Сущность понятие значение и виды рейтингов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 12:59, лекция

Краткое описание

В последние десятилетия финансовые рынки стремительно развиваются, что связано с увеличением объемов финансовых инвестиций. Стало появляться все больше и больше агентов, как нуждающихся в инвестициях, так и тех, кто желает инвестировать. Процесс инвестирования связан с высокой нестабильностью и значительным уровнем риска, поэтому инвестиции становятся непривлекательными для агентов, не любящих принимать риски.

Файлы: 1 файл

1,1.docx

— 33.37 Кб (Скачать)
    1. Сущность понятие значение и виды рейтингов

В последние десятилетия  финансовые рынки стремительно развиваются, что связано с увеличением  объемов финансовых инвестиций. Стало  появляться все больше и больше агентов, как нуждающихся в инвестициях, так и тех, кто желает инвестировать. Процесс инвестирования связан с  высокой нестабильностью и значительным уровнем риска, поэтому инвестиции становятся непривлекательными для  агентов, не любящих принимать риски. Существуют так же случаи, когда  агент и желает инвестировать, и  готов это сделать, несмотря на сопутствующие  финансовому рынку риски, но он не может оценить реальную привлекательность  и надежность того или иного актива, так как не владеет определенными  знаниями, умением анализировать, информацией. Поиск такой информации может  обернуться колоссальными трансакционными издержками, это может затруднить, а то и вовсе приостановить, процесс инвестирования. Именно для того, чтобы избежать этих трансакционных издержек, вначале XX века было создано первое рейтинговое агентство, которое представило на рынке услуг совершенно новый, но необходимый продукт – экспертную оценку облигаций железнодорожных компаний, основанную на финансовом анализе. Чуть позже было введено понятие «рейтинга».

Сегодня, благодаря улучшению финансовых рынков, возникновению новых финансовых инструментов, а также открытию национальных экономик иностранным инвесторам, финансовые оценки - или же рейтинги – получили значительное развитие в течение последних лет. Рейтинговые агентства стали немаловажными игроками на финансовой арене. Основной миссией рейтинговых агентств является увеличение прозрачности рынков и повышение его эффективности.

Процесс выставления рейтинга состоит из оценки независимой стороной, заслуживающей доверия со стороны инвесторов, риска не возврата кредитов в должный срок.

Слово «рейтинг» выражает одновременно и процесс (анализ риска) и его финальный результат  (оценка).

Понятие «рейтинг» имеет  множество определений:

  • Рейтинг (англ. rating) — числовой или порядковый показатель, отображающий важность или значимость определенного объекта или явления.
  • Слово "рейтинг" обозначает выстраивание некоторых единиц в определенном порядке, в соответствии с заранее установленными правилами и критериями.
  • Рейтинг (англ. rating - оценка, класс, разряд) – это индивидуальный числовой показатель оценки достижений некоторого субъекта в классификационном списке. Фактически это система упорядочения в виде списка качества любых объектов на основе количественных показателей, или рейтинговых оценок. На практике рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале.
  • Рейтинг - это процесс оценки риска, связанного с какими-либо долговыми ценными бумагами. Результатом данного процесса является некая оценка, позволяющая ранжировать оцениваемый объект в зависимости от индивидуальных характеристик его ценных бумаг и его надежности.
  • Рейтинг – источник систематизированной информации, отражающий положение и перспективы предприятий. Публикуемые в рейтингах данные помогают в полной мере выявить и оценить лидеров бизнеса. А участие в рейтинге позволяет компании сформировать свою репутацию на рынке, продемонстрировать информационную прозрачность, что в результате упрощает работу с клиентами и партнерами.
  • Рейтинг - это метод сравнительной оценки деятельности нескольких предприятий. Он представляет собой официальное заключение о кредитоспособности компании или иной организации, выдаваемое специализированным агентством по кредитному рейтингу (аудиторской фирмой). В его основе лежит обобщенная характеристика по определенным критериям, позволяющая группировать предприятия в определенной последовательности по степени убывания (возрастания) данных критериев.

