Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 14:13, курсовая работа
Краткое описание
Целью работы стало выявление взаимосвязи религиозных направлений (наиболее яркий из них – протестантство) с хозяйственной деятельностью, а также понимание о том, как влияют те или иные религиозные установки на развитие капитализма. В соответствии с целью курсовой работы необходимо проанализировать произведение немецкого социолога и экономиста Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» и определить взаимосвязь протестантизма и капитализма.
Влияние религии на становление
и развитие капитализма немало важная
тема в экономической теории. Для того
чтобы понять всю сущность капитализма,
необходимо знать историю его происхождения
и совершенствования. Но причем здесь
религия? Во времена зарождения наук, теорий
и институтов, многие мыслители опирались
на религиозные взгляды, которые отражали
ценности и нормы определенных групп людей,
и влияли на их мировоззрение и поведение
в жизни. Тем самым в изучении каких-либо
систем появлялись разнообразные подходы,
которые отражали различные мнения по
поводу объектов изучения.
Целью работы стало выявление
взаимосвязи религиозных направлений
(наиболее яркий из них – протестантство)
с хозяйственной деятельностью, а также
понимание о том, как влияют те или иные
религиозные установки на развитие капитализма.
В соответствии с целью курсовой
работы необходимо проанализировать произведение
немецкого социолога и экономиста Макса
Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»
и определить взаимосвязь протестантизма
и капитализма.
Макс Вебер (1884 - 1920) – немецкий
социолог, историк, экономист и юрист.
Одной из основных его работ считается
"Протестантская этика и дух капитализма",
в продолжение которой Вебер написал сравнительный
анализ наиболее значимых религий и проанализировал
взаимодействие экономических условий,
социальных факторов и религиозных убеждений.
Впервые данное произведение было опубликовано
в 1905 г. в Германии и с тех пор является
одной из лучших работ по анализу причин
возникновения современного капитализма.
В своем труде Вебер объяснил,
что причина возникновения капитализма
лежит не только в накоплении капитала,
но и в рациональном подходе. Наиболее
важные факторы, присущие капитализму,
такие как организованные потоки инвестиций
и дисциплинированная рабочая сила, сильно
выражены в протестантских нациях.
Большое впечатление на М. Вебера
произвели работы Б. Франклина, в которых
он видел признаки существования «капиталистического
духа». В высказываниях Франклина Вебер
видел не просто советы, а особую этику,
призыв к рациональности и опытности в
делах.
Также особое внимание стоит
уделить понятию «призвание», в котором
находит свое выражение центральный догмат
всех протестантских исповеданий.
Кто и как критиковал теорию
Макса Вебера? 1
Тони Диксон и Хью МакЛекан:
«В поисках духа капитализма: Неправильная
интерпретация Вебером слов Франклина».
В данной статье они утверждают о том,
что Вебер использовал слова Франклина
так, как посчитал нужным для своей теории,
отображая в них некий «дух капитализма»
и особую этику. По их мнению слова Франклина
– всего лишь набор благоразумных советов.
Но саму теорию Вебера они не отвергают.
Р. Тоуни - самый известный критик
Вебера. Он соглашается с Максом в том,
что капитализм и протестантизм связаны,
но эту связь видит с точностью до наоборот.
Тоуни в его работе от 1926 года «Религия
и становление капитализма» утверждает,
что протестантизм заимствовал у капитализма
приемлемость к риску, стремление делать
прибыль. Протестантизм был революционным
по отношению к традиционализму по своему
отношению к жизни и бизнесу. Поэтому Тоуни
резонно предположил, что рациональность,
присущая капитализму, стала принципом
протестантизма, так как она диаметрально
противоположна по своей сути каталитическому
традиционализму. Первые протестантские
лидеры быстро сообразили, что трудолюбие
и рациональная организация труда, присущая
капитализму, очень хорошо вписываются
в концепцию жизни в услужении Богу. Тоуни
говорит об этой взаимосвязи следующими
словами: «Протестантская этика с ее призывами
к усердной работе, бережливости и подобным
вещам привела к росту капитализма, но
в то же время протестантизм сам подвергся
влиянию со стороны капиталистического
общества».
Амиторе Фанфари, римский экономист
и историк, также критикует Вебера, но
несколько с другой точки зрения. В своей
работе «Католицизм, протестантизм и капитализм»
он выражает свое несогласие относительно
роли, которую сыграл протестантизм для
развития капиталистического духа. Он
говорит, что капитализм проник в Европу
более чем за столетия до протестантской
революции. В течение века до нее наблюдался
постоянный рост рабочей силы. И не просто
отдельные индивидуумы, а целые социальные
группы, вдохновленные новым духом, боролись
за проникновение капитализма в те места,
куда он еще не успел проникнуть.
