Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 11:40, контрольная работа
Целью контрольной работы является теоретическое и практическое изучение категории «средний класс» как основы стабильного общества. Исходя из поставленной цели задачами исследования являются:
рассмотреть понятие и основные признаки «среднего класса»;
изучить основные факторы, влияющие на развитие среднего класса в современном обществе;
рассмотреть перспективы развития среднего класса в России согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;
провести социологическое исследование.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1.Понятие и основные признаки «среднего класса»…………………………….5
1.2.Факторы влияющие на формирование среднего класса в России……………7
1.3.Перспективы развития среднего класса в современной России………........10
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 13
2.1.Методическая часть социологического исследования…………...………...13
2.2.Анкета 14
2.3.Результаты социологического исследования 16
2.4.Анализ и выводы по результатам социологического исследования 17
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Согласно целевым ориентирам, прописанным в Концепции долгосрочного развития России на период до 2020 г., доля среднего класса в обществе превысит половину населения, при этом значительную часть среднего класса образуют люди, занятые созданием новой экономики знаний, технологий и обеспечениемразвития самого человека. Но увеличение среднего класса не может быть просто формальным процессом. Значительную роль в будущем развитии страны будет играть изменение социальной структуры. Сложно (или просто невозможно) решать задачу повышения доли среднего класса до 50% и более без четкого понимания того, какие именно группы входят в его состав, а также какой должна быть «идеальная» структура среднего класса, то есть такого среднего класса, который является опорой и движущей силой экономического развития и становления гражданского общества. Еще большее значение эта задача приобретает в условиях текущего финансового кризиса для понимания того, какие группы населения (в частности в среднем классе) пострадают в большей или в меньшей мере и какие действия необходимо предпринять, чтобы минимизировать их потери (путем принятия определенных законов, развития институтов и пр.).
Успешность реализации Концепции во многом зависит от того, за счет каких групп будет пополняться средний класс. Еще большее значение это имеет для формирования «подлинного» среднего класса - в отношении его социально-политического поведения. Например, если порог в 50% среднего класса будет достигнут просто за счет увеличения слоя чиновников, то вряд ли это можно считать успехом. Исходя из предварительных расчетов текущей структуры среднего класса, а также приоритетов Концепции, в ближайшее десятилетие первоочередное внимание должно быть направлено на развитие малого и среднего бизнеса (в первую очередь в сфере инноваций), а также массовой интеллигенции. Что касается уровней среднего класса, нужно увеличить слой среднего среднего и верхнего среднего класса, а также максимально «втянуть» резерв в нижний средний.
Одним из главных инструментов, которые может использовать государство для увеличения групп среднего класса, является создание соответствующих институтов. В Концепции к 2020 г. предполагается формирование политико-правовых институтов, нацеленных на обеспечение гражданских и политических прав граждан, институтов, поддерживающих развитие человеческого капитала, экономических институтов, институтов развития, нацеленных на решение конкретных системных проблем экономического роста и др. Это необходимо делать при условии четкого понимания того, как это отразится на тех или иных слоях общества.
Для формирования новой экономики знаний и инновационных технологий к 2020 г. предусмотрена всесторонняя поддержка создания и развития малого и среднего инновационного бизнеса (путем сокращения административных барьеров для старта и развития инновационного бизнеса и формирования требований по передаче малому и среднему инновационному бизнесу части государственных заказов на НИОКР), расходы на образование за счет государственных и частных источников должны возрасти до 6,5-7% ВВП в 2020 г. (2007 г. - 4,8%), на здравоохранение - 6,7-7% ВВП в 2020 г. (2007 г. - 4,2 %). От реализации этих мер выиграет не только массовая интеллигенция и МСБ. Это повышает риск коррупции и утечки части выделяемых средств в карманы чиновников.
При развитии массовой интеллигенции также важно учесть ее распределение по уровням - нижний средний, средний средний и верхний средний. В настоящее время наблюдаются некоторые диспропорции в распределении интеллигенции по уровням - большая доля интеллигенции находится в про-то-среднем и нижнем среднем (средний средний значительно меньше, чем на Западе). Для становления полноценного среднего класса нужно значительно увеличить долю интеллигенции в среднем среднем и верхнем среднем (за счет как содействия социальному передвижению части нижнего среднего в средний средний, а среднего среднего в верхний средний, так и создания и привлечения новых специалистов и ученых), а прото-средний - распределить по уровням среднего класса.
