Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 17:47, курсовая работа
Предмет исследования: разработка технологии формирования эффективного коллектива с учетом психологической и психофизиологической совместимости
Цель работы: разработать ключевые направления по улучшению формирования коллектива студенческой группы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить современные теоретико-методологические подходы к проблеме формирования эффективного коллектива.
Исследовать психологической и психофизиологической совместимости студенческой группы
Разработать технологии формирования эффективного коллектива для студенческой группы.
По отношению к личности коллектив выполняет ряд функций: во-первых, приобщает ее к идейным, моральным, эстетическим и иным ценностям. Эту функцию он выполняет постольку, поскольку является открытой социальной системой и свои цели, задачи привносит из общества (он может вырабатывать их и внутри и соотносить с общественными).
Коллектив играет огромную роль, которую трудно переоценить, в жизни каждого человека. Прежде всего в его рамках удовлетворяется естественная потребность человека в общении, деловом взаимодействии и принадлежности к группе себе подобных; в коллективе человек обретает поддержку и защиту; в коллективе он находит признание своих успехов и достижений. В зависимости от микроклимата коллектива его влияние на личность может быть как позитивным, так и негативным. В свою очередь человек также пытается воздействовать на коллектив, трансформировать его под свое видение достижения цели, а также стремится делать его более «удобным» для себя. Результативность такого воздействия зависит от силы обеих сторон. Сильная личность (лидер) может подчинить себе коллектив, слабая растворяется в нем.
Одним из методов исследования взаимоотношений трудового коллектива является метод социометрии.
Социометрия является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. Со времени своего создания этот метод пользуется неизменным успехом у специалистов, и получил свое развитие в различных модификациях, совершенствовании процедур обсчета данных и интерпретации полученных результатов. Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе. Социометрический подход используется также и для изучения личности, ее возможного влияния на других членов группы. Социометрия применяется как в научных, так и в прикладных исследованиях. Практикующие психологи используют ее для определения эффективности групповой тренинговой работы, для изучения психологического климата коллектива, для диагностики наблюдательности, с целью правильного распределения по командам, бригадам и так далее [3].
Являясь простым в проведении, этот метод требует тщательной подготовки и специальных знаний, поэтому его освоению отводится особое место в процессе обучения на психологическом факультете. Опыт показывает, что понимание происходящих в группе процессов является необходимым условием для формирования мышления специалиста-психолога. Социометрия является не единственным, но важным средством для осуществления этого процесса. Несмотря на множество вариантов использования социометрии, для всех них общим остается одно – сущность метода, который можно определить следующим образом: социометрия –метод, направленный на выявление структуры межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы.
Традиционно фиксация отношений происходит во время социометрического опроса, процедуре проведения которого уделено много внимания в настоящем пособии, однако существуют и другие формы социометрического исследования. Знакомство с аутосоциометрическим вариантом изучения внутригрупповых отношений позволяет углубить знание и понимание явлений межличностного познания в коллективе. Различные способы проведения социометрии делают ее более доступной в применении, начиная с групп детского сада. В данном пособии подробно описаны способы обработки получаемых данных, однако мы уверены, что окончательное освоение метода возможно только в процессе самостоятельного его использования и обсуждения результатов со специалистом.
Еще одним методом является опросник Смирнова, который позволяет выявить ряд полярных свойств темперамента: экстраверсию — интроверсию, эмоциональную возбудимость — эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый—медленный), активность (высокую-низкую). Он также имеет шкалу искренности испытуемого при ответах на вопросы, позволяющую оценить надежность полученных результатов (приложение 1).
В Приложении 2 приведена методика оценки лилдерских качеств для выявления лидеров в структуре группы. Тесты на лидерство применяются для выявления лидерских качеств и степени их выраженности. Испытуемым, имеющим довольно низкие оценки тестирования, целесообразно подумать над своими индивидуальными качествами, определить пути развития лидерских способностей и использовать соответствующие упражнения и тренинги.
Исследование нашей группы проведем по методике социометрии.
Для группы была построена своя социограмма отображающая множество взаимосвязей между членами групп.
Таблица 2 - Социоматрица для студенческой группы
№ |
Кто выбирает: фамилия испытуемого i- члена |
j-члены: кого выбирают |
Сделанные выборы |
Всего | |||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
- |
+ | |||
1 |
Гемба Диана |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
0 |
8 | |||
2 |
Зубова Анна |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
6 |
2 |
8 | |||
3 |
Клименко Юлия |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
4 |
4 |
8 | |||
4 |
Корженкова Анастасия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
0 |
8 | |||
5 |
Кочетков Евгений |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
6 |
2 |
8 | |||
6 |
Лукина Анастасия |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
6 |
2 |
8 | |||
7 |
Максимова Дарья |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
5 |
3 |
8 | |||
8 |
Мариношенко Наталья |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
2 |
8 | |||
9 |
Маркова Ангелина |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
1 |
8 | |||
Плоученные ∑(+) выборы |
8 |
7 |
4 |
7 |
6 |
7 |
4 |
4 |
7 |
||||||
Плоученные ∑(-) выборы |
0 |
1 |
4 |
1 |
2 |
1 |
4 |
4 |
1 |
||||||
Всего |
56 |
16 |
72 |
Анализ социограммы начнем с отыскания центрального члена группы. В группе таковым (рис 1. ) является студент под номером 1. т.к имеет наибольшее число положительных выборов и является формальным лидером
Рисунок 2. Социограмма для группы
В данной группе, помимо лидера можно выделить людей которые не являются лидерами но пользуются ее расположением и соответственно чувствуют в ней уверенно. Таковыми являются №2,4,5,6,9 позицию студентов №3,7,8 в данной системе можно определить как неблагоприятную.
