Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 11:40, контрольная работа
Целью контрольной работы является теоретическое и практическое изучение категории «средний класс» как основы стабильного общества. Исходя из поставленной цели задачами исследования являются:
рассмотреть понятие и основные признаки «среднего класса»;
изучить основные факторы, влияющие на развитие среднего класса в современном обществе;
рассмотреть перспективы развития среднего класса в России согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;
провести социологическое исследование.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1.Понятие и основные признаки «среднего класса»…………………………….5
1.2.Факторы влияющие на формирование среднего класса в России……………7
1.3.Перспективы развития среднего класса в современной России………........10
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 13
2.1.Методическая часть социологического исследования…………...………...13
2.2.Анкета 14
2.3.Результаты социологического исследования 16
2.4.Анализ и выводы по результатам социологического исследования 17
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
В рамках данного исследования было опрошено 42,3% мужчин и 57,70% женщин. Практически все участники опроса, знакомы с понятием «средний класс» и имеют о нем свое представление.
Каждый второй представитель опроса (47%)оценивает долю российского среднего класса на уровне 11-30% (рис.2.1). Однако рост доли среднего класса среди населения России за это время отмечают лишь 34,6% , а 30,8% опрошенных напротив отмечают его снижение за последние пять лет.
Рис.2.1. Доля «среднего» класса в российском обществе
На вопрос «Как Вы думаете, каких людей сегодня в России больше: тех, кто живет хуже вас, так же как Вы, или тех, кто живет лучше Вас» большинство - 65,4% (или 17 человек) ответили «тех, кто живет также, как я».
На вопрос «Вы лично относите себя к среднему классу?» большинство респондентов 73,1% (или 19 человек) считают себя «средним» классом, 15,4% не относят себя к таковым.
Важной характеристикой среднего класса также является оценка своего материального положения (уровень доходов, обеспечение жилищными условиями, наличие автотранспорта, возможность платного образования и т.д.). Подавляющее большинство респондентов определили свой статус материального положения как «средний» - 64,7%, также около пятой части определяют свой статус как «выше среднего» и «ниже среднего» (17,6 и 5,9% соответственно) (рис 2.2).
Основным признаком, влияющим на причисление себя к «среднему» классу большинство опрошенных участников считают уровень доходов 73%, на втором месте условия жизни – 11,5%, уровень образования, к сожалению, пока остаётся на последнем месте – 3,8%.
Рис.2.2. Оценка материального положения
Рис.2.3. Признаки среднего класса
Распределение респондентов по среднедушевым денежным доходам представлено на рисунке 2.4.
Большинство опрошенных жителей города (65,4%) имеют среднедушевой ежемесячный доход в пределах от 8001 до 17000 руб., доход ниже 8000 руб. у 3,8% жителей (1 чел.), высокий доход свыше 29001 руб. всего лишь у 11,5% (3 чел.).
Рис. 2.4. Среднедушевой ежемесячный доход представителей среднего класса
Для того чтобы понять, каким образом представители среднего класса пытаются улучшить материальное положение своей семьи, проанализируем ответы респондентов на вопрос: «Что Вы предпринимали для улучшения материального положения своей семьи за последнее время?».
Работа по совместительству или сверхурочно по основному месту работы (15,4% ответов).
Выращивание овощей и фруктов для собственного потребления (11,5% ответов).
Использование разовых и временных приработков (23,1% ответов).
Смена работы (7,7% ответов).
Сдача в наем жилья, гаража и т.д. (11,5%)
Однако наибольшая доля ответов пришлась на позицию «ничего не предпринимал(а) – 30,8%, из них тех, которые не видят возможностей для улучшения материального положения» – 19,2%. Лишь 11,6% (3 чел.) респондентов оказались довольны материальным положением своей семьи.
Результаты проведенного опроса показывают, что более половины представителей среднего класса удовлетворены своими жилищными условиями (61,5%), хотя доля неудовлетворенных достаточно высока – 30,8% (рисунок 2.5).
