Сущность культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 23:13, реферат

Краткое описание

В настоящее время существует около 300 вариантов определения культуры. Такое разнообразие, безусловно, свидетельствует о том, что культура в жизни человечества занимает особое место. Она является показателем материальной и духовной зрелости общества. В ней воплощены способности общества в каждый конкретный исторический период обеспечивать функционирование общественной жизни. Эти способности характеризуются уровнем достигнутых знаний, качеством и разнообразием созданных орудий труда и средств жизни, умением практически их применять и использовать в созидательных целях, степенью овладения стихийными силами природы, совершенствования социальной жизни в интересах общества.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..С. 3
1. Содержание и сущность культуры ……………………………………...…С. 5
2. Социология культуры: история возникновения и предмет……………....С. 7
3. Структура и принцип культуры……………..……………………….…....С.8
4. Функции и формы культуры………………………………………………С. 12
Заключение……………………………………………………………….........С.14
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Реферат по социологии Сливкина Дмитрия.docx

— 55.04 Кб (Скачать)

 

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  университет управления и экономики»


Факультет Информационных систем и технологий

 

 

Кафедра Прикладной информатики

 

РЕФЕРАТ

Дисциплина «Социология»

 

Тема: «Сущность культуры »

 

Выполнил:  

Студент группы  2573-1

факультета  информационных систем и технологий

Ф.И.О.    Сливкин Дмитрий Геннадьевич

___________________________ /подпись/

 

Проверил:  Абызов Анатолий Гаврилович 

___________________________ /подпись/

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………..С. 3

1. Содержание и сущность культуры ……………………………………...…С. 5

2. Социология культуры: история возникновения и предмет……………....С. 7

3. Структура и принцип культуры……………..……………………….…....С.8

4. Функции и формы культуры………………………………………………С.  12

Заключение……………………………………………………………….........С.14

Список использованной литературы………………………………………...С.15

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Культура может быть определена как поведение, специфическое для Homo sapiens, и как совокупность материальных объектов, используемых в качестве неотъемлемой части этого поведения. В частности, культура состоит из языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, орудий, технологий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и т. д. Развитие культуры зависит от способности к  научению и передаче знаний следующим поколениям.

Культура — широкое, сложное  и многообразное явление, оно  охватывает практически все, что  создается людьми, признается и усваивается  обществом. Именно культура организует человеческую жизнь, рождает чувство  единства, идентичности членов общества или группы людей, принадлежности к одному сообществу. Она в значительной мере осуществляет в жизни людей ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

.

 Одним из первых  исследователей, употребивших понятие  "культура" в более широком  смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни.

Однако, несмотря на это раннее упоминание, вплоть до XVII в. термин "культура" означал противоположность естественному  состоянию, то есть природе. В его содержании происходил постепенный переход от "возделывания чего-то" к "возделыванию" вообще, от "воспитания ума" к "воспитанию" в более широком смысле.

Значительное внимание проблеме культуры уделял идеолог немецкого  Просвещения XVIII в. И.Г. Гердер. Он обращал  внимание на "гуманный дух" культуры. Она, по его мнению, означает благородство и мудрость, справедливость и уважение достоинства каждого народа, сплачивает людей, используя для этого законы и воспитание, традиции и символы.

Выдающийся немецкий философ  И. Кант культурой называл только то, что служит благу человека. Поэтому  все созданное человеком можно  отнести к культуре. Цель культуры, по Канту, состоит в развитии природных задатков и особенностей человека, в передаче от поколения к поколению знаний и опыта, в завоевании свободы от природных сил, в моральном совершенствовании человека, в преодолении в нем "грубости и животности".

