Управление социально-экономическим развитием муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления социально-экономическим развитием сельских поселений.
Реализация общей цели предполагает решение следующих задач исследования:
- Ознакомиться с сущностью, критериями и показателями социально – экономического развития сельского поселения;
- Исследовать механизмы и специфику стратегического социально- экономического управления развитием сельского поселения;
- Ознакомиться с основными стратегическими документами развития сельского поселения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….. 3
1 Основные подходы к управлению социально-экономическим развитием сельского поселения…………………………………………
6
1.1 Сущность, критерии и показатели социально – экономического развития сельского поселения…………………………………………...
6
1.2 Механизм и специфика стратегического социально - экономического управления развитием сельского поселения………...
12
1.3 Основные стратегические документы развития сельского поселения…………………………………………………………………
23
2 Анализ управления социально - экономического развития Ильинского сельского поселения Новопокровского района………….
25
2.1 Социально – экономическая характеристика Ильинского сельского поселения Новопокровского района……………………………………
25
2.2 Система стратегического управления социально-экономическим развитием Ильинского сельского поселения Новопокровского района……………………………………………………………………...

33
2.3 Анализ исполнения стратегического плана в сфере управления социально-экономическим развития Ильинского сельского поселения Новопокровского района……………………………………

61
3 Основные направления совершенствования управления социально-экономическим развитием Ильинского сельского поселения………………………………………………………………...

66
Выводы и предложения…………………………………………………. 70
Список использованных источников…………………………………... 78

Файлы: 1 файл

курсовая СМУ (полная).doc

— 1.23 Мб (Скачать)

     Перспективное (стратегическое) планирование предполагает учет влияния внешней среды на современное и будущее состояние  муниципального образования, его сильных  и слабых сторон (недостатков и  преимуществ) и активное использование этой информации для определения стратегии развития. Стратегическое планирование является важнейшей составной частью общей системы стратегического управления муниципальным образованием.

     Необходимость стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований все больше осознается органами местного самоуправления. Однако недостаток опыта стратегического планирования, комплексного подхода к определению целей и приоритетов перспективного развития муниципальных образований создает почву для неэффективных управленческих решений. Вследствие слабой научной и организационно-методической обеспеченности стратегического планирования разработанные концепции и стратегические планы зачастую носят декларативный характер, отсутствуют механизмы их реализации.

     Выделяют  два основных документа прогнозных документа, подлежащих разработке на муниципальном  уровне. Это концепция социально-экономического развития и разрабатываемая на ее основе комплексная программа (стратегический план) социально экономического развития муниципального образования. Может быть разработан и один обобщающий документ. В зависимости от стоящих задач концепции и стратегические планы бывают среднесрочные (3-4 года) и долгосрочные (до 10-15 лет). Чем глубже характер предстоящих перемен, тем на больший срок разрабатывается стратегический план, но и в долгосрочных программах важно выделять среднесрочную перспективу.

     Структура концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования обусловлена системой целей и задач социально-экономического развития и может включать следующие разделы (рис. 2).

 

      Рисунок 2 - Структура концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования

      Для этих разделов характерно следующее содержание:

     1. Стартовые условия и оценка  исходной социально-экономической  ситуации. Прежде всего анализируется  имеющаяся информация о социально-экономической ситуации и концепции развития страны и региона, без чего разработка реального стратегического плана развития отдельного муниципального образования невозможна. Затем рассматриваются роль и место данного муниципального образования в стране и регионе, особенности его социально-экономического положения, предпосылки и условия развития.

     2. Стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития. Здесь рассматривается стратегический выбор муниципального образования. Две крайних позиции в этом вопросе могут быть следующими:

     - сохранение существующего направления развития (инерционная стратегия);

     - полная смена приоритетов и структурная перестройка экономики муниципального образования (инновационная стратегия).

     В действительности, скорее всего, потребуется  сочетание обеих этих стратегий  в разных пропорциях, в зависимости  от конкретных условий данного муниципального образования. С учетом этого должны быть определены и основные цели и задачи перспективного развития. Чаще всего рассматриваются три сценария: оптимистический, пессимистический и средний.

     Стратегический  выбор — самый ответственный момент в разработке концепции и стратегического плана, поскольку он предопределяет все остальные решения.

     3. Раздел «Основные направления  реализации стратегических целей»  включает следующие подразделы:

     - развитие и структурная перестройка промышленного потенциала территории;

     - формирование и развитие элементов инфраструктуры рыночной экономики;

     - социальная политика;

     - обустройство территории: градостроительство, благоустройство, развитие инженерной инфраструктуры и всех отраслей городского хозяйства;

     - экологическая политика;

     - развитие человеческого потенциала территории;

     - совершенствование организации и деятельности муниципальной власти.

     4. Подпрограммы.

     В составе концепции или стратегического  плана могут быть выделены подпрограммы (целевые программы) по отдельным проблемам, например «Жилье», «Социальная защита», «Здравоохранение» и т. п. Вопросы разработки целевых программ рассматриваются в следующем разделе настоящей главы.

     На  основе общей концепции развития органы местного самоуправления принимают ряд других программных документов: программы приватизации, концепции генеральных планов, планы планировки и застройки населенных пунктов и др.

