Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:49, курсовая работа
акт формирования среднего класса можно рассматривать в качестве важного свидетельства и даже критерия эффективности реформ, который говорит о прочности всей системы экономических, социальных и политических институтов. И наоборот, отсутствие среднего класса можно воспринимать как символ неудачи социально-экономических преобразований в России.
В современной России начал формироваться свой средний слой – частично из тех, кто входил в советский средний класс, частично из представителей новых групп. Одна из таких ярких новых групп – предприниматели. В СССР они были маргиналами, их судили, сажали, и, хотя у них были высокие доходы, такие люди не могли чувствовать себя в советском обществе полноправными гражданами. Довольно динамичный рост среднего класса начался в конце 1999 – начале 2000 гг., когда страна уже пережила шок от кризиса 1998 года. А оценки размера и состава этой группы всегда будут расходиться, потому что все зависит от критериев, которые применяются.
Введение 3
1.Специфика понятия «средний класс» 4
2. Уровень жизни 9
3. Стиль потребления 12
4. Сбережения 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Оглавление
Факт формирования среднего класса можно рассматривать в качестве важного свидетельства и даже критерия эффективности реформ, который говорит о прочности всей системы экономических, социальных и политических институтов. И наоборот, отсутствие среднего класса можно воспринимать как символ неудачи социально-экономических преобразований в России.
В современной России начал формироваться свой средний слой – частично из тех, кто входил в советский средний класс, частично из представителей новых групп. Одна из таких ярких новых групп – предприниматели. В СССР они были маргиналами, их судили, сажали, и, хотя у них были высокие доходы, такие люди не могли чувствовать себя в советском обществе полноправными гражданами. Довольно динамичный рост среднего класса начался в конце 1999 – начале 2000 гг., когда страна уже пережила шок от кризиса 1998 года. А оценки размера и состава этой группы всегда будут расходиться, потому что все зависит от критериев, которые применяются.
Если средним классом считать людей с определенным уровнем доходов, это одна оценка, если добавить обязательное наличие высшего образования, число "кандидатов" заметно сократится. Чем больше добавлять критериев, тем меньше будет величина среднего класса.
Цель настоящей работы – рассмотреть проблему становления среднего класса.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- изучение специфика понятия «средний класс»;
- дать оценку уровня жизни, стиля потребления и сбережения.
На вопрос о численности среднего класса в современной России разные эксперты и научные институты отвечают по-разному. Так, Институт социологии РАН опубликовал доклад, в котором средний класс в России оценивался в 20 – 22 % населения. В абсолютных цифрах это приблизительно 30 млн. чел1.
По оценкам Всероссийского центра уровня жизни средний класс в России составляет около 40% т.е. почти 58 млн. чел2. Цифры абсолютно фантастические, хотя не исключено, что совсем близко к выборам общественности предложат иную цифру, например 70% представителей среднего класса и наконец будет объявлено о построении «общества благоденствия».
По оценке независимых экспертов количество граждан, которые могут быть отнесены к среднему классу в России составляет порядка 12% населения, во всяком случае диапазон составляет 10 – 15%.
Разумеется, чтобы говорить или спорить о цифрах нужно определиться кого же считать средним классом и какова методика подсчета.
Понятие среднего класса появилось в России еще до кризиса. Однако единого мнения, кого причислять к этой группе, не было ни у социологов, ни у политологов. Если ориентироваться на определение, принятое в развитых странах, то эту социальную группу составляют люди, принимающие решения и участвующие в процессе их принятия (управленцы, менеджеры), и люди интеллектуального труда. Например, в США и Японии удельный вес этого класса в обществе варьирует от 60 до 90%.
Если мы спросим об этом экономиста, он даст определение в терминах дохода или, в лучшем случае, в терминах материальных активов. Социологи разделятся на две группы. Одни назовут средним классом людей с относительно высоким уровнем образования и должностным положением. Другие на первый план выдвинут критерий самоощущений, так называемую социальную самоидентификацию. Неудивительно, что представления о границах и составе этого слоя существенно варьируются, и различные исследователи оценивают их от 15 до 60-70% населения страны3.
Ответ
на эту загадку в том, что средние
классы в трансформирующемся обществе
не могут быть описаны одним интегральным
критериальным признаком. Средние
классы - социальная совокупность, характеризующаяся
цепочкой признаков, к которым относятся
материальные ресурсные признаки - уровень
доходов (расходов, потребления), объем
накопленных сбережений, уровень имущественной
обеспеченности, а также нематериальные
ресурсные признаки - уровень образования,
профессионально-
Представители этой группы материально обеспечены. Их стандарты потребления достаточно высоки: просторное жилье в хорошем районе, автомобиль, полный набор бытовой электроники и техники, регулярный отдых за границей.
В России, по оценке исследовательской компании КОМКОН, средний класс — это люди, аналогичные по своему материальному благополучию, привычкам, жизненной позиции и ценностям европейскому среднему классу. По профессиональному признаку — это руководители высшего и среднего уровня, представители малого бизнеса, квалифицированные специалисты. Средний класс стремится к улучшению жилищных условий, приобретению автомобилей, зарубежному туризму, приобретает технические новинки, покупает продукты и товары в супермаркетах и т. д. Часть представителей среднего класса уже обладает набором «среднего класса», другая же — откладывает деньги на эти приобретения.
Жители стран Центральной Европы расходуют не только больше, чем мы (они и зарабатывают больше: минимальная заработная плата в Польше — $185), но и более разумно, вкладывая деньги не только в потребительские товары длительного пользования. Они активно берут кредиты на строительство жилья и участвуют в программах пенсионного обеспечения — тенденция, которую правительства этих стран пытаются поддерживать. В Венгрии и Чехии они предоставляют покупателям жилья льготы в виде процентных субсидий, чтобы стимулировать жилищное строительство.
