Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:18, курсовая работа
Цель исследования состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления социально-экономическим развитием сельских поселений.
Реализация общей цели предполагает решение следующих задач исследования:
- Ознакомиться с сущностью, критериями и показателями социально – экономического развития сельского поселения;
- Исследовать механизмы и специфику стратегического социально- экономического управления развитием сельского поселения;
- Ознакомиться с основными стратегическими документами развития сельского поселения.
Введение………………………………………………………………….. 3
1 Основные подходы к управлению социально-экономическим развитием сельского поселения…………………………………………
6
1.1 Сущность, критерии и показатели социально – экономического развития сельского поселения…………………………………………...
6
1.2 Механизм и специфика стратегического социально - экономического управления развитием сельского поселения………...
12
1.3 Основные стратегические документы развития сельского поселения…………………………………………………………………
23
2 Анализ управления социально - экономического развития Ильинского сельского поселения Новопокровского района………….
25
2.1 Социально – экономическая характеристика Ильинского сельского поселения Новопокровского района……………………………………
25
2.2 Система стратегического управления социально-экономическим развитием Ильинского сельского поселения Новопокровского района……………………………………………………………………...
33
2.3 Анализ исполнения стратегического плана в сфере управления социально-экономическим развития Ильинского сельского поселения Новопокровского района……………………………………
61
3 Основные направления совершенствования управления социально-экономическим развитием Ильинского сельского поселения………………………………………………………………...
66
Выводы и предложения…………………………………………………. 70
Список использованных источников…………………………………... 78
2 Обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста поселения на основе реализации государственной структурно-институциональной политики, стратегии инвестиционного развития на 2009-2012 годы.
3 Повышение эффективности государственного стратегического планирования и регулирования социально-экономических процессов в поселении на основе формирования систем стратегического управления, пространственного и территориального планирования.
Оценка ожидаемых результатов реализации Стратегии осуществляется по следующим критериям:
- коммерческая эффективность, определяемая величиной дополнительной прибыли, получаемой инвесторами проектов и мероприятий, реализуемых в рамках комплексных программ и не программных мероприятий и повышающей капитализацию компаний в частности, а экономики в целом;
- бюджетная эффективность, которая характеризуется приростом суммарной величины налоговых поступлений в муниципальный бюджет от реализуемых мероприятий;
- социальная эффективность, определяемая приростом доходов населения в результате реализуемых мероприятий;
- общая экономическая эффективность, которая характеризуется приростом валового регионального продукта (ВРП).
Все четыре категории эффекта могут быть разделены на две составляющих: во-первых, прямой рост прибыли, заработной платы, налогов и ВРП, и, во-вторых, косвенное увеличение этих показателей в результате реализации совокупного мультипликативного эффекта от осуществляемых мероприятий. Как правило, косвенный эффект довольно трудно обосновать и рассчитать, однако в силу его существования, прямой расчет результатов можно рассматривать как нижнюю границу ожидаемых результатов.
Данный подход характеризует эффективность проектов в сфере бизнеса. Результативность Стратегии в целом определяется результативностью бизнеса, который развивается в связи с мероприятиями, реализуемыми в соответствие с комплексными программами и не программными мероприятиями Стратегии.
С этих позиций предлагаемые комплексные программы, не относящиеся к социальной сфере, и множество реализующих их стратегических мероприятий и инвестиционных проектов целесообразно рассматривать с позиций двух подмножеств: обеспечения условий для развития бизнеса, и собственно ориентированных на развитие бизнеса. Таким образом, коммерческая эффективность при соблюдении внешних социально-политических и экологических требований является важнейшим критерием принятия к реализации программных проектов и мероприятий. Такой подход позволяет сделать экспертную оценку эффективности для будущих проектов и мероприятий, которые будут осуществляться в рамках Стратегии. Задачи удвоения ВВП, обеспечения определенного уровня социальной и бюджетной эффективности предопределяют довольно жесткие, но самое главное, вполне конкретные характеристики потенциальных проектов, которые могут быть положены в основу оценки ожидаемых результатов Стратегии в целом.
Оценка ожидаемых результатов
реализации Стратегии
1. В качестве базы использовались результаты анализа существующих тенденций развития базовых отраслей экономики поселения.
2.
Осуществлялась экспертная
3. Делалось экспертное допущение о средней ожидаемой эффективности новых инвестиционных коммерческих проектов, осуществляемых в реальном секторе в рамках осуществления программных мероприятий.
