Социальное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 23:14, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение социального поведения личности и его регуляции.
Для решения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд сопутствующих задач:
Раскрыть понятие «социальное поведение»;
Рассмотреть структуру социального поведения и его виды;
Рассмотреть социальную регуляцию поведения личности и ее механизмы.

Файлы: 1 файл

Внутренние и внешние регуляторы социального поведения человека.docx

— 49.86 Кб (Скачать)

Общечеловеческими регуляторами выступают: знак, язык, символ, традиции, ритуалы, обычаи, привычки, предрассудки, стереотипы, средства массовой информации, стандарты, труд, спорт, социальные ценности, экологическая ситуация, этнос, социальные установки, быт, семья

Более узкий  объем внешних регуляторов составляют социально-психологические явления. Прежде всего такими регуляторами выступают: большие социальные группы (этнос, классы, слои, профессии, когорты); малые социальные группы (общность, группа, сообщество, коллектив, организация, оппонентный круг); групповые явления – социально-психологический климат, коллективные представления, групповое мнение, конфликт, настроение, напряженность, межгрупповые и внутригрупповые отношения, традиции, групповое поведение, сплоченность группы, референтность группы, уровень развития коллектива.

К общим  социально-психологическим феноменам, регулирующим социальное поведение, относятся, символы, традиции, предрассудки, мода, вкусы, коммуникация, слухи, реклама, стереотипы.

К личностным составляющим социально-психологических  регуляторов относятся: социальный престиж, позиция, статус, авторитет, убеждение, установка, социальная желательность.

Универсальной формой выражения социальных факторов, регулирующих поведение, являются социальные нормы. Их обстоятельны и анализ содержится в трудах М.И. Бобневой (Бобнева, 1978). Социальные нормы представляют собой руководящее начало, правило, образец, принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей. Социальные нормы различаются по своему содержанию, по сферам действия, по форме санкционирования, по механизмам распространения, по социально-психологическим механизмам действия. Например, правовые нормы вырабатываются, формулируются, утверждаются специальными государственными учреждениями, устанавливаются специальным законодательным путем, поддерживаются государством. Они всегда вербализированы, отражены в словесных конструкциях, объективированы в сводах законов, кодексах, уставах, отражены в нормативных актах.

Кроме писаных  и неписаных общечеловеческих норм, которые позволяют оценивать  поведение, регулировать его, существуют нормы, принятые в той или иной общности. Эта общность может быть как формальной, так и неформальной, иногда достаточно узкой по своему составу. Часто эти нормы регулируют отрицательные, с точки зрения большинства  и государства, асоциальные формы  поведения. Это – групповые нормы, регулирующие поведение отдельных  групп и личностей. На основании  этого, например, противоправное, преступное поведение относится к разряду  нормативного поведения, т. е. регулируемого определенными нормами.

Этические нормы – нормы морали и нравственности – складываются исторически, регулируют поведение людей, соотнося его с  абсолютными принципами (добра и  зла), эталонами, идеалами (справедливости). Основным критерием нравственности тех или иных норм является проявление в них отношения человека к  другому человеку и самому себе как  подлинно человеческому существу –  личности. Моральные нормы – это, как правило, неписаные нормы  поведения. Моральные нормы регулируют общественное поведение, групповое  и личное.

Близкими  по своему психологическому содержанию, способу происхождения и механизму  воздействия к этическим нормам являются нормы религиозные. От общечеловеческих моральных норм их отличают конфессиональная принадлежность, более узкая общность, определяющая нормы и принимающая  их как установления и правила  поведения (заповеди разных религий). Эти  нормы различаются по степени  их нормативности (жесткости): действия религиозных норм фиксируются в  церковных канонах, священных писаниях и заповедях, в неписаных правилах отношения к божественным, духовным ценностям. Иногда религиозные нормы  имеют узколокальный ареал распространения (нормы поведения отдельных религиозных  сект и их представителей). Иногда норма  действует в пределах одной местности («в каждом приходе свой устав»).

К разряду  не абсолютно директивно действующих  норм социального поведения личности относятся ритуалы. Ритуалы –  это конвенциональные нормы поведения. Это «прежде всего видимое  действие лица или лиц, призывающих  всех, кто присутствует, обратить внимание на какие-то явления или факты, и  не только обратить внимание, но и выразить определенное эмоциональное отношение, содействовать общественному настрою. При этом обязательны некоторые  принципы: во-первых, общепринятая условность действия; во-вторых, общественная значимость явления или факта, на котором концентрируется ритуал; в-третьих, его особая цель. Ритуал призван создать единый психологический настрой в группе людей, вызвать их к единому активному сопереживанию или признанию важности факта или явления» (Королев, 1979, с. 36).

