Сравнительный анализ структуры спроса (на рынке труда) и престижности профессий

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 14:01, реферат

Краткое описание

Проблема исследования: «Противоречие между потребностями рынка труда и личностными предпочтениями соискателя»
Объект исследования: студенты Государственного университета управления, поступающие на следующие специальности: управление персоналом, маркетинг, менеджмент организации, юриспруденция.
Предмет исследования: механизм нужности профессии: связь между реальными потребностями рынка труда в специалистах и социальными характеристика и мотивами выбора профессии.

Оглавление

Проблема исследования 2
Объект исследования 2
Предмет исследования 2
Цель 2
Задача 2
Гипотеза 2
Ключевые понятия: 2
Исследование 2
Методы исследования 4
Характеристика респондентов 5
Результаты исследования 6
Рекомендация 10

Файлы: 1 файл

Организация социальной работы с персоналом.docx

— 396.38 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Проблема  исследования 2

Объект  исследования 2

Предмет исследования 2

Цель 2

Задача 2

Гипотеза 2

Ключевые  понятия: 2

Исследование 2

Методы  исследования 4

Характеристика  респондентов 5

Результаты  исследования 6

Рекомендация 10

Приложение 12

 

 

 

Тема  «Сравнительный анализ структуры спроса (на рынке труда) и престижности профессий».

Проблема исследования: «Противоречие между потребностями рынка труда и личностными предпочтениями соискателя»

Объект исследования: студенты Государственного университета управления, поступающие на следующие специальности: управление персоналом, маркетинг, менеджмент организации, юриспруденция.

Предмет исследования: механизм нужности профессии: связь между реальными потребностями рынка труда в специалистах и социальными характеристика и мотивами выбора профессии.

Цель: собрать информацию, влияющую на соотношение объективных и субъективных аспекты выбора и наиболее популярные профессии (работы) среди студентов.

Субъективные  факторы

Объективные факторы

1) уровень интеллекта (успеваемость)

1) престиж профессии

2) направленность интересов

2) востребованность профессии

3) доход родителей  

3) фактическое состояние  экономики

4) представление о будущем

 

Задача: составить анкету для опроса, проведение опроса, обработка результатов, отчет в виде рекомендаций (рецензия)

Гипотеза: Студенты все реже выбирают профессии (работы) в сфере обслуживания, педагогики, медицины, науки отдавая предпочтение более престижным профессиям. Самые популярные профессии (работы) среди студентов – юрист, менеджер, экономист, финансист, банковский служащий, бухгалтер, специалист в области IT.

Ключевые понятия:

1)социальные факторы

2) профессия

3) престижность

4) рынок труда

Исследование

Современный рынок труда  невероятно обширен и пестрит  разнообразными вакансиями – HRспециалисты, маркетологи, инженеры, технологи, логисты, переводчики, программисты и т. д.. А сколько новых институтов, сколько профессий – у бедных абитуриентов, студентов, соискателей глаза разбегаются. Что выбрать, когда все звучит так красиво и необычно? Быть специалистом по международным отношениям, юристом или программистом престижно, а дизайнером, переводчиком или журналистом – модно. И часто, выбирая себе профессию, молодые люди не учитывают одного – соотношения спроса и предложений на рынки труда. А потом грустят дома без работы несостоявшиеся дизайнеры и переводчики.

Под влиянием чего происходит выбор профессии (работы)? Каковы мотивы этого выбора? Какие профессии (работы) наиболее популярны в наши дни? Материал массовых исследований показывает известную роль формирует рынок труда. По данным 2012 г. рынок труда полностью восстановился от кризиса.

Наибольшая динамика прироста вакансий в 2012 году по сравнению с 2011 годом была отмечена у специалистов сферы «Начало карьеры/студенты», «Домашний персонал», «Безопасность», «Добыча сырья», «Рабочий персонал».

 Падение количества  вакансий отмечено в сфере  «Некоммерческие организации».

