происходит
сегодня в значительной мере за счёт
интеллектуальной деятельности, повышения
технологического уровня производства
и распространения современных
информационных и телекоммуникационных
технологий.
Анализ достижений
развитых стран показывает, что их
высокая конкурентоспособность
и экономический рост в значительной
степени определяются эффективностью
процессов создания и использования
знаний. В настоящее время в
промышленно развитых государствах
до 80-95% прироста валового внутреннего
продукта приходится на долю новых
знаний, воплощённых в технике
и технологиях.
Д.А. Медведев в
своём Послании Федеральному Собранию
Российской Федерации в ноябре 2009
г. вновь подтвердил, а также развил
и конкретизировал цели развития
информационного общества в Российской
Федерации, определённые в Стратегии
развития информационного общества
в Российской Федерации на период
до 2015 г. Он заявил о необходимости
«всесторонней модернизации» России:
«Вместо примитивного сырьевого
хозяйства мы создадим умную экономику,
производящую уникальные знания, новые
вещи и технологии, полезные людям».