Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:49, курсовая работа
акт формирования среднего класса можно рассматривать в качестве важного свидетельства и даже критерия эффективности реформ, который говорит о прочности всей системы экономических, социальных и политических институтов. И наоборот, отсутствие среднего класса можно воспринимать как символ неудачи социально-экономических преобразований в России.
В современной России начал формироваться свой средний слой – частично из тех, кто входил в советский средний класс, частично из представителей новых групп. Одна из таких ярких новых групп – предприниматели. В СССР они были маргиналами, их судили, сажали, и, хотя у них были высокие доходы, такие люди не могли чувствовать себя в советском обществе полноправными гражданами. Довольно динамичный рост среднего класса начался в конце 1999 – начале 2000 гг., когда страна уже пережила шок от кризиса 1998 года. А оценки размера и состава этой группы всегда будут расходиться, потому что все зависит от критериев, которые применяются.
Введение 3
1.Специфика понятия «средний класс» 4
2. Уровень жизни 9
3. Стиль потребления 12
4. Сбережения 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19
По
данным КОМКОНа, несмотря на то, что
тенденция к доминированию
Таблица
3. Распределение семейного
Продукты питания | 32 |
Обувь, одежда | 26 |
Откладывание, вложение денег | 14 |
Товары для дома (быт., ауд.-видео тех-ка, мебель) | 10 |
Автомобили | 9 |
Коммунальные расходы | 9 |
Образование для детей | 8 |
Парфюмерия и косметика | 8 |
Медицинские услуги | 7 |
Досуг, товары для досуга | 6 |
Недвижимость | 6 |
Сбережения, вклады | 5 |
Помощь родственникам и близким | 5 |
Компьютеры | 4 |
Сотовая связь | 4 |
Образование для себя | 3 |
Аксессуары | 3 |
Табачные изделия | 2 |
Спиртные напитки | 2 |
Средний класс, будучи самым активным потребителем на многих рынках, становится объектом специальных усилий производителей по завоеванию именно этой части потребительской аудитории. Чтобы сделать «средних» русских своими постоянными клиентами, удовлетворяя их запросы, производители и продавцы вынуждены в условиях жесткой ценовой конкуренции постоянно обновлять и совершенствовать ассортимент товаров и услуг, пристально следя за соотношением «цена–качество».
Характер потребления в Москве и регионах далеко не одинаков. Ассортимент товаров на региональных рынках гораздо меньше, поставки нерегулярны, отсутствуют специализированные магазины, гарантирующие качество товаров. Кроме того, спецификой регионов, как отмечают специалисты, является стремление покупать не просто товары, а именно те, что позволяют поддерживать определенный имидж, служить демонстрацией достигнутого уровня благосостояния и наличия определенных ценностей, соответствующих шкале ценностей данных социальных групп. Другими словами, в регионах сильнее выражено так называемое «демонстративное потребление», т. е. потребление товаров и услуг, подтверждающих высокий социальный статус потребителя. Отсюда различается и структура расходов в столице и в провинции: в регионах значительная часть расходов приходится на продукты питания, на приобретение одежды и обуви, за которыми приезжают в крупные города. У жителей столицы несколько иная система ценностей: большое внимание уделяется отдыху, приобретению автомобиля, предметов интерьера. По мнению аналитиков, после того, как произойдет насыщение столичного рынка, производители и торговцы начнут активно продвигаться в регионы. Однако пока рынок Москвы еще не полностью насыщен товарами, торговая площадь в расчете на одного жителя здесь меньше, чем в других странах. Спрос на специализированные магазины достаточно велик. В целом, 70–80% опрошенных предпочитают делать покупки именно в специализированных магазинах. Причем за качество товара готовы платить более высокую цену 92% респондентов. 80% респондентов полагают, что продукция известных фирм более качественна. 66% не покупают товары неизвестных фирм даже в целях экономии. 88% респондентов покупают только известные им бренды. Что касается спонтанных покупок, то их совершают почти 40% респондентов, а тщательно планируют свои расходы 55% опрошенных.
Таким образом, средний класс начинается там, где появляется свобода выбора: человек помимо средств на оплату "базовой корзины" (питание, жилье, бытовые услуги, товары личной гигиены) располагает определенной "лишней" суммой, пусть даже в $50, которую может потратить на свое усмотрение.
Интересы представителей среднего класса можно также проследить, анализируя, публикации каких тематик они предпочитают читать. По результатам исследований, по сравнению с остальным населением представителей среднего класса в большей степени интересуют следующие тематики публикаций:
- Дизайн
- Искусство
- Живопись
- Театр
- Мистика
- Психология взаимоотношений
- Воспитание детей и уход за ними
- Новости стран Европы и России
- Политические обзоры
- Анализ рынка и предприятий
- Потребительские свойства товаров
- Наука, технологии, компьютеры
- Недвижимость
- Финансы и инвестиции
- Страхование и банковские услуги
- Образование
- Одежда и мода
- Светская хроника
- Путешествия
Интересны также литературные предпочтения представителей среднего класса и остального населения. Во-первых, что сразу бросается в глаза, - это разница между количеством тех, кто не любит читать книги, среди представителей среднего класса и среди остального населения. Среди представителей среднего класса не любит читать книги в среднем 1 человек из 10, в то время как среди остального населения практически каждый четвертый. Существуют различия и в том, что именно читают представители среднего класса. Они в большей степени, чем остальное население, заинтересованы в чтении профессиональной литературы, словарей и справочников, поэзии (отечественной и зарубежной), зарубежной классической и современной литературы. Одинаково любимыми жанрами как у представителей среднего класса, так и у остального населения, являются детективы и приключения, любовные романы, фантастика.
