Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 11:40, контрольная работа
Целью контрольной работы является теоретическое и практическое изучение категории «средний класс» как основы стабильного общества. Исходя из поставленной цели задачами исследования являются:
рассмотреть понятие и основные признаки «среднего класса»;
изучить основные факторы, влияющие на развитие среднего класса в современном обществе;
рассмотреть перспективы развития среднего класса в России согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;
провести социологическое исследование.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1.Понятие и основные признаки «среднего класса»…………………………….5
1.2.Факторы влияющие на формирование среднего класса в России……………7
1.3.Перспективы развития среднего класса в современной России………........10
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 13
2.1.Методическая часть социологического исследования…………...………...13
2.2.Анкета 14
2.3.Результаты социологического исследования 16
2.4.Анализ и выводы по результатам социологического исследования 17
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский
технический университет имени А.Н.Туполева - КАИ»
Лениногорский филиал
Кафедра Естественно-научных и гуманитарных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Социология»
на тему: «Средний класс в современной России»
|
Исполнитель: |
студент группы 28272 направление 080100 |
|
Руководитель: |
Р.Ф.Минкина, доцент кафедры ЕНГД, к.с.н. |
Лениногорск, 2013
содержание
Актуальность исследования. На протяжении достаточно длительного времени в западном обществе существует аксиома: средний класс — это основа общества, государственной стабильности (как социальной, так и политической), база для развития рыночной экономики и демократии. Поэтому исследованиями среднего класса на Западе традиционно занимаются ведущие научные институты, забота о благополучии среднего класса является приоритетным направлением государственной политики. В нашей стране сегодня также делаются попытки осмыслить понятие и роль среднего класса в жизни современного российского общества, которая заключается в поддержании социальной стабильности, а значит, и в принятии основ социального порядка.
Массовый средний класс представляется многими исследователями как гарантия политической и экономической стабильности в обществе. На него возлагаются надежды по развитию инновационной экономики, развитию сектора услуг и в целом рыночной экономики. При этом появление массового среднего класса в экономически развитых странах, наделенных демократическими ценностями, активной жизненной позицией, инновационным потенциалом было вызвано многими социальными и экономическими факторами.
В частности, независимый исследовательский центр РОМИР, занимающийся на протяжении всего периода своего существования изучением стратификации общества и его социальной идентичности, провел серию исследований, посвященных проблеме существования среднего класса в России. Формирование среднего класса на территории РФ происходит неравномерно, что вызвано особенностями экономического развития каждого из регионов.
Однозначного ответа на вопрос, «существует ли в России средний класс?», в ходе проведенных исследований так и не удалось получить.
Целью контрольной работы является теоретическое и практическое изучение категории «средний класс» как основы стабильного общества. Исходя из поставленной цели задачами исследования являются:
Объектом исследования является средний класс России. Предметом исследования – факторы его формирования в современных условиях.
Методологической и теоретической базой являются работы отечественных авторов, официальные интернет –ресурсы.
Основную часть современного развитого общества составляет так называемый средний класс, или средний слой, который выделяется по целому ряду признаков. В настоящее время в этот класс включают традиционные слои частных собственников, т. е. представителей мелкого и среднего бизнеса, большую часть крестьян и фермеров, а также новые средние слои, которые составляют интеллектуалы, инженерно-технические работники, административный персонал, служащие, высококвалифицированные рабочие, работники сферы обслуживания.
Определение «среднего класса» в современной науке достаточно абстрактно и противоречиво, единых подходов к этому понятию в мировой исследовательской практике не существует. Массу вопросов вызывает также и адекватность применения западных определений и разработок, уже существующих в этой области, к российским реалиям.
Если обобщить существующие определения, то средним классом можно назвать социальную группу, обладающую набором собственных характеристик: определенный уровень доходов; владение недвижимостью, наличие своего дела; высокое профессиональное образование и квалификация; относительная удовлетворенность статусом; умеренный политический консерватизм, заинтересованность в поддержании социального порядка и устойчивости; субъективная идентификация себя со средним классом.
Существует несколько критериев определения понятия «средний класс» Характеристики материального благосостояния (уровень дохода, наличие движимого и недвижимого имущества); политического статуса (степени влияния на принятие властных решений различного уровня); потенциала социальной мобильности, и также характеристики статусных аспектов образа жизни (потребление, среда проживания, досуга, круг общения, социальное настроение и пр.) и социального престижа относятся обычно к стратификационным критериям определения «среднего класса».Среди не стратификационных критериев, в свою очередь, различаются формальные критерии (т. е. позволяющие отличать «статистическую» группу от реальной) и содержательные (ценности, установки, представления, стереотипы поведения и т. п).
Помимо всего прочего, средний класс можно подразделить на группы. И если зарубежные исследователи ведут речь о трех уровнях групп (высший, средний, низший), с различным соотношением уровня образования и дохода, то в отечественной науке пока не существует четких критериев подразделения на группы.
В западном обществе средний класс составляют в основном предприниматели, интеллигенция, служащие, представители творческих профессий, высококвалифицированные рабочие. В России в связи с многочисленными изменениями, произошедшими в обществе за последнее десятилетие, такое относительно четкое отношение к среднему классу определенных групп людей не представляется возможным.
