Становление среднего класса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:49, курсовая работа

Краткое описание

акт формирования среднего класса можно рассматривать в качестве важного свидетельства и даже критерия эффективности реформ, который говорит о прочности всей системы экономических, социальных и политических институтов. И наоборот, отсутствие среднего класса можно воспринимать как символ неудачи социально-экономических преобразований в России.

В современной России начал формироваться свой средний слой – частично из тех, кто входил в советский средний класс, частично из представителей новых групп. Одна из таких ярких новых групп – предприниматели. В СССР они были маргиналами, их судили, сажали, и, хотя у них были высокие доходы, такие люди не могли чувствовать себя в советском обществе полноправными гражданами. Довольно динамичный рост среднего класса начался в конце 1999 – начале 2000 гг., когда страна уже пережила шок от кризиса 1998 года. А оценки размера и состава этой группы всегда будут расходиться, потому что все зависит от критериев, которые применяются.

Оглавление

Введение 3
1.Специфика понятия «средний класс» 4
2. Уровень жизни 9
3. Стиль потребления 12
4. Сбережения 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

Социология_-_реф_-_Становление_среднего_класса.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение

 

     Факт  формирования среднего класса можно  рассматривать в качестве важного  свидетельства и даже критерия эффективности реформ, который говорит о прочности всей системы экономических, социальных и политических институтов. И наоборот, отсутствие среднего класса можно воспринимать как символ неудачи социально-экономических преобразований в России.

     В современной России начал формироваться свой средний слой – частично из тех, кто входил в советский средний класс, частично из представителей новых групп. Одна из таких ярких новых групп – предприниматели. В СССР они были маргиналами, их судили, сажали, и, хотя у них были высокие доходы, такие люди не могли чувствовать себя в советском обществе полноправными гражданами. Довольно динамичный рост среднего класса начался в конце 1999 – начале 2000 гг., когда страна уже пережила шок от кризиса 1998 года. А оценки размера и состава этой группы всегда будут расходиться, потому что все зависит от критериев, которые применяются.

     Если  средним классом считать людей  с определенным уровнем доходов, это одна оценка, если добавить обязательное наличие высшего образования, число "кандидатов" заметно сократится. Чем больше добавлять критериев, тем меньше будет величина среднего класса.

     Цель  настоящей работы – рассмотреть  проблему становления среднего класса.

     Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач:

     - изучение специфика понятия «средний класс»;

     - дать оценку уровня жизни, стиля потребления и сбережения.

 

  1. Специфика понятия «средний класс»
 

     На  вопрос о численности среднего класса в современной России разные эксперты и научные институты отвечают по-разному. Так, Институт социологии РАН опубликовал доклад, в котором средний класс в России оценивался в 20 – 22 % населения. В абсолютных цифрах это приблизительно 30 млн. чел1.

     По  оценкам Всероссийского центра уровня жизни  средний класс в России составляет  около 40% т.е. почти 58 млн. чел2. Цифры абсолютно фантастические, хотя не исключено, что совсем близко к выборам общественности предложат иную цифру, например 70% представителей среднего класса и наконец будет объявлено о построении «общества благоденствия».

     По  оценке независимых экспертов количество граждан, которые могут быть отнесены к среднему классу в России составляет порядка 12% населения, во всяком случае  диапазон составляет 10 – 15%. 

     Разумеется, чтобы говорить или спорить о цифрах нужно определиться кого же считать средним классом и какова методика подсчета.

     Понятие среднего класса появилось в России еще до кризиса. Однако единого мнения, кого причислять к этой группе, не было ни у социологов, ни у политологов. Если ориентироваться на определение, принятое в развитых странах, то эту социальную группу составляют люди, принимающие решения и участвующие в процессе их принятия (управленцы, менеджеры), и люди интеллектуального труда. Например, в США и Японии удельный вес этого класса в обществе варьирует от 60 до 90%.

     Если  мы спросим об этом экономиста, он даст определение в терминах дохода или, в лучшем случае, в терминах материальных активов. Социологи разделятся на две группы. Одни назовут средним классом людей с относительно высоким уровнем образования и должностным положением. Другие на первый план выдвинут критерий самоощущений, так называемую социальную самоидентификацию. Неудивительно, что представления о границах и составе этого слоя существенно варьируются, и различные исследователи оценивают их от 15 до 60-70% населения страны3.

