Социальная работа с бывшими осужденными

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 02:03, доклад

Краткое описание

Положение человека отбывшего наказание является довольно тяжелым потому, что в период лишения свободы он, повседневно подчинялся строгим правилам тюремного распорядка, утрачивает способность к самостоятельности, отвыкает от необходимости заботиться о себе, во всем полагается на «предусмотрительность» администрации. И при выходе «на волю» не всегда готов проявлять достаточно энергии для того, чтобы включиться в трудовую деятельность, подчас склонен идти по пути наименьшего сопротивления, чреватого преступным рецидивом. Т.Г. Татидинова Социальная реадаптация бывших заключенных Прикладные исследования.

Файлы: 1 файл

Социальная работа с бывшими осужденными.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

     Социальная  работа с бывшими  осужденными

     2.1 Социальные проблемы бывших осужденных

     Положение человека отбывшего наказание является довольно тяжелым потому, что в  период лишения свободы он, повседневно  подчинялся строгим правилам тюремного  распорядка, утрачивает способность к самостоятельности, отвыкает от необходимости заботиться о себе, во всем полагается на «предусмотрительность» администрации. И при выходе «на волю» не всегда готов проявлять достаточно энергии для того, чтобы включиться в трудовую деятельность, подчас склонен идти по пути наименьшего сопротивления, чреватого преступным рецидивом. Т.Г. Татидинова Социальная реадаптация бывших заключенных Прикладные исследования. 1992. №3 - 26 с. Наиболее ярко выделяется проблема трудоустройства (приложения №3). На личность преступника, отбывшего наказание, практически нельзя воздействовать эффективно, не внося коррективы в непосредственно окружающую его социальную среду, не меняя способы взаимодействия с этой средой. Следствием многолетней карательной практики государства явилось массовое убеждение в неизбежности жестоких репрессий в борьбе с преступностью. Так, согласно одному из исследований, от 30 до 55% граждан оценивают нынешнюю судебную деятельность как либеральную, 73% исходят из того, что чем суровее наказание, тем лучше соблюдается закон, 53% требуют расширения рамок санкций, предусматривающих лишение свободы (приложение №4). Это само по себе тревожно. Но куда тревожнее, когда обыденное сознание начинает связывать лавинообразный рост преступности с процессами демократизации, усматривая в этом источник всех бед. Не сродни ли сему и бездумное, иногда злое, нетерпимое отношение к побывавшим в заключении, часто основанное на стереотипах. Они образуют предвзятое, опирающееся не на рациональное осмысление явления, а на выведенное из стандартизированных суждений и ожиданий мнение, которое отражает установку определенных общественных групп.

     Совершивший преступление и понесший за это кару человек сразу по освобождении оказывается  в трудных социальных условиях. В первое же после «отсидки» время он, и без того униженный и оскорбленный самим наказанием, неизменно вынужден считаться с положением гонимого и отверженного. Ложная нравственность общества создает для него, недавнего преступника, особые нормы бытия. Таков социальный отголосок прежней судимости. В нашей стране с трудом, но все же возникают и начинают действовать центры, фонды, движения, комитеты, цель которых -- не оставить без всесторонней общественной заботы наших заблудших сынов и дочерей, облегчить всем искупившим вину возвращение к нормальной жизни. Словом, появляется необходимое осознание насущной проблемы, её масштабов и возможных последствий.

     Таким образом, из всего вышесказанного можно  выделить следующие основные социальные проблемы бывших заключенных в современном российском обществе:

     · Проблемы трудоустройства;

     · Проблемы культурной адаптации;

     · Проблемы сохранения социальных связей с близкими, родственниками и семьей;

     · Жилищные проблемы и т.д.

     2.2 Принципы социальной работы с бывшими заключенными

     Принципы  социальной работы являются одновременно и элементами научной теории и  основополагающими правилами эмпирической деятельности. Они делятся на общефилософские, общенаучные (организационно-деятельностные, социально-политические, психолого-педагогические и др.) и специфические принципы социальной работы. К специфическим принципам социальной работы относятся следующие принципы: универсальности, охраны социальных прав, профилактики, социального реагирования, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности и толерантности Е.И. Холостова Теория и методика социальной работы. Учеб. пособие. - М.: “Союз”, 1994. - 492 с.. Названные принципы в полном объёме применимы и социальной работе с бывшими заключенными. В тоже время, социальная работа с бывшими заключенными дополняется такими специфическими принципами, как гуманизм, законность и справедливость.

