Современные теоретико-методологические подходы к проблеме формирования эффективного коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: разработка технологии формирования эффективного коллектива с учетом психологической и психофизиологической совместимости
Цель работы: разработать ключевые направления по улучшению формирования коллектива студенческой группы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить современные теоретико-методологические подходы к проблеме формирования эффективного коллектива.
Исследовать психологической и психофизиологической совместимости студенческой группы
Разработать технологии формирования эффективного коллектива для студенческой группы.

Файлы: 1 файл

сипу курсовик.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

У двух студентов повысились социометрические индексы. То есть методики – эффективны.

Заключение

В ходе проведенной работы были проанализированы литературные источники по проблеме изучения сплоченности студенческой группы. Группу можно определить как совокупность индивидов, связанных так, что каждый расценивает преимущества от объединения как большее, чем можно получить во вне. Студенческая среда и особенности студенческой группы, оказывают мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента. Известно, что поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу.

В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления. Значимым критерием высокого развития группы является ее организационное единство. О его наличии судят обычно по тому, существует ли в группе авторитетный и полномочный центр-актив, пользуется ли он уважением, симпатиям преобладающего большинства группы, обладает ли необходимыми деловыми качествами. Учащиеся нашей группы успех в своей совместной учебной деятельности связывают именно с положительным отношением к учёбе и с характером товарищеских взаимоотношений. Важным критерием социальной зрелости студенческой группы является удовлетворенность членов группы положением дел и взаимоотношениями в ней, стержнем которых является уровень эмоциональной культуры.

Список использованных источников

  1. Блинов А., Плохов В. Искусство формирования боеспособной команды.// Управление персоналом, 2002. -№ 12.- с. 35-37.
  2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. -М.,2006 .
  3. Брудный А. А. К теории коммуникативного воздействия. / Теоретические и методологические проблемы социальной психологии.- М., 1977.
  4. Волков И. П. О социометрической методике в социально-психологических исследованиях.- Л., 2003
  5. Иосефович Н. Ты – босс! Как стать толковым руководителем. – М.: Вече, Персей, АСТ, 2005
  6. Катаева Л.Д., Абрамова Т.Г. Управление персоналом: Хрестоматия. – Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 252 с.
  7. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Экономика, 2005. – 244 с.
  8. Лобанова В., Хохлова Т. Способность к командообразованию как профессиональный признак современного специалиста.//Управление персоналом, 2005. -№ 20.- с.60-63.
  9. Марковская И.М. Социометрические методы в психологии: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.– 46 с.
  10. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006. - 608 с.
  11. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 285с.
  12. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2003. - 368 с.
  13. Хромовских Н.Т. Основы кадрового менеджмента: Учеб. материал./2-е изд. дополн. и перераб.- Владивосток: ДВГАЭУ, 2003. 208 с.
  14. Шибалкин Ю.А. Основы управления персоналом: Учебное пособие для студентов дистанционной формы обучения. - М.: МГИУ. 2000. - 260 с.
  15. Морозов А. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений»: ''Издательство СОЮЗ''; Санкт-Петербург; 1999
  16. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2008.
  17. Шпалинский, В. В. Психология менеджмента : учеб. пособие / В. В. Шпалинский; предисл. проф., академика РАО А. В. Петровского. - 2-е изд. - М. : УРАО, 2003. - 183 c.

Приложение 1

Ход выполнения задания

Инструкция: Вам предлагается ответить на 48 вопросов. Отвечайте на каждый вопрос «да» (+) или нет (—), ставя свой ответ рядом с номером вопроса. Отвечайте на все вопросы, ничего не пропуская. Чем искреннее ответы, тем точнее результат.

Ипытуемым дается бланк ответов, либо они заготавливают его сами, записывая числа от 1 до 48 четырьмя столбиками по 12 чисел в каждом.

Текст опросника

1. Вы любите часто бывать в  компании?

2. Вы избегаете иметь вещи, которые  ненадежны, непрочны, хотя и красивы?

