Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 11:03, реферат
Цель моей контрольной работы изучить социальные институты, определить основные социальные институты и дать им характеристику, то есть выявить их признаки, структуру, функции и роль в обществе.
После того как я определилась с основными социальными институтами, я посчитала нужным разделить свою работу на параграфы, в итоге получилось два параграфа. Второй параграф включает в себя пять разделов.
При изучении каждого института я пользовалась Интернет-ресурсами (книгами в электронном виде), такими как: Кравченко А.И. Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов, Фролов С.С. Социология. - М., 1996, Вебер М. Избранное. Образ общества на веб-узле www.gumer.info, а также веб-узлами http://sociology2015.ru и www.nuru.ru/socio/.
Введение……………………………………………………………………………………..3
§1. Социальные институты…………………………………………………………………4
§2. Основные социальные институты……………………………………………………..8
Семья, как социальный институт………………………………………………8
Институт образования…………………………………………………………10
Институт политики…………………………………………………………….12
Институт экономики…………………………………………………………..14
Институт религии……………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………………...19
Список использованной литературы…………………………………………………….20
В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием.
Термин «формальное образование» подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций, осуществляющих процесс обучения; во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, как «задающему» объем получаемых знаний, обучения определенным навыкам и действиям, которые должны соответствовать:
а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе;
б)
нормативным требованиям
Что же касается неформального образования, то под ним понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно усваивает в процессе общения с окружающей социальной средой и путем индивидуального приобщения к культурным ценностям.
В
примитивных первобытных
В доиндустриальном обществе с расширением масштабов общественного разделения труда, появлением государственной власти и социального неравенства начинается обособление института образования. Наглядным примером могут служить школы Древней Греции и Древнего Рима, в которых учителя обучали за плату детей благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др.
В эпоху средневековья начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты - в Париже, Оксфорде и других городах.
В обществе индустриального типа образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населения.
В
чем заключается специфика
Вторая особенность социологического анализа заключается в том, что система образования рассматривается как тип социальной организации с присущей ей социальной структурой, т.е. совокупностью взаимосвязанных
социальных позиций и ролей, посредством которых осуществляются различные типы деятельности.
Третья, главная особенность социологического подхода состоит в том, что образование рассматривается в качестве одного из важнейших институтов общества, выполняющего ряд специфических функций.
Функции образования:
1.
Трансляция и распространение культуры
в обществе – наиболее существенная из
функций образования. Она заключается
в том, что посредством института образования
происходит передача от поколению к : поколению
ценностей культуры, понимаемых в самом
широком смысле этого слова (научных знаний,
достижений в области культуры, моральных
ценностей и норм, правил поведения, опыта
и навыков присущих различным
профессиям).
2. Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе.
3. Социальная селекция - одна из важнейших функций института образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся:
4. Социальное и культурное изменения являются прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами:
во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах вузов;
во-вторых, институту образования присуща специализация различных видов педагогической деятельности. Здесь, как и в любой формальной организации, существует возможность для профессиональной карьеры. Специализация преподавательской деятельности позволяет осуществлять образовательный процесс с высокой степенью профессионализма и компетентности.
Третий
момент, сближающий образование с
формальной организацией сложного типа,
заключается в стандартизации учебного
процесса.
Наиболее
масштабной задачей социально
Существуют
некоторые проблемы, связанные с
регулированием занятости и обеспечения
социальной защиты населения. В данной
работе рассмотрены такие немаловажные
проблемы, как нестабильность на рынке
труда и невозможность охватить
социальной защитой все слои населения,
обусловленные отсутствием
Неоклассики
рассматривали рынок труда как
равноценный, где опыт и предложение
уравниваются при помощи колебаний
уровня заработной платы, а безработица
выступает смягчающее, то есть вызванное
природным стремлением
1)
развитие НТР и повышение роли
человека в общественном
2)
обеспечение общих условий
3)
обеспечение
4)
необходимость компромиссности
и смягчения социальных
5)
способствование развитию и
6) влияние идей и конкретных социальных достижений (отсутствие явной безработицы - прежде всего) капитализма;
Влияние государства на рынок труда осуществляется прямыми и косвенными средствами.
Возникает вопрос, возможна ли безработица в нашем обществе. Возможно и неизбежно, прежде всего из-за экономического кризиса производства, смену форм собственности, курс на реализацию производства, технический прогресс и структурные сдвиги в экономике, конверсию ВПК.