Главная цель официальных  рейтингов - предоставление информации инвесторам, которые на ее основании строят свою инвестиционную политику, ограничивают свои инвестиции в компании с рейтингом ниже определенного уровня и предпочитают иметь дело с теми, чей рейтинг выше.

Рейтинг как инструмент оценки одного объекта или субъекта относительно другого применяется во многих отраслях и направлениях деятельности. Точный рейтинг по критериям (рейтинговая  оценка) – необходимая, важная информация для принятия финансовых, маркетинговых  и других решений руководством предприятия (организации).

В анализе финансово-хозяйственной  деятельности предприятий рейтингование позволяет расположить подобранные определенным образом предприятия в одном ряду на основании значений некоторых показателей их деятельности. Сравнение предприятия с родственными ему по отраслевой принадлежности или масштабам деятельности дает возможность определить его место среди конкурентов, т.е. приписать ему определенную значимость (ранг) среди других хозяйствующих единиц.

Существует множество  способов определения таких рангов. Наиболее распространенными являются рейтинги, которые ранжируют предприятия  по объемным показателям, содержащимся в бухгалтерской отчетности. Рейтингование может проводиться как на основе абсолютных значений статей отчетности, так и на основе относительных величин бухгалтерских коэффициентов.

В качестве абсолютных показателей обычно берутся:

> объем продаж (выручка);

> величина активов  (итог баланса);

> чистая прибыль; 

> уровень затрат.

На основе абсолютных показателей строится большинство  рейтингов, публикуемых западными  информационными агентствами (например, Forbes, Fortune, Business Week), a также наиболее известные из российских рейтингов, например, регулярно публикуемый журналом "Эксперт" рейтинг "200 крупнейших предприятий России".

К достоинствам данных рейтингов следует отнести простоту расчета, а также относительную объективность (которая ограничивается только достоверностью бухгалтерских данных, представленных для анализа). Однако для целей микроэкономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий рейтинги, построенные на объемных показателях, не дают практически ничего, поскольку не позволяют сравнивать предприятия разных отраслей и разных масштабов деятельности.

Гораздо больше аналитической информации дают рейтинги, построенные на относительных или  удельных показателях. Именно их рекомендуется  использовать при проведении рейтинговой  оценки различных хозяйствующих  субъектов. В качестве таких показателей  могут выступать показатели ликвидности, оборачиваемости, деловой активности, структуры капитала и другие, кажущиеся  аналитику наиболее важными для  оценки деятельности предприятия. Если аналитик имеет доступ к управленческой информации хозяйствующего субъекта, то могут использоваться также и  коэффициенты, которые нельзя рассчитать по официальной бухгалтерской отчетности (например, выработка на одного работающего  или на одного производственного  рабочего).

Существует два вида рейтингов: финансовый (кредитный) и инвестиционный.

Кредитный рейтинг — мера кредитоспособности частного лица, предприятия, региона или страны. Кредитные рейтинги рассчитываются на основе прошлой и текущей финансовой истории вышеперечисленных участников рынка, а также на основе оценок размера их собственности и взятых на себя финансовых обязательств (долгов). Основное предназначение подобных оценок — дать потенциальным кредиторам / вкладчикам представление о вероятности своевременной выплаты взятых финансовых обязательств.

Кредитные рейтинги имеют  прогностический характер. Кредитные  рейтинги не являются индикаторами качества инвестиций, как и являются мерой  измерения стоимости активов. Указать целесообразность тех или иных вложений не входит в цели существования кредитных рейтингов, для этого, помимо платежеспособности, необходим ряд других показателей  и факторов. Кредитный рейтинг отражает только один аспект характеристики объекта.

Присвоение кредитных  рейтингов нельзя квалифицировать  как нечто абсолютно точное, так  как основано на теории вероятности  и отражает лишь среднее поведение  массы идентичных явлений. Частные  случаи  предсказать не в силах  ни эксперты, ни эконометрические модели.

