Социальное положение пожилых людей в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 02:05, реферат

Краткое описание

В России накоплен определенный опыт в социальной работе с пожилыми людьми, но следует сказать, что неразрешенных, сложных проблем здесь значительно больше. Необходимо понимание и осознание множества психологических, этических проблем, возникающих у пожилых людей, овладение методиками и технологиями, которые помогли бы в повседневной практической социальной работе. Для изучения проблем, связанных со старением населения в самых разнообразных её аспектах в ХХ веке оформилась и стала активно развиться такая научная дисциплина, как геронтология, а в медицине развилось соответствующее направление – гериатрия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…2
Проблемы пожилых граждан……………………………………………….....4
Медицинские проблемы в пожилом возрасте……………………….…...4
Социальные и психологические проблемы…………………………...….5
Качество жизни пожилых людей как социальная проблема…………....8
Социальное положение пожилых людей……………………………………10
Государственная поддержка пожилых людей……………………………...16
Организация досуга и свободного времени пожилых людей……………...22
Заключение……………………………………………………………………28
Определение и основные понятия………………………………………….30
Список используемой литературы…………………………………………..32

Файлы: 1 файл

Социальное положение пожилых людей в современном обществе.docx

— 88.18 Кб (Скачать)

Дома ночного пребывания предназначены в первую очередь  для лиц без определенного  места жительства, исключительно  для ночного. Им предоставляется  койко-место на ночь, они проходят санитарную обработку, доврачебный  осмотр, получают талоны на питание. В  случае необходимости этим людям  оказывается медицинская, консультативная  помощь по вопросам бытового и трудового  устройства.

Для временного проживания иногородних, в том числе пожилых  граждан, стали открываться социальные гостиницы, где им оказывается бытовая  и социальная помощь, то есть на определенный срок бесплатно или по прейскуранту питание, отдельное место с комплектом постельных принадлежностей, предметами культурно-бытового назначения, консультативная  помощь и медицинская помощь.

 

 

 

 

 

5.Организация досуга и свободного времени пожилых людей.

 

В процессе нормальной жизнедеятельности  человек занят разнообразными повседневными  делами: профессиональной деятельностью, образованием, домашними делами, общением с людьми, сном, отдыхом, досугом.

Досуг подразумевает такой  род занятий, которые дают человеку ощущение удовольствия, приподнятого настроения и радости. Люди проводят досуг для того, чтобы расслабиться, снять стресс, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение, разделить свои интересы с друзьями и близкими, завязать общественные контакты и получить возможность самовыражения или творческой деятельности.

Досуг и отдых могут  включать следующие виды деятельности:

•   спорт или разнообразная  физическая активность (роль зрителя, участника, тренера или какая-либо другая организационная деятельность);

•   художественная деятельность (живопись, рисование, литературное творчество);

•   поделки (вышивание, вязание, плетение различных изделий  и другое ручное творчество);

•   забота о животных;

•   хобби (разнообразная  деятельность по интересам);

•   посещение музеев, театров, галерей, экскурсии;

•   игры (настольные игры, компьютерные игры);

•   развлечения (просмотр телепередач, фильмов, чтение литературы, прослушивание радиопередач);

•   общение с другими  людьми (телефонные разговоры, написание  писем, приглашений, организация и  посещение вечеров и других развлекательных мероприятий).

Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых, на предпочтительные формы проведения свободного времени. Досуг и отдых играет особо важную роль в жизни людей пожилого и старческого возраста, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. В современных экономических условиях пожилые люди занимают в обществе маргинальное социально-культурное положение. Ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни. Поэтому особое значение придается досугу после ухода на пенсию или в связи с болезнью, когда пожилой человек должен адаптироваться к новым условиям к жизни вне сферы трудовой деятельности. Полноценная жизнедеятельность многих пожилых людей невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям. Организация досуга является одним из важных элементов реабилитации и ухода за больными, инвалидами и пожилыми. В последнее время разрабатываются новые технологии социально-культурное реабилитации, способствующие социальной адаптации слабо защищенных групп населения. Проблема интегрирования пожилых и людей старческого возраста в социально-культурную жизнь общества предусматривает разработку и реализацию специальных государственных программ в сфере культурной и оздоровительной политики.

Проблемы, которые могут  возникнуть при организации досуга и отдыха у лиц пожилого и старческого возраста, носят следующий характер:

•   Ограничение рамок  досуга из-за финансовых, транспортных и других проблем, а не вследствие сниженных возможностей.

•   Степень доступности  общественного досуга и отдыха для  лиц пожилого возраста.

•   Возрастные ограничения  в возможности развивать навыки и способности, необходимые для  проведения досуга и отдыха, а также в возможности развивать эти качества с учетом адаптации к новым жизненным условиям после выхода на пенсию.

• Атмосфера социального  окружения, способствующая участию пожилого человека в проведении досуга и отдыха.

Социально-культурная реабилитация больных, инвалидов и пожилых — это система организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности или предоставления услуг, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями.

