Средний класс: социальные показатели и характеристика потребительского поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 21:18, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата – определить понятие среднего класса, выявить его основные отличия от других слоев общества, рассмотреть характеристику потребительского поведения.
Основными задачами являются:
•Проследить процесс формирования и развития среднего класса;
•Рассмотреть средний класс в современном российском обществе;
•Дать общую характеристику средних слоев;
•Проанализировать потребительское поведение средних слоев;
•Разобрать политическую активность;
•Сделать соответствующие выводы по проделанной работе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….…....3

1.Процесс формирования и развития среднего класса………………………….. 5
2.Средние слои и средний класс в современном Российском обществе………..6
3.Общая характеристика средних слоев……………………………………….….9
4.Средний класс и средние слои – общее и особенное……………………….…11
1.Самоидентификация……………………………………………………...…13
2.Материальное положение (доход)…………………………………….……13
3.Профессиональный статус, образование………………………………..…15
4.Мировоззренческие характеристики……………………………….………19
5.Потребительское поведение средних слоев…………………………………..22
6.Политическая активность ………………………………………………………30
Заключение.…………………………………………………………………………..…33

Список литературы……………………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 327.91 Кб (Скачать)

  Возможно, это отражение известного идеологического  вакуума, который пока еще ничем не заполнен. Наименее востребованными оказываются духовные, гражданские ориентиры в воспитании нового поколения. В обществе в большей степени распространены надежды на свои силы и способности, и это отражается в декларируемых приоритетах воспитания, которые равноценны во всех группах общества. Как бы то ни было, такое отражение единства в установках поведения в ситуациях, требующих относительной активности, свидетельствует об определенном нормативно-поведенческом единстве в обществе (под поверхностью которого зреют новые поведенческие стратегии). Средний класс особой активности не проявляет, не выделяясь ничем и практически полностью солидаризируясь не только со средними слоями, но и с населением в целом. 
 

    5.Потребительское  поведение средних  слоев.

Позитивная  оценка средним классом своей  жизни теоретически должна способствовать его стремлению к поддержанию социального порядка. В этом смысле важно понимать, что различия между российскими средними и низшими слоями по данному параметру носят не только количественный, но и качественный характер. Так если доля средних слоев, оценивающих свою жизнь в целом как хорошую, превышает долю т кто оценивает ее как плохую, то в ни еще одним аргументом в пользу того, что средние слои при сохранении существующей динамики их положения могут стать гарантом стабильности общества – ведь при всей скромности нынешнего уровня их жизни им есть, что потерять.

Для иллюстрации  последнего тезиса обратимся к потребительскому поведению средних слоев, которое вновь демонстрирует явные различия между ними и другими группами российского общества. Поведение средних слоев как на товарных рынках, так и на рынках платных услуг имеет определенную специфику, уже достаточно явно отличающуюся от моделей, характерных для низших страт. Так, обеспеченность домашними предметами длительного пользования в средних слоях заметно выше, чем в среднем по России: количество подобных предметов в домохозяйстве в 2006 г. было равно 11, в том числе 7 новых, не старше 7 лет (для низших страт эти показатели составляли, соответственно. 7 и 2 предмета, а для верхних страт - 15 и 12 предметов)12.

При анализе  имущественной обеспеченности домохозяйств однако, важнее качественные показатели. "Стандартный" российский набор предметов длительного пользования из холодильника, цветного телевизора, ковра, стиральной машины, мебельного гарнитура и пылесоса в современном обществе выступает как некий символ имущественной обеспеченности13. Покупки предметов из этого набора (например, пылесоса или стиральной машины) означают в средних стратах обновление имущества. Приобретение же мобильного телефона, музыкального центра, компьютера и бытовой кухонной техники свидетельствует о расширении базового товарного набора. В целом страты, отнесенные к средним слоям, в настоящий момент в большей степени ориентированы нее столько на обновление, сколько на расширение имущественного набора, в первую очередь за счет компьютера – причем для работы и получения необходимых на современном рынке труда навыков. В результате в 2006г. обеспеченность компьютерами представителей 5-й и 6-й страт достигла 33,9%, a 7-й и 8-й – 59,8% (для сравнения: в низших слоях этот показатель составлял 8,6%, а в верхних – 86,2%).

Отдельно  стоит остановиться на вопросе использования  компьютера и Интернета как способа  проведения свободного времени. Он считается "прогрессивным", "престижным", и неудивительно, что средние слои активно его используют. Если среди низших слоев так проводят время всего 4,9% респондентов, то в средних слоях - 16,5% представителей двух нижних страт и 23,1% двух верхних14. Понятно, что такой тип досуга непосредственно связан и с обеспеченностью компьютерами, о которой говорилось выше, но с характерным именно для среднего класса желанием принимать и поддерживать новые практики как в работе, так и во всех остальных аспектах жизни.

