Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:37, реферат
В повседневном употреблении термин «культура» понимается как совокупный образ, включающий в себя искусство, религию, науку и т.д.
     Исследование культуры как системы, рассмотрение ее составляющих и функций остается актуальным вопросом научного познания. Существует ряд культурологических концепций, рассматривающих культуру с разных точек зрения: теория культуры в философии Гегеля, философия культуры Шпенглера, представление культуры в виде совокупности знаковых систем и многие другие. Фактически, каждый выдающийся мыслитель формулировал в своих трудах или выступлениях представления о культуре, ее функциях и ее роли в обществе. И до сих пор в науке нет единого определения феномена культуры.
Введение.
1.	Понятие культуры.     
2.	Сущность  культуры. 
3.	Виды культуры.
4.	Теории общественно-исторического развития.
     Заключение.
     Список литературы.
Содержание.
Введение.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
В повседневном употреблении термин «культура» понимается как совокупный образ, включающий в себя искусство, религию, науку и т.д.
Исследование культуры как системы, рассмотрение ее составляющих и функций остается актуальным вопросом научного познания. Существует ряд культурологических концепций, рассматривающих культуру с разных точек зрения: теория культуры в философии Гегеля, философия культуры Шпенглера, представление культуры в виде совокупности знаковых систем и многие другие. Фактически, каждый выдающийся мыслитель формулировал в своих трудах или выступлениях представления о культуре, ее функциях и ее роли в обществе. И до сих пор в науке нет единого определения феномена культуры.
Несмотря на многообразие научных взглядов на культуру как систему, существуют и общие (традиционные) положения, поддерживаемые большинством исследователей. Многие ученые рассматривают культуру как сложное многокомпонентное явление, связанное с многообразием жизни и деятельности человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана с человеком и существует неотрывно от постоянных поисков человеком смысла бытия и своей деятельности.
Таким образом, в культурологии культура - это основополагающее понятие, характеризующее сущность человеческого бытия как реализацию свободы и творчества, другими словами, это универсальное отношение человека к миру, посредством которого человек творит мир и себя самого. Кроме того, культура - это то, что отличает человека от других живых существ, особый вид деятельности, итогом которой являются ценности, существующие в виде знаков.
Культурные процессы - сложное и многоплановое явление, объясняемое множеством существующих концепций культуры. Для того, чтобы иметь представление о культуре и культурных процессах, необходимое каждому современному образованному человеку, нужно не только определить понятие культуры, но и разобраться в структуре этого понятия, увидеть функции культуры. Это позволит определить роль культуры в обществе и объяснить важность культурологии как самостоятельной науки.
     Понятие культуры 
является сложным и неоднозначным. Культура 
в различных ее проявлениях является объектом 
и предметом изучения множества конкретных 
наук. Это археология, этнография, история 
и социология. Каждая из этих наук создает 
свое определенное представление о культуре. 
Археология по остаткам, дошедших до нашего 
времени, изучает культуру исторических 
предков, ныне живущих или исчезнувших 
народов. Этнография занимается культурой 
представителей различных национальностей 
во всем ее многообразии и целостности. 
Своя точка зрения на культуру как на объект 
исследования имеется у историков и социологов. 
Отсюда и огромное количество определений 
данного понятия. Ведь каждая из этих наук 
дает ей свое определение. Не случайно 
поэтому специалисты насчитывают от 150 
до 250 определений культуры в различных 
научных областях, а всего в мировой литературе 
их около 500. Для философии в отличие от 
этих наук свойственно, во-первых, рассмотрение 
культуры в ее общих чертах, т. е. с мировоззренческих 
позиций; во-вторых, под углом зрения выяснения 
ее места в обществе и историческом процессе 
в целом. 
     Сам термин культура имеет 
происхождение от латинского слова "culture" 
- что в переводе означает "возделывание 
земли, уход". Этот термин как нельзя 
более точно выражает сущность понятия 
культуры, под которым философы понимают 
все виды преобразовательной деятельности 
общества и человека вместе с ее результатами. 