Реальные и потенциальные масштабы безработицы в России в разных ее формах огромны. Специалисты считают, что только скрытая форма безработицы (когда трое выполняют работу одного) достигает в границах бывшего СССР достигает 37 млн. человек. Если уровень продуктивности труда в нашем обществе поднять до общемировых показателей (в начале 90 гг. на одного шахтера приходилось 320 т. добычи на-гора угля в год, в США - 7, 143 т. Один занятый в сельском хозяйстве в СССР мог своим трудом прокормить только 15 чел., тогда как в США - около 90 чел., и т. д.), то безработными стало бы более 30 млн. чел. В 1988 г., по расчетам специалистов, из 131 млн. чел., занятых в народном хозяйстве, 16 млн. чел. были лишними на производстве. Ими покрывалась общая потребность предприятий в рабочей силе, когда от них требовались люди для сельхозработ, уборки территории и других непроизводственных работ. Фактором увеличения безработицы в нашем обществе является политика, направленная на финансово-кредитную стабилизацию экономики, удержание роста инфляции. Во всем мире такое направление внутренней политики государства способствует понижению спроса на рабочую силу и увеличивает армию безработных.
Для
нашего общества есть два варианта
развития. Первый заключается в том,
чтоб всем сохранить статус-кво, то
есть всем платить одинаково и
мало, рабочую силу оставить иммобильной.
Второй состоит в том, чтобы существенно
повысить уровень заработной платы,
но не всем одинаково, а дифференцировано,
в зависимости от реального вклада
в производство. При этом вводить
трудосберегающую технику и технологию,
сокращать избыточные кадры, выплачивать
им пособие, размер которого прямо зависит
от уровня зарплаты, и предоставлять
бесплатно возможность
Полная
занятость превратилась в нашем
обществе в поголовную занятость
маломобильной рабочей силы, которая
привыкла получать низкую заработную
плату не за труд, а за рабочее
место. Значительная часть работников
и сейчас занята неквалифицированным
рабочим трудом в сфере производства.
Эта модель использования трудовых
ресурсов нацелена на дешевую рабочую
силу с неразвитыми современными
потребностями и большим
Игнорируется обратная связь - “ производство - человек”. Производство нацелено в основном на свои цели и решает свои задачи. При отсутствии социального ориентированного общественного производства такая политика применительно к трудовым ресурсам породила деформации: снижение рождаемости, простое воспроизводство рабочей силы, плохое воспитание детей, низкий уровень квалификации и образования рабочей силы и т. п. Полная занятость - это добровольная трудовая служба, организованная по военному образцу (“ кто не работает, тот не ест”, имеется в виду только государственный сектор). С точки зрения государства, она была лучшим способом обеспечения всех рабочими местами и минимальными средствами существования, а также тотальным контролем за населением за населением.
При этом занятость характеризовалась большими диспропорциями: рядом с излишком рабочей силы в одних сферах и видах деятельности существует колоссальный дефицит рабочих кадров в других (на 100 верстаков, которые работают в одну смену, приходится 60 работников, пятая часть машин простаивает в автопарках из-за отсутствия водителей, не достает доярок, механизаторов и строителей).
Поэтому
во второй половине 80-х годов была
определена и получила официальное
одобрение концепция
Социальная политика - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т. д.
Основными принципами проведения социальной политики являются:
1)
защита уровня жизни путем
введения разных форм
2)
обеспечение помощи самым
3)
выдача помощи на случай
4)
обеспечение политики
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6)
проведение активной политики, направленной
на обеспечение квалификации.
Центральное место в анализе экономической системы отводится анализу экономической культуры, т.е. совокупности ценностей, значений, норм морали, обычаев, посредством которых регулируется и направляется экономическое поведение людей.
В самом общем виде экономическую культуру можно определить как совокупность социальных норм и ценностей, являющихся регулятором экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития, способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов иные формы экономической активности. Авторы этого определения известные специалисты в области экономической социологии Т.И. Заславская и Р.В. Рывкина подчеркивают, что экономическую культуру нельзя рассматривать в качестве отдельной, самостоятельной части культуры, поскольку она представляет собой проекцию культуры в ее широком смысле на сферу социально-экономических отношений.
Информация о работе Взаимосвязь религии и хозяйственных институтов