Наряду  с социальными нормами макрогрупп, нормами политическими, правовыми, этническими, культурными, моральными, нравственными, существуют нормы многочисленных групп – как организованных, реальных, формализованных в той или иной структуре общества или общности, так и номинальных, неорганизованных групп. Эти нормы не носят всеобщего характера, они производны от социальных норм, это частные, особенные, вторичные образования. Это групповые, социально-психологические нормы. Они отражают как характер, содержание и форму более общих форм, так и специфику природы общности, группы, характер, форму, содержание отношений, взаимодействий, зависимостей между ее членами, ее частные особенности, специфику условии и целей.

Групповые нормы социального поведения  личности могут быть формализованными и неформализованными. Формализованный (оформленный, проявленный, фиксированный, внешне представленный) характер нормативной  регуляции поведения представлен  в организации как основной форме  социального объединения людей. В ней существует определенная система  зависимых и должных отношений. Все организации используют разнообразные нормы: стандарты, модели, шаблоны, образцы, правила, императивы поведения, действий, отношений. Эти нормы регулируют, санкционируют, оценивают, принуждают, побуждают людей осуществлять те или иные действия в системе взаимодействий и взаимоотношений людей, в деятельности организации как целостного социального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Внутренние  регуляторы поведения

 

В системе  воздействий внешних, объективно существующих факторов детерминации социального  поведения личность выступает как  объект социальной регуляции. Но главным  при изучении социального поведения  является понимание того, что личность – это не только субъект социального  поведения, но и субъект регуляции  этого поведения. Все психические  явления выступают в двойном  своем качестве: они 1) результат  детерминации внешних воздействий  и 2) определяют поведение и деятельность человека. Эти два плана объединены в главных функциях психического: отражения, отношения и регуляции.

Регулятивная  функция психического в поведении и деятельности проявляется с разной степенью выраженности и интенсивности в разных блоках психических явлений. Самые крупные блоки: психические процессы, психические состояния и психологические качества.

В составе  психических процессов в качестве внутренних регуляторов выступают  когнитивные процессы, через которые  личность получает, хранит, преобразует, воспроизводит необходимую для  организации поведения информацию. Мощным регулятором взаимодействия и взаимовлияния людей (в совместной деятельности и общении – как  формах социального поведения) является устная и письменная речь (язык выступает  внешним регулятором поведения). Внутренняя речь – один из психологических (интимных) регуляторов личного поведения. В составе психических процессов  специфические регуляционные нагрузки несут такие явления, как инсайт, интуиция, суждения, умозаключения, решение задач. Обобщающим когнитивный блок регуляторов является субъективное семантическое пространство.

Психические состояния составляют важный арсенал  внутренних регуляторов поведения. Сюда относятся – аффективные состояния, депрессия, ожидания, отношения, настроения, настрой, навязчивые состояния, тревожность, фрустрация, отчужденность, релаксация

Психологические качества человека обеспечивают внутреннюю субъективную регуляцию социального  поведения. Эти качества существуют в двух формах – личностные свойства и социально-психологические качества личности. К первым относятся – внутренний локус контроля – внутренняя причинность, смысл жизни, активность, отношения, идентичность, направленность личности, самоопределение, самосознание, потребности, рефлексия, стратегии жизни, жизненные планы. К социально-психологическим личностным феноменам как внутренним регуляторам поведения относятся: диспозиции, мотивация достижения, социальная потребность, аффилиация. аттракция, целевые установки, оценки, жизненная позиция. любовь, ненависть, сомнения, симпатии, удовлетворенность, ответственность, установка, статус, страх, стыд, экспектации, тревожность, атрибуция.

К собственно регуляционному блоку психических  явлений относится мотивационно-потребностная и волевая сферы личности Исследования (В.Г. Асеев) показали, что различные особенности мотивационной системы, такие как ее иерархический, многоуровневый характер, двухмодальное (положительное – отрицательное) строение, единство актуального и потенциального, процессуального и дискретного аспектов, оказывают специфическое регулирующее влияние на социальное поведение личности. Мотивация, мотив, мотивировка осуществляют пусковой механизм регуляции поведения. Основным источником мотивации являются потребности человека. В эмоциональной сфере личности (чувствах, эмоциях, настроениях) осуществляются личностное отношение к происходящему, к самому социальному поведению, оценка событий, фактов, взаимодействия и взаимоотношений людей.

