Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 14:13, курсовая работа
Краткое описание
Целью работы стало выявление взаимосвязи религиозных направлений (наиболее яркий из них – протестантство) с хозяйственной деятельностью, а также понимание о том, как влияют те или иные религиозные установки на развитие капитализма. В соответствии с целью курсовой работы необходимо проанализировать произведение немецкого социолога и экономиста Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» и определить взаимосвязь протестантизма и капитализма.
Меннонитство — одна из протестантских
деноминаций, получившая название от своего
основателя Менно Симонса (1496—1561), голландца
по происхождению. Меннониты считали себя
подлинными наследниками и завершителями
Реформации, которую, по их мнению, предали
и Лютер, и Цвингли, и Кальвин, создавшие
церковно-государственный протестантизм.
Они исповедовали радикальное христианское
учение, опиравшееся на Новый Завет, и
своей целью считали восстановление апостольской
христианской веры и жизни; их доктрина
характеризовалась требованиями отделения
церкви от государства, свободы совести,
добровольного членства в церковных общинах.
Церковь меннонитов строилась на принципах
братства, а жизнь христианина они понимали
как прямое следование Христу и его учению;
они отрицали любые войны и применение
насилия; утверждали принципы любви и
непротивления и стремились к практической
святости в жизни. 4
Если обобщить основные положение
протестантизма, рассмотреть его направления,
затронутые Максом Вебером, то можно выделить
несколько слов, которые охарактеризуют
протестантизм: трудолюбие, честность,
вера. Люди с такими взглядами на жизнь
могут добиться большего успеха, особенно
в экономической сфере.
Протестанты и католики: распределение
в различных социальных слоях
Если детально ознакомиться
со статистиками различных стран со смешанным
вероисповеданием населения, то очевидным
становится явление, отражающее несомненное
преобладание протестантов среди владельцев
капитала и предпринимателей, среди высших
квалифицированных слоев рабочих, среди
высшего технического и коммерческого
персонала современных предприятий.
Это явление связано, прежде
всего, с процессом, в котором капитализм
мог легко и беспрепятственно совершать
необходимые ему социальные и профессиональные
преобразования.
Но принадлежность к какому-либо
вероисповеданию выступает не как причина
экономических явлений, а как их следствие.
Выполнение некоторых экономических функций
было связано с обладанием капитала или
образования, а лучше - обладание капитала
и образования вместе. Сейчас эти функции
связаны с наследственным богатством
или с хорошим достатком.В XVI веке многие
экономически развитые города и области
приняли протестантскую веру. До сих пор
очевидны последствия этого факта: это
способствует их успехам в борьбе за существование
и экономическое процветание. Но не
только благоприятные условия способствовали
успеху протестантов. Также следует обратить
внимание на характер среднего образования.
Среди учащихся и выпускников средних
школ католики имеют очень низкий процент.
И если обратить внимание на учебные заведения,
которые готовят к технической и торгово-промышленной
деятельности, то здесь тоже наблюдается
низкий процент абитуриентов-католиков.
Они, в основном, предпочитают гуманитарную
подготовку. Есть и еще одно явление: промышленные
предприятия получают большую часть рабочей
силы из ремесленной среды (ремесло как
бы подготавливает работников, которых
предприятие отнимает по окончании этой
подготовки). Среди таких рабочих значительно
больше протестантов, чем католиков. То
есть католики предпочитают оставаться
ремесленниками, тогда как протестанты
стремятся оказаться в промышленности,
пополняя ряды квалифицированных рабочих.
Данный факт объясняется складом психики,
воспитанием, атмосферой родины и семьи,
что в дальнейшем определяет выбор профессии.
Протестанты всегда проявляли
специфическую склонность к экономическому
рационализму, которую католики не замечали
и не замечают вообще. Причину этого нужно
искать во внутреннем своеобразии каждого
вероисповедания, а не только в его внешнем
положении.
Большая «отчужденность от
мира», свойственная католицизму, аскетические
черты его высших идеалов воспитывали
в людях равнодушие к земным благам. Протестанты
критикуют аскетические идеалы католиков,
а католики упрекают протестантов в «материализме».
