Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:18, курсовая работа
Цель исследования состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления социально-экономическим развитием сельских поселений.
Реализация общей цели предполагает решение следующих задач исследования:
- Ознакомиться с сущностью, критериями и показателями социально – экономического развития сельского поселения;
- Исследовать механизмы и специфику стратегического социально- экономического управления развитием сельского поселения;
- Ознакомиться с основными стратегическими документами развития сельского поселения.
Введение………………………………………………………………….. 3
1 Основные подходы к управлению социально-экономическим развитием сельского поселения…………………………………………
6
1.1 Сущность, критерии и показатели социально – экономического развития сельского поселения…………………………………………...
6
1.2 Механизм и специфика стратегического социально - экономического управления развитием сельского поселения………...
12
1.3 Основные стратегические документы развития сельского поселения…………………………………………………………………
23
2 Анализ управления социально - экономического развития Ильинского сельского поселения Новопокровского района………….
25
2.1 Социально – экономическая характеристика Ильинского сельского поселения Новопокровского района……………………………………
25
2.2 Система стратегического управления социально-экономическим развитием Ильинского сельского поселения Новопокровского района……………………………………………………………………...
33
2.3 Анализ исполнения стратегического плана в сфере управления социально-экономическим развития Ильинского сельского поселения Новопокровского района……………………………………
61
3 Основные направления совершенствования управления социально-экономическим развитием Ильинского сельского поселения………………………………………………………………...
66
Выводы и предложения…………………………………………………. 70
Список использованных источников…………………………………... 78
Рисунок
4 - Схема организационной
В соответствии со штатным расписанием в администрации поселения:
- муниципальных служащих – 6 человек,
-
немуниципальных служащих – 1
человек (специалист по
Таблица
4 – Финансовые результаты деятельности
администрации Ильинского сельского поселения
Новопокровского района
Показатель | 2009г.,
тыс.руб |
2010г.,
тыс.руб |
2011 г.,
тыс.руб |
2011 г. в % к | |
2009г. | 2010г. | ||||
Доходы, в т.ч.: | 8369,6 | 19073,1 | 15083,4 | 180,2 | 79,08 |
- налог на прибыль | 992,6 | 1274,4 | 1277,0 | 128,6 | 100,2 |
- налог на совокупный доход | 1075,1 | 1787,4 | 1197,0 | 111,3 | 66,9 |
- налог на имущество | 4693,3 | 5514,9 | 6741,0 | 143,6 | 122,2 |
- доходы от использования имущества находящееся в государственной и муниципальной собственности | 949,8 | 1051,4 | 824,9 | 86,8 | 78,4 |
- прочие доходы | 658,8 | 9445 | 5043,5 | 765,5 | 53,3 |
Расходы | 7368,4 | 18799,7 | 15472,8 | 209,9 | 82,3 |
- общегосударственные вопросы | 2147,7 | 2266,5 | 2696,6 | 125,5 | 118,9 |
- национальная оборона | 60,35 | 83,9 | 137,9 | 228,5 | 164,3 |
-
национальная безопасность и
- правоохранительная деятельность |
51,1 | 80,0 | 34,2 | 66,9 | 42,7 |
- национальная экономика | 272,8 | 38,6 | 227,9 | 83,5 | 590,4 |
- жилищно-коммунальное хозяйство | 2817,2 | 13221,3 | 8016,9 | 284,5 | 60,6 |
- образование | 197,9 | 81,0 | 218,7 | 110,4 | 270 |
- здравоохранение, физическая культура и спорт | 76,4 | 140,3 | 1484,2 | 1942,6 | 1057,8 |
- межбюджетные трансферты | 1690,0 | 425,0 | 125,0 | 7,3 | 29,4 |
- прочие расходы | 106 | 2543,1 | 2565,6 | 2420 | 100,8 |
Чистый операционный результат | 1001,2 | 273,4 | -389,4 | -38,8 | -142,4 |
Из
таблицы 1 мы можем сделать вывод,
что доходы бюджеты с 2009 года по 2010 год
увеличились на 10703,5 тыс. рублей это говорит
о том что произошло повышение налогов
в 2010 году по сравнению с 2009 годом. В
2011 году по сравнению с 2010 годом прослеживается
сокращение доходов на 20,92 % или на 3989,7
тыс. рублей. С 2009 года по 2010 год происходит
увеличение расходов с 7368,4 тыс. руб. до
18799,7 тыс. руб. это говорит о том что произошло
увеличение расходов на здравоохранение
и спорт, а также на ЖКХ. С 2010 года мы можем
наблюдать тенденцию к снижению расходов,
так в 2010 году они составляли 18799,7 тыс.
