Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:43, дипломная работа
Цель исследования: провести анализ опыта работы системы социальной защиты детей- сирот, оставшихся без попечения родителей.
На фоне увеличивающегося числа сиротских учреждений в последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье детей - сирот и детей, оставшихся без
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы сиротства в России
1.1 Понятие и значение проблемы сиротства в России
1.2 Истоки сиротства и причины его проявления
Глава 2. Система работы с детьми - сиротами (на примере школы - интерната № 169, Красноглинского района)
2.1 Анализ системы работы с детьми - сиротами школы -интерната № 169, Красноглинского района
2.2 Система социальной защиты детей-сирот школы - интерната № 169, Красноглинского района
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
•
наблюдения в природе (различение деревьев,
овощей и фруктов, экскурсии в парк,
наблюдение за птицами и насекомыми);
•
труд в природе (уборка участка от
опавших листьев, перекопка песка
в песочнице, сбор плодов деревьев для
ручного труда, уход за комнатными растениями
и т.д.);
•
воспитание культурно-гигиенических навыков
(привлечение внимания детей к внешнему
виду, обучение одеваться и раздеваться
в определенной последовательности, пользование
зубной щеткой, индивидуальной расческой,
носовым платком и т.д.);
•
нравственное воспитание.
Также с детьми
проводятся занятия по хореографии,
гимнастике. С дошкольниками работает
инструктор по плаванию, футболу, педагог
по постановке голоса.
Во время прохождения
практики наблюдалась переуплотненность
дошкольной группы (16 детей под контролем
двух воспитательниц), делает невозможным
проведение полноценной работы, включая
индивидуальную работу с ребенком, в то
время как пребывание детей в учреждениях
социальной и психолого-педагогической
помощи и поддержки должно быть, использовано
специалистами для построения и максимального
использования возможностей реабилитационной
среды. Это отрицательно сказывается на
эффективности проведения воспитательного
процесса, формирования открытого позитивного
общения педагога и ребенка в силу загруженности
воспитателей. Однако администрация детского
дома активно работает над этой проблемой
и в ближайшее время предполагается ее
разрешения.
Основные направления
активизации социальной работы с
детьми сиротами и детьми, оставшихся
без попечения родителей. Психологическая
работа с воспитанниками детского дома.
В учреждениях в штате предусмотрен один
психолог и социальный работник. Также
к сотрудничеству администрация детского
дома привлекает специалистов из центра,
который проводит с воспитанниками занятия
1-2 раза в неделю.
В работе с воспитанниками
использовались следующие методики:
1.
Подвижные игры на развитие
координации движений;
2.
Упражнения на выражение чувств
(прочтение разнообразных
3.
Пальчиковая гимнастика, направленная
на коррекцию речевых
4.
Методика игротерапии с песком.
Эффективность применения
Занятия проводились
по 40 минут с группой, состоящей из 3-4 человек.
При первичной диагностике возникла необходимость
в переукомплектации групп, направлении
некоторых детей на индивидуальные занятия.
Показаниями к проведению индивидуальной
формы игровой терапии являлись:
1.Несформированность
социальной потребности в
2. Неспособность
к сосредоточению внимания к
заданию, сложность его
3. Детская
ревность по отношению к
4. Ускоренное
сексуальное развитие.
Для диагностики
и оценки эффективности проводимой
игротерапии применялась
1.Интерес к
игровой ситуации, в который включалась
оценка: активности при распределении
ролей; соблюдение правил игры
(действует по правилам игры),
характеризующее умение
2.Страхи, характеризующиеся
следующими действиями ребенка:
·
наличием страха;
·
капризами, отказом от игры;
·
ребенок прячется;
·
убегает;
·
просит о помощи.
3.Переживание
своего успеха в игре, в который
включалась оценка:
•
радостный (хороший), готов стать
еще лучше при достижении положительного
результата. Этот критерий свидетельствует
о наличие у ребенка мотивации к
достижению положительного результата
и показывает возможность позитивного
воздействия на него в процессе игры;
•
внешне безразличен (свидетельствует
о противоположной тенденции;
•
преодоление страха (неуверенности)
для достижения успеха;
4.Переживание
неудачи в игре
•
обижается (огорчается);
•
плачет;
•
теряет интерес к игре;
•
отказывается от игры;
•
агрессивен в игре.
При слабой выраженности
указанных критериев можно
5.Вербальная
контактность
•
обращается с вопросами к взрослому;
•
обладает чистой дикцией;
•
обладает интонационной
•
стремится к невербальному
Максимальная
оценка каждого пункта свидетельствует
о том, что у
ребенка в достаточной
степени сформированы коммуникативные
навыки,
6.Двигательная
активность
•
подвижный;
•
координация движений;
•
право-левостороння ориентация;
•
сосредоточен в игре (устойчивое внимание).
