Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:37, реферат
В повседневном употреблении термин «культура» понимается как совокупный образ, включающий в себя искусство, религию, науку и т.д.
Исследование культуры как системы, рассмотрение ее составляющих и функций остается актуальным вопросом научного познания. Существует ряд культурологических концепций, рассматривающих культуру с разных точек зрения: теория культуры в философии Гегеля, философия культуры Шпенглера, представление культуры в виде совокупности знаковых систем и многие другие. Фактически, каждый выдающийся мыслитель формулировал в своих трудах или выступлениях представления о культуре, ее функциях и ее роли в обществе. И до сих пор в науке нет единого определения феномена культуры.
Введение.
1. Понятие культуры.
2. Сущность культуры.
3. Виды культуры.
4. Теории общественно-исторического развития.
Заключение.
Список литературы.
Человека можно рассматривать как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него. При этом его роль -- это роль творца, а место человека в культуре -- это место центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития.
Материальная культура включает в себя разнообразные по типам и формам артефакты - это техника, сооружения, орудия и средства труда, производство, пути и средства сообщения, предметы быта - всё, что создается человеком в процессе эволюции и имеет материальное воплощение и, как правило, практическое применение.
Материальная культура, в другом понимании, - это человеческое «Я», переодетое в вещь; это духовность человека, воплощенная в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества.
В материальную культуру входят прежде всего разнообразные средства материального производства: энергетические и сырьевые ресурсы, геологические, гидрологические или атмосферные составляющие технологии материального производства. Это и орудия труда - от простейших орудийных форм до сложных машинных комплексов; и разнообразные средства потребления; и продукты материального производства; и различные виды материально-предметной, практической деятельности человека.
Само материальное производство в культурологии изучается, в первую очередь, с точки зрения его гуманитарного или гуманистического совершенства (в отличие, например, от экономики, где производство интересует исследователей с точки зрения его эффективности, величины КПД, себестоимости, прибыльности и т. п.).
Духовная культура включает в себя, с одной стороны, совокупность результатов духовной деятельности, а с другой - и саму духовную деятельность. Артефакты духовной культуры существуют в разнообразных формах. Это обычаи, нормы и образцы поведения человека, сложившиеся в конкретно-исторических условиях. Также это нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания.
4. Теории общественно-исторического развития.
Человеческое общество постоянно изменяется. На заре человечества возникло общество охотников и собирателей. Позднее его сменило рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое. Сегодня стоит вопрос глобализации общества.
Существует несколько подходов к периодизации общественно-исторического развития.
Формационная модель всемирной истории разработана К.Марксом. Согласно ей, человечество от одной стадии, по марксисткой терминологии - формации, движется к другой, более высокой и, таким образом, как бы поднимается по лестнице прогресса. Общественно-экономическая формация - это совокупность всех сторон жизни общества на соответствующей ступени развития.
К Маркс выделял три общественно-экономические формации: первичную (первобытную, архаическую); вторичную (экономическую, основанную на частной собственности); третичную (коммунистическую). Историческое развитие предстает как последовательная смена общественно-экономических формаций.
Решающую роль в развитии общества, согласно марксистской теории, играют производственные (экономические) отношения. Они выступают базисом формации, определяющим надстройку общества, т.е. господствующие идеи и взгляды и соответствующие им организации. Переход от одной формации к другой вызывается противоречиями, возникающими в способе производства: развившиеся производительные силы требуют изменений в сложившихся экономических отношениях, а затем и во всей надстройке. Это противоречие в обществе, основанном на частной собственности, принимает форму классовой борьбы, высшей формой которой является социальная революция.
Формационный подход, еще недавно рассматривавшийся в отечественном обществознании как единственно верный, сегодня воспринимается многими критически. Прежде всего подвергается сомнению его универсальность, применимость ко всем странам и эпохам. Далеко не все исторические факты "укладываются" в формационную схему. Например, одновременно с рабовладельческими государствами Средиземноморья существовали племена, находившиеся на стадии первобытного, архаического строя, в также общества восточного типа. Теоретически рабовладельческий строй представляет собой следующую за родовым строем ступень развития, в реальной же истории оба они существовали в одну историческую эпоху. При этом гибель рабовладельческим государствам принесли народы и племена, находившиеся на более примитивной ступени развития.