Инвестиционные  рейтинги составляются для того, чтобы помочь инвесторам оценить уровень возможного риска при вложении средств в те или иные ценные бумаги и принять правильное инвестиционное решение. Чем выше рейтинг, тем ниже риск инвестиций и выше привлекательность финансовых инструментов для инвестиций.  
Рейтинги категорий «ААА», «АА», «А» и «ВВВ» - рейтинги инвестиционного класса. Рейтинги категорий «ВВ», «В», «ССС», «СС» и «С» - рейтинги, обладающие значительными спекулятивными характеристиками. 

Создание рейтинговых  оценок – один из способов охарактеризовать риск. При наличии рейтинга эмитент  имеет более высокую возможность  в получении финансирования, чем  без него. Рейтинг также увеличивает  ликвидность предлагаемых финансовых продуктов и инструментов и снижает  стоимость заемных средств.

Самыми крупными международными рейтинговыми агентствами являются компании: Агентство Standard & Poor’s (S&P); Агентство Moody'sInvestorServices; Агентство FitchRatings.

В России составлением рейтингов  занимаются Национальное Рейтинговое  агентство (НРА), рейтинговое агентство  «Эксперт РА», Первое независимое рейтинговое  агентство (FIRA) и др. 

Вышеназванные агентства  могут оценивать фирмы и предприятия, промышленные отрасли, финансовые структуры (банки и страховые компании), а также различные локальные  административные организации и  даже государства.

Существуют такие различные рейтинги: суверенный, региональный, муниципальный, корпоративный и др. Также оценке подвергаются различные долговые бумаги.

  • Суверенный рейтинг охватывает все долговые обязательства правительства конкретной страны, выраженные в иностранной валюте. Является своего рода базой для определения рейтингов внутренних эмитентов, хотя их кредитные качества могут и не зависеть напрямую от кредитоспособности правительства.
  • Региональный рейтинг – присваивается долговым обязательствам крупных образований внутри страны. Муниципальный рейтинг – соответственно обязательствам органов местного самоуправления.
  • Корпоративный рейтинг определяет надежность ценных бумаг, выпущенных промышленными компаниями, предприятиями, банками.

В основе рейтинга лежит  теория вероятности. Методы теории вероятности  используются исключительно при  исследовании случайных массовых явлений, поэтому они не позволяют предсказать  исход отдельного случая, но зато дают возможность предвидеть средний  суммарных результат массы однородных случайных явлений и средний  исход массы аналогичных случаев. Таким образом, вероятность неплатежа  и ожидаемых потерь при оценке кредитного рейтинга выражает статистическую вероятность, то есть определенную частоту  события.

Международные рейтинговые  агентства в настоящее время  выставляют рейтинги по общепринятой шкале кредитных рейтингов. (Табл.1)

Таблица 1. Шкала долгосрочных кредитных рейтингов

Moody’s

S&P

Fitch

Характеристика

Aaa

AAA

AAA

Лучшие: максимальная защита, минимальный риск. Возможности по выплате долга и процентов чрезвычайно велики.

Aa

AA

AA

Очень хорошие: возможности эмитента по выплате долга и процентов оцениваются как очень высокие.

A

A

A

Хорошие: ценные бумаги выше среднего, привлекательны, но подвержены определенному влиянию, приводящему к риску в долгосрочной перспективе.

Baa

BBB

BBB

Средние: на текущий момент адекватно защищены, но может не хватать некоторых защитных элементов или они недостаточно надежны в долгосрочной перспективе.

Ba

BB

BB

Ниже среднего: средняя степень защищенности, уже есть спекулятивные элементы, будущее не модет быть гарантировано. В данный момент погашаемые, но допускается возможность задержки платежей.