     Принцип законности в деятельности социальных работников с бывшими заключенными имеет глубокие моральные основания. Социальный работник должен способствовать приведению бывшего осужденного к законопослушному поведению.

     Принцип справедливости содержит требование соответствия между практической ролью различных людей (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правонарушением и взысканием, заслугами людей и их признанием. Несоответствие в этих отношениях расценивается как несправедливость. В философской литературе принято усматривать в справедливости два аспекта: уравнивающий и распределяющий. Первый связан с необходимостью обеспечения равенства граждан перед законом, второй аспект гласит, что «наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, подлежащая применению к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного» (Ст. 6 УК РФ).

     Если  второй аспект более реализуется  в социальной работе с заключенными в учреждении, исполняющем наказание, то для деятельности социальных работников в отношении бывших заключенных важен первый аспект справедливости т.к. человек искупивший вину имеет полные права на субъектность.

     В целом, справедливость - это один из наиболее важных принципов, который должен обеспечиваться в деятельности социального работника с бывшими заключенными.

     Принцип гуманизмаПринцип гуманизма является основополагающим в деятельности социального работника и находит своё выражение в Конституции РФ провозглашающей, что: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (Ст. 2). В соответствии с Ч. 2 Ст. 21 Основного Закона, «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.) - М.: Ось-89, 2000. - 10 с.

     Гуманизм  в соответствии со сложившейся в  отечественной юридической науке  понятийной традиции имеет две стороны. Одна сторона выражается в «минимуме и мягкости репрессии». Другая сторона защищает общество и допускается существование самых суровых наказаний, вплоть до смертной казни. В настоящий момент такое понимание гуманизма явно устарело, ибо оно по существу оправдывает репрессии периода 30 - начало 50-х гг. хх столетия в России, когда уголовные наказания были наиболее суровы. Гуманизм сегодня - это отказ от так называемого «функционального» подхода к осуждённому, когда тот рассматривался лишь как средство достижения уголовно-исполнительной системой экономических, финансовых, политических целей В.В. Филлипов Реформирование пенитенциарной системы: материалы международной конференции 8 - 10 окт. - Минск, 1998. - С. 123 - 124..

     Гуманизм - это признание за каждым возможности  вернуться к законопослушной жизни в обществе. Это признание сотрудниками уголовно-исполнительной системы, осуждённых как равных себе по их человеческому естеству и сущности. Однако в то же время принцип гуманизма не означает всепрощенчества, строгость режима исполнения наказания может даже усиливаться, но подобные меры не должны вести к разрушению человеческого в человеке, подрывать здоровье осужденного, превращать его в объект манипулирования. Принцип гуманизма отражается в международных документах об обращении с осужденными.

     Таким образом, принцип гуманизма - это  действенный инструмент в руках  социального работника всей своей  деятельностью призванного опровергать  расхожее мнение о том, что «тюрьма  делает ужасным плохого человека, а хорошего - плохим».

     Социальный  работник, помогающий бывшему заключенному более чем специалисты, профессионально реализующиеся в других секторах социальной защиты должен ориентироваться на принцип гуманизма в своей работе с клиентом, так как именно он лучше других понимает все последствия для общества обращения с осуждёнными как с «низшим существом». Поэтому ориентация общества именно на нравственно-гуманистические принципы и проведение в соответствии с ними пенитенциарной политики является важнейшей задачей современного общества. И проводить в жизнь эти принципы должен именно социальный работник в силу специфического характера его профессиональной деятельности.

     2.3 Этические аспекты социальной работы с бывшими заключенными

     Несколько последних десятилетий были ознаменованы процессами широкого распространения идеи международного гуманитарного права и применением прав человека на практике. В отечественной академической традиции социальной работы и социальной политики проблема этнических различий становится предметом специального обсуждения.