 В настоящее время  существует около 300 вариантов  определения культуры. Такое разнообразие, безусловно, свидетельствует о том,  что культура в жизни человечества  занимает особое место. Она  является показателем материальной  и духовной зрелости общества. В ней воплощены способности  общества в каждый конкретный  исторический период обеспечивать функционирование общественной жизни. Эти способности характеризуются уровнем достигнутых знаний, качеством и разнообразием созданных орудий труда и средств жизни, умением практически их применять и использовать в созидательных целях, степенью овладения стихийными силами природы, совершенствования социальной жизни в интересах общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ  КУЛЬТУРЫ

 

Культура, очевидно, выступает  как качественная сторона любой  деятельности, как способ мышления и поведения. При этом она представляет собой определенные ценности, как  материальные, так и духовные. В  реальной жизни они слиты, но есть и различия. Материальная культура, как правило, предметна, осязаема. Духовные ценности могут выступать не только в предметно-вещественной оболочке, но и в акте творческой деятельности.

Компоненты материальной культуры имеют четкое стоимостное  выражение. Этого нельзя сказать  о духовной культуре: многие ее предметы бесценны, уникальны. Одни исследователи  отождествляют культуру со всей социальной сферой, другие - с духовной жизнью, третьи представляют ее как совокупность материальных и духовных ценностей  и т.п.

Однако, представляется, что  содержание указанной категории  не может быть ограничено какой-либо одной сферой жизни (материальной или  духовной), одной ценностной характеристикой (эстетической, нравственной или политической), одной формой деятельности (познавательной, просветительной, организационной  и т. п.).

Специфика культуры состоит  в том, что она, представляя собой  известные ценности, в то же время  характеризует различные явления  общественной жизни.

Каждый этап общества отличается определенной культурно-исторической спецификой. Этих отличий множество: количество накопленных предметов  культуры и способов их изготовления, усвоение и понимание опыта предыдущих поколений, связь между различными видами культурной деятельности, предметами культуры и культурой человека, дух  культуры, влияющий на систему принципов, норм и правил социальной жизни.

Современная культура -  это  сложная система материально-производственных, научных, духовных, общественных компонентов.

Культура есть социальный феномен, и в этом смысле она противопоставляется  натуре (природе). Можно сказать, что  культура - это специфическая, генетически  не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

В культуре фиксируются:

общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических  форм жизни;

качественное своеобразие  форм жизнедеятельности в рамках отдельных эпох, стран, классовых, национальных, демографических общностей людей;

особенности поведения, сознания, деятельности людей в конкретных сферах жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕДМЕТ

 

Понимание культуры как социального  феномена дает право и возможность  вычленять в обширном мире социологической  науки особое направление - социологию культуры. Социологи культуры как  специфическая отрасль общей  социологии возникла как в ФРГ  и Франции в 70-е г.г. ХХ века. Она  опиралась на методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как  эмпирической науке о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии.

Социология культуры возникла как реакция на известную ограниченность позитивистской социологии, не справляющейся  с анализом сложных социальных процессов, в том числе - процессов в сфере  духовной жизни, науки, искусства, религии, идеологии. Свою задачу разработчики социологии культуры видели в том, чтобы соизмерить и связать смысловые конструкции  с определенными общественными  условиями, раскрыть их собственную  динамику. Социология культуры стремится  к социологическому раскрытию историко-культурного  материала, накопленного родственными культурологическими дисциплинами, с целью изучения воздействия  идей на социальную структуру общества, на социальные институты, социальные движения, на скорость и характер социокультурного развития. Социология культуры ориентирована не столько на фиксирование и описание тех или иных явлений культуры, сколько на исследование генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм.

  Что можно считать  предметом социологии культуры? Вероятно, саму культуру как сложное  динамическое образование, имеющее  социальную природу и выражающее  социальные отношения, направленные  на создание, усвоение, сохранение  и распространение предметов,  идей, ценностных представлений,  с помощью которых обеспечивается  взаимопонимание людей в различных  социальных ситуациях.

Культура как "вторая природа" порождается материальными потребностями  людей, их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и другими запросами, практическими интересами различных  социальных общностей, групп и индивидов.

Социология культуры активно  изучает тенденции культурного  развития общества. Она выявляет воздействие  научно-технического прогресса на культурные процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние  средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры фиксирует изменения  национальных, духовных, семейных, бытовых  отношениях, вызванные распространением образования, динамикой численности  учреждений культуры и т.д.

