Социально-культурная реабилитации пожилых в условиях дома –интерната социального обслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: социально-культурная реабилитация пожилых людей.
Предмет исследования: технологии социально-культурной реабилитации пожилых людей в стационарном учреждении.
Цель исследования: изучение особенностей социально-культурной реабилитации пожилых людей, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность и назначение социально-культурной реабилитации
1.1. Понятие социально-культурной реабилитации
1.2. Содержание социально-культурной реабилитации
Глава 2.Социально-культурная реабилитации пожилых людей в условиях дома-интерната социального обслуживания «Дом пожилых Хэсед Авраам»
2.1. Основные социально-демографические характеристики пожилых людей
2.2. Дом-интернат как учреждение социального обслуживания и социально-культурной реабилитации пожилых людей.
2.3. Технологии социально-культурной реабилитации пожилых людей в доме-интернате «Дом пожилых Хэсед Авраам»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая технологии соцкульт раабилит.docx

— 63.84 Кб (Скачать)

Статистические данные показывают, что 88% людей находящихся  в домах-интернатах, страдают психическими патологиями, у 67,9% наблюдается ограничение  двигательной активности: они нуждаются  в постоянной помощи; 62,3% не способны даже частично себя обслуживать, а среди  поступающих в эти учреждения такой показатель достигает 70,2%. Наиболее распространённые заболевания среди  пожилых людей - болезни органов  кровообращения и костно-мышечной системы.

Практика показывает, что в домах-интернатах для престарелых  и инвалидов обеспечивается медицинское  обслуживание, осуществляется целый  ряд мероприятий реабилитационного  значения: трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга и  т.п. Здесь проводится работа по социально-психологической  адаптации пожилых людей к  новым условиям, включая информирование о доме-интернате, проживающих в нём и вновь прибывших, об оказываемых услугах, наличии и расположении медицинских и других кабинетов и др. Изучаются особенности характера, привычек, интересов поступающих пожилых людей, их потребности в посильной трудовой занятости, их пожелания в организации досуга и т.п. Всё это имеет важное значение для создания нормального морально-психологического климата, особенно при расселении людей на постоянное место жительства и предотвращения возможных конфликтных ситуаций. Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, конфликты проживающих в условиях стационарных учреждений социального обслуживания относится к группе высокого риска. Среди клиентов этих учреждений: очень старые люди (80 - 90 лет и старше); престарелые женщины, особенно одинокие и вдовы; престарелые пары, страдающие тяжёлыми заболеваниями или физическими недостатками .

Дом-интернат является той социальной средой, в которой  многие престарелые люди живут долгие годы. От организации всей жизни  учреждения, его вместимости, расположения, планировки, обстановки, от организации  досуга и занятости, социально-медицинской  помощи, степени контактов живущих  с внешним миром зависит состояние  физического и психологического здоровья пожилого человека.

Современная тенденция  развития стационарных учреждений социального  обслуживания такова, что социальные аспекты (умение клиентов адаптироваться и жить в социуме, решение задач  социальной реабилитации клиентов, организация  досуга) приобретают особую значимость. В первую очередь это связано  с тем, что значительно возросли требования к условиям и качеству жизни пожилых людей и людей  с ограниченными возможностями  жизнедеятельности.

Сложной, мало изученной  и далеко не решенной с практической точки зрения является проблема адаптации  пожилого человека в доме-интернате. Необходимость подчинить свои жизненные  интересы и поведение новым условиям и распорядку работы учреждения, иногда невнимательное или излишне покровительственное  отношение персонала ухудшают и  без того неустойчивое нервно-психическое  состояние пожилого человека.

Вопросы подготовки пожилого человека к поступлению  в учреждения социального профиля, его информирование об образе жизни  в этом учреждении должны быть в  центре внимания родственников, врачей и работников социального обеспечения. Необходимо поддержать у пожилого человека чувство собственного достоинства, предоставить ему большую свободу  в таких действиях, как выбор  соседа по комнате, столу, в праве  перевезти в дом-интернат часть  любимых вещей и мебели. Проживающим  в домах-интернатах желательно создать  условия для хранения некоторых  продуктов (фруктов, кондитерских изделий и т.п.) для приготовления чая, предоставить возможность иметь свои полки с книгами. Это поможет избежать ощущения резкой перемены жизни и потери самостоятельности.

