Управление социально-экономическим развитием муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления социально-экономическим развитием сельских поселений.
Реализация общей цели предполагает решение следующих задач исследования:
- Ознакомиться с сущностью, критериями и показателями социально – экономического развития сельского поселения;
- Исследовать механизмы и специфику стратегического социально- экономического управления развитием сельского поселения;
- Ознакомиться с основными стратегическими документами развития сельского поселения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….. 3
1 Основные подходы к управлению социально-экономическим развитием сельского поселения…………………………………………
6
1.1 Сущность, критерии и показатели социально – экономического развития сельского поселения…………………………………………...
6
1.2 Механизм и специфика стратегического социально - экономического управления развитием сельского поселения………...
12
1.3 Основные стратегические документы развития сельского поселения…………………………………………………………………
23
2 Анализ управления социально - экономического развития Ильинского сельского поселения Новопокровского района………….
25
2.1 Социально – экономическая характеристика Ильинского сельского поселения Новопокровского района……………………………………
25
2.2 Система стратегического управления социально-экономическим развитием Ильинского сельского поселения Новопокровского района……………………………………………………………………...

33
2.3 Анализ исполнения стратегического плана в сфере управления социально-экономическим развития Ильинского сельского поселения Новопокровского района……………………………………

61
3 Основные направления совершенствования управления социально-экономическим развитием Ильинского сельского поселения………………………………………………………………...

66
Выводы и предложения…………………………………………………. 70
Список использованных источников…………………………………... 78

Файлы: 1 файл

курсовая СМУ (полная).doc

— 1.23 Мб (Скачать)

     2 Обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста поселения  на основе реализации государственной структурно-институциональной политики, стратегии инвестиционного развития на 2009-2012 годы.

     3 Повышение эффективности государственного стратегического планирования и  регулирования социально-экономических процессов в поселении на основе формирования систем стратегического управления, пространственного и территориального планирования.

     Оценка  ожидаемых результатов реализации Стратегии  осуществляется по следующим критериям:

     - коммерческая эффективность, определяемая величиной дополнительной прибыли, получаемой инвесторами проектов и мероприятий, реализуемых в рамках комплексных программ и не программных мероприятий и повышающей капитализацию компаний в частности, а экономики в целом;

     - бюджетная эффективность, которая характеризуется приростом суммарной величины налоговых поступлений в муниципальный бюджет от реализуемых мероприятий;

     - социальная эффективность, определяемая приростом доходов населения в результате реализуемых мероприятий;

     - общая экономическая эффективность, которая характеризуется приростом валового регионального продукта (ВРП).

     Все четыре категории эффекта могут  быть разделены на две составляющих: во-первых, прямой рост прибыли, заработной платы, налогов и ВРП, и, во-вторых, косвенное увеличение этих показателей в результате реализации совокупного мультипликативного эффекта от осуществляемых мероприятий. Как правило, косвенный эффект довольно трудно обосновать и рассчитать, однако в силу его существования, прямой расчет результатов можно рассматривать как нижнюю границу ожидаемых результатов.

     Данный  подход характеризует эффективность  проектов в сфере бизнеса. Результативность Стратегии в целом определяется результативностью бизнеса, который развивается в связи с мероприятиями, реализуемыми в соответствие с комплексными программами и не программными мероприятиями Стратегии.

     С этих позиций предлагаемые комплексные  программы, не относящиеся к социальной сфере, и множество реализующих их стратегических мероприятий и инвестиционных проектов  целесообразно рассматривать с позиций двух подмножеств: обеспечения условий для развития бизнеса, и собственно ориентированных на развитие бизнеса. Таким образом, коммерческая эффективность при соблюдении внешних социально-политических и экологических требований является важнейшим критерием принятия к реализации программных проектов и мероприятий. Такой подход позволяет сделать экспертную оценку эффективности для будущих проектов и мероприятий, которые будут осуществляться в рамках Стратегии. Задачи удвоения ВВП, обеспечения определенного уровня социальной и бюджетной эффективности предопределяют довольно жесткие, но самое главное, вполне конкретные характеристики потенциальных проектов, которые могут быть положены в основу оценки ожидаемых результатов Стратегии в целом.

       Оценка ожидаемых результатов  реализации Стратегии осуществлялась  исходя из следующих принципиальных  положений:

     1. В качестве базы использовались результаты анализа   существующих тенденций развития базовых отраслей экономики поселения.

     2. Осуществлялась экспертная оценка  возможных изменений в результате реализации стратегических мероприятий, предусматриваемых Стратегией.

     3. Делалось экспертное допущение о средней ожидаемой эффективности новых инвестиционных коммерческих проектов, осуществляемых в реальном секторе в рамках осуществления программных мероприятий.

     Таким образом по данным таблицы 6 можно сказать, что при успешной реализации Стратегии в части динамики инвестиций, обеспечивающей среднегодовой темп роста их объема в 12%, к 2020 году можно добиться увеличения ВРП  в 1,4 раза (по отношению к 2009 году).