Критикуя марксистскую теорию формации, ряд исследователей тем не менее поддерживает саму идею выделения стадий в мировом историческом процессе. По мнению О.Тоффлера, 10 тыс. лет назад началась первая волна крупных изменений. Она преобразовала племена кочевников в оседлых крестьян. Эта аграрная революция положила начало цивилизационному этапу человеческой истории. Таким образом, первой стадией мировой цивилизации стало аграрное, или традиционное, общество. Затем, приблизительно 300 лет назад, в Западной Европе началась промышленная революция. Ее результатом явилось превращение аграрного общества в индустриальное. Сегодня мы наблюдаем третью волну изменений, которая не менее глубока, чем промышленная революция, но протекает значительно быстрее - мир вступает в постиндустриальное информационное общество.
Похожую схему общественно-исторического развития предложил американский социолог У.Ростоу. Он выделяет пять стадий развития, две из которых являются своего рода промежуточными, обеспечивающими переход к новой фазе развития:
1. Традиционное общество. Это аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
2. Переходное общество. На этом этапе развития происходят довольно бурные изменения в общественной жизни: растет сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности - предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей. Складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание.
3. Стадия "сдвига" с промышленными революциями и следующими за ними социально-экономическими и политическими преобразованиями.
4. Стадия "зрелости", связанная с развитием научно-технической революции, ростом значения городов и численности городского населения.
5. Эра "высокого массового потребления". Ее важнейшая черта - значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики.
По - иному видят развитие общества сторонники теории локальных цивилизаций Н.Данилевский, А.Тойнби. По мнению последнего, неповторимый облик каждой цивилизации складывается под влиянием многих факторов, в том числе и особенностей географической среды. Каждая цивилизация - это единый организм, имеющий свою систему ценностей, высшими из которых являются религиозные. Цивилизациям присущ замкнутый цикл исторического существования.
У цивилизационного подхода есть и свои недостатки. Так, стадиально- цивилизационный подход схематичен, слабо учитывает особенности развития отдельных стран и регионов. При локально-цивилизационном подходе преувеличивается момент взаимной изоляции цивилизаций.
А теперь рассмотрим системный подход. Системность - это качественная определенность объективно существующего и развивающегося человеческого общества. Системные представления об обществе можно обнаружить в учениях древних мыслителей, но только в ХIХ-ХХ вв. были разработаны системные теории общества с использованием категориального аппарата социальной философии, обширного массива гуманитарного знания и достижений системно-исторического метода.
Рассматривая общество как развивающуюся систему, исходят из следующего: 1) общество есть определенное единство, целостность; 2) наличие у общества составных частей (элементов, компонентов); 3) развитие, определенная направленность общества как системы; 4) существование интегративного, системного качества общества в отличие от свойств и качеств образующих его элементов; 5) по отношению к Вселенной, природе, общество есть подсистема, качественное отличие которой составляет то, что преобразующая человеческая деятельность является способом существования и развития исторической действительности.
Заключение.
В заключение можно сделать несколько выводов по изложенным выше вопросам.
Предметом культурологи является культура - сложная и многообразная система, единого определения которой до сих пор нет. Однозначным является то факт, что культура связана с жизнью общества.
Культура имеет многокомпонентную структуру, состоящую из различных элементов. Элементы культуры подразделяются на материальные и нематериальные, или духовные. Соответственно, существует материальная и духовная культура, и они взаимосвязаны друг с другом.
Функции культуры чрезвычайно разнообразны, единой классификации их также нет. Большинство ученых выделяет нормативную, познавательную, коммуникативную, смыслообразующую и другие функции культуры.
Культура тесно связана с обществом. Роль культуры в обществе важна, культура является одним из определяющих элементов прогрессивного развития общества. Культура во многом способствует новым научно-техническим достижениям, социальным изменениям.
Понимание структуры и функций культуры помогает уяснить само понятие культуры как целостного комплекса, представить, как взаимосвязаны компоненты культуры.
Список литературы.
1. Бачинин В.А. Культурология. Энциклопедический словарь. - М., Изд-во Михайлова, 2005.
2. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. - М., Академический проспект, 2003.
3. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. - М.: Центр, 2001.
4. Культурология. ХХ век. Словарь. - Спб., 1997.
5. Канке В.А. Философия. Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: "Логос", 2000.
6. Мир философии. Книга для чтения. Ч. 1 и 2. - М.,1983.
7. Радугин А.А. Философия: курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 1999.
8. Спиркин А.Г. Философия. - М.:Гардарики, 2005.
9. Философия. Под общей ред. Ю.А.Харина. - Минск: ТетраСистема, 2006.
Информация о работе Понятие культуры, сущность и виды культуры