     5. Механизм реализации концепции  социально-экономического развития. Здесь должны быть рассмотрены:

     - механизмы государственной и муниципальной поддержки выполнения намеченной стратегии, в т. ч. нормативно-правовой;

     - источники и финансовые механизмы реализации намеченной стратегии (оценить сводный баланс финансовых ресурсов территории, рассмотреть варианты финансирования предстоящих расходов, включая самофинансирование, внутренние и внешние инвестиции, привлечение средств вышестоящих бюджетов, средств населения, займы, кредиты и т. д.);

     - механизмы совершенствования системы муниципального управления (привлечение граждан к принятию управленческих решений, развитие информационных технологий управления, переподготовка муниципальных кадров и т. д.).

     3 Муниципальные целевые программы представляют собой взаимоувязанные блоки таких мероприятий, позволяющие комплексно и системно решать отдельные проблемы социально-экономического развития муниципального образования. Муниципальные целевые программы могут быть текущими и перспективными и входят составными частями в соответствующие планы.

     Муниципальная целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области экономического, экологического, социального, культурного и иного развития территорий.

     Существует  множество видов целевых программ, которые можно классифицировать по статусу, назначению, срокам реализации, направленности и механизмам реализации (рис. 3).

     

     Рисунок 3 – Классификация целевых программ 

     По  срокам реализации различают краткосрочные (1 год), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (10-15 лет) целевые программы. Муниципальные целевые программы чаще всего бывают краткосрочными, входя в состав текущих планов, и реже — среднесрочными.

     Основная  цель муниципальной целевой программы социально-экономического развития - решение ключевых социально-экономических проблем территории в рамках текущего или перспективного плана.

     Муниципальная целевая программа социально-экономического развития в общем случае должна включать следующие разделы;

     - социально-экономическое положение и основные направления развития муниципального образования, обосновывающие необходимость осуществления данной программы;

     - цели, задачи, сроки и этапы реализации программы;

     - система программных мероприятий;

     - механизм реализации программы;

     - ресурсное обеспечение программы;

     - оценка эффективности программы;

     - организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.

      Проблемные  муниципальные целевые программы  могут разрабатываться по разным направлениям:

      - создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;

      - нормативно-правовые преобразования;

      - формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения;

      - оздоровление окружающей среды и предупреждение чрезвычайных ситуаций;

      - содействие реформированию промышленности;

      - развитие инфраструктуры транспорта, связи и обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства;

      - развитие межрегиональных и международных связей муниципального образования и т. п.

     Программа создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата предполагает проведение институциональных преобразований, направленных на развитие финансовой инфраструктуры: создание муниципальных или привлечение на территорию филиалов бизнес-центров, консалтинговых фирм, страховых компаний, залоговых фондов; упрощение процедуры регистрации и лицензирования (реализация принципа одного окна, создание условий для развития малых и средних предприятий).

     Программы нормативно-правовых преобразований включают урегулирование специфики трудовых отношений, создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы, дебюрократизацию экономики — упорядочение регулирующих, контрольно-ревизионных функций органов местного самоуправления, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, повышение эффективности управления муниципальной собственностью.

     Социальные  программы могут включать: мероприятия по упорядочиванию миграционных процессов; развитие и техническое переоснащение объектов здравоохранения; развитие службы охраны материнства и детства; проведение мероприятий по борьбе с социально опасными заболеваниями; развитие материальной базы и техническое переоснащение объектов образования; создание эффективной системы обучения в школах, включая использование современных инфоркультуры, физкультуры и спорта; развитие сети домов-интернатов для престарелых и инвалидов, детей-сирот и т. д.

     Экологические программы могут предусматривать  проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды и предупреждению чрезвычайных ситуаций, мониторинг зон кризисного состояния, оценку экологического состояния территории и его влияния на здоровье населения, стимулирование инвестиций, направленных на снижение негативной нагрузки на окружающую среду муниципального образования.

     Программы содействия реформированию промышленности включают разработку мер содействия техническому перевооружению и модернизации предприятий, находящихся на территории муниципального образования. Программы развития инфраструктуры предусматривают мероприятия по развитию городского транспорта, связи, обеспечению бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства, внедрению энергосберегающих технологий, повышению эффективности работы систем жизнеобеспечения, предотвращению аварий техногенного характера.

     Программы развития межмуниципальных, межрегиональных  и международных связей муниципального образования.

     При разработке муниципальных целевых программ необходимо оценивать каждое программное мероприятие по ряду критериев: цель и решаемая проблема, планируемые объемы производства продукции или услуг (для инвестиционных проектов), сроки реализации, объемы и источники финансирования, показатели эффективности (чистая прибыль, платежи в бюджеты всех уровней, сроки окупаемости, количество новых рабочих мест) и т. д. 

     1.3 Основные стратегические документы  развития сельского поселения 

     Стратегическое  планирование на уровне городского, сельского поселения может осуществляться путем разработки и утверждения прогнозов социально-экономического развития, комплексной программы социально-экономического развития поселения, иных документов, разработанных в соответствии с основными положениями и сроками, предусмотренными плановыми документами. К документам стратегического планирования относят следующее:

     1) стратегические направления развития  поселения;

     2) стратегия социально-экономического  развития поселения;

     3) схема территориального планирования поселения;

     4) программа социально-экономического  развития поселения;

     5) краевые долгосрочные целевые  программы;

     6) прогноз социально-экономического  развития поселения;

Информация о работе Управление социально-экономическим развитием муниципального образования