     Ежегодные темпы роста физического объема ВРП будут превышать 2% и обеспечат  существенный вклад поселения  в решение стратегической задачи, поставленной Президентом Российской Федерации: удвоение ВВП  за десять лет.

     Из  изложенной схемы экспертной оценки следует, что важнейшим фактором, влияющим на макроэкономические результаты, является эффективность вновь осуществляемых инвестиционных проектов. Общий объем таких проектов в свою очередь зависит от объема привлекаемых инвестиций в реальный сектор. Поэтому можно считать объем роста инвестиций важнейшим индикатором результативности Стратегии.

     Другим фактором, влияющим на результаты реализации Стратегии, является динамика численности населения и эффективность его вовлечения в экономику поселения. К 2020 году  не удастся переломить негативные демографические тенденции сокращения численности населения поселения: по сравнению с 2009 годом, увеличения  населения в 2020 году не произойдет. В то же время в результате роста продолжительности жизни увеличится доля лиц пожилого возраста, вследствие чего доля лиц трудоспособного возраста сократится на 7 %.

      Тем не менее, устойчивый экономический рост, создание новых привлекательных рабочих мест, повышение эффективности вовлечения населения (в том числе пенсионеров) в экономическую деятельность позволят смягчить данную негативную тенденцию. Доля населения, занятого в экономике, ко всему населению увеличится  на 2 % – с 20 % в 2007 году до 22 % в 2020 году.

     Рост  эффективности вновь осуществляемых инвестиционных проектов и вовлечения трудоспособного населения в экономическую деятельность позволят повысить вес в экономике поселения  производств с высокой долей добавленной стоимости. Это обеспечит рост ВРП темпами, опережающими  темпы роста объема реализованной продукции, произведенной на всех ОПФ.

     Объем реализованной продукции, произведенной  на всех ОПФ, возрастет (по отношению к 2007 году):

     - к 2016 году – в 1,23 раза.

     - к 2020 году – в 1,35 раза.

     Таким образом, ожидаемые результаты реализации Стратегии позволяют сделать вывод о высокой эффективности предлагаемых стратегических мероприятий по всем четырем критериям: коммерческая эффективность (рост объема инвестиций, рост доли добавленной стоимости в объеме реализованной продукции), бюджетная эффективность (рост объемов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней), социальная эффективность (рост среднемесячной заработной платы и среднедушевых доходов) и общая экономическая эффективность (рост ВРП).

     В результате реализации Стратегии Ильинского  сельского поселения  к 2020 году станет динамично развивающимся поселением с высоким  сельскохозяйственным и инновационным потенциалом, в полной мере реализующим свои конкурентные преимущества. Залогом благополучия  
 

  2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2020/

2004

Объем реализованной продукции на действующих ОПФ млн.руб. 224,1 317,6 375,1 354,2 361,3 368,5 375,9 383,4 391,1 398,9 406,9 415,0 423,3 431,8 440,4 449,2 458,2 2,0
Объем реализованной продукции на вновь  созданных ОПФ, млн. руб. 7,8 11,9 8,4 5,0 7,2 7,8 8,4 9,0 9,8 10,5 11,4 12,3 13,4 14,4 15,6 16,8 18,2 2,3
Объем реализованной продукции на всех ОПФ, млн. руб. 231,9 329,5 383,5 359,2 368,5 376,3 384,3 392,4 400,9 409,4 418,3 427,3 436,7 446,2 456,0 466,0 476,4 2,1
ВРП на действующих ОПФ, млн. руб. 156,9 222,3 262,6 247,9 252,9 258,0 263,1 268,4 273,8 279,2 284,8 290,5 296,3 302,3 308,3 314,4 320,7 2,0
ВРП на вновь созданных ОПФ, млн. руб. 6,2 9,5 6,7 4,0 5,8 6,2 6,7 7,2 7,8 8,4 9,1 9,8 10,7 11,5 12,5 13,4 14,6 2,3
ВРП всего, млн. руб. 163,1 231,8 269,3 251,9 258,7 264,2 269,8 275,6 281,6 287,6 293,9 300,3 307,0 313,8 320,8 327,8 335,3 2,1
Темп  роста физ. объема ВРП, % 142,1 116,2 93,5 102,7 102,1 102,1 102,1 102,2 102,1 102,2 102,2 102,2 102,2 102,2 102,2 102,3 102,3 х
ВРП/ на душу населения, тыс. руб. 56,2 79,9 92,9 93,3 92,4 94,4 96,4 102,1 104,3 106,5 108,9 111,2 113,7 116,2 118,8 121,4 124,2 2,2
Динамика  инвестиций, млн. руб. 5,2 7,9 5,6 3,3 4,8 5,2 5,6 6,0 6,5 7,0 7,6 8,2 8,9 9,6 10,4 11,2 12,1 2,3
Население, тыс. чел. 2,9 2,9 2,9 2,7 2,8 2,8 2,8 2,7 2,7 2,7 2,7 2,7 2,7 2,7 2,7 2,7 2,7 0,9
Лица  трудоспособного возраста, тыс. чел. 1,6 1,6 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,4 0,9
Численность занятых в экономике, тыс. чел. 0,97 0,70 0,79 0,53 0,53 0,53 0,54 0,54 0,55 0,56 0,57 0,57 0,58 0,59 0,59 0,59 0,60 0,6
Доля  населения, занятого в экономике, ко всему населению, % 33 24 27 20 19 19 19 20 20 21 21 21 21 22 22 22 22 х
Среднемесячная  заработная плата, руб. 2565 3106 3854 4450 5241 6027 6063,1 6100,0 6136,6 6173,4 6210,5 6248,0 6285,5 6325,0 6365,0 6405,0 6445,0 2,5
Среднедушевой денежный доход руб. в месяц 1333,8 1615,1 2004,1 2314,0 2725,3 3134,0 3152,8 3172,0 3191,0 3210,2 3229,5 3250,0 3268,5 3289,0 3310,0 3330,6 3352,0 2,5
Темп  роста среднедушевых денежных доходов населения, % х 121,1 124,1 115,5 117,8 115,0 100,6  
100,6
 
