Информационное общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Вначале было слово. А также жест, рисунок, танец, дым от костров и другие нехитрые способы передачи информации, которые люди научились использовать примерно тогда же, когда и примитивные орудия труда.
Потом слово стало письменным. Это было очень удобно - появилась возможность доверить легенды, народные сказания, эпос, а также личную и государственную переписку твердым носителям. Курьерам больше не было нужды заучивать сообщения наизусть, появилась бюрократия и документооборот.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
Глава 1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ………………………..……..5
Глава 2. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА……..8
Глава 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ……..12
3.1. История развития рынка информационных услуг…………..12
3.2. Понятие информационных продуктов и услуг……………….13
Глава 3. ИФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИИ………15
Глава 4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ…………………………………………………….…….17
Глава 5. Журнал «Мегаполис»……………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………

Файлы: 1 файл

Курсовая ТПМИ.docx

— 54.79 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
«Российской академии народного хозяйства и государственной службы»

 

Кафедра «Социальных коммуникаций»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Информационное общество»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2011г

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3

Глава 1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ………………………..……..5

Глава 2. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА……..8

Глава 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ……..12

3.1. История развития рынка  информационных услуг…………..12

3.2. Понятие информационных  продуктов и услуг……………….13

Глава 3.  ИФОРМАЦИОННОЕ  ОБЩЕСТВО В РОССИИ………15

Глава 4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В  ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ…………………………………………………….…….17

Глава 5. Журнал «Мегаполис»……………………………………..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ  

 Вначале было слово. А также  жест, рисунок, танец, дым от  костров и другие нехитрые  способы передачи информации, которые  люди научились использовать  примерно тогда же, когда и  примитивные орудия труда.  

 Потом слово стало письменным. Это было очень удобно - появилась  возможность доверить легенды,  народные сказания, эпос, а также  личную и государственную переписку  твердым носителям. Курьерам больше  не было нужды заучивать сообщения  наизусть, появилась бюрократия  и документооборот.   

 Величайшими прозрениями человечества  стали типографский станок и  регулярные почтовые сообщения.  Они породили два главных признака  цивилизации - человек должен  иметь возможность регулярно  переписываться с любым количеством  респондентов и читать свежие  новости в газетах.  

 Войти в XXI век образованным  человеком можно, только хорошо  владея информационными технологиями. Ведь деятельность людей все  в большей степени зависит  от их информированности, способности  эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в  информационных потоках современный  специалист любого профиля должен  уметь получать, обрабатывать и  использовать информацию с помощью  компьютеров, телекоммуникаций и  других средств связи. Об информации  начинают говорить как о стратегическом  курсе общества, как о ресурсе,  определяющем уровень развития  государства. Информатизация обеспечит  переход общества от индустриального  типа развития к информационному.  Информационный рынок предоставит  потребителям все необходимые  информационные продукты и услуги, а их производство обеспечит  индустрия информатики, часто  называемая информационной индустрией. Все эти вопросы сейчас активно  обсуждаются в печати, хотя до  сих пор нет единого мнения относительно путей развития, понимания приоритетности того или иного направления, формулировок и понятий и т.п.

Само название информационное общество впервые появилось в  Японии. Оно стало основным в докладе  специальной группы по научным, техническим  и экономическим исследованиям, созданной японским правительством для выработки перспектив развития экономики страны. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он характеризует  общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые  средства для ее хранения, распределения  и использования. Информация легко  и быстро распространяется по требованиям  заинтересованных людей и организаций  и выдается им в привычной для  них форме. Стоимость пользования  информационными услугами настолько  невысока, что они доступны каждому. Можно также сказать, что информационное общество является определенным этапом развития техногенной цивилизации. Сама техногенная цивилизация довольно поздний продукт человеческой истории. Ее формирование относится к XV-XVII столетиям  в Европе с последующей экспансией в различные регионы мира особенно в эпоху великих географических открытий. Эта цивилизация получила название западной цивилизации. На протяжении ее последующей истории темпы  развития общественной жизни убыстряются, экстенсивное развитие заменяется интенсивным, ценностью становятся сами инновации.