 В 2012 году в целом  на рынке труда наблюдалась  более низкая соискательская  активность, нежели в 2011 году.

 Количество откликов  на одну вакансию в 2012 году  в среднем было незначительно  меньше, чем в 2011 году.

 В 2012 году самыми  дефицитными специалистами (работодателям  таких специалистов найти труднее  всего, т.к. выбор среди кандидатов  ограничен) оказались кандидаты  из проф.сфер «Рабочий персонал», «Инсталляция и сервис» и «Страхование». 

Труднее всего в 2012 году было устроиться специалистам, желающим работать в сфере «Некоммерческие организации» и «Высший менеджмент».

По сравнению с 2011 годом  немного выросла конкуренция  при трудоустройстве в сферах «Некоммерческие организации» и  «Высший менеджмент» (на 3 человека), «Искусство/Развлечения/Массмедиа», «Юристы», «Добыча сырья» (на одного человека) и сократилась в сфере «Начало карьеры» (на одного человека).

Структура спроса по опыту  в 2012 году была такой же, как и  годом ранее. Основной спрос приходится на кандидатов с опытом от 1 года до 3 лет (56%). Четверть всех вакансий ориентирована  на специалистов с опытом от 3 до 6 лет. 

 Самыми популярными  запросами соискателей в 2012 году  стали бухгалтер, юрист и менеджер  по продажам.

 Самые популярные запросы  работодателей в 2012 году –  менеджер по продажам, секретарь,  торговый представитель.

По итогам 2012 года ситуация с дефицитностью специалистов принципиально  не изменилась. По сравнению с 2011 годом  немного выросла конкуренция  при трудоустройстве в сферах «Некоммерческие организации» и  «Высший менеджмент» (на 3 человека), «Искусство/Развлечения/Массмедиа», «Юристы», «Добыча сырья» (на одного человека) и сократилась в сфере «Начало карьеры» (на одного человека).

В своем исследовании мы хотели узнать, что интересует студентов. Какие профессии (работы) наиболее популярны сегодня, и на какие критерии выбора студенты ориентируются при выборе своей будущей профессии (работы).

Методы исследования

                               Анкетирование

                                Тестирование на профориентацию 

Для проведения анкетирования и выборки, подходящих нам респондентов, мы использовали метод «удобной» выборки (convenience samples). Это один из методов, при котором отбор респондентов для исследования производится исходя из соображений удобства проведения выборки. Чаще всего исследователь подходит к формированию такой выборки с позиций минимальных затрат времени и усилий, доступности респондентов и т.п., отсюда и происходит ее название. Процедура «удобной» выборки состоит в установлении контактов с «удобными» единицами выборки с группой студентов, спортивной командой, с друзьями и соседями, в нашем случае с несколькими группами студентов.

Тема нашего исследования неразрывно связана со студентами. Чтобы узнать, верны  ли наши гипотезы, то есть, действительно ли студенты, выбирая профессию, не отталкиваются от своих предпочтений, нам необходимо было провести анкетирование среди студентов, потому что именно они сейчас стоят перед выбором и многие уже даже определились.

Изначально планировалось  опросить 100 и более человек, но опросили лишь 84. Позже посчитали это количество достаточным, поскольку возможностей для проведения масштабного исследования в рамках нашего курса у нас  не было. Мы опрашивали как мальчиков, так и девочек, потому что нам было важно мнение обоих полов.

Чтобы выявить, есть ли прямая зависимость между  способностями абитуриентов и выбранной ими будущей профессии (работы), нас интересовали только те анкеты, в которых студенти отметили, что намерены продолжать обучение в ВУЗе. Так что, из 84 опрошенных студентов, мы обрабатывали данные 83, которые собираются получать высшее образование. Далее уже проанализировали, какие профессии (работы) они выбирают и почему. Затем проанализировали тест на профориентацию. Результаты сопоставили и посмотрели, совпадает ли их будущая профессия с их способностями и кругом интересов.

