Взаимосвязь религии и хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы стало выявление взаимосвязи религиозных направлений (наиболее яркий из них – протестантство) с хозяйственной деятельностью, а также понимание о том, как влияют те или иные религиозные установки на развитие капитализма.
В соответствии с целью курсовой работы необходимо проанализировать произведение немецкого социолога и экономиста Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» и определить взаимосвязь протестантизма и капитализма.

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Взаимосвязь религии и хозяйственной деятельности. . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Протестантизм, его религиозное содержание и основные направления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Протестанты и католики: распределение в различных социальных слоях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.3. «Призвание» - значение слова в протестантизме. . . . . . . . . . . . . . . . 14
Глава 2. Капитализм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.1. Традиционный и современный капитализм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.2. Дух капитализма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Протестантская этика и дух капитализма М.Вебера.docx

— 65.44 Кб (Скачать)

Что касается заработка, то основное положение традиционализма гласит: «Человек по своей природе не склонен зарабатывать деньги, все больше и больше денег, он хочет просто жить, жить так, как он привык, и зарабатывать столько, сколько необходимо для такой жизни».

Здесь можно привести несколько примеров. Первый пример связан с рабочими. В сельском хозяйстве в определенные периоды времени необходима интенсивная работа, так как от нее зависит дальнейший урожай и, соответственно, прибыль. Здесь появляется сдельная оплата труда. Предприниматели пытаются привлечь рабочих к более интенсивному труду, повышая им заработную  плату. Но тут возникает проблема традиционалистского характера: сначала рабочий получал, к примеру, 1.5 монеты за работу на одном участке, а таких участков у него было четыре, тем самым он зарабатывал 6 монет. Предприниматель повышает ему зарплату еще на 1.5 монеты за участок, надеясь, что это заставит его работать намного больше. Но рабочий начинает выполнять работу в 2 раза меньше – он, получая 3 монеты за один участок и  6 монет за два участка, не будет стремиться заработать больше. Ему достаточно было 6-ти монет, и он так и будет работать за 6 монет, выполняя при этом меньше работы.

В данном случае идеальным решением будет понизить заработную плату, тем самым увеличив интенсивность труда. Но низкая заработная плата не соответствует «капиталистическому духу», потому что за низкую заработную плату не будут работать высококвалифицированные специалисты, которые могли бы поднять прибыль в разы.

Следующий пример проявления традиционализма уже в современности лежит в сознании людей, а именно (как показано в примере) незамужних работниц. Предприниматели, нанимая работниц, особенно работниц-немок, жалуются на их равнодушное отношение к труду. Они не желают отказываться от своих привычек, от своих методов работы,  тогда как новые установки будут более рациональны и продуктивны. У них отсутствует стремление добиться большего и лучшего. Иначе дело обстоит с работницами, получившими специфическое религиозное воспитание, в частности, вышедшие из пиетистских кругов. Пиетизм — движение внутри лютеранства, характеризующееся приданием особой значимости личному благочестию, религиозным переживаниям верующих, ощущению живого общения с Богом, а также ощущению постоянного нахождения под строгим и бдительным «Божьим оком». Такие работники легко обучаемы, готовы отказаться от своих старых установок ради улучшения работы. Они стремятся заработать как можно больше, тем самым интенсивно выполняя поручения. Из этого примера можно заметить связь религиозного воспитания и капитализма.

Следующий пример будет связан с самими предпринимателями, а именно с предпринимателями середины XVIII века – скупщиками. Крестьяне со своим товаром приезжали к скупщику, предлагая свой товар. Скупщик выбирал наиболее хорошие изделия или те, что заранее заказывал у крестьян по просьбе своих клиентов. Таким образом, жизнь предпринимателя протекала тихо и спокойно, неся неплохой заработок. Но такая идиллия в какой-то момент рушилась. Некоторые предприниматели переселялись из городов в деревни, выбирали лучших крестьян для работы или производства товара, тем самым усиливая контроль над ними и превращая их из обычных крестьян в рабочих. Контролируя работу крестьян, предприниматель изучал вкусы клиентов, старался соответствовать их требованиям. Исходя из этого, между предпринимателями образовывалась конкуренция: кто-то стремился расширять свое производство для получения большей прибыли, а кто-то так и оставался на низшей ступени. Именно такое резкое увеличение предпринимательской деятельности объясняется вторжением некоего «духа», а если точнее «духа капитализма».

Граница между современным и традиционным капитализмом видна в их борьбе, а именно в подавлении традиционного в современности. Также их различия определяются отношением человека к труду. Для традиционного человека профессия как груз, выражено стремление к простому производству, основным видом деятельности считается торговля. То есть традиционный человек работает, чтобы жить. Что касается современного человека, то здесь все наоборот. Профессия служит формой для существования, человек стремится к расширенному производству. Такой человек живет, чтобы работать.