рублей, а в 2011 году снижение составило
до 15472,8 тыс. руб., произошло снижение расходов
на ЖКХ. Чистый операционный результат
говорит о том, что с каждым годом он
имеет тенденцию к снижению и в 2011 году
мы наблюдаем превышение расходов
над доходами, то есть дефицит бюджета.
2.2
Система стратегического управления социально-экономическим
развитием Ильинского сельского поселения
Новопокровского района
Управление
социально – экономическим
Опираясь на ФЗ -131 и Закон Краснодарского края «О прогнозировании и индикативном планировании, стратегии и программах социально – экономического развития Краснодарского края» администрация осуществляет управление социально – экономическим развитием Ильинского сельского поселения с помощью необходимых документов, о которых говорилось выше.
«Стратегия социально – экономического развития Ильинского сельского поселения Новопокровского района до 2020 года», которая включает в себя:
-
Оценку социально –
-
Выбор сценариев развития и
формирования ведения
-
Стратегическая цель и
-
Направления деятельности по
достижению стратегической
- Стратегическая цель развития на период 2007 – 2012 годы.
- Ожидаемые результаты стратегии
Перед
тем как сформировать Стратегию
администрация проводит SWOT- анализ,
для четкого выявления сильных и слабых
сторон, а также возможности и угрозы
для проектов проводимых на данной территории
(таблица 5).
Таблица 5 - SWOT – анализ территории Ильинского сельского поселения
Сильные стороны(S) | Слабые стороны (W) |
1 Наличие
земельных ресурсов.
Земельный фонд – 28564 га, из них: - Сельхозугодия – 23777 га; - Земли поселения – 1908 га; - Земли запаса – 0 га. - Земли промышленности, транспорта – 0 га. - Водный фонд – 327 га. 2 Наличие квалифицированных кадров в большинстве секторов экономики. 3 Равноудаленность
по отношению к 4 Наличие в
достаточном количестве 5 развитая финансовая инфраструктура, на территории поселения осуществляют деятельность 2 филиала банков. 6 Социальная стабильность в поселении. 7 Развитая социальная инфраструктура: поселение насчитывает 4 учреждения образования, 2 учреждения здравоохранения, 1 учреждение социального обслуживания населения, 1 учреждения культуры. |
1 Поселение
находится в зоне рискованного
земледелия.