В последнее время  существенно меняются требования к  организации всей работы домов-интернатов, что обусловлено:

· резким «постарением»  контингента этих учреждений, в первую очередь за счет поступающих, находящихся  в более старшем возрасте;

· увеличение среди  них числа тяжелобольных;

· изменением социального  состава поступающих, большинство  из которых поучают пенсию;

· повышенными требованиями к уходу, медицинскому и другим видам  обслуживания.

Значительно изменились причины, побуждающие пожилых людей  поступать в дома-интернаты. Основная причина - это ухудшение состояния  здоровья и потребность в постоянной медицинской помощи и уходе. Такое  положение, несомненно, способствует тому, что дома-интернаты для престарелых  превращаются из учреждений социального  обеспечения в гериатрические, предоставляющие  значительный объем медицинской помощи.

Социальная работа в домах-интернатах включает в себя следующее:

- проведение социальной  диагностики;

- организация занятости  проживающих;

- работа по сохранению  общественно-полезной активности;

- создание благотворительного  микроклимата;

- поддерживание семейных  связей и контактов;

- организация содержательного  досуга.

Таким образом, важным направлением организации ухода  за больными пожилого возраста, в условиях дома-интерната является целенаправленная работа по вовлечению пожилых людей  в общение, развитию медико-социальной работы, созданию социально-психологического климата, обстановки, настроения, желания, мотивации. 

2.3. Технологии социально-культурной  реабилитации пожилых  людей в доме-интернате  «Дом пожилых Хэсэд Авраам»

Дому Пожилых Правительством Санкт-Петербурга выделен земельный  участок по адресу: Санкт-Петербург, Курортный р-н, пос. Песочный, (юго-западнее д.83 литер А по Ленинградской ул.)

Поселок Песочный находится  в элитном Курортном районе, располагающемся  в ближайшем пригороде Петербурга. Этот район характеризуется хорошей  экологической обстановкой, легкой транспортной доступностью (15 минут  на маршрутном такси до метро) и развитой инфраструктурой.

 «Жить, а не доживать» - таков главный принцип, который был заложен при создание Дома Пожилых.  Переехав в Дом Пожилых, человек оказывается в дружественном ему мире. Его окружает уютная доброжелательная атмосфера. У него появляются собеседники, а, возможно, и друзья, его досуг организован - ему есть с кем и как проводить время. В случае непредвиденной неприятной ситуации подопечный Дома Пожилых никогда не останется один, ему всегда будет оказана помощь квалифицированным персоналом. Одиночество и беспомощность – то, что пугает пожилого человека больше всего. Проживая в Доме Пожилых, каждый подопечный уверен , что он не останется один, что он всегда найдет помощь, и что его жизнь будет насыщена различными занятиями и мероприятиями.

При проектировании Дома Пожилых учитывалось мнение многих привлеченных экспертов: геронтологов, реабилитологов, психиатров, психологов и специалистов по уходу за престарелыми людьми. Соединение последних научных  достижений в области геронтологии и богатого практического опыта  наших коллег из Израиля, США, Финляндии, Германии и других стран позволило  создать проект, с одной стороны, высокотехнологичного и эргономичного  пространства для эффективной работы персонала, а с другой, сделать  его уютным и комфортным для подопечных.

Основные решения  организации внутреннего пространства Дома Пожилых выражены, прежде всего, в зонировании пространства. Проектом предусматривается несколько основных зон:

  • жилая зона,
  • зона медико-социальных услуг,
  • зона кухни,
  • общая зона входной группы,
  • зоны общей активности для подопечных

Большое внимание уделяется  оснащению современным оборудованием, который облегчает уход за пожилым  человеком и экономит время и  силы персонала.