7.Внешняя выразительность,
характеризующаяся следующим
•
эмоциональный, обладает выразительной
мимикой, жестами;
•
открытый, непосредственный, раскованный
в поведении;
•
пластичный;
•
артистичный;
При первичной
диагностике было выявлено, что интерес
к игровой ситуации испытывает незначительное
количество детей (4 из 10), что в некоторой
степени вызвано новой для детей ситуацией
(другая игровая комната, незнакомые люди),
а также неумение сотрудничать и сниженной
способностью к сосредоточению внимания.
В дальнейшем можно отметить некоторое
увеличение показателей по указанному
критерию, в частности соблюдение правил
игры и проявление активности во время
игрового процесса. Выраженная склонность
к импровизации и самостоятельности можно
отметить лишь у трех детей из 10, однако
тенденция к росту анализируемых показателей
наблюдалась практически у всех детей,
которая выражалась в постепенном включении
детей в игру по мере заинтересованности
игровым процессом и сплоченности группы.
Наличие какого-либо
страха было практически у всех детей
(в основном страх темноты, страшного человека,
Бабы-Яги и других отрицательных сказочных
персонажей).
Реакция на успех
(получение похвалы от взрослого,
выполнение задания первым) наиболее
ярко выражалась лишь у двух детей, активность
которых напрямую зависела от реакции
взрослого на его действия. У остальных
детей наблюдалось безразличие к достигнутому
успеху, который изначально является мотивацией
к проявлению активности и самовыражению.
По мере включения ребенка в игровой процесс
можно отметить увеличение значения указанного
стимула, и, как следствие, общей реакции
группы на успех и стремление к его достижению.
Реакция на неудачу
в игре была выражена более ярко,
на начальном этапе для многих
детей была характерна потеря интереса
к игре при получении задания, с которым
трудно справиться, характеризующееся
скорее нежеланием преодолевать трудности,
а не неспособностью его выполнить. При
помощи взрослого, иногда очень незначительной,
практически у всех детей наблюдается
снижение выраженности критерия, что свидетельствует
о тенденции к самостоятельному преодолению
трудностей детьми в дальнейшем. Навыки
вербального общения наблюдаются опять
же у незначительного числа детей, у 2 из
10 детей ярко выражено стремление к невербальному
общению. Анализ критерия двигательной
активности показал нормальные результаты,
наблюдаются некоторое нарушение право-левостронеей
ориентации, сниженное внимание, как было
отмечено выше. Проводимые упражнения
с детьми на координацию движений положительно
сказывается на ее развитии.
Улучшения показателей,
характеризующих внешнюю
В целом, анализ
данных показал, что у детей дошкольной
группы наблюдается задержка психического
развития, в отдельных случаях
задержка речевого развития, несформированность
потребности общения и сотрудничества,
что в норме присуще детям дошкольного
возраста. Игротерапия способствует развитию
и корректировке несформированных навыков,
о чем свидетельствуют результаты проведенного
исследования. Однако эффективность проводимых
мероприятий напрямую зависит от организации
игрового процесса (наличие инструментария,
психологическая готовность детей к занятиям).
Например, посещение психолога часто не
предусматривается внутренним распорядком
дня дошкольной группы детского дома,
что, зачастую, приводит к психологической
неподготовленности детей к методам психологического
воздействия и психокоррекции (например,
при прерывании увлекательной игры или
прогулки). Также важно закрепление у детей
приобретенных в процессе игровой терапии
навыков, что возможно лишь при проведении
систематических упражнений (например,
несколько раз в неделю). И в этом случае,
приходящий психолог не может в полной
мере обеспечить эффективность психологического
воздействия.
Таким образом,
основной проблемой в указанном учреждении
для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, является недостаточная
работа по организации воспитательного
и психолого-педагогического процесса.
Эта проблема может
быть решена, если в учреждениях
для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, будет функционировать
психологическая служба, включающая несколько
психологов, (личных по своей специализации
(психолог, психотерапевт, консультант
и т.д.). Деятельность психологов в данных
учреждениях должна быть направлена на
компенсацию психического развития ребенка
после полученных эмоциональных травм,
восстановление личностной целостности
ребенка, равновесия его чувств. Только
после восстановления ребенка, снятия
некоторых последствий разного вида травм
(психологических, физических, эмоциональных,
сексуальных) можно проводить работу по
его психическому развитию.
Информация о работе Социальная работа по защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей