Религия как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 23:32, контрольная работа

Краткое описание

Итак, цель данной работы: изучить литературу по социологии осмыслить сложные явления и процессы общественной жизни, их сущность, содержание, динамику развития, а также разобраться в существующих социологических теориях, объясняющих указанные общественные явления и процессы и раскрывающих механизмы их исследования.
Задача: рассмотреть один из самых древних социальных институтов – институт религии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 7
2 ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ 8
3 РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 9
3.1 Основные документы 11
3.2 Тенденции современной религии 15
3.3 Религия в России 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22

Файлы: 1 файл

Социология. Религия как социальный институт.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Северный (Арктический) федеральный университет им. Н.В. Ломоносова

 
     
 

(наименование кафедры)

 
     
     
 

(фамилия, имя, отчество  студента)

 
     
 

Институт

 

курс

 

группа

     
     
     
     
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 
     
 

По дисциплине

 

Социология

 
                 
 

На тему

 

Религия как социальный институт

 
   

(наименование темы)

 
     
                 
                 
 

Работа допущена к  защите

       
     

(подпись руководителя)

 

(дата)

 
                 
                 
                 
 

Признать, что работа

     
 

выполнена и защищена с оценкой

     
         
         
 

Руководитель 

           
     

(должность)

 

(подпись)

 

(и.,о., фамилия)

 
               
     

(дата)

         
                 
                 
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
 

Архангельск

 
 

2013

 
                 
           

ЛИСТ ЗАМЕЧАНИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                   4

1  СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ           7

2 ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ              8

3  РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ             9

3.1 Основные документы              11

3.2 Тенденции современной религии            15

3.3 Религия в России              19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ           22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Фундаментом общества, на котором возвышается само его  здание, являются социальные институты. Это те опоры, на которых держится весь социум, благодаря которым общество выживает, функционирует и эволюционирует.

Сам термин «институт» имеет  множество значений. В переводе с  латинского означает «установление», «устройство». Со временем это слово приобрело два значения: одно — узко-утилитарное, техническое (название научно-исследовательских и высших учебных заведений); другое — широко-социальное, обозначающее совокупность норм права, установлений и т.п. в сфере общественных отношений (институт семьи и брака, институт собственности, институт государства и т.д.).

В социологии понятие  и выражающий его термин институт означают совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, тех социальных действий, которые отличают одно общество от другого.

Социальные институты  являются важнейшим фактором общественной жизни. В данной главе рассмотрены  вопросы взаимодействия общества и  его социальных институтов. Даны понятие  социального института, его определение, раскрыты основные черты. Показаны система социальных институтов, их функции и роль в жизни и развитии общества.

Итак, цель данной работы: изучить литературу по социологии осмыслить  сложные явления и процессы общественной жизни, их сущность, содержание, динамику развития, а также разобраться в существующих социологических теориях, объясняющих указанные общественные явления и процессы и раскрывающих механизмы их исследования.

Задача: рассмотреть один из самых древних социальных институтов – институт религии.

 

 

 

 

 

1  СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут  быть учебные или научные организации  и учреждения, любые крупные целевые  организации. Среди социологов нет  полного согласия в понимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для малых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое понимание позволяет различать понятия «институт», «группа» и «ассоциация» исключительно по признаку размера социального объекта и делает непонятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

На самом деле, между  понятиями «институт» и «группа» имеется существенное внутреннее различие. Если группа — это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности, т.е. реализуемых на практике. Представляется, что можно дать следующее формальное определение социального института: социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

В этом определении под  общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными  процедурами — стандартизованные  образцы поведения в групповых  процессах, а под системой социальных связей — сплетение ролей и  статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках. Например, институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства); 3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.

Зарождение и гибель социального института хорошо просматриваются  на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI по XVIII в. Этот институт чести возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя. Постепенно система процедур и норм развивалась и спонтанные ссоры и скандалы превращались в высокоформализованные бои и поединки со специализированными ролями (главный распорядитель, секунданты, медики, обслуживающий персонал). Этот институт поддерживал идеологию незапятнанной дворянской чести, принятую в основном в привилегированных слоях общества. Институт дуэлей предусматривал достаточно жесткие нормы защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был или принять вызов, или уйти из общественной жизни с позорным клеймом трусливого малодушия. Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.

Вместе с тем есть важные, в высшей степени необходимые  институты, вызванные к жизни  непреходящими потребностями. Социологи считают, что таких институтов в развитых обществах всего пять: это институты семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Кроме того, поскольку ценности и процедуры научной жизни стали очень важными и высокостандартизированными, к важнейшим можно было бы причислить и институт науки. Вместе с тем многие виды деятельности, включая социальную деятельность и медицину, тоже начинают определяться жестко установленными образцами и нормами поведения, обладают системой социальных статусов и ролей и по этой причине могут быть отнесены к институтам.

Несмотря на то, что  институты и социальные группы —  различные научные понятия, они  неотделимы друг от друга. Институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется, в конечном счете, потребностями людей. Хотя он сам формирует взаимосвязи и нормы, есть люди, между которыми осуществляются эти взаимосвязи и которые используют нормы на практике. Именно люди сами с помощью институциональных норм организуют себя в группы и ассоциации. Таким образом, в каждый институт входит много групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение. Например, институт семьи — это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп (конкретных семей). Институт образования реализуется через коллективы школ и других учебных заведений, т.е. через определенные социальные группы. Церковь считается институтом, а прихожане отдельной церкви — ассоциацией. Следовательно, институты и социальные группы, а также ассоциации взаимосвязаны, и бессмысленно полностью отделять друг от друга данные понятия и изучать их раздельно.

Итак, институт — это  своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной  идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

 

Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую называют системой социальных институтов, или институциональной структурой общества. Система социальных институтов обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию. Большинство современных социологов сходятся в том, что система социальных институтов включает пять основополагающих институтов:

1) институты семьи  и брака, являющиеся институтами  первичной социализации, обеспечивающие  воспроизводство человеческого  рода, демографический рост населения;

2) политические институты,  государство, обеспечивающие управление в различных сферах общества, безопасность и социальный порядок;

3) экономические институты,  производство, современные технологии, обеспечивающие опережающее технико-экономическое  развитие общества;

4) институты образования  и культуры, обеспечивающие преемственность между поколениями людей в передаче социального опыта, знаний, в развитии подрастающего поколения, подготовке кадров;

5) институты религии,  способствующие решению разного  рода духовных проблем.

Все эти институты  возникли в глубокой древности. Производство в человеческом сообществе насчитывает 2 млн лет, если за отправную точку брать первые орудия труда, созданные человеком. Возраст семьи, по мнению антропологов, составляет 500 тыс. лет. Государству примерно столько же лет, сколько и образованию, а именно 5—6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, анимизм, тотемизм) появилась около 30-40 тыс. лет назад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

 

Чтобы раскрыть содержание вопроса «Религия как социальный институт», необходимо прежде всего отметить, что религия является одним из самых древних социальных институтов. Социолог относится к религии как к социальному явлению, старается понять, как организованы религиозные группы, каковы нормы и ценности их членов, какова роль религии в жизни отдельных верующих и общества в целом, и почему, собственно, существуют религии. Соблюдая эту специфику, поначалу рассмотрим понятие религии, различные ее типы и функции.

Слово «религия» означает дословно — благочестие, набожность, святыня. Религия — совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ) ее сторонников. С точки зрения социологов, религией называется особая система верований и ритуалов, с помощью которых определенная группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным.

Как всякий социальный институт религия  существует для выполнения определенных функций, в частности, для удовлетворения социально-психологических потребностей индивидов. Э. Дюркгейм считал, что основная функция религии — отражение и укрепление групповых связей. Главными же атрибутивными признаками религии являются:

1. Обязательное наличие группы  верующих (хотя религия может быть связана с глубоко личным переживанием индивида).

Информация о работе Религия как социальный институт