     Ответ на эту загадку в том, что средние  классы в трансформирующемся обществе не могут быть описаны одним интегральным критериальным признаком. Средние  классы - социальная совокупность, характеризующаяся  цепочкой признаков, к которым относятся  материальные ресурсные признаки - уровень доходов (расходов, потребления), объем накопленных сбережений, уровень имущественной обеспеченности, а также нематериальные ресурсные признаки - уровень образования, профессионально-квалификационная позиция, должностная позиция, кроме того - признаки социального самочувствия (самоидентификация) - стратегии успешного экономического поведения, самооценки успешности адаптации к новым экономическим условиям, самооценки комфортности нынешней жизни и пр.

     Представители этой группы материально обеспечены. Их стандарты потребления достаточно высоки: просторное жилье в хорошем районе, автомобиль, полный набор бытовой электроники и техники, регулярный отдых за границей.

     В России, по оценке исследовательской  компании КОМКОН, средний класс — это люди, аналогичные по своему материальному благополучию, привычкам, жизненной позиции и ценностям европейскому среднему классу. По профессиональному признаку — это руководители высшего и среднего уровня, представители малого бизнеса, квалифицированные специалисты. Средний класс стремится к улучшению жилищных условий, приобретению автомобилей, зарубежному туризму, приобретает технические новинки, покупает продукты и товары в супермаркетах и т. д. Часть представителей среднего класса уже обладает набором «среднего класса», другая же — откладывает деньги на эти приобретения.

     Жители  стран Центральной Европы расходуют  не только больше, чем мы (они и  зарабатывают больше: минимальная заработная плата в Польше — $185), но и более  разумно, вкладывая деньги не только в потребительские товары длительного пользования. Они активно берут кредиты на строительство жилья и участвуют в программах пенсионного обеспечения — тенденция, которую правительства этих стран пытаются поддерживать. В Венгрии и Чехии они предоставляют покупателям жилья льготы в виде процентных субсидий, чтобы стимулировать жилищное строительство.

     Средний класс — это что-то большее, чем просто покупки, автомобиль. Хотя четкого определения этого понятия — «средний класс» — в Европе нет. Что уж говорить о нас. Государственный социализм уничтожил «средний» класс и создал «нацию трудящихся-бедняков». Крах коммунистического режима, провозглашение независимости содействовали появлению в Украине бизнесменов, финансистов, фермеров, людей, занятых собственным бизнесом, но это не привело к возрождению всех старых (существовавших до 1917 года) взглядов и подходов4.

     Стандартные показатели для определения «среднего» класса могут включать процент людей, занятых собственным бизнесом, работников сферы обслуживания, людей с высшим образованием. Но более важным является то, что «средний» класс в значительной степени является состоянием души, которое формируется, главным образом, получением равных возможностей, вознаграждением по результатам труда и красивыми перспективами на будущее.

     У нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Развитию процветающего «среднего» класса препятствуют подходы всех наших  правительств к экономическим реформам. Активизация экономической деятельности в первые годы независимости поставила в выигрышное положение представителей бывшей партийно- советской, комсомольско-хозяйственной номенклатуры, которые получили льготные кредиты, «прихватизировали» государственное и коммунальное имущество. Рабочий класс был умиротворен раздачей мифических приватизационных сертификатов, которые потом были скуплены теми же представителями «номенклатурной гвардии» за бесценок.

     Основные  же группы зарождающегося среднего класса — представители малого бизнеса, учителя, врачи, инженеры, ученые —  в основном заботятся сами о себе. Выживают на свой страх и риск. Дозволенными и недозволенными способами стремятся к повышению своего благосостояния. Развитой и трудолюбивый средний класс, подобный тому, что формируется на Западе, возможно, не очень и поражает, но он свидетельствует об эволюции действующей рыночной экономики и политической стабильности в стране. По данным исследований, проводимых КОМКОНом, 79% респондентов определили себя как «средние» русские. По оценке компании, сегодня к этой социальной группе можно отнести примерно 5 млн. 180 тыс. человек в возрасте от 18 до 54 лет. Средний класс в Москве составляет около 20%, в крупных городах этот показатель ниже — 10%, в целом по России еще ниже — около 8%. Средний возраст представителя этого класса — 31 год. В большинстве случаев он уже имеет высшее образование или планирует получить его через некоторое время.

