Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:18, курсовая работа
Цель исследования состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления социально-экономическим развитием сельских поселений.
Реализация общей цели предполагает решение следующих задач исследования:
- Ознакомиться с сущностью, критериями и показателями социально – экономического развития сельского поселения;
- Исследовать механизмы и специфику стратегического социально- экономического управления развитием сельского поселения;
- Ознакомиться с основными стратегическими документами развития сельского поселения.
Введение………………………………………………………………….. 3
1 Основные подходы к управлению социально-экономическим развитием сельского поселения…………………………………………
6
1.1 Сущность, критерии и показатели социально – экономического развития сельского поселения…………………………………………...
6
1.2 Механизм и специфика стратегического социально - экономического управления развитием сельского поселения………...
12
1.3 Основные стратегические документы развития сельского поселения…………………………………………………………………
23
2 Анализ управления социально - экономического развития Ильинского сельского поселения Новопокровского района………….
25
2.1 Социально – экономическая характеристика Ильинского сельского поселения Новопокровского района……………………………………
25
2.2 Система стратегического управления социально-экономическим развитием Ильинского сельского поселения Новопокровского района……………………………………………………………………...
33
2.3 Анализ исполнения стратегического плана в сфере управления социально-экономическим развития Ильинского сельского поселения Новопокровского района……………………………………
61
3 Основные направления совершенствования управления социально-экономическим развитием Ильинского сельского поселения………………………………………………………………...
66
Выводы и предложения…………………………………………………. 70
Список использованных источников…………………………………... 78
Перспективное
(стратегическое) планирование предполагает
учет влияния внешней среды на
современное и будущее
Необходимость стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований все больше осознается органами местного самоуправления. Однако недостаток опыта стратегического планирования, комплексного подхода к определению целей и приоритетов перспективного развития муниципальных образований создает почву для неэффективных управленческих решений. Вследствие слабой научной и организационно-методической обеспеченности стратегического планирования разработанные концепции и стратегические планы зачастую носят декларативный характер, отсутствуют механизмы их реализации.
Выделяют два основных документа прогнозных документа, подлежащих разработке на муниципальном уровне. Это концепция социально-экономического развития и разрабатываемая на ее основе комплексная программа (стратегический план) социально экономического развития муниципального образования. Может быть разработан и один обобщающий документ. В зависимости от стоящих задач концепции и стратегические планы бывают среднесрочные (3-4 года) и долгосрочные (до 10-15 лет). Чем глубже характер предстоящих перемен, тем на больший срок разрабатывается стратегический план, но и в долгосрочных программах важно выделять среднесрочную перспективу.
Структура концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования обусловлена системой целей и задач социально-экономического развития и может включать следующие разделы (рис. 2).
Рисунок 2 - Структура концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования
Для этих разделов характерно следующее содержание:
1.
Стартовые условия и оценка
исходной социально-
2. Стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития. Здесь рассматривается стратегический выбор муниципального образования. Две крайних позиции в этом вопросе могут быть следующими:
- сохранение существующего направления развития (инерционная стратегия);
- полная смена приоритетов и структурная перестройка экономики муниципального образования (инновационная стратегия).
В действительности, скорее всего, потребуется сочетание обеих этих стратегий в разных пропорциях, в зависимости от конкретных условий данного муниципального образования. С учетом этого должны быть определены и основные цели и задачи перспективного развития. Чаще всего рассматриваются три сценария: оптимистический, пессимистический и средний.
Стратегический выбор — самый ответственный момент в разработке концепции и стратегического плана, поскольку он предопределяет все остальные решения.
3.
Раздел «Основные направления
реализации стратегических
- развитие и структурная перестройка промышленного потенциала территории;
- формирование и развитие элементов инфраструктуры рыночной экономики;
- социальная политика;
- обустройство территории: градостроительство, благоустройство, развитие инженерной инфраструктуры и всех отраслей городского хозяйства;
- экологическая политика;
- развитие человеческого потенциала территории;
- совершенствование организации и деятельности муниципальной власти.
4. Подпрограммы.
В
составе концепции или
На основе общей концепции развития органы местного самоуправления принимают ряд других программных документов: программы приватизации, концепции генеральных планов, планы планировки и застройки населенных пунктов и др.
5.
