Взаимосвязь религии и хозяйственных институтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 11:03, реферат

Краткое описание

Цель моей контрольной работы изучить социальные институты, определить основные социальные институты и дать им характеристику, то есть выявить их признаки, структуру, функции и роль в обществе.
После того как я определилась с основными социальными институтами, я посчитала нужным разделить свою работу на параграфы, в итоге получилось два параграфа. Второй параграф включает в себя пять разделов.
При изучении каждого института я пользовалась Интернет-ресурсами (книгами в электронном виде), такими как: Кравченко А.И. Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов, Фролов С.С. Социология. - М., 1996, Вебер М. Избранное. Образ общества на веб-узле www.gumer.info, а также веб-узлами http://sociology2015.ru и www.nuru.ru/socio/.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..3
§1. Социальные институты…………………………………………………………………4
§2. Основные социальные институты……………………………………………………..8
Семья, как социальный институт………………………………………………8
Институт образования…………………………………………………………10
Институт политики…………………………………………………………….12
Институт экономики…………………………………………………………..14
Институт религии……………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………………...19
Список использованной литературы…………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

социология Взаимосвязь религии и хозяйственных институтов..docx

— 68.10 Кб (Скачать)

  Признаки  социальных институтов

  Символы - образы, представления об институте, отражающие его специфические черты  в концентрированном виде. Основные роли - шаблоны, образцы поведения. Физические черты - материальные воплощения социального  института (здания, вещи, предметы). Кодексы  поведения - способ закрепления ролей  и осуществления социального  контроля.

  Признаки  основных социальных институтов

ИНСТИТУТЫ СИМВОЛЫ ОСНОВНЫЕ  РОЛИ ФИЗИЧЕСКИЕ  ЧЕРТЫ КОДЕКСЫ ПОВЕДЕНИЯ
  ИНСТИТУТ  СЕМЬИ кольца, обручение, контракт отец, мать, ребенок дом, квартира, мебель семейные запреты  и допущения
  ИНСТИТУТ  ПОЛИТИКИ флаг, гимн, герб законодатель, судья, избиратель общественные  здания конституция, законы
  ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ фабричная марка, деньги работодатель, покупатель, продавец фабрика, офис, магазин контракты, лицензии
  ИНТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ диплом, степень учитель, ученик школа, библиотека, стадион правила учащихся
  ИНСТИТУТ  РЕЛИГИИ крест, алтарь, библия пастор, прихожанин собор, церковь вера, заповеди, посты

  Некоторые институты в обществе могут не обладать полным набором признаков. Это означает, что институт несовершенен, полностью не развился или находится  в упадке.

  Если  большинство институтов недостаточно развиты, значит, общество находится  в упадке, либо на начальных стадиях культурного развития.

  Социологи особо выделяют из всех социальных институтов институт семьи. Это, по-видимому, первый социальный институт в истории общества. Из института семьи (при переходе к более сложным культурам) возникают все другие институты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  §2.Основные социальные институты

    1. Семья, как социальный институт

  В социологии институту семьи выделено особое место. В нашей стране множество  ученых занимается этой темой.

  Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

  Сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно  обогнав США). Но на место разрушенных  браков вновь и вновь создаются  новые. Ежегодно в нашей стране заключается  около 2 млн. браков. Сегодня мы рассмотрим, по какой причине люди женятся  и выходят замуж, и для этого  рассмотрим семью как социальный институт, социальную общность и малую  группу.

  Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного  раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

  Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога Абрахема Маслоу, делится на:

  1)        физиологические и сексуальные потребности;

  2)        экзистенциальные потребности в безопасности своего существования;

  3)        социальные потребности в общении;

  4)        престижные потребности в признании;

  5)        духовные потребности в самореализации.

  Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей, попробуем  разобраться в природе и социальных функциях семьи.

  Функции семьи:

  1. Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Эмиля Дюркгейма, - это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство.

