Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 17:47, курсовая работа
Предмет исследования: разработка технологии формирования эффективного коллектива с учетом психологической и психофизиологической совместимости
Цель работы: разработать ключевые направления по улучшению формирования коллектива студенческой группы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить современные теоретико-методологические подходы к проблеме формирования эффективного коллектива.
Исследовать психологической и психофизиологической совместимости студенческой группы
Разработать технологии формирования эффективного коллектива для студенческой группы.
Содержание
Актуальность выбранной темы «разработка технологии формирования эффективного коллектива с учетом психологической и психофизиологической совместимости» обусловлена следующими положениями:
Одной из важных целей студенческого коллектива является содействие подготовке каждого его члена к предстоящей профессиональной деятельности, влияние на формирование необходимых для этого личных качеств. Студенческий коллектив отличается от других следующими особенностями:
Первичным студенческим коллективом является коллектив учебной группы. Создание такого коллектива - сложный и длительный процесс. Эта важная педагогическая задача может быть решена только при условии строго продуманной, научно-обоснованной системы воспитания и обучения в вузе. От степени сплоченности студенческой группы, структуры коллектива и характера межличностных отношений зависит нравственное, общественно-политическое и профессиональное воспитание студенческой молодежи.
Объект исследования: коллектив как социальная общность.
Предмет исследования: разработка технологии формирования эффективного коллектива с учетом психологической и психофизиологической совместимости
Цель работы: разработать ключевые направления по улучшению формирования коллектива студенческой группы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Методы исследования: социометрическая процедура, опросник Смирнова (приложение 1), методика «Лидер» (Приложение 2).
Социальной основой всех видов организаций является коллектив. Коллектив — это совокупность работников, которая имеет две стороны, грани: личностную и структурную. Он представляет собой группу совместно работающих людей, отличающихся устойчивостью, общностью интересов [2, С. 10].
Человек - первоначальный элемент любой социальной общности. Он нуждается в общении с себе подобными и, по-видимому, получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищут взаимоотношений с другими людьми.
Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако, если двое, трое или более людей постоянно проводят достаточно много времени вместе, то они постепенно начинают осознавать и существование друг друга психологически. Создается социально-психологическая общность [5, С. 19].
Время, требуемое для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависят от ситуации и характера взаимосвязи людей. Но результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осознание людьми того, что о них думают и чего от них ждут другие люди, заставляет их некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, то случайное скопление людей становится группой.
Группа - это совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессий, деятельности и т.д. От толпы она отличается тем. что толпа - это неорганизованное скопление людей, сборище.
Группа - это социальная категория, и поведение людей в группе изучается социальной психологией. В группе люди взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно и оказывает влияние на другого, и испытывает его влияние.
В процессе совместного труда люди прямо или косвенно связаны между собой, вступают в определенные отношения, объединяются в группы, образующие коллектив.
По Макаренко А.С., коллектив - система отношений с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления, то есть, «...объединенная единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности» [5, с. 26] То есть здесь коллектив рассматривается как организация, подверженная управлению, имеющая органы управления.
В системном подходе коллектив расценивается как система, которая создает определенные психодинамические характеристики и свойства ее членов. Как видим, системный подход к работе с коллективом является продолжением психодинамического подхода. Приоритет данного подхода - понятие системы. По определению А.С. Залужного, «коллектив - группа взаимодействующих лиц, совокупно реагирующих на те или иные раздражители». [9, с. 131]
Общесистемный подход определяет коллектив как систему, имеющую общие, изоморфные характеристики с другими системами. Именно в русле этого подхода мы можем работать с коллективом, используя общие свойства, присущие коллективу как системе.
Системно-кибернетический подход определяет свойства коллектива в зависимости от характера циркуляции и механизмов распределения информации. Применяя концепции, разработанные в русле данного подхода, изменяют потоки информации, ее циркуляцию и распределение.
Экосистемный подход рассматривает коллектив как постоянно эволюционирующую систему, развитие и существование которой происходит в определенном пространстве и времени.
Итак, коллектив - реальная, естественная, малая группа, имеющая высокий уровень развития и связанная со специфическими видами социальной деятельности. По определению Г. М. Андреевой, коллектив является наиболее эффективной малой группой [8, с. 61].
По Морозову [15, с. 166] группа (коллектив)– это самостоятельный субъект деятельности, который может быть рассмотрен с точки зрения своих свойств, процессов и структур. В данном определении группа и коллектив соотносятся как объекты изучения социальной психологии, но не отражена сущности группы и коллектива.
Наилучшим образом отражает все эти качества, по нашему мнению, определение данное Р.С. Немовым, «коллектив - общность людей, где межличностные взаимодействия и взаимоотношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности» [15, с. 188].
Далее рассмотрим особенности понимания авторами термина «трудовой коллектив».
По общему определению Ю.А. Шибалкина [14, с. 48], коллектив - это группа людей, связанных устойчивой, совместной и общественно полезной деятельностью, которая предполагает наличие единых целей, организации и управления. Данное определение отражает сущность коллектива, его целенаправленность, и ориентированность на достижение каких-либо целей, однако не совсем точно отражает структуру коллектива.
