Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 02:03, доклад
Положение человека отбывшего наказание является довольно тяжелым потому, что в период лишения свободы он, повседневно подчинялся строгим правилам тюремного распорядка, утрачивает способность к самостоятельности, отвыкает от необходимости заботиться о себе, во всем полагается на «предусмотрительность» администрации. И при выходе «на волю» не всегда готов проявлять достаточно энергии для того, чтобы включиться в трудовую деятельность, подчас склонен идти по пути наименьшего сопротивления, чреватого преступным рецидивом. Т.Г. Татидинова Социальная реадаптация бывших заключенных Прикладные исследования.
7. Социальный
работник должен защищать
8. Социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с людьми, профессионально связанными с ними;
9. Информация,
полученная в процессе
Что касается непосредственных этических обстоятельств социального работника перед клиентом, то:
· Интересы клиента всегда должны быть на первом месте;
· Социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки;
· Никогда не использовать взаимоотношения с клиентом для достижения личной выгоды;
· Никогда не проявлять, не способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, или по какому-либо другому признаку или личностным характеристикам, условиям, статусу;
· Социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, представляемых ему социальной службой;
· Следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента;
· Социальный работник может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб;
· Социальный
работник должен стараться максимально
давать возможность клиенту
· Социальному работнику не следует участвовать от имени клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские или юридические права клиента;
Что
касается такого важного этического
момента как
· уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденциальность всей полученной информации;
· информировать клиента о границах ее конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, целях получения информации и ее использования;
· получить согласие клиента на печатание, запись разговоров, участие третьего лица;
· в отношении с коллегами должен быть уважителен, справедлив, честен, корректен;
· Следует сотрудничать с коллегами для эффективного осуществления профессиональных интересов. Относиться с уважением к мнениям, квалификации, достижениям коллег и использовать соответствующие каналы для высказывания суждений на этот счет. Если социальный работник замещает коллегу, то он должен действовать с учетом интересов, характера и репутации этого коллеги.
Социальный работник, руководящий своими коллегами, должен выполнять свои обязанности в справедливой взвешенной манере, оценивая их деятельность в соответствии с четко сформулированными критериями. В.И. Курбатова Социальная работа. - М., Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1999, 576 с.
Также важно отметить необходимость в формировании этического кодекса, который будет как «настольная книга» социального работника реализующегося как в стенах учреждения исполняющего наказание, так и за ними с лицами, отбывшими наказание в этих учреждениях. Поэтому я счел необходимым поместить в приложении к данной работе профессионально этический кодекс социального работника в пенитенциарной системе (приложение №2).
Профессионально-
Назначение Кодекса состоит в том, чтобы обозначить нравственные ориентиры, отметить основные пути к принятию решений в проблемных ситуациях, свести к минимуму риск совершения ошибок в процессе профессиональной деятельности, а также защитить от возможных неправомерных претензий к социальным работникам.
Кодекс
призван консолидировать
Таким образом, можно сделать вывод, что реализация этических принципов в социальной работе с бывшими заключенными представляет собой необходимый аспект, который должен учитываться специалистом по социальной работе при формировании субъектности данной категории риска.
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ «БОМЖ» – БЫВШИХ ЗАКЛЮЧЕННЫХ
Среди «бомжей» значительную часть составляют бывшие заключенные, поэтому
одним из направлений социальной работы с данной категорией населения является
реабилитационная деятельность. Особым направлением реабилитационной
деятельности является восстановление правового и социального положения лиц,
отбывших наказание в местах лишения свободы. Эти люди, получив свободу, а с
ней и права на самостоятельное устройство своей жизни, нередко не имеют не
только жилья, но и возможности устроиться на работу. В современных условиях,
когда наблюдается реальный рост безработицы, бывшим заключенным самим все
сложнее решить проблему трудоустройства. Понимая это, некоторые руководители,
преимущественно из сельской местности, создают трудовые бригады (своеобразные
коммуны) из бывших заключенных. Им предоставляется жилье и возможность
сельским трудом заработать себе на жизнь. Но таких руководителей-попечителей
единицы.
Делом этим должно заниматься, прежде всего, государство, помогая тем бывшим
заключенным, кого не ждут дома, кто нуждается в психологических и иных формах
реабилитационной помощи. Ведь бывший заключенный, не найдя работу и жилье,
вновь становится на путь преступления или пополняет ряды бездомных бомжей.
Для последних существуют приюты, и часть бывших заключенных может попасть
сюда. Но ведь другая их часть уходит в криминал. В результате «экономия»
средств на создание специализированных реабилитационных центров для лиц,
отбывших наказание в местах лишения свободы, оборачивается для государства
большими потерями и социальными издержками.
Социальная реабилитация, будучи одной из общих технологий социальной работы,
направлена на восстановление не только здоровья, трудоспособности, но и
социального статуса личности, его правового положения, морально-
психологического равновесия, уверенности в себе. В зависимости от специфики
объекта реабилитации определяются и методики реабилитационного воздействия,
дополняемые соответствующими частными технологиями социальной работы.
2 Психологическая помощь в случаях суицидально – ориентированного поведения
Исключительно ответственным этапом профилактики самоубийств выступает помощь суициденту со стороны эмоционально близких и значимых лиц. Существует четыре основных метода оказания психологической помощи человеку, думающему о суициде:
1.
Своевременная диагностика и
соответствующее лечение
3. Поощрение его положительных устремлений, чтобы облегчить ситуацию.
4.
Обучение социальным навыкам
и умениям преодоления стресса.
• будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
• набирайтесь опыта у тех, кто уже был в такой ситуации;
• будьте терпеливы;
• не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря: «Пойди и сделай это»;
• не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Вы так чувствуете себя, потому что...»;
• не спорьте и не старайтесь образумить человека, говоря: «Вы не можете убить себя, потому что...»;
• делайте все от вас зависящее, но не берите на себя персональную ответственность за чужую жизнь.
Главным в преодолении кризисного состояния человека является индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом. Следует принять во внимание то, что в беседе с любым человеком, особенно с тем, кто готов пойти на самоубийство, важно уделить достаточно внимания активному выслушиванию. Активный слушатель — это человек, который слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает возможность его партнеру выговориться без боязни быть прерванным. Активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя, он должен способствовать тому, чтобы собеседник был уверен в том, что его высказывания о желании умереть услышаны и поняты.[18,186]
Рекомендации по проведению беседы:
•
разговаривать в спокойном
• уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, удобно, без напряжения расположившись напротив, но не через стол;
• пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей;
•
дать возможность собеседнику
• говорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника чувства собственного достоинства; произносить только позитивно-конструктивные фразы («мгновенный рефрейминг»).
Оказание
первичной психологической
Если вы слышите | Обязательно скажите | Не говорите |
«Ненавижу
учебу,
класс...» |
«Что
происходит у нас,
из-за чего ты себя так чувствуешь?» |
«Когда
я был в твоем возрасте...
да ты просто лентяй!» |
«Все кажется
таким безнадежным...» |
«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь» | "Подумай
лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе". |
«Всем было бы лучше без
меня!» |
«Ты
очень много значишь для нас,
и меня
беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». |
«Не
говори глупостей.
Давай поговорим о чем-нибудь другом». |
«Вы не понимаете меня!" | «Расскажи
мне, как ты
себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать». |
«Кто же может понять молодежь в наши дни?» |
«Я совершил ужасный
поступок...» |
«Давай сядем и поговорим об этом». | «Что
посеешь, то
и пожнешь!» |
«А если у
меня не получится?» |
«Если
не получится, я
буду знать, что ты сделал все возможное». |
«Если
не
получится - значит,ты недостаточно постарался!» |