3. Часто ли у вас бывают  подъемы и спады настроения?

4. Во время беседы вы очень  быстро говорите?

5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?

6. Бывает ли, что вы передаете  слухи?

7. Считаете ли себя человеком  очень веселым и жизнерадостным?

8. Вы очень привыкаете к одежде  и неохотно меняете ее на  другую?

9. Вы часто нуждаетесь в людях, которые вас понимают, могут ободрить и утешить?

10. У вас очень быстрый почерк?

11. Ищете ли вы сами себе  работу, занятие, хотя можно было  бы и отдыхать?

12. Бывает ли так, что вы не  выполняете своих обещаний?

13. У вас много очень хороших  друзей?

14. Трудно ли оторваться от  увлекательного дела и переключиться  на другое?

15. Часто ли вас терзает чувство  вины?

16. Обычно вы ходите очень  быстро, независимо от того, спешите или нет?

17. В школе вы бились над  трудными задачами до тех пор, пока не решали их?

18. Бывает ли, что иногда соображаете  хуже, чем обычно?

19. Вам легко найти общий язык  с незнакомыми людьми?

20. Часто ли вы планируете, как  будете вести себя при встрече, беседе и т.д.?

21. Вы вспыльчивы и легко ранимы  намеками и шутками над вами?

22. Во время беседы вы быстро жестикулируете?

23. Чаще всего просыпаетесь ли  вы утром свежим и хорошо  отдохнувшим?

24. Возникают ли у вас такие  мысли, что вы не хотели бы, чтобы о них знали другие?

25. Вы любите подшучивать над  другими?

26. Вы основательно проверяете свою точку зрения, прежде чем сообщить ее кому-либо?

27. Часто ли вам снятся кошмары?

28. Обычно легко ли вы запоминаете  и усваиваете новый учебный материал?

29. Вы настолько активны, что  вам даже несколько часов трудно быть без дела?

30. Бывает ли, что, разозлившись, вы выходите из себя?

31. Вам не трудно внести оживление  в довольно скучную компанию?

32. Обычно Вы долго раздумываете, принимая какое-то решение, даже  не очень важное?

33. Вам говорили, что принимаете  все слишком близко к сердцу?

34. Вам нравится играть в игры, требующие быстрой и хорошей  реакции?

35. Если у вас что-то долго  не получается, то все же пытаетесь  сделать это?

36. Возникало ли у вас, хотя  и кратковременно, чувство раздражения к родителям?

37. Считаете ли вы себя открытым и общительным человеком?

38. Обычно вам трудно взяться  за новое дело?

39. Беспокоит ли вас чувство, что чем-то хуже других?

40. Вам трудно что-то делать  вместе с медлительными и неторопливыми  людьми?

41. Вы можете в течение дня  долго и продуктивно работать, не чувствуя усталости?

42. У вас есть привычки, от  которых следовало бы избавиться?

43. Вас иногда принимают за  человека беззаботного?

44. Для Вас хороший друг только  тот, чья симпатия к вам надежна  и проверена?

45. Вас можно быстро рассердить?

46. Во время дискуссии вы обычно быстро находите подходящий ответ?

47. Вы можете заставить себя  долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо?

48. Бывает, что вы говорите о  вещах, в которых совсем не  разбираетесь?

Ключ к опроснику

1. Экстраверсия-интроверсия — «да»: (1, 7, 13, 19, 25, 31, 37) х 3;       (4, 43) х 2; «нет»: 2x1.

2. Ригидность-пластичность — «да»: (8, 26, 32) х 3; (2, 14, 20, 38, 44) х 2; «нет»: 37 х 2; (19, 46) х 1.

3. Эмоциональная возбудимость-уравновешенность  — «да»: (15, 21, 33, 39, 45) хЗ; (3, 9) х 2; 27 х 1.

4. Темп реакций - «да»: (4, 16, 28) х 3; (10, 22, 34, 40, 46) х 2;         (17, 29, 37) х 1.

5. Активность - «да»: (5, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47) х 3; 10 х 1; «нет»: 38 х 1.

