Управление социально-экономическим развитием муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию управления социально-экономическим развитием сельских поселений.
Реализация общей цели предполагает решение следующих задач исследования:
- Ознакомиться с сущностью, критериями и показателями социально – экономического развития сельского поселения;
- Исследовать механизмы и специфику стратегического социально- экономического управления развитием сельского поселения;
- Ознакомиться с основными стратегическими документами развития сельского поселения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….. 3
1 Основные подходы к управлению социально-экономическим развитием сельского поселения…………………………………………
6
1.1 Сущность, критерии и показатели социально – экономического развития сельского поселения…………………………………………...
6
1.2 Механизм и специфика стратегического социально - экономического управления развитием сельского поселения………...
12
1.3 Основные стратегические документы развития сельского поселения…………………………………………………………………
23
2 Анализ управления социально - экономического развития Ильинского сельского поселения Новопокровского района………….
25
2.1 Социально – экономическая характеристика Ильинского сельского поселения Новопокровского района……………………………………
25
2.2 Система стратегического управления социально-экономическим развитием Ильинского сельского поселения Новопокровского района……………………………………………………………………...

33
2.3 Анализ исполнения стратегического плана в сфере управления социально-экономическим развития Ильинского сельского поселения Новопокровского района……………………………………

61
3 Основные направления совершенствования управления социально-экономическим развитием Ильинского сельского поселения………………………………………………………………...

66
Выводы и предложения…………………………………………………. 70
Список использованных источников…………………………………... 78

Файлы: 1 файл

курсовая СМУ (полная).doc

— 1.23 Мб (Скачать)

  

  

  

           
           

          Рисунок 4 - Схема организационной структуры  управления                                     администрации Ильинского сельского поселения. 

     В соответствии со штатным расписанием  в администрации поселения:

     - муниципальных служащих – 6 человек,

     - немуниципальных служащих – 1 человек (специалист по воинскому  учету и бронированию, технический  работник). 

        Таблица 4 – Финансовые результаты деятельности администрации Ильинского сельского поселения Новопокровского района 

Показатель 2009г.,

тыс.руб

2010г.,

тыс.руб

2011 г.,

тыс.руб

2011 г. в % к
2009г. 2010г.
Доходы, в т.ч.: 8369,6 19073,1 15083,4 180,2 79,08
- налог на прибыль 992,6 1274,4 1277,0 128,6 100,2
- налог на совокупный доход 1075,1 1787,4 1197,0 111,3 66,9
- налог на имущество 4693,3 5514,9 6741,0 143,6 122,2
- доходы от использования имущества находящееся в государственной и муниципальной собственности 949,8 1051,4 824,9 86,8 78,4
- прочие доходы 658,8 9445 5043,5 765,5 53,3
Расходы 7368,4 18799,7 15472,8 209,9 82,3
- общегосударственные вопросы 2147,7 2266,5 2696,6 125,5 118,9
- национальная оборона 60,35 83,9 137,9 228,5 164,3
- национальная безопасность и

- правоохранительная деятельность

51,1 80,0 34,2 66,9 42,7
- национальная экономика 272,8 38,6 227,9 83,5 590,4
- жилищно-коммунальное хозяйство 2817,2 13221,3 8016,9 284,5 60,6
- образование 197,9 81,0 218,7 110,4 270
- здравоохранение, физическая культура и                спорт 76,4 140,3 1484,2 1942,6 1057,8
- межбюджетные трансферты 1690,0 425,0 125,0 7,3 29,4
- прочие расходы 106 2543,1 2565,6 2420 100,8
Чистый  операционный результат 1001,2 273,4 -389,4 -38,8 -142,4

 

     Из  таблицы 1 мы можем сделать вывод, что доходы бюджеты с 2009 года по 2010 год увеличились на 10703,5 тыс. рублей это говорит о том что произошло повышение налогов в 2010 году по сравнению с 2009 годом.  В 2011 году по сравнению с 2010 годом прослеживается сокращение доходов на 20,92 % или на 3989,7 тыс. рублей. С 2009 года по 2010 год происходит увеличение расходов с 7368,4 тыс. руб. до 18799,7 тыс. руб. это говорит о том что произошло увеличение расходов на здравоохранение и спорт, а также на ЖКХ. С 2010 года мы можем наблюдать тенденцию к снижению расходов, так в 2010 году они составляли 18799,7 тыс. рублей, а в 2011 году снижение составило до 15472,8 тыс. руб., произошло снижение расходов на ЖКХ. Чистый операционный результат говорит  о том, что с каждым годом он имеет тенденцию к снижению и в 2011 году мы наблюдаем превышение расходов  над доходами, то есть дефицит бюджета. 