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что данная тема имеет высокую
степень изученности. Для раскрытия темы
сделаем подробный анализ работы М.Вебера
«Протестантская этика и дух капитализма».
Глава 1. Взаимосвязь религии
и хозяйственной деятельности
Протестантизм, его религиозное
содержание и основные направления
Протестантизм – одно из главных
направлений христианства наряду с православием
и католицизмом, охватывающее множество
самостоятельных исповеданий и церквей.
Особенности идеологии и организации
современного протестантизма во многом
обусловлены историей его возникновения
и последующего развития.
Протестантизм как идеология
и международная историческая сила появился
в XVI веке, когда Мартин Лютер и Жан Кальвин
возглавили массовое движение против
духовной монополии католицизма. Однако
история протестантизма прослеживается
в более ранние века. На протяжении многих
веков питательной почвой для антикатолических
настроений в Европе были претензии папства
на светскую власть и упадок нравов римской
курии. С началом Реформации протестантизм
стал одним из определяющих духовных и
политических движений сначала в Европе,
а затем и в мире. Различные протестантские
конфессии на протяжении веков предлагали
свои варианты решения духовных проблем
и обеспечения религиозных потребностей
верующих.
Протестантизм возник в эпоху
Реформации. Термин «протестантизм» происходит
от протеста, заявленного немецкими князьями
и рядом имперских городов против отмены
принятого раннее постановления о праве
местных правителей выбирать веру для
себя и своих подданных. Однако в более
широком смысле протестантизм ассоциируется
с социально-политическим и нравственным
протестом поднимающегося сословия против
отживших средневековых порядков и стоящей
на их страже католической церкви.
Протестанты разделяют общехристианские
представления о бытии Бога как Творца
мира, о его триединстве, о греховности
человека, о бессмертии души и спасении,
о рае и аде, отвергая католическое учение
о чистилище, о Божественном откровении
и некоторые другие. Вместе с тем протестантизм
имеет ряд существенных догматических,
организационных и культовых отличий
от православия и католицизма.
В первую очередь это признание
священства всех верующих. Протестанты
считают, что каждый человек непосредственно
связан с Богом. Это приводит к утверждению
равенства всех верующих в вопросах веры.
Религиозный культ в протестантизме был
существенно сокращен и упрощен. Число
таинств сокращено до двух: крещения и
причащения; все богослужение сведено
к чтению проповедей, совместным молитвам
и пению гимнов и псалмов. При этом богослужение
происходит на родном для верующих языке.
Вторым основным принципом
протестантизма является спасение личной
верой. Протестантизм не отрицает, что
не бывает веры без добрых дел. Добрые
дела полезны и необходимы, но оправдаться
ими перед Богом невозможно, лишь вера
дает возможность уповать на спасение.
Все направления протестантизма в той
или иной форме придерживались учения
о предопределении: каждому человеку еще
до его рождения предуготовлена его судьба;
она не зависит ни от молитв, ни от деятельности,
человек лишен возможности изменить судьбу
своим поведением. Однако, с другой стороны,
человек мог своим поведением доказать
себе и другим, что он предназначен Промыслом
Божиим для хорошей участи. Это распространялось
на нравственное поведение и на удачливость
в жизненных ситуациях, на возможность
разбогатеть. Тем самым, протестантизм
становится идеологией наиболее предприимчивой
части буржуазии эпохи первоначального
накопления капитала. Как показал Макс
Вебер, именно установки протестантизма
способствовали подъему предпринимательского
духа.
Протестантская этика — религиозно
обоснованная доктрина о добродетельности
труда, необходимости работать добросовестно
и усердно.
Многие социологи объясняли
экономический успех протестантских обществ
тем, что эта трудовая этика распространялась
не только на основную массу населения,
но и на элитные группы, включая предпринимательский
класс. В этих обществах достижение материального
достатка рассматривалось в качестве
критерия усердности и добросовестности
трудовой деятельности.
Согласно протестантизму, основными
признаками избранности к спасению являются
сила веры, продуктивность труда и деловой
успех. Стремление верующего доказать
себе и другим свою избранность создало
сильнейший стимул к предпринимательству
и базу новых моральных норм и критериев.
Особой добродетелью считалась
бережливость: расточительность или невыгодное
капиталовложение были греховны. Протестантская
этика регламентировала весь образ жизни:
её требования относились к производственной
и социальной дисциплине и качеству труда.
Она осуждала пьянство и разврат, требовала
крепить семью, приобщать детей к труду
и обучать читать и понимать Библию. Истинный
христианин обязан был быть опрятным в
быту, аккуратным и прилежным в труде,
честным в выполнении обязательств. В
некоторых странах, принявших протестантизм
как государственную религию, были приняты
законы об обязательном начальном образовании.
