Информационное общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 14:01, реферат

Краткое описание

Сколько бы ни размышляли философы над перспективами информационного общества, о сущности информационно-компьютерной революции, философия остается верной сама себе и выполняет лишь ей присущую функцию, только когда она занимается человеком.

Файлы: 1 файл

Сколько бы ни размышляли философы над перспективами.docx

— 28.28 Кб (Скачать)

 

Сколько бы ни размышляли философы над перспективами

информационного общества, о  сущности информационно-компьютерной революции, философия остается верной сама себе и выполняет лишь ей присущую функцию, только когда она занимается человеком.

То, что мы привыкли называть Человеком, совпадает с понятием общество. Но помимо этого абстрактного родового существа, обитающего в философских  трактатах, статистически усредненного и обобщенного, наш мир населен  обычными, нормальными, живыми людьми. Эти люди живут и умирают, борются, побеждают, терпят поражения, занимаются бизнесом, работают на заводах и  в конторах, ленятся, бездельничают, рожают детей, страдают от болезней и  старости, обладают властью или сопротивляются ей, занимаются наукой и философией или бедствуют в полном невежестве в глухих трущобах.

При всей этой обыденной заземленности  и каждодневности жизни человеку свойственно свое бытие - бытие, погруженное  в бытие мира, образующее часть  последнего, и притом особую часть, способную, быть может, повлиять на целое. Какие бы ограниченные, сиюминутные  цели не ставил перед собой человек, рано или поздно, с большей или  меньшей остротой, тревогой и страхом  задумывается он о смысле своего бытия, о смерти и бессмертии, о справедливости, о цели жизни, о ее смысле и бессмысленности. Людям свойственны стрессы и  аффекты, рациональные и иррациональные механизмы деятельности.

Поэтому на вопрос, каков  же человек - мудр он или глуп, разумен  или неразумен, добр он или зол, философ  может дать лишь один ответ: человек  разнообразен. Но при этом радикально отличается от всех других существ  на Земле, а может быть, и во всей Вселенной. Так чем же отличается человек от всего живого?

Прежде всего разумом, технологичностью деятельности, стремлением  к творчеству и свободе. Это четыре великих фундаментальных признака человека.

 Животные не обладают  знаниями, не вырабатывают их  и поэтому не способны быть  свободными, поскольку свобода предполагает  принятие и реализацию решений  со знанием дела. Они производят  и передают информацию, но далеко  не всякая информация разумна.  Животные преобразуют мир, но  это преобразование не опирается  на технику и технологию и  не носит творческого характера.  Фундаментальные

особенности человека возвышают  его над миром животных, но это  еще не

означает, что он всегда использует свои преимущества на благо самому себе и рода человеческого в целом.

Новая информационная технология впервые открывает перспективу  для колоссального усиления этих фундаментальных особенностей человека, для их применения в невиданных ранее  масштабах. Но каковы будут последствия  ее внедрения и применения, зависит  от социальных, культурных и цивилизационных  структур и механизмов, от идеалов  и идеологий, от социальных моделей  будущего и утопий, мифов, ценностей  и политических установок, страстей. Амбиций, этнических традиций и предрассудков, во власти которых находится современный  человек.

Эта новая, высшая информационная технология может, как и все предшествовавшие технологии, служить добру и злу. Человек должен сделать особый, сверхдетерминирующий выбор, основанный на четком понимании  ужасающей силы связанных с ней  негативных последствий, а также  конструктивных, позитивных возможностей. Человек своей деятельностью  преобразует мир, самого себя, общество. Находясь вначале зависимости от окружающей среды, он, в конце концов, сумел стать его господином, но впал благодаря тому в еще более  тяжелую зависимость.

Перспектива экологической  катастрофы, о которой несколько  десятилетий назад говорили как  об очень далекой, стала сейчас уже  реальностью: разрушается озонный  слой, не хватает пресной воды, кислотные  дожди и химические вредные отбросы  делают почву непригодной для  земледелия, а продукты питания превращаются в яд. Гибнет Мировой океан, сокращается  масса лесов - главного источника  атмосферного кислорода.