Термин «технологии социально-культурной реабилитации» включает две составляющие: «социальное» и «культурное». «Социальное» указывает, что данная технология обращена к личности человека с ограниченными возможностями и предполагает достижение положительных изменений его образа жизни. Понятие «культурное» обозначает те средства, с помощью которых пожилой человек проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал. «Социальное» предполагает выход пожилых на такой уровень компетенции, который позволяет им вступать в обычные социальные контакты и взаимодействия. «Культурное» — подразумевает наполнение процесса реабилитации конкретным культурным содержанием, освоение пациентами культурных ценностей, норм и традиций, указание на качество и сферу проявления их культурной активности, на результаты их творчества в процессе их социально-культурной деятельности. «Социальное» предусматривает различные формы взаимодействия пожилых между собой и с окружающей их средой, а «культурное» предполагает получение определенных результатов этого взаимодействия.

При планировании досуга и  отдыха приоритет принадлежит развивающим  технологиям, связанным с вовлечением  пожилых людей в различные  виды художественного, технического и  прикладного творчества. Они оказывают на них социализирующее влияние, расширяют возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации.

В распоряжении специалистов по реабилитации имеются игровые и развлекательно-игровые (подвижные, малоподвижные, театрализованные и др.), художественно-зрелищные, диалогические (показ, рассказ, пересказ, объяснение, иллюстрирование), репродуктивные и творчески развивающие (тренинг, импровизация), обучающие (упражнения, повтор), проблемно-поисковые, информационные и другие технологии.

Культурно-досуговая деятельность пожилых людей включают в себя:

•   занятия художественным, прикладным, техническим творчеством;

•   праздники, обряды, конкурсы, фестивали;

•   спорт, активное движение, экскурсии, игры;

•   деловые, коммерческие, логические, интеллектуальные

игры и занятия;

•   спокойный пассивный  отдых (чтение, просмотр телепередач, слушание радио и др.).

Досуг и отдых направлены на реабилитацию пожилых людей путем  достижения жизненно важных для них  целей.

Разнообразность целей, возникающих  в реабилитационном процессе, связана  с определенными типами функциональных нарушений (сенсорные дефекты, нарушения  опорно-двигательного аппарата, некоторые органические заболевания и т.д.).

Одним из основных элементов  социально-культурной реабилитации является анализ ситуации, характеризующий образ жизни пожилых, свойственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досуговые интересы и предпочтения.

Существенное значение имеет  психологическая мотивация пожилого человека для участия в проведении досуга. Его желание и готовность активно участвовать в процессе реабилитации является непременным условием успеха. Активность проявляется не только за счет изменений в самом человеке, но и за счет изменений в окружающей среде, способствующей развитию личности и желанию активно в ней существовать. Мотивация деятельности пожилых (их интересы, влечения, психологические установки, эмоции и т.д.) видоизменяется в процессе овладения тем или иным видом досуга, конкретным видом художественного, технического или декоративно-прикладного творчества. Динамика изменения мотивации служить основанием для оценки реабилитирующего воздействия досуга, который осваивает человек с ограниченными возможностями.

В практике разнообразной  по формам и видам социально-культурной деятельности индивидуальные интересы отличаются различными проявлениями, каждое из которых может характеризоваться определенным показателем реабилитирующего воздействия на личность пожилого человека.

При организации культурно-досутовой деятельности, направленной на реабилитацию пожилых людей, следует учитывать:

•   личность самого человека;

•   отношения и контакты пожилых людей с окружающей средой и, прежде всего, с семейной микросредой;

•   культурно-досуговые  формы и методы, активно влияющие на личность пожилого человека, на его  социальную реабилитацию и положение в обществе.

Предназначение досуговых  технологий — помочь пожилым освоить  навыки общения, необходимые для  адаптации в социально-культурном окружении. Существуют психологические  закономерности, ускоряющие интеграционные процессы в общество, социальную адаптацию. Важно уметь выбрать и предложить пациенту такое интересное занятие, которое не позволяло бы ему сосредоточиться на своих болезненных ощущениях и переживаниях. Чаще всего такие занятия связаны с прикладным художественным и техническим творчеством, а также с более пассивными видами деятельности — чтением, просмотром телепередач, слушанием радио и так далее. Благодаря им у пожилых людей улучшается самочувствие, облегчается болезненное состояние.

Реабилитация, социальная адаптация  и формирование независимого образа жизни пожилых в значительной степени зависит от участия в нем разных специалистов (медиков, психологов, педагогов, дефектологов, социальных педагогов, специалистов культуры, специалистов по реабилитации инвалидов и др.). В этом процессе необходимо взаимодействие ученых и практиков, государственных и негосударственных учреждений, широких слоев общественности, средств массовой информации. В задачи используемых технологий входит нейтрализация и устранение причин изоляции пожилых в социально-культурной сфере; приобщение их к профессиональной социально-культурной деятельности, оказание им конкретной помощи в соответствии с их возможностями и интересами; поддержка пожилого человека в области досуга с учетом этнических, возрастных, конфессиональных и других факторов. При проведении работы с пожилыми людей необходимо создать доступную, без барьерную среду. Использование специальных технических средств, приспособлений, приборов, облегчающих ориентацию, мобильность, общение, передачу информации, является основным требованием к организации коррекционной помощи. При организации досуга следует учитывать физическое и эмоциональное состояние пожилого человека, а также состояние его зрения, слуха, мобильности. Зная о снижении работоспособности пожилых, необходимо регламентировать длительность занятий, количество пауз и перерывов для разминок с учетом их физических, когнитивных и психоэмоциональных возможностей. Особого внимания требует методика оценки результатов деятельности пациентов. Не завышая и не занижая их, следует подчеркивать те стороны, которые ведут к успеху.