B

B

B

Низкое качество: слабая защищенность в долгосрочной перспективе, уже не могут рассматриваться как привлекательные для инвестиций. Степень финансовой защиты сильно меняется в зависимости от этапов экономического развития и внешних финансово-экономических условий. Вероятны частые изменений рейтинга в рамках категории, а также повышение или понижение рейтинга за рамки категории. На данный момент вероятнее всего погашение, но неблагоприятная экономическая ситуация может привести к задержке платежей.

Caa

CCC

CCC

Высокий риск: нестабильность. На данный момент есть опасность непогашения или невыплаты процентов. В случае неблагоприятного стечения обстоятельств вероятно прекращение платежей.

Ca

CC

CC

Очень высокая вероятность  неплатежей.

C

C

C

Самая слабая защищенность, возможен отказ от платежей.

 

D

DDDD;  
D;  
D

Полная неплатежеспособность, задолженность, сомнительная стоимость.


Процесс формирования рейтинговой  оценки состоит в следующем:

  • Первый контакт
  • Анализ  документов, содержащих статус объекта, а также всю необходимую оперативную информацию
  • Принятие решения о выставлении рейтинга
  • Запрос о выставлении рейтинга со стороны оцениваемого объекта
  • Анализ всех конъюнктурных и структурных показателей оцениваемого объекта (финансовые показатели, организационные качества и характеристики, положение объекта по отношению к его окружающей среде, риски сектора и/или отрасли, рынка, позицию на рынке и т.д.)
  • Заседание комитета по присвоению рейтинга. Состоит из приглашенных независимых специалистов. Рейтинг присваивается единогласно. Решение комитета поясняется, т.е. сопровождается объяснениями и комментариями специалистов, участвовавших в принятии решения.
  • Оглашение присвоенного рейтинга самому объекту.
  • Далее оцениваемый объект имеет право либо согласиться с присвоенным рейтингом и огласить его публично, либо же не согласиться и не дать никакого продолжения вышеописанному процессу. Публичное оглашение рейтинга происходит только с согласия оцениваемого объекта. Рейтинг может быть пересмотрен при поступлении новых результатов или данных.
  • Присвоенные рейтинги продолжают постоянно оставаться под контролем рейтингового агентства на основании предоставляемой оцениваемыми объектами информации. Изменения в рейтинге могут быть внесены в любой момент после какого-либо события или же после планового наблюдения объекта (обычно раз в год), и также могут быть опубликованы агентством без согласия оцениваемого объекта.
  • Оглашенные оценки оказываются в свободном доступе в интернете на таких сайтах как Bloomberg, интернет-сайты агентств и др.

Сам процесс присвоения рейтинга заключается в следующем:

  • Анализ совокупных факторов, действующих на рассматриваемый объект
  • Предварительный анализ. Проводится на основании доступных публике данных и показателей, а также на основании стандартных анкет, ключевыми вопросами которых является информации о пассиве, активе и диверсификации банка. Проводится до первой встречи с представителем.
  • Встреча с представителями. Команда аналитиков проводит встречи с представителями организации, в ходе которых обсуждаются продукция, целевые потребители, стратегические цели и задачи, дальнейшие планы развития, структура капитала, источники финансирования и ликвидности, управление рисками.
  • Доклад, оценивающий ситуацию организации. Составляется по итогам проведенных встреч, отправляется для ознакомления и внесения каких-либо комментариев, замечаний, оценок.
  • Собрание рейтингового Комитета. Происходит после одобрения вышеназванного доклада. Результатом данного собрание является присвоение промежуточного рейтинга, который сообщается для ознакомления и одобрения или отказа от оценки.
  • В случае одобрения присвоенного рейтинга, рейтинговое агентство приступает к публичному оглашению и публикации рейтинга при помощи пресс-коммюнике. В случае несогласия с присвоенной оценкой, может прибегнуть либо к конфиденциальности рейтинга, то есть не оглашать его публично ввиду его дальнейшей модификации, либо же предоставить рейтинговому агентству дополнительную информацию для возможного изменения рейтинга.

Информация о работе Сущность понятие значение и виды рейтингов