Несмотря на намечающуюся разрядку в международных отношениях и на смягчение международного климата, порождаемого новым политическим мышлением, угроза термоядерной войны еще не  ликвидирована, а вместе с тем  на человечество уже надвигаются  новые беды: пандемия СПИДа, углубляющийся  разрыв между бедными и богатыми странами, хронический голод и  политическая нестабильность в ряде стран, угрожающие хрупкой стабильности и непрочному экономическому равновесию в обозримом будущем.

В странах, развивающихся  на основе централизованного планирования в рамках суперэтатизма и однопартийной  политической системы, происходят глубочайшие  изменения и предпринимаются  усилия для преодоления социально-экономического и идеологического кризиса. Новые  социально-экономические программы  и преобразования, намечающиеся в  этих странах и рассчитанные на преодоление  пренебрежительного отношения к  человеку, к личности, к индивидуальной инициативе, требуют радикального пересмотра проблемы собственности, государственного контроля над социальной активностью  и изменения приоритетов в  системе взаимодействия коллектива и индивида. Рушатся обветшавшие  идеологические клише, управленческие и организационные формы, не выдержавшие  испытания социальной практикой  и временем. В этих условиях человек  не только вправе, но и обязан задуматься над тем, что означает информационная революция для него самого, для  его бытия как реального, живого, а не абстрактного существа.

Однако существуют и вполне определённые положительные стороны.

Информационное общество в принципе лишено каких-либо государственных  или национальных признаков в  том плане, что оно уж совершенно точно невозможно в одной отдельно взятой стране. Так что Россия только присоединяется к уже существующей системе отношений – общественных, экономических, культурных…И если этот процесс будет хоть в какой-то мере удачным, мы – каждый из нас–несомненно окажемся в выигрыше. Потому что, не считая развития технологий – как  высоких, так и чисто утилитарных, бытовых, которые немного облегчат нашу жизнь, - мы получим шанс стать  более значимыми, менее “винтиками”  в государстве, которое сможем контролировать при помощи информационных коммуникаций.

Мы не только получим возможность  точно знать о процессах, происходящих в государственной машине, - эта  самая машина должна будет

учитывать мнение каждого  из нас, поскольку мы сможем это мнение до неё

донести – и неискажённым. Станет технически осуществимым метод  управления государством, отражающий самую суть демократии. Причем, учитывая возможность интерактивности высказывания мнений, станет возможным общественный договор в буквальном понимании  – достижение  компромисса между  всеми мнениями без исключения.

Таким образом, абсолютно  снимается проблема меньшинства, чьё  мнение фактически игнорируется при  чисто арифметическом методе решения  большинством голосов. Кроме того, информационная технология ведет к созданию интеллектуальных компьютерных систем. Сможет ли благодаря  компьютерам произойти отчуждение человеческого интеллекта, приведет ли это к созданию интеллекта более  мощного, чем человеческий? Не означает ли компьютеризация и информатизация общества и создание систем искусственного интеллекта появление новой, антигуманоидной, чисто машинной цивилизации, в которой  разум, отчужденный от человека, приведет к его исторической (хотя не обязательно  биологической) гибели с большей  неотвратимостью, чем экологический  дисбаланс или ракетно-ядерная  война?

Сейчас, после миллионов  лет борьбы с природой, человечество, наконец, осознало необходимость вступить с ней в диалог, в сотрудничество. Не должно оно уже сейчас, пока не поздно, задуматься над культурными  и интеллектуальными последствиями  информационной революции, потому что  темп, с которым они наступают, беспрецедентно высок, и, быть может, в  недалеком будущем предотвращение негативных последствий окажется уже  невозможным.

Представим себе человека, только что перенесшего тяжелую  операцию, которому врач, наблюдающий  за выздоровлением, говорит: сначала  попробуем стародедовские методы, известные  еще Геродоту. Это как-то понадежнее и проверено всем мировым опытом, а уж если не поможет, займемся переливанием крови и введем современные антибиотики. Но опыт бывает двух видов - позитивный и негативный. Негативный опыт может  отправить человека на тот свет задолго  до того, как будут задействованы  современные, прогрессивные медицинские  средства. То же самое можно сказать  и об обществе и о человеке.

