Современные теоретико-методологические подходы к проблеме формирования эффективного коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: разработка технологии формирования эффективного коллектива с учетом психологической и психофизиологической совместимости
Цель работы: разработать ключевые направления по улучшению формирования коллектива студенческой группы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить современные теоретико-методологические подходы к проблеме формирования эффективного коллектива.
Исследовать психологической и психофизиологической совместимости студенческой группы
Разработать технологии формирования эффективного коллектива для студенческой группы.

Файлы: 1 файл

сипу курсовик.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

По отношению к личности коллектив выполняет ряд функций: во-первых, приобщает ее к идейным, моральным, эстетическим и иным ценностям. Эту функцию он выполняет постольку, поскольку является открытой социальной системой и свои цели, задачи привносит из общества (он может вырабатывать их и внутри и соотносить с общественными).

Коллектив играет огромную роль, которую трудно переоценить, в жизни каждого человека. Прежде всего в его рамках удовлетворяется естественная потребность человека в общении, деловом взаимодействии и принадлежности к группе себе подобных; в коллективе человек обретает поддержку и защиту; в коллективе он находит признание своих успехов и достижений. В зависимости от микроклимата коллектива его влияние на личность может быть как позитивным, так и негативным. В свою очередь человек также пытается воздействовать на коллектив, трансформировать его под свое видение достижения цели, а также стремится делать его более «удобным» для себя. Результативность такого воздействия зависит от силы обеих сторон. Сильная личность (лидер) может подчинить себе коллектив, слабая растворяется в нем.

2. Исследование психологической и психофизиологической совместимости студенческой группы

2.1. Методы исследования совместимости членов коллектива

Одним из методов исследования взаимоотношений трудового коллектива является метод социометрии.

Социометрия является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. Со времени своего создания этот метод пользуется неизменным успехом у специалистов, и получил свое развитие в различных модификациях, совершенствовании процедур обсчета данных и интерпретации полученных результатов. Социометрические методы предоставляют широкие возможности изучения структуры межличностных отношений в группе, их использование в сочетании с другими методами психодиагностики позволяет получать важную информацию о динамике развития отношений в группе. Социометрический подход используется также и для изучения личности, ее возможного влияния на других членов группы. Социометрия применяется как в научных, так и в прикладных исследованиях. Практикующие психологи используют ее для определения эффективности групповой тренинговой работы, для изучения психологического климата коллектива, для диагностики наблюдательности, с целью правильного распределения по командам, бригадам и так далее [3].

Являясь простым в проведении, этот метод требует тщательной подготовки и специальных знаний, поэтому его освоению отводится особое место в процессе обучения на психологическом факультете. Опыт показывает, что понимание происходящих в группе процессов является необходимым условием для формирования мышления специалиста-психолога. Социометрия является не единственным, но важным средством для осуществления этого процесса. Несмотря на множество вариантов использования социометрии, для всех них общим остается одно – сущность метода, который можно определить следующим образом: социометрия –метод, направленный на выявление структуры межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы.

Традиционно фиксация отношений происходит во время социометрического опроса, процедуре проведения которого уделено много внимания в настоящем пособии, однако существуют и другие формы социометрического исследования. Знакомство с аутосоциометрическим вариантом изучения внутригрупповых отношений позволяет углубить знание и понимание явлений межличностного познания в коллективе. Различные способы проведения социометрии делают ее более доступной в применении, начиная с групп детского сада. В данном пособии подробно описаны способы обработки получаемых данных, однако мы уверены, что окончательное освоение метода возможно только в процессе самостоятельного его использования и обсуждения результатов со специалистом.

Еще одним методом является опросник Смирнова, который позволяет выявить ряд полярных свойств темперамента: экстраверсию — интроверсию, эмоциональную возбудимость — эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый—медленный), активность (высокую-низкую). Он также имеет шкалу искренности испытуемого при ответах на вопросы, позволяющую оценить надежность полученных результатов (приложение 1).

В Приложении 2 приведена методика оценки лилдерских качеств для выявления лидеров в структуре группы. Тесты на лидерство применяются для выявления лидерских качеств и степени их выраженности. Испытуемым, имеющим довольно низкие оценки тестирования, целесообразно подумать над своими индивидуальными качествами, определить пути развития лидерских способностей и использовать соответствующие упражнения и тренинги.

2.2. Анализ результатов исследования взаимосвязи совместимости и эффективности работы коллектива

Исследование нашей группы проведем по методике социометрии.

Для группы была построена своя социограмма  отображающая множество взаимосвязей между членами групп.

Таблица 2 - Социоматрица  для студенческой группы

 

Кто выбирает:

фамилия испытуемого i- члена

j-члены: кого выбирают

Сделанные выборы

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

-

+

1

Гемба Диана

 

+

+

+

+

+

+

+

+

   

8

0

8

2

Зубова Анна

+

 

-

+

+

+

-

+

+

   

6

2

8

3

Клименко Юлия

+

+

 

+

-

+

-

-

-

   

4

4

8

4

Корженкова Анастасия

+

+

+

 

+

+

+

+

+

   

8

0

8

5

Кочетков Евгений

+

+

-

+

 

+

-

+

+

   

6

2

8

6

Лукина Анастасия

+

+

-

+

+

 

-

+

+

   

6

2

8

7

Максимова Дарья

+

-

+

+

-

-

 

+

+

   

5

3

8

8

Мариношенко Наталья

+

+

-

+

+

+

+

 

+

   

6

2

8

9

Маркова Ангелина

+

+

+

+

+

+

+

+

     

7

1

8

 

Плоученные ∑(+) выборы

8

7

4

7

6

7

4

4

7

         
 

Плоученные ∑(-) выборы

0

1

4

1

2

1

4

4

1

         
 

Всего

                     

56

16

72


 

Анализ социограммы начнем с отыскания центрального члена группы. В группе таковым (рис 1. ) является студент под номером 1. т.к имеет наибольшее число положительных выборов и является формальным лидером 

 

Рисунок 2. Социограмма для группы

В данной группе, помимо лидера можно выделить людей которые не являются лидерами но пользуются ее расположением и соответственно чувствуют в ней уверенно. Таковыми являются №2,4,5,6,9 позицию студентов №3,7,8 в данной системе можно определить как неблагоприятную.