Механизм реализации концепции
социально-экономического
- механизмы государственной и муниципальной поддержки выполнения намеченной стратегии, в т. ч. нормативно-правовой;
- источники и финансовые механизмы реализации намеченной стратегии (оценить сводный баланс финансовых ресурсов территории, рассмотреть варианты финансирования предстоящих расходов, включая самофинансирование, внутренние и внешние инвестиции, привлечение средств вышестоящих бюджетов, средств населения, займы, кредиты и т. д.);
- механизмы совершенствования системы муниципального управления (привлечение граждан к принятию управленческих решений, развитие информационных технологий управления, переподготовка муниципальных кадров и т. д.).
3 Муниципальные целевые программы представляют собой взаимоувязанные блоки таких мероприятий, позволяющие комплексно и системно решать отдельные проблемы социально-экономического развития муниципального образования. Муниципальные целевые программы могут быть текущими и перспективными и входят составными частями в соответствующие планы.
Муниципальная целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области экономического, экологического, социального, культурного и иного развития территорий.
Существует
множество видов целевых
Рисунок
3 – Классификация целевых
По срокам реализации различают краткосрочные (1 год), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (10-15 лет) целевые программы. Муниципальные целевые программы чаще всего бывают краткосрочными, входя в состав текущих планов, и реже — среднесрочными.
Основная цель муниципальной целевой программы социально-экономического развития - решение ключевых социально-экономических проблем территории в рамках текущего или перспективного плана.
Муниципальная
целевая программа социально-
- социально-экономическое положение и основные направления развития муниципального образования, обосновывающие необходимость осуществления данной программы;
- цели, задачи, сроки и этапы реализации программы;
- система программных мероприятий;
- механизм реализации программы;
- ресурсное обеспечение программы;
- оценка эффективности программы;
- организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.
Проблемные
муниципальные целевые
- создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;
- нормативно-правовые преобразования;
- формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения;
- оздоровление окружающей среды и предупреждение чрезвычайных ситуаций;
- содействие реформированию промышленности;
- развитие инфраструктуры транспорта, связи и обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства;
- развитие межрегиональных и международных связей муниципального образования и т. п.
Программа создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата предполагает проведение институциональных преобразований, направленных на развитие финансовой инфраструктуры: создание муниципальных или привлечение на территорию филиалов бизнес-центров, консалтинговых фирм, страховых компаний, залоговых фондов; упрощение процедуры регистрации и лицензирования (реализация принципа одного окна, создание условий для развития малых и средних предприятий).
Программы нормативно-правовых преобразований включают урегулирование специфики трудовых отношений, создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы, дебюрократизацию экономики — упорядочение регулирующих, контрольно-ревизионных функций органов местного самоуправления, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, повышение эффективности управления муниципальной собственностью.
Социальные программы могут включать: мероприятия по упорядочиванию миграционных процессов; развитие и техническое переоснащение объектов здравоохранения; развитие службы охраны материнства и детства; проведение мероприятий по борьбе с социально опасными заболеваниями; развитие материальной базы и техническое переоснащение объектов образования; создание эффективной системы обучения в школах, включая использование современных инфоркультуры, физкультуры и спорта; развитие сети домов-интернатов для престарелых и инвалидов, детей-сирот и т. д.
Экологические
программы могут
Программы содействия реформированию промышленности включают разработку мер содействия техническому перевооружению и модернизации предприятий, находящихся на территории муниципального образования. Программы развития инфраструктуры предусматривают мероприятия по развитию городского транспорта, связи, обеспечению бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства, внедрению энергосберегающих технологий, повышению эффективности работы систем жизнеобеспечения, предотвращению аварий техногенного характера.
Программы развития межмуниципальных, межрегиональных и международных связей муниципального образования.
При
разработке муниципальных целевых программ
необходимо оценивать каждое программное
мероприятие по ряду критериев: цель и
решаемая проблема, планируемые объемы
производства продукции или услуг (для
инвестиционных проектов), сроки реализации,
объемы и источники финансирования, показатели
эффективности (чистая прибыль, платежи
в бюджеты всех уровней, сроки окупаемости,
количество новых рабочих мест) и т. д.
1.3
Основные стратегические
Стратегическое планирование на уровне городского, сельского поселения может осуществляться путем разработки и утверждения прогнозов социально-экономического развития, комплексной программы социально-экономического развития поселения, иных документов, разработанных в соответствии с основными положениями и сроками, предусмотренными плановыми документами. К документам стратегического планирования относят следующее:
1)
стратегические направления
2)
стратегия социально-
3)
схема территориального
4)
программа социально-
5) краевые долгосрочные целевые программы;
6)
прогноз социально-
Информация о работе Управление социально-экономическим развитием муниципального образования