Таким образом, российские средние слои вновь  продемонстрировали готовность к выполнению функции среднего класса развитых стран - освоение и распространение новых  образцов поведения, необходимых в  современных обществах. На настоящий  момент весьма ограниченные финансовые возможности мешают реализации подобных стремлений в полной мере. Но несмотря на издержки материального положения, можно говорить о складывании у средних слоев приоритетов, имеющих характер осознанных и артикулированных потребностей и формирующихся на этой основе конкретных поведенческих стереотипов.

Справедливости  ради нужно отметить явственное, в сравнении с 2005 г., уменьшение потребления платных услуг, представляющих в действительности инвестиции в человеческий капитал15. Причиной такого изменения, вероятно, стало развитие относительно новой практики потребительского кредитования в местах торговли, постепенно занимающей прочное место в жизни россиян. Кредитование открывает для представителей средних слоев возможность приобрести давно желаемые дорогостоящие предметы длительного пользования, включая автомобили, но использование таких возможностей переориентировало поток расходов от инвестирования своего будущего на "чистое" потребление. Впрочем, подобное изменение затронуло более высокие страты средних слоев в меньшей степени, да и по низшим стратам показатели потребления платных услуг заметно выше средних по России (рис. 1).

    Рис. 1. Использование платных услуг для взрослых представителями различных слоев населения (2005 г. %)16.

Если  для большинства россиян подобного  рода потребление не стало приоритетом (58,7% всех представителей низших слоев  населения платными услугами не пользовались вообще), то в средних слоях растет не просто доля пользующихся платными услугами, но и количество использующих два или три их вида (в 5-й и 6-й стратах данный показатель вырос с 17,9% до 42,8%, а в 7-й и 8-й - с 3,1% до 6.7%). Но чтобы понять важность этого момента, необходимо изучить структуру потребления услуг различными стратами.

Наиболее "востребованный" их вид - медицина. В низших слоях за соответствующими услугами обращалось 31,8%; в средних - практически две трети. Учитывая, что соответствующий показатель для высших слоев (9-11-й страты) составляет 77,5%, видно, что по потреблению медицинских услуг средние слои, заметно отличаясь от низших, приближаются к высшим. И это неудивительно, принимая во внимание, что для всех представителей средних слоев потеря здоровья (или страх этого) - одно из наибольших жизненных опасений, отмеченное в среднем около 70% респондентами. При этом представители верхней части средних слоев оценивают свое здоровье как очень ценный ресурс и на поддержание его готовы тратить достаточно значимые средства. А в 5-й и 6-й стратах использование платных услуг, связанных со здоровьем, может заменяться, например, покупкой нового имущества, как и в низших слоях населения. Для них потребление платных медицинских услуг может рассматриваться просто как один из способов расходования денежных средств, довольно часто использоваться (при появлении проблем со здоровьем), но не быть приоритетным. В случае появления свободных денежных средств представителя этих страт нередко предпочитают расширение имущественного набора вложению в свой человеческий капитал, что и наблюдается в последние годы.

 Другой  тип услуг, касающийся инвестиций в здоровье — платные оздоровительные услуги (санатории, дома отдыха, спортивные секции и т.д.). Их за последние три года использовали 10,4% представителей 5-й и 6-й страт и 25,3% - 7-й и 8-й. Для сравнения: в 1-4-й стратах такой тип услуг востребовали лишь 3.3% респондентов, а в 9-11-й - почти 40%. Однако проведенный анализ показал, что оздоровительные услуги, в отличие от образовательных, могут восприниматься представителями средних слоев не столько в качестве инвестиций в человеческий капитал, сколько как вид платного досуга и отдыха, поэтому от них проще отказаться в случае снижения дохода или появившихся новых, более привлекательных альтернатив траты средств.

 Следующий тип - платные образовательные услуги для взрослых. Он особенно важен для анализа поведенческих моделей средних слоев, так как платное образование для взрослых - не только инвестиции в человеческий капитал, но и один из способов адаптации к новым условиям. При переходе к рыночной экономике, проведении структурных реформ платные образовательные услуги для взрослых должны были использоваться экономически наиболее активной частью населения страны. И действительно, доля людей, приобретающих или уже имеющих навыки, необходимые для занятия прочных позиций на рынке труда (работа на компьютере, вождение автомобиля, работа с применением иностранного языка), заметно выше именно в средних слоях. В целом по России за последние три года платными образовательными услугами для взрослых пользовались 17.7%. Для средних слоев уровень их востребования почти вдвое выше -30,7%. При этом четко прослеживается тенденция - чем выше страта, тем большая ее доля использует платные образовательные услуги.