Характеристика респондентов

 КОЛИЧЕСТВО АНКЕТ: 130 копий  – анкеты для заполнения, 60 копий  – задание к анкете (тест на  профориентацию).

 ЗАТРАТЫ ВРЕМЕНИ:

30.01.2013 – определение темы, гипотезы и цели;                               

02.02.2013 – составление программы исследования, логическая схема;

03.02.2013 – постановка задач исследования и определение методов решения этих задач;

03.02.2013 – составление анкет и теста на профориентацию;

04.02.2013 – 05.02.2013 – анкетирование студентов (30 минут, чтобы обзвонить несколько школ и договориться о проведении анкетирования, 5 минут для проведения анкетирования в каждом классе, 2 минуты на представление и объяснение задания);

06.02.2013 – обработка заполненных анкет и теста на профориентацию;

08-18.03.2013 – 07.12.2013 – написание отчета.

Результаты исследования

Проведя анкетирование, мы получили гору бумаги и море информации.

Всего в нашем исследовании приняли участие 84 студента.

Планируете  ли вы получить второе высшее образование?

На этот вопрос положительно ответило большинство – 83 студента. Лишь один сказал, что не планирует продолжать свое обучение в высшем учебном заведении.

В какой сфере деятельности вы планируете работать?

Мы предоставили студентам широкий выбор. Наши предположения о самых популярных профессиях оправдались.

21

Бизнес

14

Экономика

11

Юриспруденция

10

Реклама, PR

9

Дизайн, архитектура

8

Финансы

7

Лингвистика

7

Транспорта и связи

6

Банковское дело

4

Медицина

4

Журналистика

4

Инженерии, строительства

4

Служба в правоохранительных органах

3

IT технологии

2

Политика

2

Психология

2

Наука

2

Искусство

2

Обслуживание

1

Промышленности, машиностроения

1

Военная служба

1

Пожарная инспекция, МЧС

0

Экология

0

 Педагогика


Самая популярная сфера деятельности – сфера бизнеса. На втором месте  экономика, на третьем – юриспруденция.

 

Что для вас главное при выборе будущей профессии (работы)?

Студенты, выбирая профессию, на что-то ориентируются. Кто-то смотрит, насколько важна эта профессия для людей, кто-то думает о том, как бы заработать как можно больше, а кто-то просто мечтает заниматься любимым делом. Как показывает статистика, для нынешней молодежи основной ценностью являются деньги, именно этот аспект оказался самым важным при выборе будущей специальности.

На втором месте «возможность профессионального и карьерного роста, на третьем – престижность.

55

Высокая заработная плата

45

Возможность профессионального  и карьерного роста

40

Престижность

35

Возможность самореализации

29

Востребованность на рынке  труда

28

Соответствие вашим способностям, склонностям, увлечениям

27

Возможность проявить свои способности

25

Возможность личностного, «внутреннего»  роста

17

Полезность и значимость деятельности для развития общества

15

Достижение определенного  уровня власти, возможности влияния  на других людей

14

Популярность, известность, слава, которую может принести данная профессия

12

Одобрение и уважение в  обществе

7

Безопасность для жизни, здоровья

2

Семейные традиции


Что на ваш взгляд определяет престижность профессии (работы)?

Как мы увидели, одним из важнейших показателей при выборе является престижность профессии (работы). Но что такое «престижность» в понимании студента? Как оказалось престижность – это в первую очередь востребованность профессии (работы), то есть профессия, которая сейчас нужна людям, высокая заработная плата и возможность быть авторитетом, видеть признание в глазах общества. Популярность профессии (работы) (например, юрист – популярная профессия, но уже не востребована, так как юристов слишком много) менее значимый фактор, который определяет престижность профессии (работы). А возможность самореализации и карьерный рост практически не играют никакой роли.

Информация о работе Сравнительный анализ структуры спроса (на рынке труда) и престижности профессий