Успешность реализации Концепции во многом зависит от текущей структуры общества. Несомненно, главными субъектами коалиции в поддержку реализации КДР являются группы среднего класса, как основа формирования гражданского общества и демократических преобразований. Понимание внутренних социальных процессов среднего класса, противостояния различных групп может значительно облегчить реализацию программы экономического развития страны. От этого зависит и то, по какому пути, в конечном счете, пойдет развитие - мобилизационному или модернизационному с опорой на инновации. Если первый путь предполагает опору на такие группы, как чиновничество и крупные сырьевые компании, то второй - развитие с опорой на малый инновационный и производственный бизнес и массовую интеллигенцию.
Можно представить себе политику, которая опирается на чиновничество и проводится в его пользу. В этом варианте (особенно в региональном плане) трудно рассчитывать на этот компонент среднего класса как на опору демократии и независимости от государства. Бюрократия и интеллигенция зависят от налоговых поступлений и заинтересованы в относительно высоких (собираемых) налогах. Это ставит их в конфликт с малым бизнесом, во всяком случае в этом пункте. Крупные компании и их персонал заинтересованы в низких налогах и независимости от государства, хотя можно рассматривать и сложный вопрос о «захвате государства». Отметим, что предлагаемый подход позволяет не только формировать политику в интересах того или иного слоя, но и содействовать росту тех компонентов среднего класса, которые внесут наибольший вклад в инновационный путь развития, включая модернизацию государства. По динамике этих групп и соответствующего законодательства можно судить о преобладающих тенденциях в обществе и будущем среднего класса.
Существуют следующие исследовательские методы: анализ документов, анкетный опрос, интервью, исследовательские беседы, наблюдения, экспертный опрос, социально-психологические методы и социальный эксперимент.
Одним из распространенных методов является анкетный опрос. Этот метод лежит в основе данной исследовательской работы.
Анкетирование – метод получения первичной информации, заключающейся в составлении анкет и проведении опроса. Анкета - это определенным образом структурно организационный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования.
Целеваяаудиторияприпроведенииа
Мною проведено социологическое исследование с целью определения количества населения, составляющего средний класс в г.Лениногорске, и структуры среднего класса методом анкетного опроса. Для опроса была подготовлена анкета п.2.2.
Припроведениианкетногоопросаср
- выявить
долю населения, относящегося к
среднему классу по
- диагностировать
долю населения как средний
класс через его
- осуществить
анализ дифференциации
Далее представлены опросный лист социологического исследования и его результаты.
Объектом данного исследования являются жители города Лениногорска работающее население в возрасте от 25 до 50 лет (26 человек).
1. Ваш пол
а) мужской
б) женский
2. Как Вы считаете, какова доля «среднего класса» в современном российском обществе?
а) среднего класса в России нет
б) не более 10%
в) от 11% до 30%
г) от 31% до 50%
д) более 50%
е)затрудняюсь ответить
3.Как Вы думаете, за последнюю «пятилетку» доля среднего класса среди населения России увеличивалась, уменьшалась или оставалась неизменной?
а)увеличивалась
б) оставалась неизменной
в)уменьшалась
г) затрудняюсь ответить
4. Как Вы думаете, каких людей сегодня в России больше: тех, кто живет хуже
вас, так же, как вы, или тех, кто живет лучше вас?
а) тех, кто живет лучше меня
б) тех, кто живет также, как я
в)тех, кто живет хуже меня
5. Вы лично относите или не относите себя к среднему классу?
а) отношу
б) затрудняюсь ответить
в) не отношу
положение?
а) высокий
б) выше среднего
в) средний
г) ниже среднего
д) низкий
7. Какой из признаков вы считаете основным при определении среднего класса?
а) уровень доходов
б) уровень образование
в) характер работы
г) условия жизни (круг общения, жилье, транспорт и т.п.)
8. Ваш среднедушевой ежемесячный доход составляет
а) менее 8000 руб.
б) от 8001 до 12000 руб.
в) от 12001 до 17000 руб.
г) от 17001 до 29000 руб.
д) 29001 руб. до 50000 руб.
е) более 50001 руб.
9. «Что Вы предпринимали для улучшения материального положения своей семьи за последнее время?».
а) работа по совместительству или сверхурочно по основному месту работы или в других организациях
б) выращивание овощей и фруктов или выращивание скота для собственного потребления
в) использование разовых и временных приработков
г) смена работы
д) переобучение
е) сдача в наем(жилье, гараж, дача, автомобиль и т.д.)
ж) ничего не предпринимал (а)
10.Удовлетворены ли Вы своими жилищными условиями?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
11. К какому типу относиться жилье в котором Вы проживаете?
а) не имею собственного жилья (снимаю или проживаю у родственников, друзей)
б) проживаю в отдельной 1- комнатной квартире
в) проживаю в отдельной 2-комнатной квартире
г) проживаю в отдельной 3 и более комнатной квартире
д) проживаю в собственном доме (коттедже)
12.Имеете ли Вы возможность делать сбережения?