Исходя из этого, современный капитализм наиболее подходящая основа для проявления того самого «духа» капитализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Дух капитализма

Перед тем как дать полное определение «духу» капитализма Макс Вебер анализирует все, что может быть связано с «духом» капитализма. В начале своего исследования он опирается на слова Б. Франклина12:

«Помни, что время — деньги; тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шиллингов и тем не менее полдня гуляет или лентяйничает дома, должен — если он расходует на себя всего только шесть пенсов — учесть не только этот расход, но считать, что он истратил или, вернее, выбросил сверх того еще пять шиллингов.

Помни, что кредит — деньги. Тот, кто оставляет у меня еще на некоторое время свои деньги, после того как я должен был вернуть их ему, дарит мне проценты или столько, сколько я могу выручить с их помощью за это время. А это может составить значительную сумму, если у человека хороший и обширный кредит и если он умело пользуется им.

Помни, что деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги. Деньги могут родить деньги, их отпрыски могут породить еще больше и так далее. Пять шиллингов, пущенные в оборот, дают шесть, а если эти последние опять пустить в оборот, будет семь шиллингов три пенса и так далее, пока не получится сто фунтов. Чем больше у тебя денег, тем больше порождают они в обороте, так что прибыль растет все быстрее и быстрее. Тот, кто убивает супоросную свинью, уничтожает все ее потомство до тысячного ее члена. Тот, кто изводит одну монету в пять шиллингов, убивает все, что она могла бы произвести: целые колонны фунтов.

Помни пословицу: тому, кто точно платит, открыт кошелек других. Человек, рассчитывающийся точно к установленному сроку, всегда может занять у своих друзей деньги, которые им в данный момент не нужны. А это бывает очень выгодно. Наряду с прилежанием и умеренностью ничто так не помогает молодому человеку завоевать себе положение в обществе, как пунктуальность и справедливость во всех его делах. Поэтому никогда не задерживай взятых тобой взаймы денег ни на один час сверх установленного срока, чтобы гнев твоего друга не закрыл для тебя навсегда его кошелек.

Следует учитывать, что самые незначительные действия оказывают влияние на кредит. Стук твоего молотка, который твой кредитор слышит в 5 часов утра и в 8 часов вечера, вселяет в него спокойствие на целых шесть месяцев; но если он увидит тебя за бильярдом или услышит твой голос в трактире в часы, когда ты должен быть за работой, то он на следующее же утро напомнит тебе о платеже и потребует свои деньги в тот момент, когда их у тебя не окажется. Кроме того, аккуратность показывает, что ты помнишь о своих долгах, то есть что ты не только пунктуальный, но и честный человек, а это увеличивает твой кредит.

Остерегайся считать своей собственностью все, что ты имеешь, и жить сообразно с этим. В этот самообман впадают многие люди, имеющие кредит. Чтобы избегнуть этого, веди точный счет своим расходам и доходам. Если ты дашь себе труд обращать внимание на все мелочи, то это будет иметь следующий хороший результат: ты установишь, сколь ничтожные издержки вырастают в огромные суммы, и обнаружишь, что можно было бы сберечь в прошлом и что можно будет сберечь в будущем...

За 6 фунтов годового процента ты можешь получить в пользование 100 фунтов, если только ты известен как человек умный и честный. Кто зря тратит 4 пенса в день, тот в год тратит бесплодно 6 фунтов, а это — плата за право пользования 100 фунтами. Кто ежедневно тратит часть своего времени стоимостью в 4 пенса — пусть это будет всего несколько минут,— тот теряет в общей сумме дней возможность использовать 100 фунтов в течение года.

Тот, кто бесплодно растрачивает время стоимостью в 5 шиллингов, теряет 5 шиллингов и мог бы с тем же успехом бросить их в море. Тот, кто потерял 5 шиллингов, утратил не только эту сумму, но и всю прибыль, которая могла быть получена, если вложить эти деньги в дело,— что к тому времени, когда молодой человек состарится, могло бы обратиться в значительную сумму». 13

Из данных высказываний можно сделать вывод о том,  что только пунктуальный, честный и трудолюбивый человек может добиться хорошего положения, хорошего заработка. И зарабатывать человек должен законным путем, следуя своему призванию. Из слов Франклина можно выделить как раз тот самый «дух» капитализма. Но в те времена он был менее развит, и многие народы воспринимали его как скаредность.

