Социально-культурная реабилитации пожилых в условиях дома –интерната социального обслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: социально-культурная реабилитация пожилых людей.
Предмет исследования: технологии социально-культурной реабилитации пожилых людей в стационарном учреждении.
Цель исследования: изучение особенностей социально-культурной реабилитации пожилых людей, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность и назначение социально-культурной реабилитации
1.1. Понятие социально-культурной реабилитации
1.2. Содержание социально-культурной реабилитации
Глава 2.Социально-культурная реабилитации пожилых людей в условиях дома-интерната социального обслуживания «Дом пожилых Хэсед Авраам»
2.1. Основные социально-демографические характеристики пожилых людей
2.2. Дом-интернат как учреждение социального обслуживания и социально-культурной реабилитации пожилых людей.
2.3. Технологии социально-культурной реабилитации пожилых людей в доме-интернате «Дом пожилых Хэсед Авраам»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая технологии соцкульт раабилит.docx

— 63.84 Кб (Скачать)

Задачи

  • Создание условий для проведения программы
  • Удовлетворение в потребности празничного состояния
  • Восполнение недостатка ярких событий и впечатлений

Все мероприятия - игры делятся на несколько разделов:

Музыкальные

ЦЕЛЬ: Удовлетворение разнообразных культурно-просветительских интересов и потребностей клиентов, закрепление их любви и интереса к музыке разнообразных жанров, пробуждение  интереса к новым видам и формам музыкального искусства, как одному из основных видов реабилитации граждан  пожилого возраста и инвалидов. Примеры:

познавательно –  дидактические 

ЦЕЛЬ: Формирование интеллектуальных способностей граждан пожилого возраста , посредствам различных видов умственной нагрузки, при помощи повышения зоны активного познания, включения в мыслительный процесс воспоминаний, восстановление утраченных, в связи с возрастом и заболеваниями, умений и знаний. Примеры:

спортивно- развлекательные, танцевально – подвижные 

ЦЕЛЬ: Восстановление, совершенствование и приобретение умения естественно, свободно, легко  и ритмично (по мере возможности) двигаться, координировать в заданном пространстве. Примеры:

серия " Праздники  обычных вещей"

ЦЕЛЬ: Восполнение  недостатка праздничного состояния, формирование творческого потенциала и интереса к жизни, восстановить и воспитать  умение извлекать из привычных вещей  и действий пользу для психологического здоровья, а так же восполнения  недостатка, внимания, заботы, ласки, любви. Примеры:

Разделение происходит по большему количеству материала для  определенного вида деятельности, но в каждой игре происходит, хоть небольшая, но смена одного вида деятельном на другой, во избежание монотонности и перенапряжения сил обслуживаемых  клиентов. 

2.Музыкотерапия. В процессе прослушивания музыкального произведения уходит напряжение, снимаются многие негативные чувства. Главными критериями для отбора музыкальных произведений являются: спокойный темп; отсутствие диссонансов и напряженных кульминаций в разработке музыкальной темы; их мелодичность и гармоничность. Музыкотерапия - это технология социокультурной реабилитации, использующая разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности больного, развития его творческих способностей, расширения кругозора, активизации социально-адаптивных способностей. Для реабилитационных целей используется музыка разных жанров, которая иногда выступает не только как самостоятельное средство, но и как дополняющий элемент к основной деятельности (лепка, рисование, театр и др.). Музыка часто соответствует уже имеющемуся настроению или способна менять его в позитивную сторону. Основными задачами коррекционных музыкально-игровых занятий является стимуляция потенциальных возможностей, преодоление трудностей социальной адаптации в соответствии с возможностями пациента. Ввиду того, что двигательная активность под музыку усиливает обмен веществ в организме, повышает общий тонус, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, регулирует нервную деятельность, развивает физические способности, музыкальное воспитание с полной уверенностью можно рассматривать как один из важных факторов в процессе реабилитации и социальной адаптации пожилых. Пение обогащает людей с физическими недостатками новыми впечатлениями, развивает инициативу, самостоятельность и одновременно корректирует активность психических процессов. В каждое занятие следует включать музыкально - ритмические упражнения развивающего характера и упражнения для развития отдельных частей тела, способствующие коррекции нарушений ритмичности движений, координации рук и ног, совершенствованию различных видов ходьбы и бега. В структуру музыкального занятия полезно включать упражнения на развитие музыкальных способностей: координацию слуха и голоса, голоса и движений, мимики и жестов, эмоциональной выразительности. Слушание музыки и пения требуют от пожилого человека определенного умственного, физического и психического напряжения. Поэтому целесообразно постоянно переключать его внимание на разные виды музыкальной деятельности. Игра на погремушках, трещотках, музыкальных молоточках, металлофоне, дудочках связана с развитием мелкой моторики пальцев рук, координацией слуха и движений.

