Религия как социалный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 00:51, контрольная работа

Краткое описание

Современное общество не может существовать без сложных социальных связей и взаимодействий, которые исторически расширяются и углубляются. Особую роль играют взаимодействия и связи, обеспечивающие самые важные потребности индивида, социальной группы, общества в целом. Как правило, они узаконены, ограждены от влияния случайностей и носят устойчивый самовозобновляющийся характер. Социальные институты в данной системе являются связующим звеном, на котором держится общество, они обеспечивают устойчивость социальных отношений в рамках общества.

Оглавление

Введение…………………………………………………………...…………3

Глава 1. Социальные институты……………………………………………4
§1. Понятие и сущность социального института………………...………..4
§2 Типы социальных институтов…………………………………...………6
§3 Функции социальных институтов……………………………………….8

Глава 2. Религия как социальный институт…………………………..…..10
§1 Понятие и сущность религии, и её социальные аспекты…………….10
§2 Анализ религии как социального института……………………….…15

Заключение………………………………………………………………....21
Список использованной литературы……………………………………...22

Файлы: 1 файл

контрольная социо 2 (Автосохраненный).docx

— 57.95 Кб (Скачать)

Социокультурные и воспитательные институты выполняют функции социализации, образования, воспитания. Они включают в себя детские учреждения, среднюю школу, высшие учебные заведения, дома культуры, театры, библиотеки, музеи, концертные залы. Сюда же следует отнести и церковь, обслуживающую духовные потребности граждан.

Подытожив, можно сказать, что разнообразие социальных институтов и предъявляемых ими требований к гражданам заставляет последних овладевать большим количеством институциальных ролей. Личность обязана владеть навыками исполнения этих ролей. Если речь идет о политических институтах, то это могут быть роли избирателя, депутата, члена политической партии. В сферах правовых институтов это роли юридического лица, истца, ответчика, обвиняемого. Семья, как социальный институт, требует выполнения ролей отца, мужа, сына. В церкви это роль прихожанина и т. д.

Чем прочнее связи индивидов  с социальными институтами, тем  устойчивее общественная система, стабильнее и надежнее социальный порядок. Не случайно одним из характерных признаков  аномии является заметное ослабление этих связей.

 

 

§3. Функции социальных институтов

 

Каждый институт выполняет  свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие  социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Выделяют четыре основных функции  социальных институтов:

1) Воспроизводство членов  общества.

Главным институтом, выполняющим  данную функцию, является семья, но к  ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

2) Социализация.

Передача индивидам установленных  в данном обществе образцов поведения  и способов деятельности - институты  семьи, образования, религии и др.

3) Производство и распределение.

Обеспечиваются экономическо-социальными  институтами управления и контроля - органы власти.

4) Функции управления  и контроля

Осуществляются через  систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения  и т. д. Социальные институты управляют  поведением индивида через систему  поощрений и санкций.

Социальные институты  отличаются друг от друга своими функциональными  качествами:

1) Экономическо-социальные  институты - собственность, обмен,  деньги, банки, хозяйственные объединения  различного типа - обеспечивают всю  совокупность производства и  распределения общественного богатства,  соединяя, вместе с тем, экономическую  жизнь с другими сферами социальной  жизни.

2) Политические институты  - государство, партии, профсоюзы  и другого рода общественные  организации, преследующие политические  цели, направленные на установление  и поддержание определенной формы  политической власти. Их совокупность  составляет политическую систему  данного общества. Политические  институты обеспечивают воспроизводство  и устойчивое сохранение идеологических  ценностей, стабилизируют доминирующие  в обществе социально-классовые  структуры.

3) Социокультурные и воспитательные  институты ставят целью освоение  и последующее воспроизводство  культурных и социальных ценностей,  включение индивидов в определенную  субкультуру, а также социализацию  индивидов через усвоение устойчивых  социокультурных стандартов поведения  и, наконец, защиту определенных  ценностей и норм.

4) Нормативно-ориентирующие  - механизмы морально-этической ориентации  и регуляции поведения индивидов.  Их цель - придать поведению и  мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты  утверждают в сообществе императивные  общечеловеческие ценности, специальные  кодексы и этику поведения.

5) Нормативно-санкционирующие  - общественно-социальную регуляцию  поведения на основе норм, правил  и предписаний, закрепленных в  юридических и административных  актах. Обязательность норм обеспечивается  принудительной силой государства  и системой соответствующих санкций.

6) Церемониально-символические  и ситуационно-конвенциональные  институты. Эти институты основаны  на более или менее длительном  принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном  закреплении. Эти нормы регулируют  повседневные контакты, разнообразные  акты группового и межгруппового  поведения. Они определяют порядок  и способ взаимного поведения,  регламентируют методы передачи  и обмена информацией, приветствия,  обращения и т. д., регламент  собраний, заседаний, деятельность  каких-то объединений. 

Таким образом социальные институты выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2. Религия как социальный институт

 

§1.  Понятие и сущность религии и её социальные аспекты

 

Религию можно охарактеризовать как социальный институт, специфика  и смысл функционирования которого определяются потребностью общества в  священном. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими. Мирское (профанное) – это то, что люди определяют в качестве обыденного элемента повседневной жизни. Священное (сакральное) – это то, что люди почитают как экстраординарное, вызывающее трепет и благоговение.[6]

Поскольку священное воспринимается с благоговением и трепетом, к  нему можно приблизиться только через  ритуал – социальное действие, предписанное правилами поведения в присутствии священного.

Религия – это вопрос веры, представление, которое опирается скорее на убежденность, чем на научные факты.

В истории человечества известно несколько основных разновидностей религии. В малых культурах часто  обнаруживаются две формы религии  — тотемизм и анимизм. Тотемизм – поклонение видам животных или растений, которые, согласно верованиям, обладают сверхъестественной силой. Разновидностью тотема является талисман. Анимизм — это вера в призраков или духов, которые населяют мир наравне с людьми. Однако в больших культурах как правило практикуется теизм. Теизм – вера в могущественных богов, которые, как предполагается, заинтересованы в человеческих делах и требуют поклонения. Иудаизм, христианство и ислам – это формы монотеизма, или веры в одного бога. У них имеются религиозные организации, религиозные лидеры, или священнослужители, и священные писания. Древнегреческая религия и индуизм (распространенный главным образом в Индии) представляют собой разновидности политеизма - веры во множество богов, имеющих относительно одинаковую власть. Индуистские божества, которым поклоняются племена, деревни или касты, связаны с определенным местом (домом, полем или горой) либо предметом (животным или деревом).

Именно три монотеистических религии, оказавшие наиболее сильное воздействие на историю человечества — это иудаизм, христианство и ислам. Все они возникли на Ближнем Востоке, и каждая из них оказала влияние на остальные.

Иудаизм - старейшая из трех религий; его возникновение относится примерно к 1000 году до н. э. Древнееврейские племена были кочевыми и жили на территории древнего Египта и вокруг него. Их религиозные вожди, или пророки, исповедовали веру в единого всемогущего Бога. Евреи верили, что Бог требует повиновения строгому моральному кодексу, и утверждали, что обладают монополией на истину, рассматривая, таким образом, свою религию как единственно правильную.

Христианство - наиболее крупная мировая религия. Оно наследовало от иудаизма многие взгляды, ставшие впоследствии его составной частью. Иисус был ортодоксальным евреем, и христианство возникло как секта внутри иудаизма. Последователи Иисуса именовали его Мессией, что по древнееврейски означало “помазанник” (соответствующее греческое слово — “Христос”), грядущий идеальный царь, ожидавшийся евреями.

Ислам - вторая по величине мировая религия, которая имеет отчасти общее происхождение с Христианством. Ислам исходит из учения пророка Мухаммеда, жившего в VII веке н.э. Согласно исламу, Аллах, единственный Бог, управляет природой и людьми.

На востоке наибольшее распространение получила политеическая религия индуизм. Индуизм – старейшая из всех великих религий, ядро которого сложилось около шести тысяч лет тому назад. Он представляет собой чрезвычайно сложный комплекс религиозных и философских воззрений. Большинство индуистов разделяют догму о перевоплощении душ, веря, что все живые существа участвуют в бесконечно повторяющемся цикле рождений, смертей и повторных рождений. Вторым ключевым признаком индуизма является кастовая система, основанная на убеждении, что положение человека в социальной и ритуальной иерархии определяется самим фактом рождения и зависит от его поступков в прежних перевоплощениях.