Таким образом по данным таблицы 6 можно сказать, что при успешной реализации Стратегии в части динамики инвестиций, обеспечивающей среднегодовой темп роста их объема в 12%, к 2020 году можно добиться увеличения ВРП в 1,4 раза (по отношению к 2009 году).
Ежегодные темпы роста физического объема ВРП будут превышать 2% и обеспечат существенный вклад поселения в решение стратегической задачи, поставленной Президентом Российской Федерации: удвоение ВВП за десять лет.
Из изложенной схемы экспертной оценки следует, что важнейшим фактором, влияющим на макроэкономические результаты, является эффективность вновь осуществляемых инвестиционных проектов. Общий объем таких проектов в свою очередь зависит от объема привлекаемых инвестиций в реальный сектор. Поэтому можно считать объем роста инвестиций важнейшим индикатором результативности Стратегии.
Другим фактором, влияющим на результаты реализации Стратегии, является динамика численности населения и эффективность его вовлечения в экономику поселения. К 2020 году не удастся переломить негативные демографические тенденции сокращения численности населения поселения: по сравнению с 2009 годом, увеличения населения в 2020 году не произойдет. В то же время в результате роста продолжительности жизни увеличится доля лиц пожилого возраста, вследствие чего доля лиц трудоспособного возраста сократится на 7 %.
Тем не менее, устойчивый экономический рост, создание новых привлекательных рабочих мест, повышение эффективности вовлечения населения (в том числе пенсионеров) в экономическую деятельность позволят смягчить данную негативную тенденцию. Доля населения, занятого в экономике, ко всему населению увеличится на 2 % – с 20 % в 2007 году до 22 % в 2020 году.
Рост
эффективности вновь
Объем реализованной продукции, произведенной на всех ОПФ, возрастет (по отношению к 2007 году):
- к 2016 году – в 1,23 раза.
- к 2020 году – в 1,35 раза.
Таким образом, ожидаемые результаты реализации Стратегии позволяют сделать вывод о высокой эффективности предлагаемых стратегических мероприятий по всем четырем критериям: коммерческая эффективность (рост объема инвестиций, рост доли добавленной стоимости в объеме реализованной продукции), бюджетная эффективность (рост объемов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней), социальная эффективность (рост среднемесячной заработной платы и среднедушевых доходов) и общая экономическая эффективность (рост ВРП).
В
результате реализации Стратегии Ильинского
сельского поселения к 2020 году станет
динамично развивающимся
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2020/
2004 | |
Объем реализованной продукции на действующих ОПФ млн.руб. | 224,1 | 317,6 | 375,1 | 354,2 | 361,3 | 368,5 | 375,9 | 383,4 | 391,1 | 398,9 | 406,9 | 415,0 | 423,3 | 431,8 | 440,4 | 449,2 | 458,2 | 2,0 |
Объем реализованной продукции на вновь созданных ОПФ, млн. руб. | 7,8 | 11,9 | 8,4 | 5,0 | 7,2 | 7,8 | 8,4 | 9,0 | 9,8 | 10,5 | 11,4 | 12,3 | 13,4 | 14,4 | 15,6 | 16,8 | 18,2 | 2,3 |
Объем реализованной продукции на всех ОПФ, млн. руб. | 231,9 | 329,5 | 383,5 | 359,2 | 368,5 | 376,3 | 384,3 | 392,4 | 400,9 | 409,4 | 418,3 | 427,3 | 436,7 | 446,2 | 456,0 | 466,0 | 476,4 | 2,1 |
ВРП на действующих ОПФ, млн. руб. | 156,9 | 222,3 | 262,6 | 247,9 | 252,9 | 258,0 | 263,1 | 268,4 | 273,8 | 279,2 | 284,8 | 290,5 | 296,3 | 302,3 | 308,3 | 314,4 | 320,7 | 2,0 |
ВРП на вновь созданных ОПФ, млн. руб. | 6,2 | 9,5 | 6,7 | 4,0 | 5,8 | 6,2 | 6,7 | 7,2 | 7,8 | 8,4 | 9,1 | 9,8 | 10,7 | 11,5 | 12,5 | 13,4 | 14,6 | 2,3 |
ВРП всего, млн. руб. | 163,1 | 231,8 | 269,3 | 251,9 | 258,7 | 264,2 | 269,8 | 275,6 | 281,6 | 287,6 | 293,9 | 300,3 | 307,0 | 313,8 | 320,8 | 327,8 | 335,3 | 2,1 |
