Статистическая оценка информационного общества в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:53, контрольная работа

Краткое описание

Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Файлы: 1 файл

КР1.docx

— 210.22 Кб (Скачать)

По мнению В.В. Путина: «Экономическая мощь страны не определяется сегодня только количеством  фабрик, заводов, посевных площадей и  наличием большого количества минеральных  ресурсов. Сегодня в современном  мире мощь государства, его конкурентоспособность  определяются, прежде всего, восприимчивостью к инновациям, ко всему новому, передовому и прогрессивному ».

Однако негативные процессы в России в постсоветский  период привели к тому, что численность  занятых научными исследованиями и разработками сократилась на одну треть. По данным Центра исследований и статистики Минпромнауки России и РАН, с 1992 г. по 2006 г. численность персонала, занятого исследованиями и разработками, снизилась с 1532 до 872 тыс. человек, в том числе исследователей – с 804 до 420 тыс.

Национальный  научный фонд США (NSF)  отмечает стабильное уменьшение числа научных работников в России. По данным фонда, в Китае  каждый год количество учёных возрастает почти на 9%, а в России – снижается  на 2%. Умеренно, но стабильно наращивают число научных кадров США, ЕС, Япония и Южная Корея. Если текущий тренд  сохранится, то лет через 10 число  учёных в России и Южной Корее  сравняется.

Последнее десятилетие XX века отмечалось высоким уровнем  «утечки умов», когда уезжали  наиболее активные и талантливые. По некоторым оценкам, за последние  годы из страны уехали от 100 до 250 тыс. учёных. Ныне в российской науке занято 25 тыс. докторов наук, а только в США  проживают более 16 тыс. докторов наук – выходцев из бывшего СССР. Демографический  кризис в науке (меньше трети научных  исследователей относятся к наиболее продуктивной возрастной группе 30-50 лет, а четверть докторов наук – старше 70 лет) может приобрести необратимый  характер.

В поле притяжения зарубежной науки попадают, прежде всего, российские специалисты в  области физики и биологии, математики и программирования. Изощренной формой «утечки умов» является наём российских учёных и специалистов иностранными компаниями, находящимися на территории России. Внутренняя миграция из сферы  науки почти в 10 раз превышает  внешнюю, направляясь в торговлю, промышленность, финансовые органы и, прежде всего, коммерческие банки.

Продолжающийся  отток учёных и специалистов из оборонных  отраслей создаёт условия для  формирования параллельных рынков занятости  для российских ядерщиков, ракетчиков и других оружейников, что представляет серьёзную угрозу с точки зрения осуществления контроля за нераспространением ядерных и ракетных технологий.

Согласно докладу  Thomson Reuters , за последние пять лет российские учёные опубликовали 127 тыс. работ, что составило 2,6% от общемирового количества. Это больше, чем в Бразилии (102 тыс. работ, или 2,1%), но меньше, чем в Индии (144 тыс., или 2,9%), и значительно меньше, чем в Китае (415 тыс. работ, или 8,4%). Кроме того, тренд числа публикаций неутешителен. «В то время как другие страны наращивают свой научный потенциал, Россия едва удерживается на имеющемся уровне и даже скатывается назад в областях, в которых она была исторически сильна – в таких, как физика и изучение космоса», – отмечается в докладе.

Не менее тревожная  ситуация складывается с вовлечением  учёных и специалистов криминальными  структурами в противозаконную  деятельность. Это – новое для  российской жизни явление, масштабы которого постоянно расширяются.

Теневая экономика  не могла бы существовать без соответствующей  научно-технической поддержки. Криминальный бизнес всё активнее втягивает в  свою сферу научно-техническую интеллигенцию: от юридического и экономического консалтинга  на предмет незаконного извлечения прибылей до прямого участия в  нелегальном производстве биоматериалов, наркотиков, оружия, взрывчатых и отравляющих  веществ.

Одновременно  отмечается ослабление активности молодых  учёных, так как их формирование и подготовка происходят всё больше на коммерческой основе. При богатых  родителях имеется больший шанс окончить вуз, поступить в аспирантуру  и таким образом реализовать  свою карьеру. «Социальные лифты» вертикальной мобильности перестали работать – их заменили личные связи. Тем  самым исключается прямая связь  со способностями и талантом личности.

По оценкам  экспертов, уровень обеспеченности необходимыми кадрами отечественной  отрасли ИКТ сегодня не превышают 40%. При этом на мировом рынке программного обеспечения доля России – около 1%, Индии – 20% (2-е место после  США). В числе наиболее дефицитных профессий – разработчики программного обеспечения, системные интеграторы, руководители проектов информатизации различных сфер деятельности, преподаватели  информатики для вузов, общеобразовательных  школ и колледжей. Подготовка специалистов современного уровня по указанным направлениям является важнейшей задачей системы  образования, которая нуждается в соответствующей перестройке.

Рынок инноваций  как механизм эффективного использования  национального интеллектуального потенциала

Несмотря на то, что интеллектуальный потенциал  российской нации остаётся достаточно высоким, уровень его использования  в России крайне низок. Взаимодействие государства, бизнеса, науки и образования  для обеспечения ускоренной модернизации страны, инновационного развития российского  общества носит недостаточный характер, не демонстрирует взаимной заинтересованности сторон на деле.

Длительное сохранение невостребованности интеллектуального потенциала в стране неизбежно ведёт к его снижению, как за счёт деквалификации и оттока специалистов за рубеж, так и из-за снижения его общественного престижа.