 

 

 

 

 

Глава 1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ

Предлагаем остановиться на значении и смысле информации. Первое определение информации, которое  приходит в голову, - семантическое: информация имеет смысл; у нее  есть предмет; это либо сведения о  ком-то или о чем-то, либо руководство  к действию. Если использовать такую  концепцию информации для дефиниции  информационного общества, то в результате мы придем к обсуждению этих характеристик  информации. Мы будем говорить, что  информация о таких проблемах, о  таких сферах, о таком экономическом  процессе и составляет сущность новой  эры. Однако теоретики информационного  общества отбрасывают именно это, вполне согласующееся со здравым смыслом  определение информации. И действительно, представление о том, что информация имеет прежде всего семантическое  содержание, оказалось в забвении.

Все те определения, о которых  мы говорили, подходят к информации без учета ее смысла, хотя и с  различных сторон. В поисках количественного  подхода к определению информации можно обратиться к классической теории информации Клода Шеннона  и Уоррена Уивера (1949), где используется определение информации, резко отличающееся от обыденного семантического. По данной теории, информация есть количество, измеряемое в «битах», и определяемое как  вероятности частотности символов. Эта дефиниция возникла из потребности  инженеров коммуникационных технологий, которые заинтересованы в измерении  хранимых и передаваемых символов, основанных на системе двоичного  исчисления (включить-выключить, да-нет, 0-1).

Так понятие «информация», прежде столь неудобное, оказалось  подходящим для математического  метода, но достигается это ценой  исключения столь же неудобных вопросов о смысле и качестве информации. В обыденной жизни, получая информацию или обмениваясь ею, мы в первую очередь оцениваем ее значение и  ценность: существенна ли она, точна  ли, нелепа, интересна, компетентна или полезна? Но для теории информации, которая лежит в основе многих измерений информационного взрыва, эти параметры не существенны. Эта теория дает определение информации независимо от ее содержания, рассматривает ее как часть физического мира вроде энергии или материи. Вот как пишет об этом один из выдающихся приверженцев теории информационного общества:

 Информация существует. Чтобы существовать, она не нуждается в том, чтобы ее воспринимали. Чтобы существовать, она не нуждается в том, чтобы ее понимали. Она не требует умственных усилий для своей интерпретации. Чтобы существовать, ей не требуется иметь смысл. Она существует.

(Stonier, 1990, с. 21, курсив автора)

И действительно, если так, то два сообщения (одно - исполненное  глубокого смысла, второе - полная ерунда) могут быть равны. Как пишет Розак, «словом информация стали обозначать все, что может быть закодировано для передачи по каналам связи  от источника к получателю, вне  зависимости от его семантического содержания». Это позволяет представлять информацию в количественном виде, но ценой забвения ее смысла и качества. 1

Вся культура построена на смыслах, на том как и почему люди живут именно так, а не иначе, просто поразительно, насколько восторг постмодернистов перед нереферентным характером символа сочетается с теориями коммуникации и экономическим подходом к информации. Это какая-то магия распространения информации, ее фантастической экспансии, в результате которой информация утрачивает семантическую основу. Символы сейчас - везде и всюду, они производятся постоянно и в таких количествах, что их значения нейтрализуются, они перестают означать что-либо вообще.

Примечательно, что теоретики  информационного общества, исключив смысл из своих концепций информации в угоду количественным измерениям ее роста, приходят к выводу, что  благодаря возрастающему экономическому весу, количеству произведенной информации или просто количеству символов, которые  нас окружают, общество должно претерпеть исполненные глубокого смысла перемены. Иначе говоря, мы имеем дело с  несоциальной оценкой информации - она существует, и все, - но должны приспосабливаться к социальным последствиям. Подобная ситуация хорошо известна социологам, которые утверждают, что то или иное явление не связано  с развитием общества (особенно это  касается технологий и науки), однако влечет за собой немедленные социальные последствия. Тем не менее такой  анализ не правомерен.