Цель программы:

- продление активного  долголетия и сохранение удовлетворительного  жизненного потенциала граждан  старших возрастных групп

- разработка и  внедрение новой технологии музыкотерапии  как способа социокультурной  реабилитации граждан пожилого  возраста, проживающих в Доме Пожилых.

Задачи:

  • разработка специализированные методики занятий музыкотерапии для работы с пожилыми и инвалидами;
  • обеспечение  индивидуального подход к каждому, в целях приобщения к занятиям музыкотерапией;
  • формирование  и развитие мотивации у пожилых людей на сохранение здоровья и продление активного образа жизни;
  • создание благоприятные условия для развития музыкальной культуры, как основы решения оздоровительных и важнейших социальных задач для граждан старшего поколения;
  • организация анкетирования для определения субъективной оценки качества жизни пожилых людей;
  • организация кабинета музыкотерапии.

В рамках реализации данной программы, в доме престарелых  был создан кабинет музыкотерапии, где  регулярно проходят занятия  по хоровому пению,  тематические музыкальные  вечера например «Мелодии нашей юности»  или «Песни и музыка военных лет» 
 

3.Кинезитерапия-  это  самостоятельная медицинская дисциплина, опирающаяся на опыт и основывающаяся на всех остальных медицинских дисциплинах и включает в себя как теорию, так и методику физического воспитания, в которой лечение представляет собой психолого-педагогический процесc, протекающий между пациентом и терапевтом.

Кинезитерапия является одной из форм лечебной физической культуры человека, когда, выполняя активные и пассивные движения, определенные упражнения лечебной гимнастики, достигается  конкретный терапевтический результат.[1] Кинезитерапия являет собой научно-прикладную деятельность, в которой сочетаются знания: медицины, педагогики, анатомии, физиологии, биохимии и т. д., с целью  излечения, улучшения и поддержания  в здоровом состоянии, профилактики от рецидивов и способствует психо-физическому комфорту личности.Кинезитерапия — это единственный активный метод лечения, при котором больной полноценно участвует в оздоровительном процессе. Таким образом, возрастает мотивация, у пациента появляется вера в собственные силы и в то, что установлен контроль над болезнью, — что ускоряет восстановление

Цель программы:

предупреждение инвалидизации  граждан, проживающих в доме престарелых ,формирование практических умений и навыков пожилых людей по использованию здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  • проведение мониторинга физического состояния и образа жизни проживающих в доме престарелых
  • разработка индивидуального комплекса лечебной гимнастики по группам, в соответствии с диагнозом заболевания;
  • обеспечение  личностного подхода к каждому в целях приобщения к занятиям оздоровительной, лечебной гимнастикой;
  • формирование группы в зависимости от заболевания;
  • составление графика занятий с учетом имеющихся материально-технических средств;
  • обеспечение сопровождения занятий волонтерами;
  • содействие творческому долголетию, сохранению или восстановлению здоровья, уменьшению возрастных инволюционных изменений;
  • обеспечение расширение функциональных возможностей организма и сохранение работоспособности и способности к самообслуживанию;
  • оказание помощи проживающим в оздоровлении мобилизации физического и психического потенциала.
 

3.Библиотерапия. Библиотерапия и ее социокультурная реабилитационная направленность осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений и их авторами, тренинг-конкурс на скорочтение, литературные и поэтические клубы, выставки книг и регулярную работу читального зала и абонемента библиотеки. Реабилитационное воздействие библиотерапии проявляется во влиянии на формирование самосознания человеком своих проблем, расширении компенсаторных возможностей удовлетворения информационных потребностей, налаживании связей с единомышленниками, творческом соотнесении своей личности с персонажами художественных произведений, приобщении к культуре страны и мира, развитии речевых возможностей (особенно у людей с проблемами речи и нарушением общения). Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на лицо с ограничениями с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Коррекционное чтение направлено на психические состояния или свойства личности пожилых, которые испытывают неудовлетворенность своим образом жизни и желание его изменить, желание войти в круг людей, творчески владеющих словом или для того, чтобы поделиться своим творческим опытом и т.д. Реабилитационное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства человека для восстановления его душевного равновесия. Человек же, воспринимающий чтение как мир добра и красоты, создаёт гармонию внутри себя. Он лучше себя чувствует. Это позволяет ему активно действовать и хорошо выглядеть. Он благожелателен и расслаблен, и это помогает ему преодолевать собственные трудности в установлении добрых отношений с людьми. Мир художественной литературы позволяет постигнуть сложную многогранную жизнь человека и на художественных примерах найти то позитивное, что делает его жизнь интересной и радостной. Литература даёт ему возможность, которую не может дать ни один, даже самый опытный психолог - основательно, не торопясь узнать, понять, научиться анализировать и, следовательно, контролировать своё эмоциональное поведение и свои реакции. Чувство уверенности в себе, вера в свои возможности у пациента часто возникают при чтении биографий, автобиографий, воспоминаний, писем выдающихся людей с интересной, но нелегкой судьбой. Чтение специально подобранной художественной литературы может снять напряжение, обеспечивает получение удовольствия от жизни. Известно немало произведений художественной литературы, способных вызывать состояние психической активности, помогающих избавиться от травмирующих переживаний.