Далее вычислим социометрические индексы для членов студенческой группы. Результаты вычислений отображались в таблице 3.

Таблица 3 - Результат вычисления социометрических индексов для группы администрации

№ пп

Фамилия

                                           

1

Гемба Диана

0.88

0

0

1

1

0

1

1

2

Зубова Анна

0.66

0.2

0.125

0.87

0.87

0.125

0.74

0.75

3

Клименко Юлия

0.44

0.44

0.5

0.5

0.5

0.5

0

0

4

Корженкова Анастасия

0.88

0

0.125

0.87

0.87

0.125

0.74

0.75

5

Кочетков Евгений

0.66

0.2

0.25

0.75

0.75

0.25

0.5

0.5

6

Лукина Анастасия

0.66

0.2

0.125

0.75

0.75

0.125

0.62

0.75

7

Максимова Дарья

0.55

0.33

0.5

0.5

0.5

0.5

0

0

8

Мариношенко Наталья

0.66

0.2

0.5

0.5

0.5

0.5

0

0

9

Маркова Ангелина

0.77

0.1

0.125

0.75

0.75

0.125

0.62

0.75


Таблица 4 - Результат социометрических расчетов

Степень сплоченности коллектива  

0,5

разобщенность

0,2

Конфликтность

0,5


 

На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

Исследуемая группа – группа с высоким уровнем сплоченности свидетельствует о достаточном высоком уровнем сплоченности, высоком уровне взаимопонимания и доверия между членами группы. Разногласий в такой группе не подрывают отношений между студентами. Группа способна к самостоятельному преодолению возникающих трудностей, в экстремальных ситуациях группа проявляет сплоченность, готовность к взаимопомощи, сотрудничеству.

В соответствующих ситуациях члены группы одобряют или осуждают других независимо от личных симпатий и антипатий. Все это положительно характеризует моральный  климат в группе, говорит о наличии психологической совместимости членов коллектива, о преобладании положительно  эмоциональной  окраски отношений.

Далее был проведен опрос по методике Смирнова, который показал следующие результаты (таблица 5).

Таблица 5 - Результаты опроса по методике Смирнова

   

Экстраверсия

Ригидность

Эмоции возбудимость

Быстрота реакций

Активность

1

Гемба Диана

18

16

17

22

22

2

Зубова Анна

22

12

9

12

13

3

Клименко Юлия

16

11

8

14

15

4

Корженкова Анастасия

11

6

8

12

10

5

Кочетков Евгений

6

1

7

4

1

6

Лукина Анастасия

18

15

12

8

4

7

Максимова Дарья

6

16

7

13

8

8

Мариношенко Наталья

8

18

9

15

10

9

Маркова Ангелина

7

2

8

5

2


.

Более наглядно данные приведены на рисунке 3.

Рисунок 3. Результаты опроса по методике Смирнова

Можно сделать вывод о том, что в исследуемой группе большинство студентов – экстраверты, со средней эмоциональной устойчивостью, ориентированные на взаимодействие.

Далее проведем опрос по методике оценки лидерских качеств результаты на рисунке 4.

Рис. 5. – Результаты опроса по выявлению лидерских качеств

Можно сделать вывод, что у большинства студентов (45% и 33%) высокие и средние лидерские качества, что в совокупности с возможностью взаимодействия говорит об эффективности группы.

Таким образом, коллектив группы можно считать сформировавшимся и эффективным  и предложить рекомендации по поддержанию подобной ситуации.

Данная группа, таким образом, достаточно эффективна как коллектив и может успешно решать поставленные перед ней задачи, в качестве рекомендаций в данной курсовой работе можно предложить проводить занятия по укреплению вгнутригруппового взаимодействия и формирования из группы более слаженной команды единомышленников.

3. Разработка технологии формирования эффективного коллектива

3.1. Методы формирования коллектива и команды

Сплоченность студенческой группы - важный аспект ее деятельности. Однако часто группа является сплоченной, но не для реализации учебных целей, а для удовлетворения самых разных вне учебных потребностей. Особенно напряженной становится ситуация тогда, когда сплоченность группы направлена против кого-то из своих членов. Поэтому необходима организация и проведение специальных мероприятий по развитию групповой сплоченности студенческого коллектива с позитивным вектором развития ее направленности.

С этой целью необходимо проведение социально психологического тренинга "Развитие сплоченности студенческой группы".

Цель тренинга:

повышение сплоченности группы, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

Тренинговые занятия развивают следующие навыки и умения:

доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом;

эмоционально сопереживать одногруппнику;

сотрудничать и действовать сообща;

согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;

разрешать конфликтные ситуации;

Все это способствует сближению и развитию чувства "Мы" в студенческом коллективе.

В основе содержания программы тренинга "Развитие сплоченности студенческой группы" лежит решение проблем, которые близки и понятны студентам: как строить отношения в коллективе и противостоять давлению; как понять другого человека в ходе разговора, и как важно уметь донести свои мысли и чувства до собеседника. Таким образом, формируется коммуникативная компетентность, а на ее основе динамично развивается групповая сплоченность.

Информация о работе Современные теоретико-методологические подходы к проблеме формирования эффективного коллектива