Сохранение и  развитие интеллектуального потенциала нации возможно только при условии  его эффективной интеграции в  реальный процесс модернизации и  развития информационного общества в России.

Одним из перспективных  направлений эффективного использования  интеллектуального и научно-технического потенциала страны является использование  его для перехода российской экономики  к инновационному типу развития. Эта  задача носит приоритетный и безальтернативный  характер. Устраняться от участия  в инновационных процессах, происходящих в мире, – значит оказаться на обочине цивилизованного развития.

В 2009 г. государство  впервые потратило на финансирование различных инновационных проектов 1,15 трлн. рублей (около 38 млрд. долларов), из них: 384 млрд. – прямые инвестиции в исследования и разработки; 766 млрд. – инновационные затраты госкомпаний. Это практически вдвое превысило  затраты на аналогичную тематику в США, где в 2009 г. потратили на инновации 17,6 млрд. долларов. Однако Россия официально отчиталась о 50 запущенных проектах. Аналогичный официальный отчёт США содержал сведения о 2795 проектах. То есть эффективность наших вложений в инновации по сравнению с США – 1 к 112 . Такой низкий результат по реализации инновационных проектов вовсе не означает, что в России их нет. По данным Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), база российских инновационных компаний включает в себя 8-10 тыс. проектов.

Столь низкая эффективность  реализации политики инновационного развития продолжает стимулировать процесс  профессиональной эмиграции среди  разработчиков. В 2009 г. страну покинуло около 6100 учёных и научных специалистов, что позволяет говорить об очередной  активизации процесса «утечки мозгов». Подобный уровень оттока научных  кадров наблюдался только в 2006 г., когда  ещё не действовала государственная  программа поддержки инновационного развития, и учёные не чувствовали  уверенности в завтрашнем дне.

По мнению экспертов  НАИРИТ, такая ситуация во многом объясняется  некомпетентностью и непрозрачностью  работы государственных чиновников, отвечающих за реализацию крупнейших федеральных инновационных программ и проектов. Российские разработчики испытывают высокий уровень недоверия  к «инновационным» чиновникам. Так  только 1,5% из опрошенных НАИРИТ инноваторов сказали, что государственные чиновники сделали достаточно для процесса инновационного развития. Из остальных опрошенных 8% оценили усилия чиновников как средние, 37% – как минимальные, а 53% считают, что чиновники вообще ничего не делали для развития инновационного сектора.

Устойчивый рост отечественной экономики на современном  этапе возможен лишь при условии  создания полноценной национальной инновационной системы, все составные  части которой – наука, инновации  и новые технологии – согласованы  между собой, а результаты её деятельности защищены на законодательном уровне и создают устойчивые конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на внешних рынках.

При этом важнейшим  элементом инновационной политики, необходимой для распространения  рыночных отношений в научно-технической  сфере, является правовая охрана результатов  научно-технической деятельности, так  как она обеспечивает эффективную  защиту производителя продукции и результатов интеллектуальной деятельности от недобросовестной конкуренции, даёт возможность осуществлять коммерческие отношения по передаче прав с получением соответствующей материальной выгоды, позволяет фирмам завоёвывать устойчивое положение на рынке сбыта продукции.

Государством  в последние годы принят целый  ряд мер в этом направлении. Формируются  инфраструктура и инструменты инновационного развития территорий, образована Комиссия при Президенте России по модернизации и технологическому развитию экономики  страны, накоплен определённый опыт становления  инновационной экономики в регионах России.

Произошло существенное обновление законодательства в сфере  интеллектуальной собственности. В  частности, с принятием части  четвёртой Гражданского кодекса  РФ существенно поднят уровень ответственности  за незаконное использование результатов  интеллектуальной деятельности, нарушение  авторских и смежных прав.

Кроме того, в  развитие положений Кодекса был  принят ряд федеральных законов: «О передаче прав на единые технологии», «О патентных поверенных», «О внесении изменений в отдельные законодательные  акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях  практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»  и другие.

Вместе с тем, инновации в нашей стране всё  ещё носят точечный характер и  не стали мощной движущей силой хозяйствования и общественной жизни. Технологический  кризис, который переживает Россия, становится угрозой для самого существования  страны не только в долгосрочной, но и в среднесрочной перспективе. Советские заделы в сфере инноваций  в большинстве своём исчерпаны, распалась технологическая цепочка, которая обеспечивала воспроизводственные  циклы инноваций – от фундаментальной  науки до их внедрения.

Бизнес пока не стремится инвестировать в  инновации. Доля средств предпринимательского сектора в финансировании науки составляет 30% внутренних затрат в сфере науки, тогда как в Японии – почти 75%, в Германии – 67%, в США – 63%.

Возникающий на отдельных предприятиях и в конкретных секторах спрос на новые технологии в значительной степени удовлетворяется  за счёт импорта машин, оборудования и технологий.

Россия находится  только на 31 месте в мире по числу  патентных заявок. Лидерами по числу  патентных заявок на изобретения  являются Япония – 486 тысяч изобретений, США – 381 тысяча, Германия – 310 тысяч, Великобритания – почти 285 тысяч. 

В 2009 г. общее  количество заявок на выдачу патентов на изобретения, поступивших в Роспатент, уменьшилось по сравнению с 2008 г. на 7,84% и составило 38564 (2008 г. – 41849). 


Информация о работе Статистическая оценка информационного общества в России