Для достижения поставленной цели по созданию комфортабельного Дома Пожилых с европейским качеством  обслуживания, Благотворительным Центром  «Хэсэд Авраам» был разработан список услуг для подопечных. Данный список составлен с учетом рекомендаций врачей-геронтологов, специалистов по уходу за пожилыми людьми и психологов.

Перечень услуг  Дома Пожилых включает в себя как  рациональный набор социальных услуг, определенный законами РФ и Санкт-Петербурга, так и дополнительный, основанный на собственном опыте «Хэсэд Авраам». Услуги, которые были разработаны  БЦ «Хэсэд Авраам» для обеспечения  высокого уровня качества жизни, регламентируются внутренними положениями Дома Пожилых  и являются дополнительными к  государственному стандарту.

Список услуг, предоставляемых  в Доме Пожилых:

1. Проживание

2. Питание

3. Социальный уход - помощь подопечным в осуществлении  повседневной бытовой деятельности

а.Санитарно-гигиенические  услуги

б. Социально –  бытовые услуги

4. Социально-медицинское  обслуживание

5. Социальное сопровождение  подопечных

6. Социально–культурная  реабилитация и организация досуга

а. занятия, имеющие  терапевтическое значение, для восстановления после инсульта и других травм, а  также для профилактики развития деменции

б. организация свободного времени 
 
 
 
 

В рамках социально–культурной  реабилитации используются такие методы как:

1.Гарденотерапия. Гарденотерапия - это особое направление психосоциальной, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Практика показывает, что пожилые люди с удовольствием выращивают растения и ухаживают за ними. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать его при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств, в восстановительном периоде после перенесенных заболеваний, для улучшения психоэмоционального состояния людей с патологией тех или иных органов и систем. Гарденотерапию можно применять совместно с элементами других технологий социокультурной деятельности - музыко-, изо-, библиотерапией, фото, дизайн, оригами.

Цель программы: поддержка сохранных и восстановление утраченных социальных функций клиента, его социально-психологического и личностного статуса.

Задачи:

  • создание условий для творческой деятельности
  • удовлетворение потребности в личностной самореализации
  • удовлетворение потребности в информации
  • участие в конкурсах, встречах

В содержание программы входит:

  • Комнатное цветоводство
  • Невский  садовод
  • Экологическая тропа
  • Зеленый мир друзей (тематические досуговые мероприятия)

Игровая терапия. Игровая  терапия - это комплекс реабилитационных игровых методик. Нередко игротерапия  рассматривается как средство для  раскрепощения патологических психических  состояний человека. Являясь уникальным средством комплексной реабилитации, эта технология может выполнять  функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и  др. При этом травмирующие жизненные  обстоятельства переживаются в условном, ослабленном виде. Игротерапия помогает опробовать типы поведения, выделив  наиболее подходящие для конкретной личности в определенной жизненной  ситуации. Именно ролевое поведение  отражает психологическое состояние  и функциональные тенденции человека. К видам направленной игротерапии  относятся: познавательные и развивающие  игры, настольные и компьютерные игры, конкурсы, турниры, соревнования, подвижные  игры. Любая игра может быть адаптирована к возможностям пожилых путем корректировки соответствующего игрового элемента (облегчение условий игры, сокращение численности частников, времени проведения и т.д.). Участие человека в игре формирует и закрепляет у него устойчивую установку на рациональное, содержательное, целенаправленное использование сво6одного времени. Для многих людей игра - любимый вид деятельности и общения. Целесообразность использования игры в работе с пожилыми обусловлена тем, что этот вид деятельности и общения является наиболее приемлемым для любого возраста, где человек может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и разочарования повседневной жизнью, опробовать себя в конкретной социальной роли, установить общение, овладеть социальными навыками и т.д.

Цель программы :

 удовлетворение  разнообразных культурных интересов  и потребностей граждан пожилого  возраста, восполнение недостатка  праздничного состояния, формирование  творческого потенциала и интереса  к жизни, восстановление и воспитание  умения извлекать из привычных  вещей и действий пользу для  психологического здоровья, а так  же восполнения недостатка, внимания, заботы, ласки и любви. 

Информация о работе Социально-культурная реабилитации пожилых в условиях дома –интерната социального обслуживания