Взаимосвязь религии и хозяйственных институтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 11:03, реферат

Краткое описание

Цель моей контрольной работы изучить социальные институты, определить основные социальные институты и дать им характеристику, то есть выявить их признаки, структуру, функции и роль в обществе.
После того как я определилась с основными социальными институтами, я посчитала нужным разделить свою работу на параграфы, в итоге получилось два параграфа. Второй параграф включает в себя пять разделов.
При изучении каждого института я пользовалась Интернет-ресурсами (книгами в электронном виде), такими как: Кравченко А.И. Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов, Фролов С.С. Социология. - М., 1996, Вебер М. Избранное. Образ общества на веб-узле www.gumer.info, а также веб-узлами http://sociology2015.ru и www.nuru.ru/socio/.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..3
§1. Социальные институты…………………………………………………………………4
§2. Основные социальные институты……………………………………………………..8
Семья, как социальный институт………………………………………………8
Институт образования…………………………………………………………10
Институт политики…………………………………………………………….12
Институт экономики…………………………………………………………..14
Институт религии……………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………………...19
Список использованной литературы…………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

социология Взаимосвязь религии и хозяйственных институтов..docx

— 68.10 Кб (Скачать)

  В экономической культуре можно выделить несколько взаимосвязанных уровней, в различной степени воздействующих на экономическое поведение:

  1)     ценности и мораль (трудовая этика);

  2) научное и инструментальное знание (профессиональное, специализированное);

  3)  нормы и нормативная регуляция поведения.

  Среди ценностных стандартов экономической  культуры ведущее место принадлежит ценности труда и тесно связанной с ней трудовой этике. Под трудовой этикой принято понимать отношение людей к труду, запечатленное в нормах и ценностях господствующей в обществе морали и воплощенное в категориях и образцах культуры, которые реализуются в сфере трудовой деятельности.

  В системе экономической культуры важную роль выполняют и другие ценности, воздействующие на экономическое поведение. Среди них ведущую роль играет такая ценность, как частная собственность.

  В России традиционно, особенно в конце  ХIХ-начале XX веков, укоренилась мысль о «порочности», «пагубности» богатства. Принцип «святости» частной собственности не привился в сознании русского обществе. Радикальная русская интеллигенция весьма способствовала укоренению в народе мысли о том, что буржуазия является его основным, главным врагом. Люди гуманитарных профессий, «пролетарии умственного труда» были выходцами преимущественно из низших слоев общества и составляли ядро русской радикальной интеллигенции, они явились «духовными лидерами русской революции».

  Так, историк С.С. Ольденберг приводит ряд  убедительных высказываний, подтверждающих, что русское общество имеет сильное предубеждение против предпринимательской деятельности и соответственно, частной собственности. Историк пишет, что честнее быть агрономом на службе земства, чем землевладельцем, статистиком у промышленника, буржуазным, чем промышленником. По мнению С.Л. Франка, в России создалась ситуация, когда сами собственники не имели «собственнического мировоззрения», бескорыстной и сверхличной веры в святость принципа собственности. В то же время сам русский народ, по мнению Н.А. Бердяева, никогда не был буржуазным, не имел буржуазных черт в психологии и не исповедовал буржуазные нормы и добродетели. В результате, по мнению П.П. Рябушинского, частное предпринимательство, благодаря которому расцвела экономическая жизнь России к 1913 году, в момент кризиса ассоциировалась у народа с бандой спекулянтов, наживающихся на народном горе. Отсутствие традиции уважительного отношения к частной собственности сделало невозможным защиту института предпринимательства после 1917 года. Малочисленная буржуазия позволила себя ликвидировать как класс.

  Второй  составной частью экономической культуры является совокупность инструментальных и научно-теоретических знаний. Важность этого компонента в ценностно-нормативной регуляции экономического поведения обусловлена тем, что он относится к рациональному типу социального действия.