Без сомнения, возможность  измерить в количественных показателях  распространение информации небесполезна, но этого определенно недостаточно. Для подлинного знания, что такое  информационное общество, чем оно  похоже на другие социальные системы  и чем отличается от них, мы обязаны  изучить значение и качество информации. Какой вид информации претерпел  особо быстрый рост? Кто производит этот вид информации, для каких  целей, с какими последствиями? Как  мы увидим дальше, интерпретации тех  ученых, которые задаются вопросами  о смысле и качестве информации, значительно отличаются от тех, кто  оперирует несемантическими и количественными  измерениями. Первые настроены весьма скептически относительно наступления  новой эры. Разумеется, эти ученые признают, что информации стало больше, но они отказываются рассматривать  ее в отрыве от содержания (они всегда спрашивают: какая информация?), не соглашаются  признать, что производство информации привело к возникновению информационного  общества. 2

 

Глава 2. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.

В наступающем столетии решающее значение для экономической и  социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера  трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального  уклада, зиждущегося на телекоммуникациях. Революция в организации и  обработке информации и знаний, в  которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального  общества. Три аспекта постиндустриального  общества особенно важны для понимания  телекоммуникационной революции:

1)   переход от индустриального к сервисному обществу;

2)   решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций;

3)   превращение новой “интеллектуальной технологии” в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений.3

Понятие информационного  общества - термин, применяемый для обозначения современного состояния индустриально развитых стран, связанного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедеятельности, качественно новым уровнем (размахом) производства, переработки и распространения информации.

Однако последней трети ХХ века новая технологическая революция, всеобщая компьютеризация, информатизация общества, интеллектуализация хозяйства создают принципиально новую общественную ситуацию. Переосмысление социальных изменений, подступы к смене методологической парадигмы в теории общества стали наблюдаться в конце 60-х – начале 70-х годов.

Однако концепция информационного общества отмечается, что такое общество являет собой особую стадию в историческом развитии. Существует два подхода, по-разному трактующие историческое место информационного общества. Первый подход рассматривает информационное общество как фазу индустриального общества. Второй подход фиксирует информационное общество в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом.

Однако связи с расширением сферы информационной деятельности меняются профессиональная квалификация, образовательная структура общества, характер труда. Изменяются роль и функции важнейшего элемента производительных сил - человека, интеллектуальный и творческий труд вытесняет труд индивидуума, непосредственно включенного в процесс производства.

Однако информационном обществе на первое место выходит производство услуг. На рынке услуг главным становится труд, направленный на получение, обработку, хранение, преобразование и использование информации. Творческое начало приобретает первенствующее значение в мотивации трудовой деятельности.

Однако огромная армия труда: доля тех, чья деятельность связана с творческим трудом, приближается в индустриально развитых странах к половине всей рабочей силы. США и Япония по этим показателям продвинулись еще более.

Однако в Африке 2/3 населения  занято сельскохозяйственным производством, то в США этим занимаются менее 3% активного населения.

Однако промышленном производстве США занято 17%,а в сфере информационных технологий - 80%.

Однако Парсонс рассматривал общество как сеть взаимообменов  четырех основных подсистем –  экономической, политической, правовой, морально-идеологической (подсистема поддержания образца), то в информационном обществе к ним добавляются две  важные и самостоятельные подсистемы – телекоммуникационная и образовательная. Телекоммуникационную подсистему нельзя рассматривать лишь как техническую  составляющую экономики; она далеко выходит за рамки роли и значения в технике. Телекоммуникационная технология укрепляет прорыв в демократическое социальное устройство, поскольку позволяет человеку иметь статус «непосредственного члена» общества без всякого рода посредников в лице каких-либо групп, идеологий или символических культурных систем.

Однако же и образование становится важной, более того, доминирующей подсистемой общества.

Однако стратегический ресурс в современных условиях функционирования государственных и политических структур. "Информационный взрыв" вызвал изменения в области духовного производства, культуры. Информация становится продуктом и одной из главных ценностей общества.

Информация о работе Информационное общество