Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:15, курсовая работа
Темой курсовой работы является: Проблемы среднего класса и особенности его формирования в современной России.
Актуальность работы состоит в том, что проблемы неравенства доходов и формирования среднего класса наиболее актуальны на сегодняшний день. В ситуации, когда экономика находится в состоянии развития, очень важно, чтобы общество имело более или менее однородную структуру. Само понятие гражданского общества подразумевает определяющую роль в социуме среднего класса.
Введение……………………………………………………………………3-4
Глава 1. Особенности формирования среднего класса в России
Понятие и признаки среднего класса………………………………8-9
Исторические особенности возникновения и развития среднего класса в России…………………………13
Глава 2. Средний класс в современной России
2.1 Качественные характеристики и структура среднего класса…….14-19
2.2 Перспектива развития среднего класса в России…………………19-22
Заключение………………………………………………………………..23-24
Список использованной литературы……………………………………..25
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Особенности формирования среднего класса в России
Глава 2. Средний класс в современной России
2.1 Качественные характеристики
и структура среднего класса…….
2.2 Перспектива развития
среднего класса в России………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..25
Введение
Темой курсовой работы является: Проблемы среднего класса и особенности его формирования в современной России.
Актуальность работы состоит в том, что проблемы неравенства доходов и формирования среднего класса наиболее актуальны на сегодняшний день. В ситуации, когда экономика находится в состоянии развития, очень важно, чтобы общество имело более или менее однородную структуру. Само понятие гражданского общества подразумевает определяющую роль в социуме среднего класса.
Естественно, что проблемы формирования среднего класса – один из центральных вопросов социологии. Это проблема жизни “среднего человека”, то есть многих и многих миллионов россиян — врачей и учителей, ученых и артистов, адвокатов и художников, квалифицированных рабочих, а также всех, кто связан с бизнесом. В перспективе именно эти слои могут стать основой для формирования “настоящего” среднего класса в “настоящем” гражданском обществе. Сегодня же по тому, как складывается жизнь “среднего человека” в России, можно судить об эффективности и результатах социальной и экономической политики.
Предметом исследования в данной курсовой работе являются критерии определения среднего класса. Объектом данной работы является средний класс.
Основной целью работы выступает характеристика и анализ проблем среднего класса, исторические особенности его формирования, а также особенностей состояния российского среднего класса на сегодняшний день. Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие основные задачи:
- дать характеристику российскому среднему классу;
- рассмотреть
исторические особенности
- выявить критерии, по которым определяется принадлежность того или иного домохозяйства к среднему классу;
- определить особенности состояния среднего класса в современной России и перспективы его развития.
Глава 1. Особенности формирования среднего класса в России
1.1 Понятие и признаки среднего класса
Средний класс – определенная социально-экономическая и социопсихологическая общность (образование), его нельзя охарактеризовать лишь показателями потребления или среднего дохода1.
Средний класс
в нормальной рыночной экономике
– основной налогоплательщик, от экономического
положения которого зависит инвестиционная
активность населения, состояние государственного
бюджета, реализация государственных
социальных программ и другие важнейшие
социально-экономические
Основные
признаки и структура среднего класса.
Впервые понятие «средние слои»
применительно к обществу начал
употреблять еще Аристотель. Именно
он высказал идею, которая с тех
пор регулярно повторяется
В 20-м начале
21 в. к среднему классу относили мелких
собственников и независимых
предпринимателей. Но по мере развития
«общества массового
Среди ученых
постоянно идут дебаты по поводу критериев
выделения среднего класса. Чаще всего
в качестве основных объективных
критериев называют уровень образования
и доходов, стандарты потребления,
владение материальной или интеллектуальной
собственностью, а также способность
к высококвалифицированному труду.
Кроме этих объективных критериев
большую роль играет субъективное восприятие
человеком своего положения –
то есть его самоидентификация как
представителя «социальной
Существует два подхода к характеристике структуры среднего слоя.
Одни ученые рассматривают средний класс как некое довольно однородное образование. При этом подчеркивается, что представитель среднего класса имеет более высокий доход и более выгодные условия труда, чем люди из низшего класса, но у него менее выгодные позиции по этим же параметрам, чем у людей, относящихся к высшему классу.