100,6
 
100,6
 
100,6
 
100,6
 
100,6
 
100,6
 
100,6
 
100,6
 
100,6
х

  Таблица  6 -  Динамика основных макроэкономических показателей (инерционный вариант, цены 2004 г) 

будущих поколений станут сформированный потенциал опережающего развития, конкурентоспособность производимых товаров и услуг, наличие условий и стимулов для развития человеческого капитала и эффективная система государственного управления.

     «Программа  социально – экономического развития Ильинского сельского поселения  Новопокровского района краснодарского края  на 2009 – 2012 гг.»

     Главной целью Программы является сокращение отставания в уровне социально-экономического  развития поселения. Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:

           - формирование условий  для стабильного развития и  повышения инвестиционной привлекательности поселения, посредством создания необходимой инфраструктуры;

           - создание благоприятной  среды для развития предпринимательской  деятельности и улучшения инвестиционного  климата;

           - реализация инвестиционных проектов, обеспечивающих достижение устойчивых темпов роста реального сектора экономики поселения и собственных доходов местного бюджета.

     Решение поставленных задач предусматривается  по трем  направлениям:

     - создание необходимой инфраструктуры  — транспортной, инженерной и социальной для повышения инвестиционной привлекательности поселения и уровня оснащенности жизнеобеспечивающими объектами социальной и инженерной инфраструктуры;

     - реализация инвестиционных проектов, обеспечивающих достижение устойчивых  темпов  роста реального сектора экономики поселения и собственных доходов местного  бюджета.

     Период  реализации Программы — 2009—2012 годы.

     Программные мероприятия по Ильинскому сельскому  поселению включают:

     - развитие водоснабжения Ильинского  сельского поселения, проектирование и строительство и реконструкция (ремонт) водопроводов по улицам Первомайская, Кавказская, Веселая, Крымская. Строительство водозабора из арт.скважины по ул.Крылова;

     - строительство линии уличного  освещения краевой автодороги, проходящей через Ильинское сельское поселение;

     - строительство предприятия по  первичной переработке скота  в ст. Ильинской.

        Общие затраты на реализацию  мероприятий Программы по поселению  составляют 232,24 миллионов рублей, в  том числе 27,34 миллиона рублей  — за счет краевого бюджета; 4,9 миллиона рублей – за счет средств местного бюджета; за счет внебюджетных источников - 200,0 миллиона рублей.

     В результате выполнения программных  мероприятий ожидается:

     - повышение уровня обеспечения  населения поселения качественной питьевой водой, снижение потерь воды;

     - снижение аварийно-опасной обстановки, снижение дорожно-транспортных происшествий, понижение уровня детского травматизма. Улучшение состояния благоустройства поселения.

     Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию программных мероприятий и инвестиционных проектов оценивается в размере 232,24 миллиона рублей (таблица 7). Она определена на основе данных проектно-сметной документации, технико-экономических обоснований, бизнес-планов проектов, расчетов затрат на проведение мероприятий и приведена в ценах, действующих в 2008 году. 
 

 

      Таблица 7 –  Объем финансовых средств, необходимых  для реализации программы Ильинского сельского поселения (млн. руб.)
Наименование  мероприятия Срок  реализации (год) Объём финансирования В том числе: Ожидаемые результаты
Краевой бюджет Районный  бюджет Бюджет  поселения Другие источники
Всего по Ильинскому сельскому поселению Всего 232,24 27,34   4,90 200,00  
2009 1,30 1,30        
2010 12,41 10,21   2,20    
2011 207,92 7,02   0,90 200,00  
2012 10,61 8,81   1,80    
В том числе по направлениям:
1. Водоснабжение
          2,20    
             
        0,80    
        0,90    
        0,50    
 
           
 
 
 
 
     
       
       
       
       
         
       
       
    200,00  
2012            

Информация о работе Управление социально-экономическим развитием муниципального образования