Рис.2.5 – Удовлетворенность представителей среднего класса жилищными условиями
Результаты проведенного опроса показывают, что более половины респондентов проживает в отдельной 2-комнатной (30,8%) или 3-комнатной (38,5%) квартире; 11,5% живут в собственном отдельном доме. Для 7,7% опрошенных местом жительства служит съемное жилье (рис.2.6).
Рис.2.6. «К какому типу относится жилье, в котором проживаете Вы и Ваша семья?»
Представители среднего класса имеют возможность делать сбережения: запас денежных средств могут позволить себе 42,3% опрошенных. Однако эта возможность есть пока далеко не у всех: более половины респондентов (57,7%) считают себя недостаточно состоятельными для этого (рисунок 2.7).
Рис2.7. «Имеете ли Вы возможность делать сбережения?»
Необходимо отметить тот факт, что 19,2% опрошенных не имеют долгов и кредитов. Банковские кредиты имеют 53,8% респондентов. За квартплату более чем за два месяца задолжали 7,7% респондентов, еще 15,4% имеют неоплаченные штрафы (рис. 2.8).
Рис 2.8. Виды кредитов и долгов
Заключительный вопрос, заданный жителям города участвующим в опросе «В какой степени зависит их положение от собственных усилий» большинство респондентов 61,5% считают что «все в их руках», а 26,9% категорично считают, что от них ничего не зависит.
Таким образом, в ходе проведенного опроса жителей города Лениногорск среди работающих граждан в возрасте 25-50 летможно отметить, что большинство относят себя к среднему классу, имеющих как стабильный среднедушевой доход, хорошие жилищные условия и стремящиеся к улучшению собственного материального положения.
«Средний класс» - уникальное явление в мировой истории. Можно сказать, его не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в XX веке. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс - стабилизатор общества. Чем он больше, тем меньше вероятность того, что будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы. Он состоит из тех, кто сделал судьбу собственными руками и, следовательно, кто заинтересован в сохранении того строя, который предоставил подобные возможности.
Средний класс - самый широкий потребительский рынок для мелкого и среднего бизнеса. Чем многочисленнее этот класс, тем увереннее стоит на ногах малый бизнес. В средний класс входят две основные категории: собственники материального капитала и собственники интеллектуального капитала, в том числе менеджеры, учёные, инженеры. Формирование среднего класса, по-видимому, необходимый этап развития социально-ориентированной рыночной экономики. Однако период его достаточно определенного существования в социальной структуре постиндустриального общества может оказаться достаточно небольшим. В случае если тенденция к выравниванию положения различных классов, групп, слоев будет достаточно сильной, то границы среднего класса станут постепенно менее четкими.
И все же большинство россиян высказывают убеждение, что в России есть все предпосылки для развития среднего класса. Во-первых, сами люди заинтересованы в этом. У них есть все, чтобы стать средним классом: хорошее образование, высокий уровень культуры, разносторонние интересы. И самое главное — умение работать и выдерживать большие физические и психологические нагрузки. Во-вторых, само государство заинтересовано в развитии среднего класса, так как это дает ему стабильность.
В целом среди россиян в настоящее время нет однозначного представления о среднем классе. Подразделяются два разных понятия: средний класс, который существует на Западе, и другой средний класс — тот, что формируется в России. Первый воспринимается идеальным эталоном среднего класса — в первую очередь благодаря высокому уровню дохода.
Средний класс — это не только значительная часть современного общества, но и весьма сложная, неоднородная по структуре сеть социальных образований. Составные части его структуры различаются по источникам формирования, социальному статусу и многим другим характеристикам. Наиболее заметная тенденция последних десятилетий — сокращение традиционных слоев (собственников) и устойчивый рост новых средних слоев (работников по найму). Средний класс придаст современному обществу устойчивость и одновременно выступает в качестве динамизирующего фактора, стимулируя социокультурные изменения и инновации.