     Таблица 1. Сравнение некоторых демографических характеристик среднего класса и населения в целом (%%)

  Население Средний класс
Мужчины/ Женщины 45/55 47/53
Средний возраст 40 лет 31 год
Имеют семью 55 67
Работают 55 81
Занимают  руководящую должность 8 32
Имеют высшее образование 30 71
Путешествуют  за границу 3 27

     В связи с концентрацией денежных потоков в Москве уровень обеспеченности московского среднего класса гораздо выше, чем в провинции. Также здесь выше планка оценки своего материального положения. Вместе с тем, уровень заработной платы не является главным критерием для определения среднего класса, а служит лишь ограничительной шкалой исследований. В среднем по России 80% «средних» русских определяют личный доход свыше 300 долларов, 50% — от 300 до 700 долларов. По данным за 2000 год, личный доход 50% «средних» русских от 450 до 1250 долларов. По данным исследований 2001 года, 50% респондентов с доходом от 250 до 400 долларов считают себя материально преуспевающими. По оценке КОМКОНа, высокий заработок во многом определяется образованием, началом активной трудовой деятельности в первой половине 90-х годов, т. е. наличием необходимого опыта и квалификации, желанием работать, способностью и готовностью принимать самостоятельные решения, в том числе рискованные.

     Главной ценностью российский средний класс  считает личную свободу — об этом заявили 77% респондентов. 86% считают, что  все, чего достигли в жизни, они имеют благодаря личному труду и способностям. Большинство (95%) признают важность фактора денег в современной жизни, но работают не только ради них. Примерно 90% респондентов стремятся продолжать карьерный рост, стараются преодолевать препятствия и добиваться достижения своих целей.

     В отличие от Москвы, в регионах выше доля предпринимателей: 25% против 13% в  столице, что объясняется большими столичными возможностями при устройстве на работу. 80% респондентов привлекает возможность открытия собственного бизнеса. Причем в провинции их удельный вес выше почти на 10%. Предприниматели имеют более высокие доходы, чем наемные работники, их материальное положение за последние три года улучшилось в большей степени, чем у среднего класса в целом.

2. Уровень жизни

     Оценка  материального положения среднего класса принципиально зависит от уровня дохода. По оценке КОМКОНа, средний  класс не испытывает затруднений  при покупке продуктов питания, одежды и обуви. 50% среднего класса могут  себе позволить покупку крупной  бытовой техники, 30% имеют ограничения на покупку лишь квартиры или дачи. И лишь 6% вообще не испытывают материальных затруднений при любых тратах. При этом доля последних и в провинции, и в Москве примерно одинакова. Эти люди активно трудятся (81%), любят свою работу (66%), готовы продолжать работу, не взирая на полную материальную обеспеченость (68%), готовы идти на риск, чтобы добиться своего (34%) .

     Таблица 1. Сравнение структуры предпочтений в отношении к работе населения  в целом и среднего класса (%%)

  Население Средний класс
Работают 55 81
Любят работу 38 66
Готовы  трудиться даже, если материально  полностью обеспечены 42 68
Готовы  идти на риск, чтобы добиться своего 25 34
 

     Исследование  выявило, что рынок дорогих марок  бытовой техники в провинции  в два раза меньше, чем в Москве; квартиры жителей провинции также меньше по размеру, второй дом имеют лишь немногие; услугами сотовой связи пользуются в два раза реже; новые автомобили в провинции покупают 40% представителей среднего класса, тогда как в Москве — 60%.

     Расходы на питание составляют важную часть  бюджета среднего класса. Так, по данным КОМКОНа, ежегодные затраты на питание  составляют 32% доходов (по данным Госкомстата, среднестатистический россиянин тратит на питание 53% дохода). Вместе с тем, доля расходов на питание прямо зависит от общих расходов. Лица с доходом свыше 400 долларов по этому показателю уже реально приблизились к западному уровню: 12–18%. Те же, у кого более низкие доходы, тратят на питание треть своего бюджета, а для людей с доходом в 100–150 долларов эта часть составляет 45%.

Информация о работе Становление среднего класса