Далее вычислим социометрические индексы для членов студенческой группы. Результаты вычислений отображались в таблице 3.
Таблица 3 - Результат вычисления социометрических индексов для группы администрации
№ пп |
Фамилия |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Гемба Диана |
0.88 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
Зубова Анна |
0.66 |
0.2 |
0.125 |
0.87 |
0.87 |
0.125 |
0.74 |
0.75 |
3 |
Клименко Юлия |
0.44 |
0.44 |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
0 |
0 |
4 |
Корженкова Анастасия |
0.88 |
0 |
0.125 |
0.87 |
0.87 |
0.125 |
0.74 |
0.75 |
5 |
Кочетков Евгений |
0.66 |
0.2 |
0.25 |
0.75 |
0.75 |
0.25 |
0.5 |
0.5 |
6 |
Лукина Анастасия |
0.66 |
0.2 |
0.125 |
0.75 |
0.75 |
0.125 |
0.62 |
0.75 |
7 |
Максимова Дарья |
0.55 |
0.33 |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
0 |
0 |
8 |
Мариношенко Наталья |
0.66 |
0.2 |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
0.5 |
0 |
0 |
9 |
Маркова Ангелина |
0.77 |
0.1 |
0.125 |
0.75 |
0.75 |
0.125 |
0.62 |
0.75 |
Таблица 4 - Результат социометрических расчетов
Степень сплоченности коллектива |
0,5 |
разобщенность |
0,2 |
Конфликтность |
0,5 |
На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
Исследуемая группа – группа с высоким уровнем сплоченности свидетельствует о достаточном высоком уровнем сплоченности, высоком уровне взаимопонимания и доверия между членами группы. Разногласий в такой группе не подрывают отношений между студентами. Группа способна к самостоятельному преодолению возникающих трудностей, в экстремальных ситуациях группа проявляет сплоченность, готовность к взаимопомощи, сотрудничеству.
В соответствующих ситуациях члены группы одобряют или осуждают других независимо от личных симпатий и антипатий. Все это положительно характеризует моральный климат в группе, говорит о наличии психологической совместимости членов коллектива, о преобладании положительно эмоциональной окраски отношений.
Далее был проведен опрос по методике Смирнова, который показал следующие результаты (таблица 5).
Таблица 5 - Результаты опроса по методике Смирнова
Экстраверсия |
Ригидность |
Эмоции возбудимость |
Быстрота реакций |
Активность | ||
1 |
Гемба Диана |
18 |
16 |
17 |
22 |
22 |
2 |
Зубова Анна |
22 |
12 |
9 |
12 |
13 |
3 |
Клименко Юлия |
16 |
11 |
8 |
14 |
15 |
4 |
Корженкова Анастасия |
11 |
6 |
8 |
12 |
10 |
5 |
Кочетков Евгений |
6 |
1 |
7 |
4 |
1 |
6 |
Лукина Анастасия |
18 |
15 |
12 |
8 |
4 |
7 |
Максимова Дарья |
6 |
16 |
7 |
13 |
8 |
8 |
Мариношенко Наталья |
8 |
18 |
9 |
15 |
10 |
9 |
Маркова Ангелина |
7 |
2 |
8 |
5 |
2 |
.
Более наглядно данные приведены на рисунке 3.
Можно сделать вывод о том, что в исследуемой группе большинство студентов – экстраверты, со средней эмоциональной устойчивостью, ориентированные на взаимодействие.
Далее проведем опрос по методике оценки лидерских качеств результаты на рисунке 4.
Рис. 5. – Результаты опроса по выявлению лидерских качеств
Можно сделать вывод, что у большинства студентов (45% и 33%) высокие и средние лидерские качества, что в совокупности с возможностью взаимодействия говорит об эффективности группы.
Таким образом, коллектив группы можно считать сформировавшимся и эффективным и предложить рекомендации по поддержанию подобной ситуации.
Данная группа, таким образом, достаточно эффективна как коллектив и может успешно решать поставленные перед ней задачи, в качестве рекомендаций в данной курсовой работе можно предложить проводить занятия по укреплению вгнутригруппового взаимодействия и формирования из группы более слаженной команды единомышленников.
Сплоченность студенческой группы - важный аспект ее деятельности. Однако часто группа является сплоченной, но не для реализации учебных целей, а для удовлетворения самых разных вне учебных потребностей. Особенно напряженной становится ситуация тогда, когда сплоченность группы направлена против кого-то из своих членов. Поэтому необходима организация и проведение специальных мероприятий по развитию групповой сплоченности студенческого коллектива с позитивным вектором развития ее направленности.
С этой целью необходимо проведение социально психологического тренинга "Развитие сплоченности студенческой группы".
Цель тренинга:
повышение сплоченности группы, развитие коллектива как целостного группового субъекта.
Тренинговые занятия развивают следующие навыки и умения:
доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом;
эмоционально сопереживать одногруппнику;
сотрудничать и действовать сообща;
согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;
разрешать конфликтные ситуации;
Все это способствует сближению и развитию чувства "Мы" в студенческом коллективе.
В основе содержания программы тренинга "Развитие сплоченности студенческой группы" лежит решение проблем, которые близки и понятны студентам: как строить отношения в коллективе и противостоять давлению; как понять другого человека в ходе разговора, и как важно уметь донести свои мысли и чувства до собеседника. Таким образом, формируется коммуникативная компетентность, а на ее основе динамично развивается групповая сплоченность.