Религия как социалный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 00:51, контрольная работа

Краткое описание

Современное общество не может существовать без сложных социальных связей и взаимодействий, которые исторически расширяются и углубляются. Особую роль играют взаимодействия и связи, обеспечивающие самые важные потребности индивида, социальной группы, общества в целом. Как правило, они узаконены, ограждены от влияния случайностей и носят устойчивый самовозобновляющийся характер. Социальные институты в данной системе являются связующим звеном, на котором держится общество, они обеспечивают устойчивость социальных отношений в рамках общества.

Оглавление

Введение…………………………………………………………...…………3

Глава 1. Социальные институты……………………………………………4
§1. Понятие и сущность социального института………………...………..4
§2 Типы социальных институтов…………………………………...………6
§3 Функции социальных институтов……………………………………….8

Глава 2. Религия как социальный институт…………………………..…..10
§1 Понятие и сущность религии, и её социальные аспекты…………….10
§2 Анализ религии как социального института……………………….…15

Заключение………………………………………………………………....21
Список использованной литературы……………………………………...22

Файлы: 1 файл

контрольная социо 2 (Автосохраненный).docx

— 57.95 Кб (Скачать)

 

 

       Содержание

 

Введение…………………………………………………………...…………3

 

Глава 1. Социальные институты……………………………………………4

§1. Понятие и сущность социального института………………...………..4

§2 Типы социальных институтов…………………………………...………6

§3 Функции социальных институтов……………………………………….8

 

Глава 2. Религия как социальный институт…………………………..…..10

§1 Понятие и сущность религии, и её социальные аспекты…………….10

§2 Анализ религии как социального института……………………….…15

 

Заключение………………………………………………………………....21

Список использованной литературы……………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современное общество не может  существовать без сложных социальных связей и взаимодействий, которые исторически расширяются и углубляются. Особую роль играют взаимодействия и связи, обеспечивающие самые важные потребности индивида, социальной группы, общества в целом. Как правило, они узаконены, ограждены от влияния случайностей и  носят устойчивый самовозобновляющийся характер. Социальные институты в данной системе являются связующим звеном, на котором держится общество, они обеспечивают устойчивость социальных отношений в рамках общества.

Одним из древнейших институтов духовной сферы является Религия. Однако научное изучение этого института началось с возникновением социологии.

Религия - это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, недоступное пониманию человека.

 Уже О. Конт  четко выражал  мысль, что религия, представляющая собой неотъемлемую часть человеческого общества в период его возникновения, постепенно вытесняется и преодолевается научными знаниями. Г. Спенсер, английский ученый рассматривал религию как один из регулятивов общественной жизни, поддерживающий определенные образцы поведения.[5,с.202] Э. Дюркгейм в своей работе «Элементарные формы религиозной жизни» обстоятельно обосновал роль религии как фактора Социальной интеграции, что выступает важным и необходимым условием существования общества. К. Маркс подчеркивал Идеологическую функцию религии в обществе, поскольку религия оправдывает существующий социальный порядок, а также говорил о «Компенсаторной функции», связанной с идеей вознаграждения за страдания в потустороннем мире.[

Нельзя не отметить, что социальные аспекты религиозного феномена привлекают внимание специалистов широкого спектра научного сообщества, изучающих религию, таких как Марианн Шахнович, Кола Дюрема, Екатерины Элбакян и др. Проводятся международные конференции, рассматривающие проблематику религии как социального института. Данный вопрос весьма актуален в свете того, что в последнее время религия всё больше имеет влияние на современное общество. Поэтому в данной работе я попробую раскрыть и проанализировать основные аспекты вопроса социальных институтов и религии, как социального института.

 

 

 

 

 

 

Глава1. Социальные институты

 

§1. Понятие и сущность социального института.

 

Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.[5,с. 204]

Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных  значениях. Говорят об институте  семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое  значение термина "социальный институт", связано с характеристикой всякого  рода упорядочения, формализмами и  стандартизации общественных связей и  отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Выделяют следующие виды социальных институтов: экономика, политика, религия, мораль, искусство, семья, наука, образование и т.д.

Социальные институты  выполняют в обществе функции  социального управления и социального  контроля как одного из элементов  управления.

Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных  условий, нарушение которых наносит  ущерб социальной системе. Основными  объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов  обусловлено их потребностями. Эти  потребности могут быть удовлетворены  различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.

Социальные институты  руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной («материальной») структуры, так и внутренней, содержательной.

Внешне социальный институт выглядит, как уже было отмечено выше, как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными  средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система  целесообразно ориентированных  стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и  материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т. д.).

 

Одним из необходимых условий  появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты признаны организовывать совместную деятельность людей в  целях удовлетворения тех или  иных социальных потребностей.

Так, институт семьи удовлетворяет  потребность в воспроизводстве  человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между  полами, поколениями и т. д.

Институт высшего образования  обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить  свои способности для того, чтобы  реализовать их в последующей  деятельности и обеспечивать свое существование  и т. д.

Возникновение определенных общественных потребностей, а также  условия для их удовлетворения являются первой характерной чертой социального  института. [1,с.54] Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействия. Социальные институты носят надындивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством.

Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное  общественное образование, которое  имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты  могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся  устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций. Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является второй характерной чертой социального института. [3]

Таким образом, каждый социальный институт характеризуется:

-наличием цели своей деятельности;

-набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института;

-конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели.

 

§2.Типы социальных институтов.

 

Все социальные институты подразделяют на формальные и неформальные.

Формальные институты непосредственно  связаны с конкретными социальными  структурами и опираются на них. Чаше всего они возникают по инициативе высшего государственного руководства, которое стремится обеспечивать их всем необходимым для успешного  функционирования. Главное требование, предъявляемое к этим институтам со стороны верховной власти, чтобы их деятельность не противоречила коренным интересам государства. В современных цивилизованных государствах к нему добавляется еще одно требование — чтобы их деятельность не шла вразрез с основными жизненными интересами и потребностями гражданского общества.

Деятельность формальных институтов обеспечивают люди, имеющие специальную, профессиональную подготовку и подчиняющиеся  принципам четкого распределения  ролей, функций и обязанностей. Действия этих профессионалов, как и каждого  института в целом, контролируется жесткими формальными нормативными предписаниями.

Неформальные институты возникают  стихийно, помимо государственных структур и воли властей. Они представляют собой самоорганизующиеся разномасштабные  системы. Принципы их организации могут  быть и жесткими, и достаточно гибкими.

Задачи и цели неформальных институтов могут либо отвечать интересам государства  и гражданского общества, либо противоречить  им. Возможны и такие коллизии, при  которых функционирование какого-то конкретного неформального института  отвечает интересам государства  и при этом идет вразрез с интересами гражданского общества, или же наоборот. Так, например, деятельность институтов кровной мести, дуэли, проституции, преступности откровенно противоречит интересам государства. А деятельность неформальных институтов туризма, дружбы, спорта отвечает в первую очередь  интересам гражданского общества, а  во вторую — интересам государства.

Существуют неформальные институты, способные занимать самые разные позиции относительно государства. Таков институт общественного мнения, с его непредсказуемыми реакциями на деятельность государственных органов.

Существует и другая типологизация социальных институтов, исходящая из тех функций, которые они выполняют в обществе.

Экономические институты обеспечивают такие сферы человеческой деятельности, как организация труда, производство, функционирование собственности, распределение  продуктов производства, торговля, циркуляция финансовых потоков и  др.

Политические институты представляют собой социальные структуры, ориентированные  на обслуживание властных отношений  в государстве и обществе. В  первую очередь это два сверхинститута — государство и гражданское общество. Государство включает в себя такие институты, как правительство, парламент, государственная бюрократия, армия, политические организации. К гражданскому обществу могут относиться различные политические организации и партии, негосударственные средства массовой информации, активно участвующие в политической жизни.

Правовые институты обеспечивают законность и правопорядок. Они представляют собой социальные организации, объединяющие в своем составе большое число  людей по профессиональным признакам  и общности решаемых задач по охране общественного порядка. В их состав входят органы внутренних дел, суда, прокуратуры.

Деятельность правовых институтов регламентируется нормативными документами. Отношения сотрудников подчиняются  принципам иерархии и строгой  субординации, когда вышестоящие  контролируют деятельность нижестоящих, направляют ее и интересуются ее результатами.

Информация о работе Религия как социалный институт