  Уровень экономической культуры, связанный  с нормативным регулированием экономической деятельности, также отличается рядом особенностей. Институционализированный ценностно-нормативный комплекс, регулирующий статусно-ролевое поведение различных социально-профессиональных групп, состоит из трех взаимосвязанных сфер:

  1)      профессиональные нормы и профессиональная этика;

  2)  ролевые предписания, относящиеся к различным типам экономического поведения (бизнес, банковское дело, реклама и т. д.)

  Основная  функция экономической системы - способствовать адаптации и выживанию общества в условиях изменяющейся среды. Эта функция конкретизируется в деятельности экономической системы по производству различных товаров и услуг, которые потребляются населением для удовлетворения различных материальных потребностей.

  Среди других функций экономической системы общества можно выделить интегральную. Общество выполняет эту функцию по той причине, что она является движущей силой разделения общественного труда, которое, как показал еще Э. Дюркгейм, обеспечивает органическую солидарность между членами. Однако экономическая система может выполнять и дезинтегративные функции Марксистская концепция отразила определенные реалии раннего капитализма - эпохи свободного предпринимательства.

  В современном индустриальном обществе конфликт между предпринимателем и рабочими в значительной степени ослаблен, так как государство регулирует отношения между трудом и капиталом.

  Описание  социальной структуры экономической  организации представляет определенные трудности в силу ее чрезвычайной сложности: многоуровневости, разветвленности и т.д. Поэтому целесообразно выделить основные социально-статистические группы, обеспечивающие функционирование экономической системы. К таковым относятся:

  1)      менеджеры крупных корпораций, ответственные работники сферы управления экономикой;

  2)      технические специалисты среднего уровня;

  3)      предпринимательский класс;

  4)      мелкие собственники;

  5)      техники (мастера), осуществляющие контрольные функции на производстве;

  6)      квалифицированные рабочие;

  7)      неквалифицированные рабочие.

  Структура индустриальной экономической  системы 

  Экономическая организация общества состоит  из двух основных уровней: в первый входят производители товаров, во второй - потребители. Однако наряду с этим следует учитывать многоуровневую систему производственных организаций, которая в самом общем виде может быть представлена двумя социально-статусными группами - управляющими (менеджерами) и рабочими, квалифицированными и неквалифицированными.

  Итак, в упрощенном виде структура индустриальной экономической организации может быть представлена взаимоотношениями четырех основных социальных позиций - предпринимателей, менеджеров, рабочих и потребителей.

  Предприниматель - ключевая фигура рыночной экономики. Громадные достижения современной цивилизации (высокий уровень технического прогресса, материальное благосостояние широких масс население, изобилие товаров в промышленно развитых странах) справедливо связывают с деятельностью частного сектора и типичных его представителей - бизнесменов и предпринимателей.

  Отметим объективные социально-экономические  условия предпринимательства:

  1)  хозяйственная самостоятельность, владение собственностью;

  2) легитимизация предпринимательства, подразумевающая юридическое признание института частной собственности и его государственную поддержку;

  3) наличие определенных социокультурных предпосылок, благоприятное отношение со стороны общества к предпринимательской деятельности.

  Важное  место в экономической структуре  индустриального общества принадлежит специалистам по управлению различными сферами хозяйственной деятельности - менеджерам. Как отмечает признанный теоретик индустриального общества ДЖ. Гелбрейт, именно менеджеры, или технократы обладают реальной властью, так как осуществляют процесс принятия решений по важнейшим проблемам управления и планирования производства, разрабатывают экономическую стратегию.

  По  мнению английских специалистов по управлению М. Вудкока и Д. Фрэнсиса, эффективно работающий менеджер должен обладать следующими навыками и способностями: умением управлять собой, разумными личностными ценностями, четкими личными целями, упором на постоянный личный рост, навыком решать проблемы, способностью к инновациям и изобретательностью, высокой степенью влияния на окружающих, знанием современных управленческих подходов, способностью руководить, умение обучать и развивать подчиненных, способность формировать и развивать эффективные рабочие группы. 

    1. Институт  религии

  Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ее институты - церковь, религиозные организации, объединения верующих.