В настоящее время слово "культура" 
часто употребляется как мера уровня образованности 
и просвещенности и воспитанности человека. 
Хотя спор по поводу точности и полноты 
этого определения продолжается и вряд 
ли когда-нибудь будет закончен, так как 
многообразие деятельности человека порождает 
и многообразие проявлений культуры, одним 
из наиболее исчерпывающих и лаконичных 
определений культуры является определение 
известного культуролога Э. С. Маркаряна. 
Оно гласит: "Культура есть способ внебиологической 
адаптации человеком окружающей действительности". 
В этом понятии наиболее отчетливо зафиксировано 
общее отличие человеческой жизнедеятельности 
от биологических форм жизни, качественное 
своеобразие исторически-конкретных форм 
этой жизнедеятельности на различных 
этапах общественного развития.
В массовом сознании утвердилось представление о культуре как об особой сфере общества, которая как бы отделена от повседневной жизни и фактически тождественна искусству и литературе. Этот взгляд закреплен в выражениях типа «работник культуры», «деятели культуры», под которыми подразумеваются поэты и писатели, музыканты и артисты.
Конкретно облик культуры особенно отчетливо обнаруживается тогда, когда мы сравниваем разные народы, общества, страны. В глаза бросаются различия в образах жизни, типичных и характерных для этих народов, их обычаях, их разное отношение, например, к труду или семье, воспитанию детей или жизненному успеху, их привычки и традиции. Все эти различия фокусируются в системах ценностей и жизненных ориентиров, присущих этим народам. Так, американцы традиционно сориентированы на личный успех, в рамках их культуры по-разному варьируется миф о чистильщике сапог, ставшем президентом страны, они ценят людей, добившихся высокого статуса и популярности - спортсменов, артистов, певцов и т.п. А. Морито, один из основателей знаменитой фирмы «Сони», размышляя о японской и американской системах трудовых отношений, выделял такие различия. Для японской характерны фирменный патриотизм, система «семейных уз», демократизм в отношениях между менеджерами и работниками, «коллективное управление» (весьма напоминающее отечественную систему постоянных увязок и согласований решений), уравнительный принцип оплаты труда, в соответствии с которым она повышается каждый год по мере того, как работник становится старше и опытнее. Американская же система трудовых отношений, по мнению А. Морито, основана на индивидуализме, формальных связях работника с фирмой, узкой специализации работника, она ориентирована на извлечение максимальной прибыли и лишена «человеческого измерения».
В житейской повседневности о культуре часто говорят тогда, когда имеют в виду обычную воспитанность, бытовую этику. (Ученик Вася всегда первым здоровается, не плюется и не ругается нехорошими словами - он культурный мальчик. А ученик Коля делает все совсем наоборот - он мальчик некультурный). При таком обыденном понимании разговор о культуре ограничивается рамками культуры поведения. Узость подобного подхода очевидна и, значит, житейского понимания культуры для выявления ее сущности недостаточно. Нужен подход серьезный, философский.
Мир человека - это мир культуры. В своем первоначальном значении ("возделанное") культура противостоит "натуре" - природному, "дикому" и означает все то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного. Это мир, от начала и до конца создаваемый самим человеком. В этом смысле он противостоит и миру природному, и миру божественному, существующим помимо человека. В этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения.
Культура включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека. Эти материальные и духовные реальности называются артефактами, то есть искусственно созданными - они задуманы и созданы человеком как творцом.
Человек и сам является артефактом, так как, с одной стороны он имеет естественное происхождение, живет и действует как материальное существо, а с другой стороны, он существо духовное и социальное, носитель и потребитель духовных ценностей. Значит, человек - не только дитя природы, но культуры. Поэтому и культуру человека можно разделить на материальную и духовную.
Информация о работе Понятие культуры, сущность и виды культуры