М.Оффенбахерс формулировал противоположность
этих вероисповеданий, судя по их проявлениям
в предпринимательской деятельности,
следующим образом: «Католик… спокойнее;
наделенный значительно более слабой
склонностью к приобретательству, он предпочитает
устойчивое обеспеченное существование,
пусть с меньшим доходом, рискованной,
тревожной жизни, подчас открывающей путь
к почестям и богатству. Народная мудрость
гласит: либо хорошо есть, либо спокойно
спать. В данном случае протестант склонен
хорошо есть тогда, как католик предпочитает
спокойно спать». Из данного сравнения
можно сделать вывод о том, что протестанты,
благодаря своей активности, своему стремлению
к улучшению положения своей жизни, как
бы заводят механизм развития многих экономических
сфер. Они становятся движущей силой в
экономике, в то время как католики работают
лишь для своего среднего достатка.
«Призвание» - значение слова
в протестантизме
В работе «Протестантская этика
и дух капитализма» рассматривается концепция
«призвания» у М. Лютера.
Мартин Лютер (10 ноября 1483, Айслебен,
Саксония — 18 февраля 1546, там же) — христианский
богослов, инициатор Реформации, переводчик
Библии на немецкий язык. Его именем названо
одно из направлений протестантизма.
Мартин Лютер родился в семье
бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев
плавилен и меднорудных разработок. Окончив
в 1505 году Эрфуртский университет со степенью
магистра, Лютер поступил в августинский
монастырь в Эрфурте. В 1508 году он начал
читать лекции в Виттенбергском университете
(с 1512 доктор богословия).
В обстановке подъема общественного
движения в Германии, Лютер выступил с
95 тезисами против индульгенций. Эти тезисы
содержали основные положения его нового
религиозного учения, отрицавшего основные
догматы и весь строй католической церкви,
в том числе догму о том, что духовенство
является необходимым посредником в общении
человека и Бога.
Лютер утверждал, что мирская
жизнь и весь мирской порядок, обеспечивающий
человеку возможность отдаваться вере,
занимают важное место в христианской
религии. Он отверг авторитет папских
декретов и посланий и требовал восстановления
авторитета Священного писания. Мартин
Лютер отвергал претензии духовенства
на господствующее положение в обществе.
Роль духовенства Лютер ограничивал наставлением
христиан в духе смирения, осознания человеком
его полной зависимости от милости божьей
в деле спасения его души. Важное историческое
значение имело провозглашение Лютером
идеи независимости светского государства
от католической церкви. Подобные тезисы
были восприняты оппозиционными слоями
населения как сигнал к выступлению против
католической церкви и освящавшегося
ею общественного строя.
Опираясь на общественное движение
в Германии, Лютер отказался явиться на
церковный суд в Рим, а на Лейпцигском
диспуте с католическими богословами
в 1519 году открыто заявил, что во многом
считает правильными положения, выдвинутые
чешским реформатором Яном Гусом.
В 1520 году Лютер публично сжег
во дворе Виттенбергского университета
папскую буллу об отлучении его от церкви.
В том же году в обращении «К христианскому
дворянству немецкой нации» он объявил,
что борьба с папским засильем является
делом всей немецкой нации.
В 1520-1521 годах, когда интересы
разных примкнувших к Реформации классов
стали размежевываться, на политическую
арену выступил Томас Мюнцер, показавший
новое народное понимание Реформации.
Лютер стал отходить от первоначально
занятой им радикальной позиции, уточнив,
что христианскую свободу следует понимать
лишь в смысле духовной свободы, с которой
телесная несвобода (включая крепостное
состояние) вполне совместима.
От преследования по Вормсскому
эдикту 1521 году Лютер искал защиты у князей,
укрывшись у курфюрста Фридриха Саксонского.
С этого времени начинаются резкие выступления
Лютера против радикально-бюргерских
направлений Реформации и против массовых
народных выступлений. Лютер указывал,
что светская власть обязана охранять
существующий общественный порядок силой
меча. Во время Крестьянской войны 1524-1526
годов он требовал кровавой расправы с
восставшими крестьянами и восстановления
крепостного состояния.