Значимым материальным активом населения являются сбережения. Наличие сбережений также характеризует средний класс. Вместе с тем, их низкий уровень на фоне неразвитости российской системы кредитования является главной причиной сравнительно небольших расходов на крупные приобретения. По данным КОМКОНа, только 80% респондентов откладывают деньги. В общей структуре сбережений преобладают сбережения на «черный день» (37%), 33% собирает деньги на летний отдых, 25% откладывает на приобретение недвижимости, 21% — на получение образования, 22% — на крупные приобретения, 19% — на детей и 18% — на покупку автомобиля. Большинство представителей среднего класса все еще не доверяет банкам. Вместе с тем, по мнению экспертов, именно рынок сбережений — банковских вкладов и страхования — станет самым быстрорастущим рынком ближайших лет.
По данным на весну 2005 г. около 60% представителей среднего класса в той или иной форме сберегают денежные средства.
Самым приоритетным направлением вложения денежных сбережений в 2001 г. стало накопление на крупную покупку (квартиру, автомобиль, дачу, мебель). В 2005 г. ситуация несколько изменилась - большинство опрошенных предпочли потратить свои накопления на отдых, путешествия, поездки, спорт и хобби5.
Как отмечалось выше, на долю среднего класса приходится примерно 80% совокупных сбережений населения страны. На долю одной семьи среднего класса приходится в среднем по $7,5 тысяч сбережений. Наблюдается положительная динамика роста накоплений среднего класса. Рост сбережений за год составил около 25%, порядка $ 570 на каждое домохозяйство.
За 2002-2004 гг. объём потребительского кредита возрос более чем в семь раз и достиг 536 миллиардов рублей. Самой популярной мотивацией для использования кредита стала денежная нехватка для совершения покупки. Выяснилось, что чаще всего кредит используется представителями среднего класса для покупки бытовой, видеотехники или компьютера, реже - на ремонт квартир.
Почти половина опрошенных представителей среднего класса намерены улучшать свои жилищные условия. Этому числу соответствует 8,3 миллиона домохозяйств. Средний показатель планируемых расходов на приобретение квартиры возрос с $12200 в 2001 году до $33700 в 2005 году. Соответственно и сумма ипотечного кредита, которую хотели бы взять средние русские, возросла за это время в полтора раза. Если весной средняя сумма составляла почти $15000, то спустя три года она выросла почти до $26000. Средний срок, на который представители среднего класса хотели бы взять кредит, составил 11 лет.
Сумма среднего желаемого размера пенсии в 2003 г. составила $250 в месяц, а в 2005 г. уже $300. Больше половины опрошенных считают, что государство должно обеспечить всех пожилых граждан справедливой пенсией в зависимости от их трудового стажа и заслуг. Самым непопулярным вариантом ответа стал вариант "государство должно обеспечить минимальную пенсию только для тех, кто не имел возможности позаботиться о своей старости, а об остальном граждане должны позаботиться сами"6.
Для
тех же семей, которые еще не обзавелись
джентльменским набором товаров
и услуг длительного
Что же касается формы сбережений, то половина представителей среднего класса держат основную часть своих сбережений в наличной форме. Лишь с превышением уровня душевого дохода отметки в 500 долларов в месяц доля поступающих так снижается до 40%. Наибольшее число респондентов, предпочитающих держать сбережения в основном в максимально ликвидной форме, зафиксировано в Питере (60%), минимальное количество, всего около трети, - в Сибири.
Рублевые сбережения в целом по выборке оказываются - в пределах точности измерения - примерно равными по популярности валютным: преимущественно в рублях держат свои накопления 28% сберегающих семей, тогда как преимущественно в долларах США - 25% семей и еще почти 6% - в евро. 20% сберегающих семей предпочитают ту или иную диверсификацию своих накоплений между двумя или всеми тремя валютами. С ростом уровня заявленных доходов, уровня образования и положения в структуре среднего класса доля предпочитающих национальную валюту снижается. В двух столицах доля респондентов, держащих сбережения преимущественно в рублях, не превышает 12%, в регионах же она составляет от 21 до 29%7.
Интересно,
что в своих валютных предпочтениях
российский средний класс оказался
весьма консервативным. Падение доллара,
имевшее место на мировых и
российском валютном рынке в прошлом
году, не заставило большинство
Итак, средний класс в нашей стране — это, прежде всего, реальность, это наиболее активная, платежеспособная и вовлеченная в социально-экономические процессы часть населения. С увеличением доходов среднего класса растет и уровень потребления товаров и услуг. Это подтверждает динамика развития потребительского рынка. Так, если в 1999 году его объем, по экспертным оценкам, не превышал 100 млрд. долл., то в 2000 году он уже составил 120–140 млрд., а в 2001 году — 150–175 млрд. долл. Таким образом, в течение двух последних лет номинальный прирост внутреннего рынка страны был около 30 млрд. долл. в год.
Вместе с тем, по мнению экспертов, рост материального состояния среднего класса сегодня ограничивается относительно низким курсом национальной валюты и неразвитостью системы кредитования в условиях слишком большой доли импорта в потреблении. Для преодоления этого необходимо ускорить развитие национального производителя за счет инвестиций во внутренний рынок.