Более распространен второй подход, сторонники которого подчеркивают неоднородность среднего класса. Например, согласно современному британскому социологу Энтони Гидденсу, внутри его можно выделить две основные категории. Первая – «старый средний» класс – включает в себя мелких предпринимателей. Данная категория характеризуется непостоянством численности, хотя ее удельный вес в составе населения остается довольно высоким. Это является результатом того, что постоянно происходит процесс выбывания разорившихся предпринимателей, который уравновешивается притоком новых людей, желающих попробовать свои силы в собственном бизнесе. Вторая категория – «новый средний» класс – состоит из высокооплачиваемых наемных работников, как правило, занятых интеллектуальным трудом. Высший слой «нового среднего» класса включает менеджеров и специалистов, работающих в сфере крупного бизнеса. Эти люди, как правило, имеют высшее образование и являются высококлассными специалистами. К низшему слою относятся учителя, врачи, конторские служащие и т.д. Это очень разнородная группа людей, по многим параметрам схожая с рабочим классом4.
Сейчас большинство среднего класса – это люди, источником дохода которых служит их личный труд, профессиональные навыки, а не владение частной собственностью, как было раньше.
Резкое падение
доходов населения, глубокое социальное
расслоение, сокращение финансирования
сфер науки и культуры, социальная
беззащитность интеллигенции
Средние слои разных стран в силу специфики занятий и наличия специального образования характеризуются, видимо, тенденцией к сближению образа жизни, но только в пределах общего странового уровня дохода. В каждой стране средний класс специфичен, в том числе по уровню дохода. В то же время образование, стиль жизни могут быть довольно близкими в том или ином среднем слое. При анализе феномена среднего класса используются следующие методологические постулаты:
1. Попытки
доказать или опровергнуть
2. В современной
России социальный слой, отвечающий
всем критериям среднего
3. Российский
средний класс – не единая
группа, а совокупность разнородных
социальных групп. Поэтому
4. Социальные
группы, составляющие средний класс,
характеризуются разным
5. Концентрация
доминантных признаков в
Россия вступила на путь капиталистического развития позднее других западных государств. Само по себе экономическое и социальное развитие страны в XIV – первой половине XVI вв. вряд ли могло привести к образованию централизованного государства. Общий всероссийский товарный рынок начинает складываться позже, лишь в XVIIв.
В конце XVII – первой четверти XVIII века в России сохраняется и укрепляется самодержавие, по-прежнему господствуют крепостнические отношения со всеми сопутствующими им порождениями как в экономике, так и в политической жизни страны.
Однако те изменения во всех отраслях и сферах социально-экономической и политической жизни страны, которые постепенно накапливались и назревали в XVII в., переросли в первой четверти XVIII в. (в эпоху Петра I) в качественный скачок. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные изменения. Коренным образом изменилось место России и ее роль в международных отношениях того времени.
В России в течение всего XVIII в. шел процесс разложения крепостнических и формирование капиталистических отношений. В середине века началась все нараставшая критика крепостничества и всех его порождений.
К концу XVIII в. в стране вырастает крупная промышленность, но в ней причудливо переплетаются капиталистические, полукрепостнические и крепостнические отношения.
Нарождавшаяся русская буржуазия в XVIII в. не превратилась в класс, оставаясь по-прежнему средневековым сословием купечества. Его требования сводились к закреплению и расширению сословных прав и привилегий.
В начале XIX в. в России господствовал сословный строй. Дворянство, купечество и духовенство относились к привилегированному сословию. В мещанстве состояло непривилегированное население городов – ремесленники, мелкие торговцы, наемные работники. Мещане были обложены высокой податью, поставляли рекрутов в армию и не освобождались от телесных наказаний. Самым многочисленным и угнетенным сословием было крестьянство. Примерно половина его находилась в крепостной зависимости от помещиков. Численность государственных крестьян была немного больше, чем помещичьих. Особой группой крестьянства было казачество.
Сословный строй
постепенно себя изживал, особенно в
городах. Среди городского населения
складывались классы капиталистического
общества – буржуазия и рабочий
класс. В рядах предпринимателей
буржуазного класса оказались дворяне,
купцы, разбогатевшие мещане и крестьяне.
Среди рабочих преобладали