Экономическая культура. Сущность и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 11:54, лекция

Краткое описание

В отечественной науке представление о культуре как социальной памяти общества было разработано Ю.А. Левадой. Его главная идея состояла в трактовке культуры как особого рода языка (ценностей, знаний, норм, требований, санкций), освоение которого связывает новые поколения людей со всей предшествующей историей, позволяет новым поколениям овладевать опытом прошлых поколений и преумножать его.

Файлы: 1 файл

эконом.культурвпонятие и сущность.docx

— 15.99 Кб (Скачать)

      Экономическая культура. Сущность и функции. 

      Из  множества трактовок культуры в  мировой и отечественной литературе можно выделить понимание культуры как социальной памяти общества –  особого социального механизма, воспроизводящего эталоны поведения, проверенные опытом истории и  соответствующие потребностям дальнейшего  развития общества [3].

      В отечественной науке представление  о культуре как социальной памяти общества было разработано Ю.А. Левадой. Его главная идея состояла в трактовке  культуры как особого рода языка (ценностей, знаний, норм, требований, санкций), освоение которого связывает новые поколения людей со всей предшествующей историей, позволяет новым поколениям овладевать опытом прошлых поколений и преумножать его. В связи с этим большое значение придается таким категориям, как «образец», «институционализация образцов поведения», соответствующие институты, порождающие определенный образ мышления и определенные образцы поведения.

      Однако  концепция культуры как социальной памяти, акцентируя роль культуры в  обеспечении связи времен, преемственности  поколений, не фиксирует культурного  развития общества – обновления его  ценностей и норм на базе освобождения от одних ценностей и замены их другими, вытеснения устаревших ценностей  новыми. Процесс обогащения и развития социальной памяти – неотъемлемый элемент общего воспроизводства  культуры, который идет через постоянную переоценку ценностей [1].

      Процессы  сохранения и обновления культуры происходят противоречиво и порой дисфункционально. На одних этапах наблюдается уничтожение прежней культуры и ее носителей, разрыв связи поколений и попытка начать с нуля, полная и далеко не всегда оправданная переоценка ценностей. На других этапах наблюдается замедленное обновление ценностей и норм, которые отвечали бы требованиям времени и новым потребностям общества, доминирование устаревших социальных стереотипов. Однако названные этапы имеют внутреннюю взаимосвязь. Разрыв связи времен и поколений, уничтожение культурных традиций и их носителей, во-первых, нарушает естественный процесс обновления (воспроизводства) культуры; во-вторых, искусственные заменители уничтоженных ценностей и традиций не могут развиваться естественным путем, консервируют те или иные элементы культуры (в частности, экономической) на протяжении жизни многих поколений. В конечном итоге изменение общественных отношений (возвращение экономики в лоно мирового хозяйства в ходе процессов ее реструктурирования) требует уже не обновления, а радикального изменения культурных ценностей, что неизмеримо труднее и длительнее.

      Необходимость регулирования экономического поведения  положена в основу понимания феномена экономической культуры Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной. Они рассматривают экономическую культуру как «совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития: способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов на те, или иные формы экономической активности».

      Каковы  же особенности экономической культуры как процесса, регулирующего в  конечном итоге экономическое поведение?

      Во-первых, экономическая культура включает в  себя только те ценности, потребности, предпочтения, которые возникают  из нужд экономики и оказывают  на нее значимое (положительное или  отрицательное) влияние. Это и те социальные нормы, которые, возникая в  обществе, обретают в экономической  сфере свое специфическое значение. Это и те социальные нормы, которые  возникают из внутренних потребностей экономики.

      Во-вторых, особенность экономической культуры определяется теми каналами, через  которые она регулирует взаимосвязь (взаимодействие) экономического сознания и экономического мышления. Это, вероятно, и пластичность социальных стереотипов, и минимум шаблонов, затрудняющих эту связь и делающих ее консервативной, и многое другое. Чем содержательнее и активнее экономическое сознание, тем рациональнее и последовательнее, избирательнее и эвристичнее экономическое мышление, тем свободнее и профессиональнее экономическое поведение.

      В-третьих, особенность экономической культуры видится в том, что в качестве регулятора связи экономического сознания и экономического мышления она в  значительно большей степени, чем  любая другая, ориентирована на управление экономическим поведением людей [1].

      Рассмотрение  экономической культуры как способа  взаимодействия между экономическим  сознанием и экономическим мышлением  предполагает суждения о регулятивных возможностях, заложенных в самом  способе.

      Экономическая культура, как и культура в целом, выполняет роль социальной памяти, но не всей социальной памяти общества, а лишь того его сегмента, который связан с историей экономических отношений. Мы можем говорить о трансляционной функции. Это передача из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее социально-экономических ценностей, норм, потребностей, предпочтений, мотивов поведения. Из прошлого в современность транслируются нормы и ценности, составляющие содержание экономического сознания и экономического мышления как формы его проявления и экономического поведения как способа их взаимодействия.

      Можно говорить и о селекционной функции  культуры, связанной с отбором  из унаследованных ценностей и норм тех, которые необходимы (полезны) для  решения задач последующих этапов развития общества. Экономическая культура отбирает те ценности и нормы, которые  необходимы для развития гибкого  экономического поведения субъектов  развития экономики. Однако идеологические установки могут модифицировать этот процесс и даже приостановить его введением идеологических рамок и нормативов.

      Можно говорить и об инновационной функции  экономической культуры, которая  проявляется в обновлении социальных ценностей и норм путем выработки  новых и заимствования прогрессивных  ценностей из других культур. Полнота  и качество выполнения этих функций  определяет регулятивные возможности  экономической культуры.

      Административное  управление экономикой (при деформированном  действии основных социально-экономических  законов, в частности закона конкуренции), несформированность косного неразвитого экономического сознания как способности использовать законы в целях общественного развития, противоречивость и эмоциональность экономического мышления, подчинения практике тотального управления, - все это затрудняло полноценную реализацию основных функций экономической культуры – трансляционной (где преобладали зависимость от идеологии и политики, декларативность, директивность), селекционной (где господствовало культурное однообразие), инновационной (которая практически была сведена на нет). Разрешение выявленных противоречий во многом зависит от того, насколько полно будет задействован механизм функционирования экономической культуры [1].

Информация о работе Экономическая культура. Сущность и функции