Цель программы – повышение качества жизни пожилых людей путем расширения кругозора, преодоление психологических проблем через чтение.

Задачи:

  • развитие  воображение человека
  • позитивное воздействовие на настроение и поведение человека
  • расширение возможности общения друг с другом.

В рамках реализации программы, в доме пожилых была создана  библиотека, где подопечные могут  брать книги по собственному усмотрению, либо по рекомендации сотрудника центра, который рекомендует ту, или иную литературу ориентируясь на психологическое  состояние подопечного.

Все услуги, предоставляемые  подопечным в Доме Пожилых, выполняются  высококвалифицированными специалистами. Кроме того, имея большой опыт работы с пожилыми людьми, мы знаем, как  важно, чтобы люди, обслуживающие  стариков, были не только профессиональны, но и терпеливы, и доброжелательны. Подопечные и их родственники могут  быть уверены в высоком качестве предоставляемых услуг, а также  в чутком отношении к жильцам  Дома со стороны персонала.

Перечень обязательных услуг Дома Пожилых соответствует  рациональному набору услуг, предусмотренному в Федеральном законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» №122-ФЗ от 2 августа 1995 г., Федеральном законе «Об основах  социального обслуживания населения  в Российской Федерации», и Законом  Санкт-Петербурга «О государственных  стандартах социального обслуживания населения Санкт-Петербурга». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

При исследовании работы дома-интерната для престарелых на примере «дома пожилых Хэсед Авраам»можно сделать вывод, что работа учреждения направлена на поддержание уровня жизни пожилых граждан.

В связи с широкими и разнообразными функциями социальных работников в обслуживании пожилых  людей, возникает потребность в  этих специалистах с различным уровнем  образования. Для той категории  инвалидов и пожилых людей -которые  находятся в населении, диапазон деятельности социальных работников охватывает большой круг задач, начиная от оказания социально-бытового обслуживания и  кончая психологической коррекцией и морально-психологической поддержкой.

В нашей стране, как  и во всем мире, в последнее десятилетие  наблюдается значительное увеличение численности пожилых людей и  инвалидов. Удельный вес пенсионеров  в структуре населения России составляет 23%. Тенденция к росту  численности престарелых и инвалидов  требует коренного изменения  социальной политики в отношении  этой, наиболее социально- незащищенной категории общества.

Проблемы их социальной защищенности становятся особенно актуальными  в современных условиях. Поэтому  деятельность социальных служб по обслуживанию пожилых людей необходимо совершенствовать, повышать уровень социальных работников, участвующих в преодолении социальных проблем пожилых людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

     Законодательные и нормативно-правовые акты

  1. Материал семинара для специалистов муниципальных стационарных учреждений социального обслуживания. Вологда, Департамент труда и социального развития Вологодской области, 2007г.
  2. Постановление правительства Российской Федерации «О порядке и условиях социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 15.04.96 г., № 473.
  3. Федеральный Закон Российской Федерации «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95 г.
 

1.Александрова М.Д. Проблемы социальной и психофизиологической геронтологии – Л.:2004.

2.Григорьев С.И., Гусляков Л.Г., Ельчанинов В.А. Теория и методология социальной работы. – М.:2004

3.Ларионова Т. Социальное обслуживание пожилых - дело творческое./ Социальное обеспечение. - 1999. - № 9

4.Основы социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. Н.Ф.Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

5.Социально-психологическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребывания в домах-интернатах: Методические рекомендации / Сост. Я. Ф. Дементьева, Е. Ю. Шаталова. - М.: ЦИЭТИН, 1992.

6.Технология социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. И.Г.Зайнышева. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

7.Энциклопедия социальной работы. ВЗТ/ пер. с англ. - М., 1993-1994

Информация о работе Социально-культурная реабилитации пожилых в условиях дома –интерната социального обслуживания