Коснемся  теперь вопроса о распространенности в средних слоях инвестиций в  человеческий капитал младшего поколения (использование платных оздоровительных и образовательных услуг для детей). Тенденция тут аналогична предыдущей: чем выше страта, тем больше доля тех, кто вкладывает средства в развитие потомства. В 2005 г., например, так поступали более 50% представителей 6-й страты, а в 8-й данный индикатор составлял уже 2/3. Видимо, инвестиции в обучение и развитие детей становятся для российских средних слоев более важным приоритетом, чем даже в свое образование.

 Таким образом, нынешняя структура потребления  российскими средними слоями различных видов платных услуг указывает на важный социальный сдвиг. Если обращение к наиболее популярным среди них медицинским услугам - зачастую жизненная необходимость, то использование дополнительных образовательных или оздоровительных ресурсов - отражение определенного стиля потребительского поведения, характерного именно для "классического" среднего классе.

 Итак, вложения в человеческий капитал  позволяют средним слоям поддерживать высокое качество рабочей силы. Этому же могут способствовать различные формы досуговой активности. Кратко рынок потребляемых услуг в этой сфере представлен в таблице 7.

    Таб. 7. Структура платного досуга средних и других слоев населения (2005 г., %)17.
Виды  досуга Дискотеки, клубы, развлекательные Театры, концерты. Музеи, выставки. Кафе, бары.
  мероприятия кино вернисажи рестораны
Низшие  спои

Средние слои

3,6

10,9

8,5

23,1

4.3

11,8                      

            3.4
Средние слои
10,9
23,1
11,8
    13,5
(5-6 страты)        
Средние слои 20.2 37.7 18,2                   28,7
(7-8 страты)        
Высщие слои 31.7 54,0 23.8 32.5
 

 Как явствует из нее, средние слои в большей  степени склонны к потреблению  услуг в сфере досуга, чем низшие, хотя и отстают по данным показателям  от высших слоев. Вероятно, по мере роста доходов перечисленные виды досуговой активности будут пользоваться все большей популярностью, приобретая оттенок статусного потребления. Однако куда важнее содержательная сторона данного вопроса. Как известно, все виды досуга можно сгруппировать следующим образом. Простой домашний досуг объединяет элементарные формы проведения свободного времени (просмотр телепрограмм, чтение, "ничегонеделание"). Традиционный развивающий досуг, оставаясь домашним по своей сути, уже более разнообразен, поскольку включает в себя те или иные увлечения или хобби. Третий, наиболее разнообразный тип досуга - активный, напротив, протекает вне дома (все виды рекреационной, культурной, развлекательной, общественно-политической и иной деятельности). Именно такие формы досуга в наибольшей степени характерны для средних классов развитых стран18.

 Предпочитаемый  тип досуга в России также связан с принадлежностью к тому или иному социальному слою. Представители средних слоев в целом склонны выбирать наиболее разнообразные, активные формы времяпрепровождения: от 45.6% респондентов из 5-й и 6-й страт до 64,2% - из 7-й и 8-й (данные 2005 г.). Для сравнения: в нижних слоях активный досуг практиковала лишь пятая часть опрошенных (рис. 2).

          Рис.2. Досуговые предпочтения средних и других слоев населения (2005г., %)19.

 

 Иначе говоря, и в досуговой сфере  средние слои тяготеют к использованию  прогрессивных поведенческих практик, которые впоследствии могут трансформироваться в социокультурные установки, распространяющиеся на другие массовые слои населения.

Коль  скоро речь зашла о ценностных установках, то нужно сказать, что  средние слои достаточно ярко репрезентуют ценности, характерные для всего российского населения. Так, подавляющее большинство представителей как средних слоев, так и россиян в целом считают, что в жизни человек должен стремиться скорее к тому, чтобы у него были спокойная совесть и душевная гармония, нежели к власти (с этим утверждением согласны 90.4% россиян в целом. 88,6% представителей средних слоев и менее 75% высших); что свобода человека - это возможность быть самому себе хозяином, нежели наличие политических прав и свобод (76.1%. 77,1% и 71,8%, соответственно); что человек должен иметь только те доходы, которые он заработал честным путем (75,5%, 69,7% и 57.3%, соответственно). Кроме того, большинство жителей нашей страны (в том числе в из средних слоев) считают, что Россия - особая цивилизация, в которой никогда не привьется западный образ жизни (72,0%, 65,6% и чуть более 50%). Таким образом, средние слои российского общества четко артикулируют нормативы и установки, разделяемые населением страны в целом, что соответствует функции среднего класса как носителя типичных национальных ценностей. 
 

Информация о работе Средний класс: социальные показатели и характеристика потребительского поведения