Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 14:01, реферат
Сколько бы ни размышляли философы над перспективами информационного общества, о сущности информационно-компьютерной революции, философия остается верной сама себе и выполняет лишь ей присущую функцию, только когда она занимается человеком.
Объяснение и понимание
Теория познания различает
структурные объяснения (отвечают на
вопрос, как устроен объект), функциональные
объяснения (как действует и
Что же дает нам процесс объяснения? Он, во-первых, устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний. Во-вторых, позволяет осуществить предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов.
Чем же отличается понимание от объяснения? На всех этапах человеческой деятельности мы сталкиваемся с чем-то неизвестным, знание, о чем у нас отсутствует. В данных случаях мы говорим о том, что данное явление непонятно, что мы о нем ничего не знаем. Мы можем не понимать тексты из-за незнания языка, особенностей культуры. Из необходимости решать подобные проблемы возникла герменевтика (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г. Гадамер, Э. Бетти, П. Рикер) - наука о понимании. Чтобы понять письменный или устный текст надо понимать значение каждого слова, предложения или отрывка, который им придавали авторы. Но с другой стороны, чтобы понять эти детали и части, необходимо понимать смысл и значение содержащего их контекста. Эта ситуация получила название - “герменевтический круг”.
Понимание - это не единичный акт, а длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому. При этом осуществляются такие процедуры как:
1.
интерпретация - первоначальное
приписывание информации
2. реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и значения;
3. конвергенция - объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений;
4.
дивергенция - разъединение единого
смысла на отдельные подсмыслы;
5. конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование.
Понимание, следовательно, представляет собой реализацию многих процедур, обеспечивающих преобразование информации при переходе от незнания к знанию.
Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.
Иррационализм - философское учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и признающее основным видом познания интуицию, чувство, инстинкт – считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей, подчиненной игре случая, слепой воле (иррациональным в частности является экзистенциализм).
Рационализм – учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость – логические признаки всеобщего знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует их проявление (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг).
1.2 Основные проблемы, поднимаемые философией Нового времени
Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в мире? что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное? подчинен ли мир каким-либо законам? может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? в чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называют мировоззренческими. Человек может опираться на жизненный опыт и здравый смысл, на веру в сверхъестественное или на научные знания. Проблемы философии: начальный период характеризуется космоцентризмом – стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущность; следующий период.: антропоцентризм - проблема человека, этики, общественного устройства; средневековье: геоцентризм - природа и человек как творение Бога; Новое время: проблема познания, научных методов, общественного устройства.
На первый план выходят проблемы гносеологии. Гносеологическая философия состоит в изучении отношения “мир-человек”. Теория познания рассматривается как отношение объекта и субъекта познания, выявляется связь чувственного и рационального, исследуются проблемы истины и другие гносеологические вопросы.
Два основных направления философии Нового времени:
1.
Эмпиризм - направление в теории
познания, которое признает чувственный
опыт как единственный
а) идеалистический эмпиризм (представители Беркин, Юм). Эмпирический опыт совокупность ощущений и представлений, величина мира равны величине опыта.
б) материалистический эмпиризм (представители Бекон, Гоббс) - источник чувственного опыта существующий внешний мир.
2.
Рационализм (лат. разумный) выдвигает
на первый план логическое
основание науки, признает
Гносеология – философское
учение о человеческом познании. Человек
и общество в своем бытии изменяют
окружающий мир, но общество может существовать,
только изменяя мир. Это практическое
отношение к миру и является практической
основой общества. Особенностью человеческого
бытия является то, что для своего
бытия, человек вынужден целенаправленно
изменять окружающий мир. Чтобы изменение
было рациональным, человечество выработало
познание. Задача гносеологии –
выяснение природы
Субъект и объект познания.
В рационалистической философии
проблемы теории познания рассматривались
под углом зрения взаимодействия
субъекта и объекта. Однако даже в
рамках рационалистической традиции трактовка
понятий «субъект» и «объект»
существенно менялась. В докантовсой
философии под субъектом
Каковы же основные качества субъекта, отличающие его от объекта? Исходная характеристика субъекта – активность, понимаемая как самопроизвольное, внутреннее детерминированное порождение материальной и духовной энергии. Объект же это предмет приложения активности. Активность человека носит осознанный характер и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Свободная деятельность есть высшее проявление активности. Таким образом, субъект – это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности. Объект – это сфера приложения активности субъекта. Различия между объектом и субъектом относительны. Субъект и объект – это функциональные категории, которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельности. Индивид, если он активно воздействует на окружающих, - субъект, а если на него воздействуют другие, то он превращается в объект.
Познание как отражение
действительности. Отражение – это
взаимодействие двух систем, в результате
которого особенности одной системы
воспроизводятся в особенностях
другой системы. В диалектико-
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1993.
2. Малехина Е.В. Философия техники, - М., 2004.
3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
4. Философия в системе культуры. Ч.1: Исторические типы философии. Вып.1 / Ильин В. В, Базалин В. Г., Бушуева В. В. и др.; Под. ред. В. В. Ильина. – М.: Изд. МГТУ им Н. Э. Баумана, 1996.
1