а) да
б) нет
13.Имеете ли Вы денежные обязательства?
а) банковские кредиты
б) неоплаченные штрафы
в) долги по кварплате (более 2 мес.)
г) крупные долги частным лицам
д) не имею долгов и кредитов
14. Как Вы думаете, в какой степени изменение вашего положения зависит от
ваших собственных усилий?
а) зависит только от Вас самих
б) зависит в определенной степени
в) совсем не зависит
Результаты проведенного опроса сведем в таблицу 2.1.
Таблица 2.1
Вопрос 1 |
Ответы респондентов |
Всего % | |||||
«Ваш пол» |
а |
б |
в |
г |
д |
е | |
Процентное соотношение |
42,3% |
57,7% |
- |
- |
- |
100% | |
Вопрос 2 |
Ответы респондентов |
Всего % | |||||
«Как Вы считаете, какова доля «среднего класса» в современном российском обществе? |
а |
б |
в |
г |
д |
е | |
Процентное соотношение |
4% |
23% |
48% |
17% |
3% |
5% |
100% |
Вопрос 3 |
Ответы респондентов |
Всего % | |||||
«Как вы думаете, за последнюю «пятилетку» доля среднего класса среди населения России увеличивалась, уменьшалась или оставалась неизменной» |
а |
б |
в |
г |
д |
е | |
Процентное соотношение |
34,6% |
23% |
30,8% |
11,6% |
- |
- |
100% |
Вопрос 4 |
Ответы респондентов |
Всего % | |||||
«Как вы думаете каких людей сегодня в России больше: тех, кто живет хуже вас, тех, кто живет, как вы, тех кто живет лучше вас?» |
а |
б |
в |
г |
д |
е | |
Процентное соотношение |
23,1% |
65,4% |
11,5% |
- |
- |
- |
100% |
Вопрос 5 |
Ответы респондентов |
Всего % | |||||
«Вы лично относите или не относите себя к «среднему классу»?» |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
|
Процентное соотношение |
73,1% |
11,5% |
15,4% |
- |
- |
- |
100% |
Вопрос 6 |
Ответы респондентов |
Всего % | |||||
«Как Вы оцениваете свое материальное положение?» |
а |
б |
в |
г |
д |
е | |
Процентное соотношение |
7,7% |
0% |
64,8% |
11,5% |
0% |
- |
100% |
Вопрос 7 |
Ответы респондентов |
Всего % | |||||
«Какой из признаков Вы считаете основным при определение среднего класса?» |
а |
б |
в |
г |
д |
е | |
Процентное соотношение |
73,0% |
3,8% |
7,7% |
11,5% |
- |
- |
100% |
Вопрос 8 |
Ответы респондентов |
Всего % | |||||
«Ваш среднедушевой доход составляет» |
а |
б |
в |
г |
д |
е | |
Процентное соотношение |
3,8% |
26,9% |
38,5% |
19,2% |
11,5% |
0,0% |
100% |
Вопрос 9 |
Ответы респондентов |
Всего % | |||||
«Что Вы предприняли для улучшения материального положения своей семьи за последнее время?» |
а |
б |
в |
г |
д |
е | |
Процентное соотношение |
15,4% |
11,5% |
23,1% |
7,7% |
11,5% |
30,8% |
100% |
Вопрос 10 |
Ответы респондентов |
Всего % | |||||
«Удовлетворены ли Вы своими жилищными условиями» |
а |
б |
в |
г |
д |
е | |
Процентное соотношение |
61,5% |
30,8% |
7,7% |
- |
- |
- |
100% |
Вопрос 11 |
Ответы респондентов |
Всего % | |||||
«Каковы Ваши жилищные условия?» |
а |
б |
в |
г |
д |
е | |
Процентное соотношение |
7,7% |
11,5% |
30,8% |
38,5% |
11,5% |
- |
100% |
Вопрос 12 |
Ответы респондентов |
Всего % | |||||
«Имеете ли Вы возможность делать сбережения?» |
а |
б |
в |
г |
д |
е | |
Процентное соотношение |
42,3% |
57,7% |
- |
- |
- |
- |
|
Вопрос 13 |
Ответы респондентов |
Всего % | |||||
«Имеете ли Вы денежные обязательства?» |
а |
б |
в |
г |
д |
е | |
Процентное соотношение |
53,8% |
15,4% |
7,7% |
3,8% |
19,2% |
- |
100% |
Вопрос 14 |
Ответы респондентов |
Всего % | |||||
«Как Вы думаете в какой степени изменение Вашего положения зависит от ваших собственных усилий?» |
а |
б |
в |
г |
д |
е | |
Процентное соотношение |
61,5% |
11,6% |
26,9% |
- |
- |
- |
100% |