     2.2 Система стратегического управления социально-экономическим развитием Ильинского сельского поселения Новопокровского района 

     Управление  социально – экономическим развитием  в Ильинском сельском поселении  как и в любом другом поселении  или муниципальном образовании Краснодарского края осуществляется на основании Закона Краснодарского края «О прогнозировании и индикативном планировании, стратеги и программах социально – экономического развития Краснодарского края». Из данного Закона поселение должно содержать в аппарате управления по социально – экономическому развитию следующую нормативную базу:

  1. Прогноз социально-экономического развития, который разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период;
  2. Стратегия социально-экономического развития разрабатывается с учетом целей и приоритетов, определенных в документах стратегического планирования  социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу;
  3. Целевая программа должна содержать паспорт программы, включающий краткие сведения о программе и ее основные параметры: наименование, основание для разработки, сведения о разработчике и координаторе программы, государственных заказчиках и (или) исполнителях мероприятий программы, ответственных за выполнение мероприятий программы, цели и задачи, срок реализации программы, объемы и источники финансирования, контроль за выполнением программы.
  4. Индикативный план социально-экономического развития разрабатывается ежегодно в качестве обязательной основы для формирования и реализации целей и приоритетов деятельности органов государственной власти.

       Опираясь  на ФЗ -131 и Закон Краснодарского края «О прогнозировании и индикативном планировании, стратегии и программах социально – экономического развития Краснодарского края» администрация осуществляет управление социально – экономическим развитием Ильинского сельского поселения с помощью необходимых документов, о которых говорилось выше.

     «Стратегия  социально – экономического развития Ильинского сельского поселения  Новопокровского района до 2020 года», которая включает в себя:

     - Оценку социально – экономического  положения и потенциала Ильинского  сельского поселения;

     - Выбор сценариев развития и  формирования ведения дальнейшего  развития поселения;

     - Стратегическая цель и приоритеты  развития поселения;

     - Направления деятельности по  достижению стратегической цели, ресурсы и механизм реализации;

     - Стратегическая цель развития  на период 2007 – 2012 годы.

     - Ожидаемые результаты стратегии

       Перед тем как сформировать Стратегию  администрация проводит SWOT- анализ, для четкого выявления сильных и слабых сторон, а также  возможности и угрозы для проектов проводимых на данной территории (таблица 5).  
 
 

        Таблица 5 - SWOT – анализ территории Ильинского сельского поселения

Сильные стороны(S) Слабые стороны (W)
1 Наличие  земельных ресурсов.

Земельный фонд – 28564 га, из них:

- Сельхозугодия  – 23777 га;

- Земли поселения  – 1908 га;

- Земли запаса  – 0 га.

- Земли промышленности, транспорта – 0 га.

- Водный фонд  – 327 га.

2 Наличие квалифицированных  кадров в большинстве секторов экономики.

3 Равноудаленность  по отношению к Ставропольскому  краю, Ростовской области, Краснодару, что способствует  расширению  рынка сбыта продукции (200 км).

4 Наличие в  достаточном  количестве сельскохозяйственной  сырьевой базы, среднегодовой объем валового  производства за последние три года  составил1072,2 тыс. рублей.

5 развитая финансовая  инфраструктура, на территории поселения  осуществляют деятельность 2 филиала  банков.

6 Социальная  стабильность в поселении.

7 Развитая социальная  инфраструктура: поселение насчитывает 4 учреждения образования, 2 учреждения здравоохранения, 1 учреждение

социального   обслуживания населения, 1 учреждения культуры.

1 Поселение  находится в зоне рискованного  земледелия.

2 Влияние погодных  условий на объёмы урожаев сельскохозяйственной продукции (объем продукции сельского хозяйства в общем объеме производства составляет 96%).

3 Высокий моральный  и физический износ техники  и оборудования.

4 Удаленность  от морских портов, крупных городов  и автомагистралей, до ближайшего морского порта 250 км.

5 Дефицит энергоресурсов: высокая зависимость от цен  на энергоносители.

6 Рынок сельскохозяйственной  продукции контролируется посредниками, ориентирован на поддержание  монопольно высоких цен для  потребителей и низкую доходность для производителей.

7 Недостаточная  конкурентоспособность продукции  сельского хозяйства, товаров  и услуг товаропроизводителей. Недостаток  современных технологий, обеспечивающих  высокие качественные характеристики  производимых продуктов и услуг.

8 Значительный уровень теневой экономики.

9 Отсутствие  схемы  территориального планирования.

10 Старение и  естественная убыль населения  (уровень естественной убыли составляет 0,7), высокий уровень нерегистрируемой  безработицы.

Возможности (O) Угрозы(T)
1 Эффективное использование территориальных ресурсов (земли, 

недвижимости). Развитие зоны отдыха, нетрадиционного  туризма на базе водных объектов поселения (площадь

водного фонда 327 га).

