Информационное общество в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 21:39, доклад

Краткое описание

Российский путь к информационному обществу определяется, как и для других государств, ее сегодняшними политическими, социально-экономическим и социально-культурными особенностями.

Файлы: 1 файл

Доклад.Введение в спец.docx

— 21.03 Кб (Скачать)

      Российский путь к информационному  обществу определяется, как и  для других государств, ее сегодняшними  политическими, социально-экономическим и социально-культурными особенностями.

К таким особенностям следует отнести:

-нестабильность политического и экономического положения в стране, не позволяющая государству быстро и эффективно решать экономические и организационные проблемы обеспечения перехода к информационному обществу, рассчитанного на длительную перспективу;

-экономические условия, характерные для переходной экономики России: отсутствие свободных инвестиций для финансирования программ и проектов, реализующих стратегию перехода к информационному обществу, существенное падение объемов производства и прежде всего в высокотехнологичных отраслях, общий застой в экономической деятельности и значительное снижение уровня жизни населения;

-снижение потребности в информации в государственном секторе экономики и рост информационных потребностей населения и общества в целом в общественно значимой политической, экономической и социальной информации, в том числе порождаемой государственными и негосударственными организациями;

-недостаточно высокий уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и промышленного производства информационных средств, продуктов и услуг, отсутствие у государства средств для их модернизации и расширения;

-вялое проведение рыночных реформ в экономики страны в целом и динамичное развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных средств, технологий, продуктов и услуг;

-предельно высокий уровень монополизации средств массовой информации 

В США, ЕС, Японии: Имеется эффективно функционирующая  рыночная экономика, обеспечивающая постоянный рост информационных потребностей и  платежеспособный спрос на информационные продукты и услуги, имеется мощный средний класс, являющийся основным потребителем информационных услуг. Экономики  этих стран располагают свободными средствами для поддержки процессов  информатизации и развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, существует государственные  стратегии и программы в построения в этих странах информационного  общества - в России всего этого  практически нет.

Практически закончены  процессы переструктуризации промышленного производства и перехода от ресурсоемкого (сырье, энергия, труд) к наукоемкому производству - в России этого сегодня не происходит.

Уровень информатизации систем управления разного уровня и  принадлежности (государственные, коммерческие, муниципальные и др.) достаточно высок - в России такой уровень  в масштабе страны будет достигнут еще нескоро.

Имеется хорошо развитая инфраструктура производства и предоставления населению информационных продуктов и услуг, высокий уровень  информационной культуры населения, сложившейся  системы компьютерного образования, домашней компьютеризации, использования сети Интернет - в России это все еще находится в начальном состоянии. 

     Ключевой тенденцией является последовательное возрастание роли информации и знания в современном обществе. Информация и знания становятся все более важным фактором производства,  движущей силой экономического развития и процветания общества. Основываясь именно на этой особенности современного общества,  многие исследователи и называют его "информационным" (Й. Масуда)   или обществом, основанным на "информационной экономике".  В информационном обществе экономические  успехи все больше  зависят от наличия и эффективности национальной,  региональной, локальной или корпоративной  системы инноваций  (М. Портер) и налаженной системы

непрерывного  образования.

Переход к информационному  обществу любой страны - это процесс, требующий больших материальных затрат на формирование и развитие информационной среды, развитие индустрии  информационных услуг и “доведение”  их до каждого члена общества. Сегодня, например, США вложили и продолжают вкладывать в развитие этой индустрии  до 10% своего ВВП, но и получают за счет этого более 25% своего ВВП. Примерно такие же объемы характерны и для  других развитых стран. Россия едва ли может быть исключением.

Основой российского  пути должны явиться:

-информатизация всей системы общего и специального образования - от детского сада до окончания высшей школы и последующих форм подготовки специалистов; повышение роли квалификации, профессионализма;

-формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг;

-обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, в том числе организация мощного русскоязычного сектора в Интернете.

Каких же изменений  можно ожидать в наступающую  информационную эпоху?  Наиболее ярко ожидаемые изменения декларирует  современный социолог Мануэль Кастельс: "Новое общество возникает, когда (и если) наблюдается структурная реорганизация в производственных отношениях, отношениях власти и отношениях опыта. Эти преобразования приводят к одинаково значительным модификациям общественных форм пространства и времени и к возникновению новой культуры. Доминирующая тенденция в нашем обществе являет нам исторический реванш пространства, структурирующего темпоральность, исходя из пространственной динамики, придавая ей различные, иногда даже противоречивые логики. Пространство потоков, как было проанализировано в предыдущей главе, растворяет время, разупорядочивая последовательность событий и делая их одновременными, помещая общество в вечную эфемерность. Пространство многочисленных мест, разбросанных, фрагментированных и разъединенных, демонстрирует разнообразные темпоральности: от простейшего господства природных ритмов до строжайшей тирании часового времени. Избранные функции и индивиды преодолевают время, тогда как малоценная деятельность и жизнь подчиненных людей идут вслед за временем. В то время как возникающая логика новой социальной структуры нацелена на непрерывное вытеснение времени как упорядоченной последовательности событий, большая часть общества в глобальной взаимозависимой системе остается на краю новой Вселенной. Вневременность бороздит океан, окруженный ограниченными временем берегами, откуда по-прежнему можно услышать стенания скованных временем созданий"[1]. Единственным слабым местом этой декларации о намерениях выдающегося социолога информационного общества является размещение Золотого века и Прекрасного Нового мира в очень недалеком будущем. Религии более искушенные в прогнозах, нежели виртуальная социология всегда помещали Золотой век в далекое прошлое или на небеса. Они сделали необходимые выводы из краха идеологий, оперировавших будущим.  

Таким образом, на наш взгляд, человечество, создав технические условия глобального  контакта, как никогда прежде, повысило потенциальную возможность как  глобального распада в уже  мозаичном сознании, так и возможность  формирования нового консолидированного мирового сознания, но отнюдь не открыло  перед собой путь в Прекрасный Новый мир. Золотой век увы уже минул. Новый информационный век сулит только новые проблемы социализации личности  и удовлетворение от их успешного решения.

 

Список  литературы

1.http://www.g8russia.ru/g8/history/okinawa2000/4/

2.Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества. Женева 2003 –Тунис 2005

3. Хрестоматия.  Рунов А.В. Социальная информатика как инструмент анализа информационного общества

4. http://www.iis.ru/library/riss/

5. Проект город.Москва Мэр Распоряжение. 20 июля 2001 г. N 715-РМ   М.Ю.Лужков

6. Кашлев Ю.Б. Становление глобального информационного общества и место России

7. Интернет для  журналистов (http://www.press/ru)

8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

9. Ракитов А.И. Наш путь к информационному обществу // Теория и практика общественно-научной

информации. М.: ИНИОН, 1989.

10. Курносов И.Н. Информационное общество: планы и программы зарубежных стран. М., 1997.

Информация о работе Информационное общество в России