Средний класс — это что-то большее, чем просто покупки, автомобиль. Хотя четкого определения этого понятия — «средний класс» — в Европе нет. Что уж говорить о нас. Государственный социализм уничтожил «средний» класс и создал «нацию трудящихся-бедняков». Крах коммунистического режима, провозглашение независимости содействовали появлению в Украине бизнесменов, финансистов, фермеров, людей, занятых собственным бизнесом, но это не привело к возрождению всех старых (существовавших до 1917 года) взглядов и подходов4.
Стандартные показатели для определения «среднего» класса могут включать процент людей, занятых собственным бизнесом, работников сферы обслуживания, людей с высшим образованием. Но более важным является то, что «средний» класс в значительной степени является состоянием души, которое формируется, главным образом, получением равных возможностей, вознаграждением по результатам труда и красивыми перспективами на будущее.
У
нас нет ни первого, ни второго, ни
третьего. Развитию процветающего «среднего»
класса препятствуют подходы всех наших
правительств к экономическим реформам.
Активизация экономической
Основные же группы зарождающегося среднего класса — представители малого бизнеса, учителя, врачи, инженеры, ученые — в основном заботятся сами о себе. Выживают на свой страх и риск. Дозволенными и недозволенными способами стремятся к повышению своего благосостояния. Развитой и трудолюбивый средний класс, подобный тому, что формируется на Западе, возможно, не очень и поражает, но он свидетельствует об эволюции действующей рыночной экономики и политической стабильности в стране. По данным исследований, проводимых КОМКОНом, 79% респондентов определили себя как «средние» русские. По оценке компании, сегодня к этой социальной группе можно отнести примерно 5 млн. 180 тыс. человек в возрасте от 18 до 54 лет. Средний класс в Москве составляет около 20%, в крупных городах этот показатель ниже — 10%, в целом по России еще ниже — около 8%. Средний возраст представителя этого класса — 31 год. В большинстве случаев он уже имеет высшее образование или планирует получить его через некоторое время.
Таблица 1. Сравнение некоторых демографических характеристик среднего класса и населения в целом (%%)
Население | Средний класс | |
Мужчины/ Женщины | 45/55 | 47/53 |
Средний возраст | 40 лет | 31 год |
Имеют семью | 55 | 67 |
Работают | 55 | 81 |
Занимают руководящую должность | 8 | 32 |
Имеют высшее образование | 30 | 71 |
Путешествуют за границу | 3 | 27 |
В связи с концентрацией денежных потоков в Москве уровень обеспеченности московского среднего класса гораздо выше, чем в провинции. Также здесь выше планка оценки своего материального положения. Вместе с тем, уровень заработной платы не является главным критерием для определения среднего класса, а служит лишь ограничительной шкалой исследований. В среднем по России 80% «средних» русских определяют личный доход свыше 300 долларов, 50% — от 300 до 700 долларов. По данным за 2000 год, личный доход 50% «средних» русских от 450 до 1250 долларов. По данным исследований 2001 года, 50% респондентов с доходом от 250 до 400 долларов считают себя материально преуспевающими. По оценке КОМКОНа, высокий заработок во многом определяется образованием, началом активной трудовой деятельности в первой половине 90-х годов, т. е. наличием необходимого опыта и квалификации, желанием работать, способностью и готовностью принимать самостоятельные решения, в том числе рискованные.
Главной ценностью российский средний класс считает личную свободу — об этом заявили 77% респондентов. 86% считают, что все, чего достигли в жизни, они имеют благодаря личному труду и способностям. Большинство (95%) признают важность фактора денег в современной жизни, но работают не только ради них. Примерно 90% респондентов стремятся продолжать карьерный рост, стараются преодолевать препятствия и добиваться достижения своих целей.
В отличие от Москвы, в регионах выше доля предпринимателей: 25% против 13% в столице, что объясняется большими столичными возможностями при устройстве на работу. 80% респондентов привлекает возможность открытия собственного бизнеса. Причем в провинции их удельный вес выше почти на 10%. Предприниматели имеют более высокие доходы, чем наемные работники, их материальное положение за последние три года улучшилось в большей степени, чем у среднего класса в целом.
Оценка
материального положения
Таблица
1. Сравнение структуры
Население | Средний класс | |
Работают | 55 | 81 |
Любят работу | 38 | 66 |
Готовы трудиться даже, если материально полностью обеспечены | 42 | 68 |
Готовы идти на риск, чтобы добиться своего | 25 | 34 |
Исследование выявило, что рынок дорогих марок бытовой техники в провинции в два раза меньше, чем в Москве; квартиры жителей провинции также меньше по размеру, второй дом имеют лишь немногие; услугами сотовой связи пользуются в два раза реже; новые автомобили в провинции покупают 40% представителей среднего класса, тогда как в Москве — 60%.
Расходы на питание составляют важную часть бюджета среднего класса. Так, по данным КОМКОНа, ежегодные затраты на питание составляют 32% доходов (по данным Госкомстата, среднестатистический россиянин тратит на питание 53% дохода). Вместе с тем, доля расходов на питание прямо зависит от общих расходов. Лица с доходом свыше 400 долларов по этому показателю уже реально приблизились к западному уровню: 12–18%. Те же, у кого более низкие доходы, тратят на питание треть своего бюджета, а для людей с доходом в 100–150 долларов эта часть составляет 45%.