Однозначного ответа на вопрос, «существует ли в России средний класс?», так и нет. Высказываться самые разные точки зрения: оттого, что среднего класса нет совсем и есть только тенденция к его формированию, до того, что средний класса в настоящее время достаточно велик. Как вариант: раньше его было еще больше, но со временем становится все меньше и меньше. Многие, кто придерживается такой точки зрения, конкретизируют: численность среднего класса начала уменьшаться после распада Советского Союза. Интересно, что такое мнение фактически оказалась самым распространенным, хотя и не всегда точка отсчета именовалось именно в такой формулировке.
Противоположную точку зрения занимают те, кто считает, что среднего класса, наоборот, раньше не было и только сейчас он начинает формироваться. Более того, они уверены, что процесс идет очень медленно, болезненно, но, несмотря на ряд сдерживающих факторов, в России есть все условия для дальнейшего роста среднего класса.
Что бы ни говорили о среднем классе, в любом случае его численность не определялась выше 50% всего населения России. Разница во мнениях объясняется в первую очередь тем, какими критериями пользоваться для определения среднего класса, какие из них считать наиболее важными и сравнивать ли с «западными».
Очевидно, что не существует какого-либо единого критерия, который бы определял принадлежность к среднему классу. Необходимо учитывать целый набор характеристик. Исследователи сюда относят в том числе «общий уровень культуры», включающий в себя умение общаться с людьми, стремление к самосовершенствованию, интерес к музыке, театру, искусству («идентификация себя с какой-то культурной средой»), осведомленность об истории, память о предках, наличие стройной системы ценностей и целей в жизни.
Тем не мене, главным критерием принадлежности к среднему классу все равно признается доход. Причем чаще его определяли не конкретными суммами и не количеством вещей или продуктов, которые можно купить. Доход именовался «приличным». Соответственно, представления о том, что такое «приличный» доход, сильно варьировались. Неизменно одно — это такой доход, который в принципе удовлетворяет того, кто его получает. Также очень важным оказалось местожительство. Распространено мнение, что, если человек живет в столице, у него автоматически выше уровень дохода. Объясняется это обычно большими возможностями для реализации своих устремлений, так как здесь пересекаются основные финансовые потоки. Таким образом, все равно этот критерий также восходит к доходу.
Изучение социально-экономических факторов формирования среднего класса в России наиболее приемлемо на концепциях социальной стратификации М. Вебера и социологов неовеберианского направления, так как, во-первых, российское общество на данный момент соответствует модели социального закрытия, которая получила свое обоснование в работах М. Вебера. Во-вторых, в современной экономической социологии при анализе стратификационной структуры изучают экономические параметры классовой ситуации людей и групп, увязывая с их рыночными позициями, что также является следствием неовеберианского подхода к изучению классов. И, в-третьих, неовеберианский подход наиболее предпочтителен при изучении потенциала расширения среднего класса, его периферии. Для данного подхода определяющим является понятие «рыночной ситуации», включающее отношение к собственности, образование и квалификацию людей, определяющие их возможности на рынке, а также особенности идентичности.
Существует зависимость формирования среднего класса от уровня социального и экономического развития общества, влияние рыночной экономики на формирование среднего класса. Формирование среднего класса - это процесс, опосредованный функционированием экономики и развитостью социальных структур общества. Средний класс выступает объектом социоэкономического действия в результате функционирования экономики, трансформационных процессов, становления институтов общества.
Процесс классообразования включает в себя два ключевых (более частных) институциональных процесса: формирование рынка труда и капиталов и формирование института частной собственности на капитал. История знает две модели классообразования: снизу и сверху. В первом случае классы формируются в процессе первоначального накопления капитала, происходящего в ходе становления рыночного производства и обмена. Во втором случае ключевую роль в организации первоначального накопления частного капитала играет государство. Первая модель классообразования отображает становление среднего класса в либеральных капиталистических обществах, вторая - в посткоммунистических странах.
Факторами формирования среднего класса в либеральных капиталистических странах выступили: становление гражданского общества, коммерциализация сельского хозяйства, индустриализация, урбанизация, социально-направленная государственная политика, рост мировой экономики, создание акционерных обществ, научно-техническая революция, революция в образовании, формирование постиндустриального общества.
В посткоммунистических странах формированию среднего класса способствовали: приватизация малых и средних государственных предприятий; снятие запретов на накопление капитала; глобализация, повлекшая за собой расцвет мелкой розничной торговли; либерализация в условиях слабого государства, которая вызвала появление силового предпринимательства.
Многочисленные исследования подтверждают существование среднего класса в России, хотя в российских условиях его жизнь по многим количественным характеристикам значительно отличается от положения средних классов в США или Западной Европе.
Формирующийся средний класс развивается, прежде всего, в сферах управления, бюрократической экономики, а не в производственном и инновационном секторах.
С 1990-ых годов в России начал формироваться рыночный тип среднего класса, который принято считать традиционным в западной социологии. К представителям рыночного среднего класса относятся предприниматели, самозанятые работники сфер производства и услуг, менеджеры предприятий, производящих товары и услуги, реализуемые на рынке, специалисты и служащие, непосредственно осуществляющие рыночные операции.
По результатам исследований Г. Дилигенского «вхождение в рынок» представителей «старых» групп среднего класса, наемных квалифицированных специалистов происходило, прежде всего, в результате вынужденной адаптации к изменившейся социально-экономической ситуации. Вызванные вначале необходимостью выживания «рыночные» способы жизнедеятельности стали затем для многих психологически комфортными и самоценными.