  Важным  элементом религиозного комплекса является церковь - один из социальных институтов, обладающих рядом характерных признаков. Прежде всего, это наличие профессионального духовенства, которое формируется по иерархической системе. Например, христианская церковь с первых веков своего существования построила свою иерархию по “феодальному образцу”. Кроме всего этого, церковь выступает и как юридическое лицо, владеющее определенной собственностью, которая составляет экономическую основу ее существования. Для церкви типично также наличие четко разработанной догматики и детализированного культа.

  Внутренняя  структура такого института представляет собой организационно оформленное  взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием  социальных организаций и учреждений, также имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже четко разделяются  управляющая и управляемая системы. Первая система включает в себя группу занимающихся выработкой, сохранением  и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной  деятельности и отношений, контролем  поведения, включающего в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая подсистема, включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью. Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в различного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру этих организаций, характер отношения между верующими, священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и их структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.

  Раннехристианские общины не представляют собой церковной  организации. На первых этапах становления  христианства их можно охарактеризовать как культовые сообщества. Превращение  культового сообщества в религиозную  организацию совершается тогда, когда в его рамках образуется устойчивая прослойка служителей культа с закрепленным социальным статусом, вырабатывается единое вероучение, носящее  нормативный характер, происходит выполнение определенных социальных функций как  по отношению к членам данной организации, так и к более широким социальным образованиям, в том числе и  к государству. Конкретно, в Римской  империи (I-II вв.) христианские объединения  превращались из культовых сообществ  в религиозные организации по мере разделения ее членов на клир и  мирян и выполнения этими объединениями  социальных функций на базе общего имущества.

  Формирование  института церкви в христианстве в полной мере отражает общие закономерности социальной институционализации культовых  систем. Христианская церковь как  социальный институт оформляется в  Римской империи во II-V вв. новой  эры. Становление христианской церкви как социального института следует  рассматривать как взаимосвязь  друг с другом в процессе формирования сложной иерархизированной структуры  и одновременно приобретения совокупности социальных функций в надстроечной системе данного общества.

  Функции церкви как социального  института 

  В функционировании религии и церкви, выступающей в роли социального  института, важное значение имеют духовно-нравственные феномены - религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила.

  Свод  морально-этических правил - это представление о праведном образе жизни. Большинство религий предписывают верующим систему заповедей или норм, регулирующих поведение людей, например, заповеди Моисея в Ветхом Завете, заповеди Христа в Новом Завете.

  Социология  религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые  выполняет религия в обществе. Известный американский этнограф, создатель  социальной антропологии Б. Малиновский  связывал существование религиозной  веры с потребностью людей в обретении  смысла жизни, с их тревогой о своей  судьбе. Он считал, что религия возникает  из способности людей любить и  заботиться о ближних, из осознания  неизбежности смерти. Однако религия  не только дает утешение перед лицом  смерти, она вносит смысл и в  другие аспекты человеческой жизни, например: дает надежду тем, кто страдает, помогает переносить тяготы жизни: болезни, бедность, социальное неравенство.

  Основатель  психоанализа З. Фрейд считал, что  главная функция религии связана  с тем чувством психологической  защищенности от жизненных невзгод, которое она дает людям. Как ребенок  пытается найти защиту от своей беспомощности  у родителей, так и взрослые люди, не сумевшие по каким-то причинам приспособиться к жизни, стремятся найти защиту у Бога.

  Согласно  Дюркгейму, религия не только отражает структуру общества, но и укрепляет  ее, концентрирует внимание и надежды  людей на общих верованиях и объектах поклонения, т.е. вырабатывает общие ценности и нормы, выполняя, таким образом, функцию объединения или интеграции членов данного общества. Эта интегрирующая функция религии наглядно проявляется в исполнении ритуалов. Например, христианское таинство причащения (вино и хлеб) символизирует кровь и тело Христа. Отведав их, христиане верят, что тем самым они приобщаются к святому духу Христа. Подобные ритуалы поддерживают ценности общества и препятствуют нарушению господствующих в нем норм.

Информация о работе Взаимосвязь религии и хозяйственных институтов