В историю немецкой общественной
мысли Лютер вошел и как деятель культуры
— как реформатор образования, языка,
музыки. Он не только испытал на себе влияние
культуры Возрождения, но в интересах
борьбы с папистами стремился использовать
народную культуру и многое сделал для
ее развития. Большое значение имел выполненный
Лютером перевод на немецкий язык Библии
(1522-1542), в котором ему удалось утвердить
нормы общенемецкого национального языка. 5
Одно из наиболее старых протестантских
течений в христианстве, основанное в
ходе борьбы Мартина Лютера и его сподвижников
против злоупотреблений Римско-католической
церкви - лютеранство.
«Аугсбургское исповедание»
представляет собой изложение основ лютеранства
(в 28 статьях, на немецком и латинском языках),
составленное с одобрения М. Лютера его
сторонником Ф. Меланхтоном и представленное
императору Карлу V. Оно устанавливало
лютеранскую обрядность, принципы церковной
организации и отношений со светской властью.
В лютеранстве впервые были сформулированы
главные положения протестантизма: тезис
об оправдании «одной верой» и приоритет
Священного Писания над традицией. Оправдывающая
вера понимается как дар благодати, который
проявляется в делах христианина. Подчеркивая,
что жизнь христианина являет собой раздвоение
на внутреннего и внешнего человека, духовного
и плотского, лютеранство учит, что грех
полностью извращает природу человека
и проводит различие между «царством Божьим»
и «царством мира сего». В первом – осуществлено
оправдание и спасение человека, второе
возникает вследствие греха, но направлено
против греха, на обеспечение правопорядка.
Закон, данный Богом всем людям и записанный
в их сердцах, ограничивает силы зла, но
не спасает. Евангелие Иисуса Христа принимается
только по вере. Евангелие (благодать,
вера) и закон (мир, разум) лежат, по Лютеру,
как бы в разных плоскостях. Одному царству
верующий принадлежит как христианин,
другому — как человек.
Лютеранство отвергает церковную
иерархию, но сохраняет от католицизма
алтарь, крест, орган, облачение духовенства
и религиозную живопись. В лютеранстве
также сохраняется епископат, особое посвящение
в духовный сан (ординация), литургия, два
таинства: крещение (в т. ч. младенцев) и
причастие. 6
Теперь непосредственно о понятии
«призвание». В слове «Beruf» (нем. профессия,
призвание) есть некий религиозный мотив,
который представляет поставленную Богом
задачу. По исследованиям эволюции этого
слова во всех культурных языках мираоказывается,
что у народов, приближенных к католицизму,
отсутствует аналогичное понятие. Но данное
понятие встречается у всех протестантских
народов. В лютеровском переводе Библии
это слово вскоре обретает современное
значение в языках всех протестантов.
Помимо значения данного слова,
новой была идея, созданная Реформацией.
Это понятие заключало в себе оценку того,
что выполнение долга в рамках профессии
являлось наивысшей задачей нравственной
жизни. Вследствие этого появились представление
о религиозном значении труда и создание
понятия «Beruf». Таким образом, центральный
догмат всех протестантских исповеданий
находит свое выражение в понятии «Beruf».
Этот догмат отрицает католическое разделение
нравственных заветов христианства на
«praecepta»7 и «consilia»8. По этому догмату единственным
средством стать угодным Богу является
выполнение мирских обязанностей, которые
определяются для каждого человека его
местом в жизни. И эти обязанности становятся
«призванием» для человека.
Сначала Лютер относил мирскую
деятельность к сфере рукотворного, сравнивая
ее с едой и питьем. В дальнейшем большее
значение получает у него профессиональное
призвание, то есть «Beruf». Лютер считал,
что монашеский образ жизни бессмыслен
и проявляет порождение эгоизма и равнодушия
к мирским обязанностям человека. Мирской
труд – это проявление христианской любви
к своему ближнему. Данная мысль противоречила
известному утверждению А. Смита: «Не на
благосклонность мясника, булочника или
земледельца рассчитываем мы, желая получить
обед, а на их собственную заинтересованность:
мы апеллируем не к их любви к ближнему,
а к их эгоизму, говорим не о наших потребностях,
а всегда лишь об их выгоде». 9
В начале своей реформаторской
деятельности Лютер рассматривал стремление
к материальной выгоде как признак отсутствия
благодати, также это стремление заслуживает
порицания, потому что оно может быть реализовано
только за счет других людей.