Протестантская трудовая этика имеет
библейские корни. Поэтому в ней:
Запрещена задержка заработной
платы — «Не обижай ближнего твоего и
не грабительствуй. Плата наёмнику не
должна оставаться у тебя до утра» (Библия,
Левит 19:13).
Запрещены издевательства и
жестокое господство начальства над подчиненными
— «не господствуй над ним с жестокостью»
(Библия, Левит 25:43).
По мнению протестантов, Бог
Библии поощряет высокое качество товаров
и услуг, честное отношение к клиентам
и запрещает лживые способы обогащения:
«Приобретение сокровища лживым
языком — мимолетное дуновение ищущих
смерти» (Притчи 21:6); «Не делайте неправды в суде, в
мере, в весе и в измерении: да будут у вас
весы верные, гири верные» (Левит 19:35-36),
и так далее.
Ограничение рабочего дня и
рабочей недели посредством запрета работать
в 7-й день недели, который называется днем
покоя. Некоторые христиане используют
взятые из контекста Евангелия слова Христа, говоря, что Иисус учил: «Покой для человека, а не человек
для дня покоя» (Евангелие от Марка 2:27).
Некоторые социологи считают,
что этика, подобная протестантской, может
присутствовать лишь в тех этических системах,
в которых имеется оптимальный баланс
обязанностей и прав человека (чувство
долга заставляет человека трудиться,
а права защищают от посягательств на
результаты его труда).
Среди направлений протестантизма
М. Вебер уделяет особое внимание кальвинизму.
Кальвинизм – направление протестантизма,
созданное французским теологом и проповедником
Жаном Кальвином. Кратко описать сущность
кальвинизма можно через его пять пунктов,
обычно изображенных в виде английского
акронима TULIP (тюльпан):
Totaldepravity (абсолютная греховность);
Unconditionalelection (безусловное избрание);
Limitedatonement (ограниченное искупление);
Irresistiblegrace (непреодолимая благодать);
Perseverance of the Saints (безопасностьсвятых).
Но стоит большее внимание уделить
этике (отношение к труду) кальвинизма.
На первый взгляд, кажется, все просто:
каждый должен трудиться. И что здесь такого?
Но кальвинист относится к своей работе,
как к возложенному на него поручению
Божиему, которое он стремится выполнить
максимально хорошо и добросовестно. Очевидно,
что человек, работающий лишь в силу необходимости,
относится к делу совершенно иначе. Кальвинизм
исходит из того, что наше жизненное предназначениево
многом реализуется в повседневном труде.
Стоит заметить, что многие
христиане утверждают как раз обратное:
работа (почему-то особенно собственное
дело) — греховная суета, служение маммоне.
Нет, возражают кальвинисты, надо не отделываться
фразами, а упорно работать на этой земле,
чтобы действительно преобразовать ее
и прославить Бога через свой труд. Ни
один день нашей жизни не должен быть потрачен
бессмысленно. Даже в отдыхе следует соблюдать
благоразумие. Люди, которым приходится
заниматься своим собственным делом, понимают,
насколько это справедливо. Они уже знают,
что только постоянное упорство и напряжение
всех сил может обеспечить семье надежное
будущее.
М. Вебер выделяет еще более
важные направления протестантизма: квакерство
и меннонитство.
Квакерство (официальное название
- Религиозное Общество Друзей) – религиозное
направление в протестантской конфессии
христианства, возникшее в Англии после
выступления Джорджа Фокса2 с проповедью.
Основу вероучения квакеров
составляет представление о том, что Бог
заключен в сердцах людей; истину следует
искать во "внутреннем свете", озаряющем
человека и свидетельствующем о присутствии
в нем божественного начала. Озарение
"внутренним светом" означает одновременно
победу над грехом, над силами мрака. Квакеры
полностью отвергают внешнюю обрядность
и церковную иерархию, у них нет строго
регламентированного церемониала богослужения,
они не признают таинств, не крестятся
и не причащаются.
Из своего вероучения квакеры
выводят ряд этических и социальных требований.
К их числу относится требование безусловной
правдивости и честности во всем, непритязательность,
простота, отказ от роскоши и развлечений.
Ставя высоко личную независимость, квакеры
не признают титулов, ко всем равно обращаются
на "ты". Социальные взгляды квакеров
по существу своему буржуазны и, в общем,
по своему смыслу и значению реакционны:
революционному преобразованию общества
они противопоставляют путь нравственного
самоусовершенствования личности. В
соответствии с этим они практикуют
благотворительность. Они выступают против
рабства и работорговли. 3