Там, где социальные и человеческие проблемы достигают предельной остроты, применение самых радикальных средств, в том числе представляемых новейшей технологией и наукой, может оказаться  наиболее эффективным. Но это применение должно быть разумным и взвешенным, опирающимся на серьезный анализ, на подлинную и глубокую философию  человека, философию разума, философию  прогресса.

2. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 

1.1 Предмет философии Нового  времени

Предметом философии является всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, общества, человека, отношения объективной  действительности и субъективного  мира, материального и идеального, бытия и мышления. Человек пытается найти ответ на наиболее общие  и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в мире? что лежит в основе всего  существующего материальное или  духовное? подчинен ли мир каким-либо законам? может ли человек познать  окружающий мир, что представляет собой  это познание? в чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называют мировоззренческими. Центральные мировоззренческие  проблемы (отношение мышления к бытию, человека к миру, сознания к материи, духа к природе, психического и физического, идеального и материального, что  является первичным) формируют общие  вопросы философии, т.к. через отношение человека, его мышление, сознание, духовная и психическая деятельности осознается место человека в мире, его предназначение, смысл существования.

Предпосылки для формирования философии Нового времени связаны  с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натуралистической философии. В тот же период имеют место  попытки философов заново обосновать естествознание, соединив эксперимент  и размышления как основу теоретического метода. В 17 веке интерес философов  был направлен на вопросы познания.

ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания и реальности, исследуются  всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и  истинности.

Чувственное восприятие человеком  конкретных событий, фактов зависит  от содержания понятий, а также от того, в какой мере содержание понятий  освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости чувственного опыта и восприятия от языка, от понятийного  аппарата, используемого человеком  в его практической деятельности. Однако эта зависимость не является односторонней.

Понятие является результатом  исторического опыта человечества. Усвоение конкретными людьми уже  существующих понятий, роль этих понятий  в их сознании и деятельности - все  это зависит от непосредственного  контакта людей с объективной  реальностью. В ходе таких контактов  понятия многократно проверяются, обогащаются, дополняются новым  смыслом.

Так, чувственное и рациональное мышление находятся в неразрывном  единстве и взаимодействии. В их сложном взаимодействии обнаруживается два типа деятельности:

1.                практическая деятельность в  широком смысле;

2.                деятельность, специально направленная  на создание знаний, на продуцирование  понятий, т.е. теоретическая деятельность  как особый вид умственного  труда. 

В ходе физического воздействия  на конкретные предметы и явления  человечество приобретает многочисленные знания об отношениях (между различными типами материальных объектов и процессов, между различными свойствами объектов). Поскольку знание направлено на выявление  отношений между свойствами предметов, между самими предметами и процессами, данные отношения становятся объектами  познания. Процессы, в ходе которых  постепенно и последовательно образуются понятия, отражающие общие свойства предметов и явления окружающего  мира, измеряются столетиями. Прежде чем  знание тех или иных связей обретет  обобщенную форму и благодаря  этому приобретет понятийное выражение, должны миллиарды раз осуществиться  процессы сопоставления, сравнения, мысленного рассечения и физического видоизменения  объектов. Должны остаться в стороне  все несущественные моменты данной связи. Знание должно приобрести обобщенную форму и в том смысле, что  оно должно приобрести объективное  значение для множества людей.

Когда слово выступает  в единстве с более или менее  полным знанием общих свойств  объекта, их отличия от других объектов, оно как раз и выступает  в форме понятия. Понятия - это  такие воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют  общие существенные свойства, отношения  предметов и явлений. Если бы в  ходе истории не выработались такие понятия, то каждый человек в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкретную вещь, факт, явление.

Обратим внимание на действия, которые имеют место в процессе образования чувственных понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставления, выделение  того общего свойства, которое присуще  необозримому множеству предметов  и целым классам предметов, в  философии именуется абстрагированием, а результаты абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение  отношений в объект познания. Тут  существуют два важных момента: при  абстрагировании человек исходит  из объективных, действительных свойств  объектов и явлений и из их реальных отношений друг к другу, фиксируется  их действительное, независимо от сознания существующее единство. Но при этом деятельность отвлечения и объединения  свидетельствует об активности человеческого  познания, о возникновении особого  типа деятельности, особого типа познания, направленного на фиксирование отношений.

Информация о работе Информационное общество