6. Искренность - «да»: (30, 36, 42, 48) х 3; (6, 12) х 2; (18, 24, 25) х 1; «нет»: 23 х 1.

Обработка результатов

Ответ в соответствии с ключом оценивается от 1 до 3-х баллов.

1. Подсчитать сумму баллов по  каждой шкале опросника.

2. Определить искренность ответов  по шкале «искренность». Если  показатель по этой шкале 13—20 баллов, то высокая надежность результатов, 8—12 — средняя, 1—7 — низкая.

Таблица интерпретации результатов

 

Очень высокая

Высокая

Средняя

Высокая

Очень высокая

 

Экстраверсия

22-26

17-21

12-16

7-11

0-6

Интроверсия

Ригидность

16-23

12-15

7-11

3-6

0-2

Пластичность

Эмоции возбудимость

18-20

14-17

8-12

4-7

0-7

Эмоц. устойчивость

Быстрота реакций

20-22

14-19

9-13

5-8

0-4

Медлит. реакции

Активность

24-26

21-23

14-20

9-13

0-8

Пассивность


САНГВИНИК. Высокие показатели активности, пластичности, экстраверсии, эмоциональной возбудимости и темпа реакций.

ХОЛЕРИК.   Высокие   показатели   активности,   ригидности, экстраверсии, эмоциональной возбудимости и темпа реакций

ФЛЕГМАТИК. Высокая активность, ригидность, интроверсия, эмоциональная уравновешенность, замедленный темп реакций.

МЕЛАНХОЛИК. Низкая активность, высокая интровертированность, высокая эмоциональная возбудимость, замедленный темп реакций.

 

Приложение 2

«Лидер»

Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером. В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру.

Инструкция: Вам будет предложено 50 вопросов, к каждому из которых дано два варианта ответов. Выберите, пожалуйста, один из вариантов и пометьте его.

Опросник

Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

а) да,

б) нет.

Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?

а) да,

б) нет.

Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

а) да,

б) нет.

Когда вы были ребенком, нравилось ли вам руководить играми ваших маленьких друзей?

а) да,

б) нет.

Испытываете ли вы большое удовольствие, когда вам удается убедить кого-то кто вам до этого возражал?

а) да,

б) нет.

Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

а) да,

б) нет.

Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся людей»?

а) да,

б) нет.

Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?

а) да,

б) нет.

Теряли ли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми?

а) да,

б) нет.

Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?

а) да,

б) нет.

Во всех обстоятельствах (на собрании, в компании и т.п.) стараетесь ли вы занять свое место за столом, расположенное таким образом чтобы оно позволяло вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

а) да,

б) нет.

Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?

а) да,

б) нет.

Считаете ли вы себя мечтателем?

а) да,

б) нет.

Легко ли вы теряетесь, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?

а) да,

б) нет.

Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?

а) да,

б) нет.

Если мероприятие, которое вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:

а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;

б) возьмете на себя всю ответственность за решение, которое было принято.

Какое из этих двух мнений вам ближе:

а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;

б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

С кем вы предпочитаете работать?

а) с покорными людьми,

б) со строптивыми людьми.

Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?

а) да,

б) нет.

Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?

а) да,

б) нет.

Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

а) да,

б) нет.

Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите?

а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас;

б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

Есть пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Справедлива ли она?

а) да,

б) нет.

Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

а) да,

б) нет.

Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?

а) да,

б) нет.

Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?

а) самый компетентный человек;

б) тот, у кого самый сильный характер.

Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

а) да,

б) нет.

Уважаете ли вы дисциплину?

а) да,

б) нет.

Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?

а) тот, который все решает сам;

б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?

а) коллегиальный,

б) авторитарный.

Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?

а)да,

б) нет.

Какой из следующих двух «портретов» больше напоминает вас?

а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;

б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый, неторопливый.

Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны?

а) промолчу,

б) буду отстаивать свое мнение.

Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

а) да,

Информация о работе Современные теоретико-методологические подходы к проблеме формирования эффективного коллектива