Содержание социологии культуры составляют:

существующие в данном  обществе формы и способы освоения, создания и передачи объектов культуры;

устойчивые и подвижные  процессы в  культурной жизни и  детерминирующие их социальные факторы  и механизмы;

конкретный вклад той  или иной социальной общности в развитие культуры;

оценки освоения культуры членами социальных общностей и  групп и их собственного культурного  окружения;

социокультурные нормы, регулирующие отношения в социальных общностях, между социальными общностями, в обществе в целом;

технология  функционирования различных элементов социальной системы и общества в целом;

специфические формы культурной жизни различных социальных общностей, общества в целом на каждом этапе  его развития.

Социология культуры изучает  последнюю как социальную систему. В ней принято в качестве единиц анализа использовать устойчивые культурные образования: представления, социокультурные образцы, ценности и нормы.

Представления формируются  на личностном уровне и сочетают в  себе образы, знания, отношения и  оценки. Социокультурные образцы - результаты деятельности в типичных жизненных ситуациях. Ценности - то, чему отдается предпочтение по отношению к определенным предметам и социокультурным образцам. Социокультурные нормы - относительно устойчивые образцы поведения, фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия пределы дозволенного.

Указанные типы культурных образований выполняют важные функции  в социальной жизни, порождаются  ею и служат установлению взаимопонимания  между людьми в процессе социального  взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ  КУЛЬТУРЫ

 

В вопросе о понимании  структуры, основных элементах культуры среди исследователей нет единства.

Так, в американской социологической  школе культуру структурируют таким  образом:

1) Понятия и ощущения, которые содержатся главным образом  в языке и помогают людям  организовать и упорядочить свой  опыт для ориентировки в окружающем  мире. Язык является основным  средством передачи культуры, обладает  высокой приспособляемостью к  потребностям человека.

2) Отношения. Культура  не только отвечает на вопрос "что есть", т.е. описывает  с помощью понятий то, из чего  состоит мир, но и указывает  на связь друг с другом в  пространстве и времени различных  явлений, может ответить на  вопрос "что может быть" в  результате взаимодействия составных  частей социального организма.

3) Ценности - разделяемые  большинством убеждения относительно  целей, к которым следует стремиться. Ценности могут быть разными  в разное историческое время  и при разном социальном устройстве. Они дают критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют  главное в культуре.

4) Нормы - правила, определяющие, как должен вести себя человек,  чтобы "вписаться" в ценности  культуры своего общества. Нормы,  стандарты, правила поведения  обосновываются ценностями.

Ряд современных отечественных  исследователей видят в структуре  культуры, помимо отмеченных ранее, и другие элементы. В российской традиции ставить в центр развития культуры науку. Еще К. Тимирязев в своей книге "Наука и демократия" подчеркивал: "Как ученый, я считаю главным фактором культуры или попросту просвещения и воспитания народа науку, и именно свободную науку". Наука помогает создавать материальные ценности общества, служит основой формирования мировоззренческой позиции человека. Благотворна ее роль также в создании особого духовного климата в обществе. Наука - это систематизированное знание. Но знания особенно ценны тогда, когда они переплавляются в убеждения - такое духовное состояние, которое связывает воедино интеллект, чувства и волю. Такое знание выступает в качестве ценностной ориентации, социальной установки, нормы, принципа поведения, непосредственного мотива действия.

Активным элементом культуры признается искусство, которое является художественным обобщением процессов, происходящих в обществе; силой, организующей эмоциональную деятельность человека. Искусство - это образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника  и выраженный им в звуках, красках, формах. Искусство - средство общения между людьми, источник познания мира, своеобразная кодированная информация об эпохах и странах, способ самовыражения и самосознания человечества через личность художника. Искусство полифункционально, оно оплодотворяет любую творческую деятельность, помогает научному и техническому творчеству. Принцип взаимодействия и взаимопроникновения элементов культуры отмечен многими выдающимися ее представителями. Так, А. Эйнштейн, например, заметил общее в музыке и науке: "Музыка и исследовательская работа в области физики различны по происхождению, но связаны между собой единством цели - стремлением выразить неизвестное. Их реакции различны, но они дополняют друг друга".

Информация о работе Сущность культуры