Волевые процессы (желание, стремление, борьба мотивов, принятие решения, осуществление волевого действия, совершение поступка) служат завершающим этапом социальной регуляции поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Диалектика  внешней и внутренней регуляции  поведения

 

Было  бы неправильно представлять, что  внешние и внутренние регуляторы существуют рядоположно, относительно независимо друг от друга. Здесь они рассмотрены отдельно не по принципиальным соображениям, а скорее с дидактическими целями. В действительности между объективными (внешними) и субъективными (внутренними) регуляторами существует постоянная взаимозависимость. При этом важно отметить два обстоятельства. Во-первых, творцом преобладающего числа внешних регуляторов, включая и преобразованную окружающую действительность, является человек с его субъективным, внутренним миром. Значит, «человеческий фактор» изначально включен в систему детерминант социального поведения личности. Во-вторых, в понимании диалектики внешних и внутренних регуляторов наглядно реализуется диалектико-материалистический принцип детерминизма, сформулированный С.Л. Рубинштейном. Согласно этому принципу, внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. Внешние регуляторы выступают как внешние причины социального поведения личности, а внутренние регуляторы выполняют функцию той призмы, через грани которой преломляется действие этих внешних детерминант. Усвоение человеком выработанных обществом норм наиболее эффективно в том случае, когда эти нормы включаются в сложный внутренний мир личности как его органический компонент. Однако человек не только усваивает внешне заданные, но и вырабатывает личностные нормы. С их помощью он предписывает, нормативно задает себе свою личностную позицию в мире социальных отношений и взаимодействий, вырабатывает формы социального поведения, в которых реализуется процесс становления, динамика его личности. Личностные кормы соотносятся с представлениями человека о себе. Нарушение этих норм вызывает чувство дискомфорта, вины, самоосуждения, потерю уважения к себе. Выработка и следование этим нормам в поведении связано с чувством гордости, высокой самооценкой, самоуважением, уверенностью в правильности своих действий В содержание внутреннего мира личности входят чувства, связанные с реализацией внешних детерминант, следованием нормам, а также отношение к внешним заданным человеку регуляторам, их оценка. В результате диалектического взаимодействия внешних и внутренних регуляторов осуществляется сложный психологический процесс развития сознания, нравственных убеждений, ценностных ориентации личности, выработка навыков социального поведения, перестройка мотивационной системы, системы личностных смыслов и значений, установок и отношений, формирование необходимых социально-психологических свойств и особой структуры личности.

В диалектике внешних и внутренних детерминант личность выступает в своем единстве как объект и субъект социальной регуляции поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Механизмы  социальной регуляции поведения  личности

 

Личность  суверенна. Вопрос о вмешательстве  в ее жизнь, об этической стороне  социальной регуляции поведения, о  формах такой регуляции, о границах и допустимости ее целей, средств  и приемов имеет огромное социальное значение. Это значение состоит в  том, что регулирование поведения  выступает как механизм организации  взаимодействия и взаимоотношений  людей во всех сферах жизнедеятельности. По существу, речь идет о сути социального  процесса, об управлении, упорядочивании всех психологических компонентов  этого процесса.

Социальное  значение регулирования повеления  заключается и в том, что результат  регулирования может быть как  положительным, общественно значимым, так и отрицательным, противоречащим установкам, традициям, нормам общества Например, воздействие на личность через группу признается наиболее эффективным способом социальной перестройки личности. В то же время малые группы могут выступать не только как проводники и посредники макросоциальных влияний, но и как барьеры, источники помех для таких влияний. В неблагоприятных социальных условиях могут формироваться группы, асоциальные по своим устремлениям, способствующие выработке «группового эгоизма», противопоставлению интересов группы и ее членов интересам общности и общества в целом.

Многообразны  механизмы социального регулирования  поведения личности – Они делятся  на институциональные и неинституциональные.

Содержанием действия механизмов регулировани является:

создание  внешних регуляторов поведения (норм, правил, образцов, инструкции, кодексов);

регламентация поведения;

его оценивание;

определение санкций.

Каналами  регулирования социального поведения  личности являются:

малые группы,

совместная  деятельность людей,

общение,

общественная  практика,

средства  массовой информации.

Социально-психологические  механизмы регуляции включают все  средства воздействия – внушение, подражание, подкрепление, пример, заражение; технологии рекламы и пропаганды; методы и средства социальной технологии и социальной инженерии; социальное планирование и социальное прогнозирование; механизмы психологии управления.

Процесс регулирования поведения осуществляется входе активного и пассивного усвоения норм и правил, упражнения, повторения, социализации и воспитания личности.

Информация о работе Социальное поведение