К этническим религиям Востока  относятся буддизм, конфуцианство и даосизм. В этих религиях нет богов. Напротив, они придают особое значение этическим идеалам, которые делают верующих способными ощущать взаимосвязь всех природных явлений и единство Вселенной.

В современном обществе ученые выделяют несколько основных типов религиозных организаций. Один из методов классификации религиозных организаций был впервые предложен Максом Вебером и его коллегой, историком религии Эрнстом Трельчем. Церковь – это общепризнанная и прочно укоренившаяся религиозная организация значительных размеров, как, например, католическая или англиканская церковь, важная черта которой – стремление к интеграции с обществом. Церкви обычно имеют формальную бюрократическую структуру с иерархией должностей.

Секта (от лат. secta - школа, направление, учение) - тип религиозной организации, стоящей особняком от общества. Она имеет меньшие размеры и отличается менее сложной и формальной организацией. Секта объединяет, как правило, ревностных верующих, создавших свою общину в знак протеста против официальной церкви, как, например, поступили кальвинисты или методисты.

Второе отличие сект от церквей проявляется в формах лидерства. Они основаны на харизматичной власти людей, способных превратить аудиторию людей в последователей. Секты и церковь отличаются друг от друга социальным составом своих членов. Церкви склонны привлекать людей с высоким социальным статусом, а секты – преимущественно неудачников. Открытость сект новым членам и их обещания спасения и самореализации привлекательны для людей, которые чувствуют себя социальными аутсайдерами.

Религия всегда находилась в центре внимания социологии.

Существовали различные  точки зрения на сущность этого социального  института.

Социологический подход к  религии сформировался в огромной степени под влиянием идей трех “классиков”  социологии: Маркса, Дюркгейма и  Вебера. С точки зрения К. Маркса, “Религия — это "сердце бессердечного мира", прибежище от жестокой повседневной реальности”. Религия, согласно Марксу, имеет сильно выраженный идеологический компонент: религиозные верования и ценности часто служат оправданием имущественного неравенства и различий в социальном положении.

Э. Дюркгейм особое внимание проявлял к вопросам религии малых  традиционных обществ. Книга Дюркгейма  “Элементарные формы религиозной  жизни”, впервые опубликованная в 1912 г., оказала, может быть, самое серьезное  влияние на социологию религии. Для  любой религии характерны постоянно  повторяющиеся ритуалы и обряды, в которых принимают участие  группы верующих. Благодаря коллективным обрядам чувство групповой солидарности получает подтверждение и крепнет. Обряды и ритуалы, с точки зрения Э. Дюркгейма, имеют существенное значение для укрепления солидарности членов социальных групп. Вебер, в отличие от Маркса, утверждает, что религия не обязательно является консервативной силой; напротив, социальные движения, имевшие религиозные корни, часто приводили к разительным переменам в обществе.[5]

Э. Дюркгейм: «Религия — это целостная система верований и обрядов, относящихся к священным, т. е. запретным вещам, — верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто им следует».[5] Церковь — организация, которая налаживает коллективную религиозную жизнь группы. Религия возникла из потребности ощущения праздника. Священнодействия — коллективные религиозные церемонии и ритуалы — источник радости и возвышенного состояния духа.

Главный признак религии  — совершение обрядов, направленных на священные объекты, от манипулирования  которыми увеличивается солидарная сила группы, крепнет общее сознание, поддерживающее дух индивидов и  придающее им уверенность, необходимые  в жизни.

Религия,

во-первых, социально - детерминированное  явление;

во-вторых, воплощение в коллективном сознании представлений о социальной реальности;

в-третьих, явление, имеющее  функциональные социальные последствия, т.е. явление, удовлетворяющее определенные социальные потребности.

Религия есть продукт социальной среды. Истинным источником религиозности является «собравшаяся вместе группа». Религия — особая форма выражения тех общественных сил, которые подчиняют себе индивидов. Бог верующих лишь «фигуральное выражение общества». Общество — автор и предмет религиозного культа и догматов; оно создает религию и вызывает религиозное поклонение; оно бог и верующий одновременно.

Информация о работе Религия как социалный институт