2 Развитие  ЛПХ.

3 Значительное  и системное привлечение инвестиций  в экономику поселения при реализации мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности.

4 Повышение  конкурентно способности продукции,  товаров и услуг товаропроизводителей  муниципального образования на  основе развития высоких технологий.

5 Повышение эффективности развития сельского хозяйства.

1 Снижение объемов  производства животноводческой  продукции в 

результате эпидемиологических заболеваний.

2 Нестабильность  цены на сельскохозяйственную  продукцию и продукцию пищевой  промышленности в условиях рынка.

3 Возможность снижения плодородия почвы вследствие нарушения севооборота.

4 Ввоз более  дешевой импортной продукции.

5 Угроза роста  технического отставания многих  производств от конкурентов Краснодарского  края, России.

6 Риск снижения  конкурентоспособности сельхозпроизводства ввиду влияния ряда как внутренних, так и внешних факторов.

7 Рост смертности  населения в трудоспособном возрасте  при общем старении населения  – угроза увеличения демографической  нагрузки на работающих.


 

       Стратегическая  цель развития  на период до 2020 года:  является реализация политических, геостратегических и социально-экономических приоритетов Краснодарского края и обеспечение кардинального повышения  качества жизни населения  поселения  на основе создания потенциала опережающего развития.

    Реализацию  данной цели следует осуществлять по следующим стратегическим направлениям:

     1 Кардинальное повышение качества и продолжительности жизни, формирование условий и стимулов для развития человеческого капитала на основе повышения эффективности и конкурентоспособности здравоохранения, образования и жилищного строительства.

     2   Обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста поселения на основе реализации государственной структурно-институциональной политики, стратегии инвестиционного развития на 2010-2012 годы.

     3 Повышение эффективности государственного стратегического планирования и  регулирования социально-экономических процессов в поселении на основе формирования систем стратегического управления, пространственного и территориального планирования.

     При определении  стратегической цели развития Ильинского сельского поселения исходило из принципа соответствия стратегической цели и направлений развития поселения  целям и приоритетам муниципального образования Новопокровский район, Краснодарского края, федерального Правительства, определенным в следующих документах:

     -  Послание Президента Российской  Федерации;

     -  Программа социально-экономического  развития Российской федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы);

     - Положение о  разработке Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2006-2008 годы;

     - Стратегия социально-экономического  развития Краснодарского края до 2020 года;

     Положением  о разработке Сводного доклада о  результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 года  №259, определены следующие группы целей Правительства   Российской Федерации  и  субъектов  бюджетного планирования:

     -  повышение уровня и качества  жизни населения;

     -  укрепление национальной безопасности;

     -  обеспечение высоких и устойчивых  темпов экономического роста;

     -  формирование условий для социально-экономического  развития  на долгосрочную перспективу.

     Соответствие  стратегических целей развития Краснодарского края и стратегических направлений развития района обеспечивает проекцию целей края  на муниципальный уровень и на уровень поселения.

     Осуществление целей Краснодарского края на муниципальном  уровне  и на уровне поселения предусматривает:

     - ориентацию на опережающее развитие секторов, которые могут играть роль точек роста, причем, как региональных (АПК, СКК, транспортная инфраструктура), так и муниципальных, которые выполняют функции «ведущего звена» для экономической системы. Выявление и активизация потенциала новых «точек роста» (промышленный комплекс, сектор инновационной деятельности и т.д.).

     - реализацию принципа устойчивого развития, основанного на сбалансированности экономических, социальных и экологических приоритетов развития поселения  и их соответствия целям Краснодарского края.

     - обеспечение комплексного или системного подхода: учет и максимальное использование эффектов, обусловленных взаимовлиянием целей, наличием сопряженных результатов в реализации целевых проектов различной направленности, мультипликативных эффектов, обеспечивающих рост экономики.

     - преемственность программных документов: краевых и муниципальных целевых программ.

     Участие Ильинского сельского  поселения  в решении задач социально-экономического развития Краснодарского края определяется его объективным экономико-географическим потенциалом и сложившейся структурой экономики и социальной сферы поселения. С этой точки зрения  объектом анализа должны стать основные отрасли и направления деятельности экономики и социальной сферы поселения, их место и значение для функционирования социально-экономической системы района и края, прямой и косвенный  вклад в достижение приоритетных целей Краснодарского края.

     Для реализации цели разработаны стратегические направления:

     1 Кардинальное повышение качества и продолжительности жизни, формирование условий и стимулов для развития человеческого капитала на основе повышения эффективности и конкурентоспособности здравоохранения, образования и жилищного строительства.

Информация о работе Управление социально-экономическим развитием муниципального образования