Мартин Лютер очень сильно углублялся
в мирскую деятельность, и тем самым видел
в Библии положительное отношение к нравственному
труду. Значение профессиональной деятельности
оценивалось выше. Конкретная профессия
каждого человека – это выражение божественной
воли, долг перед Богом, который необходимо
выполнить. Таким образом, профессиональное
призвание сохраняет традиционный характер.
Профессиональное призвание – это то,
что человек должен принять от Бога, с
чем он должен смириться. Но у Лютера есть
и другая идея насчет профессиональной
деятельности: она должна восприниматься
человеком как главная задача, поставленная
перед ним Богом. Этот этический вклад
лютеранства носил негативный характер:
отрицание того, что аскетический долг
выше мирских обязанностей.
Не стоит думать, что все направления
протестантизма зарождали «капиталистический
дух». М. Вебер рассматривает наиболее
важные направления лишь для того, чтобы
понять всю сущность протестантизма, то,
с чего он зарождался, то, что он несет
за собой. Лютеранство, кальвинизм и другие
течения не рассматривали экономику и
все, что к ней относится. Они лишь углублялись
в состояние, в душу человека, в его мысли.
Данные направления отражали движущую
силу, которая вела людей к определенным
целям. Единственное, что хоть как то связанно
с рассматриваемой проблемой – отношение
к труду. Ведь капитализм – это своего
рода труд. Для него хорошим фундаментом
будет умение человека упорно трудиться,
добиваться своих целей в работе ради
благосостояния семьи. Поэтому М. Вебер
решил начать анализ с важной стороны
– основы протестантизма, чтобы более
полно понять связь протестантской этики
с «духом капитализма».
Глава 2. Капитализм
2.1. Традиционный и современный
капитализм
Капитализм — это система общественного
производства и распределения, основанная
на частной собственности, всеобщем юридическом
равенстве и свободе предпринимательства.
Главным критерием для принятия экономических
решений является стремление к увеличению
капитала, к получению прибыли.
Стремление к большей наживе,
к получению огромной прибыли никак не
связано с капитализмом. Капитализм должен
походить на укрощение такого стремления.
Капитализм – стремление к наживе в рамках
непрерывно действующего рационального
капиталистического предприятия, к непрерывно
возрождающейся прибыли, к рентабельности.
«Современный капиталистический
хозяйственный строй – это чудовищный
космос, в который каждый отдельный человек
ввергнут с момента своего рождения и
границы которого остаются, во всяком
случае, для него как отдельного индивида,
раз навсегда данными и неизменными…
Капитализм, достигший господства в современной
хозяйственной жизни, воспитывает и создает
необходимых ему хозяйственных субъектов
– предпринимателей и рабочих – посредством
экономического отбора». 10
М. Вебер, определяя сущность
капитализма, углубляется в историю его
развития. Ведь именно благодаря истории
он укрепился, пережив недовольства многих
народов.
Первым, с чем пришлось столкнуться
капитализму, был традиционализм.
Традиционализм — тип консервативного
политического сознания, выступающего
в защиту сильной власти и государства,
как средства обеспечения закона и порядка,
сохранения традиций и национального
начала. Традиционализм реализуется в
двух формах: консерватизм и архаизм. Консерватор
обращается к тому, что фактически сохранилось,
что может быть сохранено и упрочено. Архаист
же противопоставляет «актуальным ценностям»
ценности древние, пробует отыскать в
настоящем факты, которые подтверждали
бы непрерывную актуальность идеализируемого
им «когда-то». В целом, традиционализм
направлен не в идеализированное будущее,
чтобы его мерками оценивать настоящее,
а в идеализированное прошлое, чтобы настоящее
осталось неизменным. Мироощущение традиционалистов
— это не утопия, а ностальгия. Отказ от
традиционных ценностей рассматривается
ими как главная причина всех негативных
явлений в современном обществе. Поборники
традиционализма любят взывать к «славному
прошлому», «добрым старым временам»,
к «великим теням», легендарно-мифологические
представления, о которых отложились в
общественном сознании. 11