Темп роста физ. объема ВРП, % | 142,1 | 116,2 | 93,5 | 102,7 | 102,1 | 102,1 | 102,1 | 102,2 | 102,1 | 102,2 | 102,2 | 102,2 | 102,2 | 102,2 | 102,2 | 102,3 | 102,3 | х |
ВРП/ на душу населения, тыс. руб. | 56,2 | 79,9 | 92,9 | 93,3 | 92,4 | 94,4 | 96,4 | 102,1 | 104,3 | 106,5 | 108,9 | 111,2 | 113,7 | 116,2 | 118,8 | 121,4 | 124,2 | 2,2 |
Динамика инвестиций, млн. руб. | 5,2 | 7,9 | 5,6 | 3,3 | 4,8 | 5,2 | 5,6 | 6,0 | 6,5 | 7,0 | 7,6 | 8,2 | 8,9 | 9,6 | 10,4 | 11,2 | 12,1 | 2,3 |
Население, тыс. чел. | 2,9 | 2,9 | 2,9 | 2,7 | 2,8 | 2,8 | 2,8 | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 0,9 |
Лица трудоспособного возраста, тыс. чел. | 1,6 | 1,6 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,4 | 0,9 |
Численность занятых в экономике, тыс. чел. | 0,97 | 0,70 | 0,79 | 0,53 | 0,53 | 0,53 | 0,54 | 0,54 | 0,55 | 0,56 | 0,57 | 0,57 | 0,58 | 0,59 | 0,59 | 0,59 | 0,60 | 0,6 |
Доля населения, занятого в экономике, ко всему населению, % | 33 | 24 | 27 | 20 | 19 | 19 | 19 | 20 | 20 | 21 | 21 | 21 | 21 | 22 | 22 | 22 | 22 | х |
Среднемесячная заработная плата, руб. | 2565 | 3106 | 3854 | 4450 | 5241 | 6027 | 6063,1 | 6100,0 | 6136,6 | 6173,4 | 6210,5 | 6248,0 | 6285,5 | 6325,0 | 6365,0 | 6405,0 | 6445,0 | 2,5 |
Среднедушевой денежный доход руб. в месяц | 1333,8 | 1615,1 | 2004,1 | 2314,0 | 2725,3 | 3134,0 | 3152,8 | 3172,0 | 3191,0 | 3210,2 | 3229,5 | 3250,0 | 3268,5 | 3289,0 | 3310,0 | 3330,6 | 3352,0 | 2,5 |
Темп роста среднедушевых денежных доходов населения, % | х | 121,1 | 124,1 | 115,5 | 117,8 | 115,0 | 100,6 | 100,6 |
100,6 |
100,6 |
100,6 |
100,6 |
100,6 |
100,6 |
100,6 |
100,6 |
100,6 |
х |
Таблица
6 - Динамика основных макроэкономических
показателей (инерционный вариант, цены
2004 г)
будущих поколений станут сформированный потенциал опережающего развития, конкурентоспособность производимых товаров и услуг, наличие условий и стимулов для развития человеческого капитала и эффективная система государственного управления.
«Программа социально – экономического развития Ильинского сельского поселения Новопокровского района краснодарского края на 2009 – 2012 гг.»
Главной целью Программы является сокращение отставания в уровне социально-экономического развития поселения. Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:
- формирование условий для стабильного развития и повышения инвестиционной привлекательности поселения, посредством создания необходимой инфраструктуры;
- создание благоприятной
среды для развития
- реализация инвестиционных проектов, обеспечивающих достижение устойчивых темпов роста реального сектора экономики поселения и собственных доходов местного бюджета.
Решение поставленных задач предусматривается по трем направлениям:
-
создание необходимой
-
реализация инвестиционных
Период реализации Программы — 2009—2012 годы.
Программные мероприятия по Ильинскому сельскому поселению включают:
-
развитие водоснабжения
- строительство линии уличного освещения краевой автодороги, проходящей через Ильинское сельское поселение;
- строительство предприятия по первичной переработке скота в ст. Ильинской.
Общие затраты на реализацию
мероприятий Программы по
В результате выполнения программных мероприятий ожидается:
- повышение уровня обеспечения населения поселения качественной питьевой водой, снижение потерь воды;
-
снижение аварийно-опасной
Общая
потребность в финансовых ресурсах
на реализацию программных мероприятий
и инвестиционных проектов оценивается
в размере 232,24 миллиона рублей (таблица
7). Она определена на основе данных проектно-сметной
документации, технико-экономических
обоснований, бизнес-планов проектов,
расчетов затрат на проведение мероприятий
и приведена в ценах, действующих в 2008
году.
|
Информация о работе Управление социально-экономическим развитием муниципального образования