  Особенностью  семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться "изнутри". Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет  такого внутреннего механизма самовоспроизводства.

  1. Социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.

  Семья имеет большие преимущества в  социализации личности по сравнению  с другими группами благодаря  особой нравственно-эмоциональной  психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся  вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального  развития. У них заторможена способность  любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный  период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя  выявляет его способности, интересы, потребности.

  1. Социальной и эмоциональной защиты своих членов. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека - маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей.
  2. Экономическая и хозяйственно-бытовая. Суть заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества и в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.
  3. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как семья передает определенный социальный статус своим членам.
  4. Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.
  5. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении свободного времени.
  6. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
  7. Фелицитологическая функция представляет в этом перечне особый интерес. Именно сейчас любовь и счастье стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических периодов.

  Однако  семьи бывают различными. Например, семьи различаются в зависимости от формы брака.

  Брак - это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их взаимные права и обязанности. В этой связи различают семьи полигамные и моногамные.

  Полигамный (групповой) брак - самая распространенная в мире форма брака, встречается в 5 раз чаще, чем моногамный брак (брак одного мужчины с одной женщиной). Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полигиния.

  Полиандрия - это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов. Имеет место во многих частях света: юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова.

  Полигиния (нам знакома как  гарем) - брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от способности супруга содержать большую семью и является более характерным для зажиточных классов. Имеет место в Китае, Турции, Иране, странах Ближнего и Среднего Востока.

  Кроме того, каждое общество ограничивает выбор  партнера в браке тем, что разрешает  выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В нашем обществе это ограничение применяется во избежание кровосмесительных связей (явление инцеста). Так, нравственные нормы запрещают нам жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени.

  На  практике встречаются также противоположные  требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы, Такой культурный образец  называется эндогамией. Клановая, деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах.

  В зависимости от состава различают семьи нуклеарные, сложные и большие.

  Нуклеарная (простая) семья может быть как полной, так и неполной. Полной нуклеарной семьей считается семья, в которой есть муж, жена и дети. Неполной - семья с ребенком без одного из супругов.

  Сложная семья характеризуется тем, что состоит из представителей нескольких поколений.

  Семьи различаются:

  - по количеству имеющихся в  них детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные (3 и более  ребенка);

  - по стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего  супружеского возраста, пожилая  супружеская пара;

  - по географическому признаку: сельская  и городская семья;

  - по типу главенства в семье:  авторитарная и эгалитарная.

  Представляет  интерес и деление семьи  по иным критериям:

  - аетоцентристские семьи. В таких семьях центром всех забот, основой семейной жизни является ребенок. Повышение материальных и духовных забот о детях - явление положительное. Однако гипертрофия долга по отношению к ним приводит к неблагоприятным социальным и нравственным последствиям;

  - супружеская семья. В последние десятилетия появляется новый тип семьи, который условно назван супружеским (смотрим работы Голода Сергея Исаевича). В этой семье основная ось отношений определяется не родительством и родством, а личностными взаимоотношениями партнеров.

  Семьи различаются также по особым условиям семейной жизни.

  Дистантная  семья. От слова дистанция, таким семьям свойственно частое отсутствие одного из супругов, связанное с особенностью профессии (моряки, военные и т.п.). В последнее время к таким семьям стали относить семьи, где один из супругов проживает отдельно от семьи по различным мотивам (кроме случая развода).

  Студенческая  семья. Большое количество браков в наше время заключается среди студентов. Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи существует уже на первом курсе. Взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи отражает ориентацию на психологизацию семьи: психологическая функция занимает в ней доминирующее место.

  По  типам цивилизационной  эволюции семьи разделяются на патриархальные и эгалитарные.

  Патриархальный  тип семьи - необычайно устойчивый тип семейных отношений. Семейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.

  Эгалитарная семья - это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости. Основная функция такой семьи - удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности. 

Информация о работе Взаимосвязь религии и хозяйственных институтов