     Как и все объекты социальной работы, бывшие заключенные требуют особого этического подхода при работе с ними. Одним из аспектов продуктивной социальной работы с заключенными является применение адекватных ситуации профессионально-этических норм и правил.

     Специфика бывшего заключенного состоит в том, что он пребывал определенное количество времени (длительность назначенного судом срока) в обстановке в которой сформировалась сложная субкультура которая «проникает» в сознание заключенных за очень короткий промежуток времени. К данной субкультуре можно в частности отнести принципы, правила поведения, нормы которые в обществе заключенных являются нормой (приложение №5).

     Все это настолько прочно усваивается  в заключенном, что, даже выйдя на волю их мест лишения свободы он продолжает следовать этим нормам.

     Поэтому встает резонный вопрос, - каким образом  следует социальному работнику  подходить к заключенному, чтобы  помочь бывшему арестанту в решении  его социальных проблем.

     Для того чтобы осмыслить процесс  общения социального работника и бывшего заключенного, важно определить его направленность, ценности, в соответствии с которым оно должно строиться. Ценности социальной работы формируются в соответствии с гуманистической этикой общения, а ее высшей ценностью является человек. Этика межличностного взаимодействия исключительно сложна. В основе ее -- главные принципы доверия и доброжелательности, уважения к другому человеку. Признание ценности другого человека может выражаться и в конкретных оценках и даже, если эта положительная оценка опережает действительные достоинства человека, он будет стараться ее оправдать, т.е. выполнить ту социальную роль, которая ему предписывается извне. Терпимость -- также один из важных принципов, свидетельствующий о культуре общения, о нравственном кредо социального работника. Терпимость помогает гуманизировать межличностные отношения, сделать их более человечными, доброжелательными. Кроме того, гуманистическая этика общения ориентируется на такие нравственные общечеловеческие ценности, как: доверие, откровенность, бескорыстие, милосердие, доброта, забота, правдивость, выполнение долга и верность слову. Общение предполагает и такие чувства как товарищество, сопереживание, чувство вины, стыда, раскаяния. Идеальное общение неотделимо от таких ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. Ценить в общении надо не только свою свободу, но и свободу другого, уважение внутреннего мира другого.

     Уровень культуры общения и этика общения -- близкие понятия. Они определяются не только совершенством отдельных сторон или аспектов общения, они предполагают гармоническое сочетание и развитость элементов культуры общения. Суммируя все вышесказанное, хотелось бы выделить основные этические стандарты социального работника при работе с лицами, вернувшимися из мест лишения свободы. У западных социальных работников существует этический кодекс, разработанный НАСР положения которого вполне применимы при работе с бывшими арестантами. А.М. Панова, Е.И. Холостова Социальная работа: - М.: Социально-технологический институт, 1997. - 234 с. К главным его положениям относятся:

     -- быть  образцом личного поведения, в  работе руководствоваться в первую  очередь интересами клиентов;

     -- делать  все, чтобы способствовать максимальной  самостоятельности клиентов;

     -- уважать  частную жизнь клиента и держать в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним;

     -- в  отношении с коллегами быть  доброжелательным, уважительным;

     -- в  процессе работы действовать  в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением  своей профессии;

     -- служить своей профессией на благо окружающим.

     К этическим  стандартам профессионального общения  социального работника можно  отнести следующие:

     1. Социальный  работник не должен участвовать  в делах, связанных с ложью,  обманом, подлогом;

     2. Социальный  работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника;

     3. Социальный  работник должен стремиться совершенствовать  свои профессиональные знания  и практический опыт, ставить  служебный долг превыше всего;

     4. Социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных или дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей;

     5. Социальный  работник не должен использовать  профессиональные отношения для  достижения личных целей;

     6. Социальный  работник, занимающийся научной  или исследовательской работой,  должен проанализировать и предусмотреть  ее возможные последствия для  людей, убедиться, что участники  исследования добровольно участвуют  в нем, информировать об этом  заранее и не оказывать на них давления при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования;

Информация о работе Социальная работа с бывшими осужденными