По Шибалкину [4, с. 48]. трудовой коллектив - это организационно оформленная группа работников, созданная для реализации комплекса производственных целей.
Важнейшей характеристикой трудового коллектива является единство целей его деятельности, которые вытекают из общественных потребностей и интересов. Поэтому трудовой коллектив - это не только социальная категория, но одновременно и средство достижения целей.
По Хромовских Н.Т. [13, с. 28], трудовой коллектив – социальная группа людей, объединенных общими целями и задачами и занимающихся общественно полезным трудом. Другими словами, трудовой коллектив – социальная система. Для его возникновения необходима производственная управленческая ситуация, составляющие которой: единая цель (задача), объект деятельности, субъект деятельности, средства и условия деятельности. Соединение этих элементов дает динамическую систему-организацию.
По В.П. Пугачеву Коллектив - это общность людей, в основе жизнедеятельности которой лежит ценностно-ориентационное единство его членов, причем основные ценностные ориентации являются общественно-значимыми [16, с. 291].
В.Д. Дорофеев в своей работе по менеджменту [17, с 325] определяет, что коллектив - это группа людей, объединенных по определенному принципу и включенных в систему управленческих отношений организации. Чтобы считаться коллективом, группа должна обладать следующими признаками:
Данное определение достаточно громоздко, но вполне точно определяет коллектив не только как объект управления и часть организации, но и как некую социальную общность.
Предлагается использовать в качестве рабочего определение В.В. Шпалинского, в котором коллектив, - это организованная группа, члены которой объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для группы в целом и для каждого её члена в отдельности, где межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности [17,с. 36].
Трудовой коллектив – сложный социальный организм. Он имеет две сферы жизнедеятельности: материальную (производственную) и духовную (непроизводственную), которые активно влияют друг на друга. В производственной сфере создаются материальные ценности. Духовная сфера связана с самосознанием людей. Она имеет сложную структуру, включающую социальную, правовую, нравственную, духовную сферу.
Важнейшей характеристикой трудового коллектива является единство целен его деятельности, которые вытекают из общественных потребностей и интересов. Поэтому трудовой коллектив - это не только социальная категория, но одновременно и средство достижения целей [2, С, 12].
Если цели ясны и понятны членам трудового коллектива и становятся стремлением каждого его члена, то они сплачивают трудовой коллектив. Разумеется, что общность целей не устраняет некоторых разногласий среди членов трудового коллектива, так как люди различаются уровнем образования, жизненным опытом, особенностями характера и другими индивидуальными признаками. К числу других характеристик, определяющих понятие трудового коллектива, относятся его структура, величина, функции, процедуры общения и т.д.
Трудовой коллектив - это не простая совокупность людей, а сложное структурное образование со многими внешними и внутренними связями, оформленными и неоформленными отношениями, которые определяют идеологию (совокупность идей и взглядов, отражающих особенности общественных отношений) и психологию (общественное мнение, социальные чувства, коллективные привычки, традиции, настроения и т.п.).
Трудовой коллектив – живой, развивающийся социальный организм. На разных этапах развития степень его социально-экономической и нравственно-психологической зрелости не одинакова. В ходе становления и развития трудовой коллектив проходит три стадии: низшую (начало процесса формирования); среднюю (жизнедеятельность его более зрелая); высшую (полноценное функционирование).
В повседневной деятельности руководителю трудового коллектива важно уметь наблюдать поведение отдельных работников в труде, в общении, в познании, уметь сформировать, сплотить и воспитать коллектив.
Исходной социологической предпосылкой изучения трудового коллектива является представление о нем как о совокупности социальных ролей и совокупности людей которые по-разному проявляют себя как личности при выполнении своих ролей.
Все многообразие трудовых коллективов можно классифицировать по следующим критериям.
В зависимости от форм собственности:
a)
трудовые коллективы, базирующиеся
на государственной
б) трудовые коллективы, базирующиеся на основе кооперативной собственности;
в) трудовые коллективы, базирующиеся на основе частной собственности.
В зависимости от вида деятельности и ее конечного продукта:
a) производственные коллективы — заводы, фабрики, предприятия, связи и т.д.;
б) коллективы непроизводственной сферы, конечным продуктом которых являются разного рода услуги (ЖКХ, бытовое обслуживание и т.д.);
в) коллективы учреждений здравоохранения, просвещения;
г) научные коллективы;
д) коллективы органов управления.
По продолжительности существования:
a) коллективы непрерывной деятельности;
б) временные трудовые коллективы.
Существуют три уровня объединения работников в коллективы:
1) высший уровень: основной коллектив — коллектив предприятия в целом.
2) промежуточный уровень: вторичный коллектив — коллектив цехов, отделов.
3) нижний уровень: первичный коллектив — коллектив бригад, секторов, лабораторий.
Рассмотрим основные функции трудовых коллективов.
1.
Целевая функция — это функция,
для реализации которой
2.
Функция удовлетворения
3.
Социально-интегративная
4.
Функция, связанная с участием
трудового коллектива в