Человек, обладающий «духом капитализма» всегда сдержан и сосредоточен в своем деле. Ему не важны цифры своей прибыли, ему важно само дело, его продвижение и развитие. Капитализму необходима преданность делу, служение своему «призванию». Одной из главных целей представителей «капиталистического духа» являлся экономический рационализм. Под экономическим рационализмом понимается повешение производительности труда, которое происходит благодаря научно-обоснованному разделению производственного процесса. Каждый капиталистический предприниматель гордится собой, если осознает свой вклад в экономическое процветание.

Таким образом, под «духом» капитализма понимается стремление человека работать ради удовлетворения души, получения благодати сверху, посредством включения прибыли в оборот труда, но никак не ради денег и роскоши. Человеку, обладающим этим «духом», не важна прибыль, он лишь усиливает с каждым разом свой труд, рационально используя его.

 

 

 

 

 

Заключение

В своей работе я проанализировала работу Макса Вебера, рассмотрела такие понятия как протестантизм, протестантская этика, капитализм и «дух» капитализма, установила связь между ними и влияние протестантизма на стремление к капитализму.

Человек с протестантской идеологией больше склонен к честному труду. Если разобраться во влиянии других направлений религии на человека, то можно увидеть следующую закономерность.

У каждого человека есть Бог. Жизнь на земле – невыносима. Поэтому каждый человек ждет от Бога чего-то хорошего для своей жизни, а именно благодати. Эту благодать кто-то видит через окружающие предметы (например, природа), кто-то ходит в церкви, считая, что с помощью них можно напрямую обратиться к Богу. Если это обобщить, то получается, что такие люди просто ждут и верят в добро, которое вскоре должно на них обрушиться. А как дело обстоит у протестантов?

Протестанты также считают жизнь на земле невыносимой, у них также есть Бог, который может наградить человека благодатью. Но они полностью отрицают церковь как посредника между человеком и Богом. В их идеологии заложено следующее: чтобы добиться благодати, необходимо усердно работать. Труд должен быть честным, полученная прибыль не должна тратиться на роскошь. Деньги – не главное. Главным является желание работать, и чем больше человек работает, тем больше он получит добра от Бога.

Что касается капитализма и его «духа», то здесь видна большая связь с протестантской трудовой этикой. Человек, обладающий «духом» капитализма склонен к рациональному труду и также не во благо прибыли, а ради своих достижений, ради самосовершенствования.

Именно эту связь Макс Вебер видит у протестантизма и капитализма. Тем самым обращая внимание на то, что протестанты добиваются большего в экономической сфере, что именно они будут вносить какие-либо положительные изменения в экономику, осуществлять ее развитие. Именно эта идеология наиболее подходящая для людей, которые хотят жить в экономически развитых странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: «Ист-Вью», 2002.
  2. ru.wikipedia.org
  3. www.bhoga.ru: Критика теории М. Вебера
  4. www.krugosvet.ru: Энциклопедия «Кругосвет»; Религия
  5. www.sr.artap.ru: Справочник, словарь, религия
  6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.

1 Протестантская этика и дух капитализма. Критика теории М. Вебера - http://bhoga.ru/article/31/protestantskaya-etika-i-dukh-kapitalizma-kritika-teorii-m-vebera

2 Джордж Фокс (англ. GeorgeFox, 1624 — 13 января 1691) — английский ремесленник из Северной Англии, основатель Религиозного Общества Друзей (квакеров).

3 История религии; Квакеры (Дети света, Друзья, Друзья в истине, Общество друзей) - http://religion.babr.ru/chr/prot/kvak.htm

4 Энциклопедия «Кругосвет»; История и общество; Религия - http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MENNONITI.html

5 Краткая биография Мартина Лютера - http://aphorism-list.com/biography.php?page=luter&tkbiography=luter

6 Справочник, словарь, религия - http://sr.artap.ru/lutheranism.htm

7 Заповеди (лат.)

8 Советы (лат.)

9 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. 1, 2. М., 1962, с. 28

10 М. Вебер «Протестантская этика и дух капитализма»,  ч.1, параграф 2 «Дух» капитализма, стр. 11-12

- http://www.bookmate.com/r#d=gnutiydu

11 Традиционализм - http://www.politike.ru/dictionary/825/word/tradicionalizm

12 Бенджамин Франклин (17 января 1706 — 17 апреля 1790) — политический деятель, дипломат, учёный, изобретатель, журналист, издатель, масон.

13 Заключительный раздел из «Necessary hints to those that would be rich» (написан в 1736 г.), остальное из «Advice to a young tradesman» (1748). CM.: Franklin B. Works, Ed. Sparks, Vol. 2, p. 87.

 

 


Информация о работе Взаимосвязь религии и хозяйственной деятельности