2 Влияние погодных условий на объёмы урожаев сельскохозяйственной продукции (объем продукции сельского хозяйства в общем объеме производства составляет 96%). 3 Высокий моральный и физический износ техники и оборудования. 4 Удаленность
от морских портов, крупных городов
и автомагистралей, до 5 Дефицит энергоресурсов: высокая зависимость от цен на энергоносители. 6 Рынок сельскохозяйственной
продукции контролируется 7 Недостаточная
конкурентоспособность 8 Значительный уровень теневой экономики. 9 Отсутствие
схемы территориального 10 Старение и
естественная убыль населения
(уровень естественной убыли |
Возможности (O) | Угрозы(T) |
1
Эффективное использование территориальных
ресурсов (земли,
недвижимости). Развитие зоны отдыха, нетрадиционного туризма на базе водных объектов поселения (площадь водного фонда 327 га). 2 Развитие ЛПХ. 3 Значительное
и системное привлечение 4 Повышение
конкурентно способности 5 Повышение эффективности развития сельского хозяйства. |
1 Снижение объемов
производства животноводческой
продукции в
результате эпидемиологических заболеваний. 2 Нестабильность
цены на сельскохозяйственную
продукцию и продукцию пищевой
промышленности в условиях 3 Возможность снижения плодородия почвы вследствие нарушения севооборота. 4 Ввоз более дешевой импортной продукции. 5 Угроза роста
технического отставания 6 Риск снижения конкурентоспособности сельхозпроизводства ввиду влияния ряда как внутренних, так и внешних факторов. 7 Рост смертности
населения в трудоспособном |
Стратегическая цель развития на период до 2020 года: является реализация политических, геостратегических и социально-экономических приоритетов Краснодарского края и обеспечение кардинального повышения качества жизни населения поселения на основе создания потенциала опережающего развития.
Реализацию данной цели следует осуществлять по следующим стратегическим направлениям:
1 Кардинальное повышение качества и продолжительности жизни, формирование условий и стимулов для развития человеческого капитала на основе повышения эффективности и конкурентоспособности здравоохранения, образования и жилищного строительства.
2 Обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста поселения на основе реализации государственной структурно-институциональной политики, стратегии инвестиционного развития на 2010-2012 годы.
3 Повышение эффективности государственного стратегического планирования и регулирования социально-экономических процессов в поселении на основе формирования систем стратегического управления, пространственного и территориального планирования.
При определении стратегической цели развития Ильинского сельского поселения исходило из принципа соответствия стратегической цели и направлений развития поселения целям и приоритетам муниципального образования Новопокровский район, Краснодарского края, федерального Правительства, определенным в следующих документах:
-
Послание Президента
-
Программа социально-
- Положение о разработке Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2006-2008 годы;
-
Стратегия социально-
Положением о разработке Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 года №259, определены следующие группы целей Правительства Российской Федерации и субъектов бюджетного планирования:
- повышение уровня и качества жизни населения;
-
укрепление национальной
-
обеспечение высоких и
-
формирование условий для
Соответствие стратегических целей развития Краснодарского края и стратегических направлений развития района обеспечивает проекцию целей края на муниципальный уровень и на уровень поселения.
Осуществление целей Краснодарского края на муниципальном уровне и на уровне поселения предусматривает:
- ориентацию на опережающее развитие секторов, которые могут играть роль точек роста, причем, как региональных (АПК, СКК, транспортная инфраструктура), так и муниципальных, которые выполняют функции «ведущего звена» для экономической системы. Выявление и активизация потенциала новых «точек роста» (промышленный комплекс, сектор инновационной деятельности и т.д.).
- реализацию принципа устойчивого развития, основанного на сбалансированности экономических, социальных и экологических приоритетов развития поселения и их соответствия целям Краснодарского края.
- обеспечение комплексного или системного подхода: учет и максимальное использование эффектов, обусловленных взаимовлиянием целей, наличием сопряженных результатов в реализации целевых проектов различной направленности, мультипликативных эффектов, обеспечивающих рост экономики.
- преемственность программных документов: краевых и муниципальных целевых программ.
Участие Ильинского сельского поселения в решении задач социально-экономического развития Краснодарского края определяется его объективным экономико-географическим потенциалом и сложившейся структурой экономики и социальной сферы поселения. С этой точки зрения объектом анализа должны стать основные отрасли и направления деятельности экономики и социальной сферы поселения, их место и значение для функционирования социально-экономической системы района и края, прямой и косвенный вклад в достижение приоритетных целей Краснодарского края.
Для реализации цели разработаны стратегические направления:
Информация о работе Управление социально-экономическим развитием муниципального образования