Существуют различные  реабилитационные виды досуга.

  • Библиотерапия (осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений и их авторами, тренинг-конкурсы на скорочтение, литературные и поэтические клубы, выставки книг и регулярную работу читального зала и абонемента библиотеки)
  • Изотерапия (терапия художественным творчеством — универсальный психотерапевтический, междисциплинарный (на стыке медицины, психологии, педагогики, культуры, социальной работы) метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков, формирование способностей к игровой, образовательной, трудовой деятельности в процессе занятий специфическими, целенаправленными видами творчества)
  • Музыкотерапия ( технология социально-культурной реабилитации, использующая разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности больного, развития его творческих способностей, расширения кругозора, активизации социально-адаптивных способностей) Игровая терапия
  • Игровая терапия ( комплекс реабилитационных игровых методик, игротерапия рассматривается как средство для раскрепощения патологических психических состояний человека. Являясь уникальным средством комплексной реабилитации, эта технология может выполнять функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и др.)
  • Гарденотерапия — это особое направление психосоциальной, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Практика показывает, что пожилые люди с удовольствием выращивают растения и ухаживают за ними. Спорт, активный отдых и туризм
  • Спорт, активный отдых и туризм являются важными факторами в процессе реабилитации и адаптации пожилых людей. Движения, упражнения и спорт поддерживают и восстанавливают физическое и душевное состояние пациентов.

Однако не все виды досуга и отдыха приемлемы для пожилых  людей с ограниченной подвижностью. В этом случае нужно помочь пациенту определиться в выборе формы досуга, внимательно изучить его интересы и наклонности, определить способы модификации и адаптации больного для облегчения его участия в проведении досуга и отдыха. Некоторые формы досуга могут помочь пожилому человеку в восстановлении утраченных функций в результате старости или болезни. Например, составление картинок с использованием мозаики или пазлов развивает внимание, память и мелкую моторику рук, что особенно важно при параличах верхних конечностей. В качестве досуга для лежачего больного можно рекомендовать легкую ручную работу, например, вязание крючком или спицами, вышивание, рисование, написание писем (если больной к этому способен). Часто единственным и доступным для больного видом досуга является чтение, что оказывает лечебное воздействие на психику больного. Просмотр телепередач или слушание радио, особенно музыкальных программ также можно использовать в качестве досуга. Просмотр старых фотографий и воспоминания о прожитой жизни создают доброжелательный микроклимат вокруг пожилого человека, позволяют рассказать о лучших периодах его жизни. Разведение и уход за комнатными растениями является наиболее распространенным и приятным видом досуга для стариков, которые не могут выходить из дома. Мелкие домашние животные, например, птицы или кошки, могут скрасить жизнь тяжелобольного человека. Встречи с родственниками, друзьями, разговоры по телефону являются основными занятиями для больных с ограниченной подвижностью. В качестве досуга можно использовать различные игры. Они помогают в освоении различных знаний и навыков. Игры способствуют развитию координации движений, прививают навыки, необходимые в быту. Для тех, кто вынужден оставаться дома, можно использовать настольные игры (шахматы, шашки), математические, компьютерные игры и др.

 

6.Заключение.

Выход на пенсию, частичная  потеря трудоспособности, физическая слабость, сужение круга общения  – все это вызывает у пожилого человека коренное изменение ритма  жизни. Подготовку к выходу на пенсию следует считать таким же необходимым элементом социализации в старости, как и выбор профессии в юности. Чем более высокое положение человек занимал в пред пенсионной жизни, тем труднее ему смириться с утратой прежнего социального престижа. С другой стороны, чем выше самооценка выбора профессии иудовлетворённости профессиональной деятельностью, тем выше самооценка пенсионной жизни.

Одной из наиболее сложных сегодня представляется проблема одиночества и неприспособленности к новым условиям жизни в позднем возрасте. В развитых странах для решения этих проблем создаются обширные социальные службы, но их эффективность не всегда достаточна. Как показывает практика, существующая система домов престарелых едва ли может считаться достаточно эффективной не только в нашей стране, но и за рубежом. Едва ли можно признать удовлетворительным и психологический климат подобных заведений – например, во Франции 8% здоровых стариков умирает в первую неделю поступления в дома престарелых, 29% в первый месяц, 45% в первые полгода. Не меньшие проблемы характерны и для аналогичных отечественных организаций, всего что лишь 17% пожилых, находящихся здесь, не имеют жалоб, для 54% характерна умеренная степень нервно-психического напряжения, а 29% пребывают по сути в стрессовом состоянии.

Информация о работе Социальное положение пожилых людей в современном обществе