Социальная работа по защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: провести анализ опыта работы системы социальной защиты детей- сирот, оставшихся без попечения родителей.

На фоне увеличивающегося числа сиротских учреждений в последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье детей - сирот и детей, оставшихся без

Оглавление

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы сиротства в России

1.1 Понятие и значение проблемы сиротства в России

1.2 Истоки сиротства и причины его проявления

Глава 2. Система работы с детьми - сиротами (на примере школы - интерната № 169, Красноглинского района)

2.1 Анализ системы работы с детьми - сиротами школы -интерната № 169, Красноглинского района

2.2 Система социальной защиты детей-сирот школы - интерната № 169, Красноглинского района

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Тема88.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

1.                внедрение новых педагогических  технологий обучения и воспитания  в систему работы педагогов; 

2.                обеспечение условий внедрения в образовательный процесс личностно-ориентированного обучения; 

3.                самосовершенствование педагогов;  патронатное воспитание; 

4.                социализация детей-сирот через  разновозрастную группу; социально-экономическое воспитание. 

Патронат и  патронатное воспитание 

Впервые патронатное  воспитание было введено в законодательства в 1943 году, когда был принят указ Наркомпроса, регламентирующий данную форму помещения в семью при  разграничении ответственности за ребенка между органом опеки, воспитателем и биологическими родителями. За два послевоенных десятилетия внедрение этой формы позволило повсеместно закрыть большие детские дома. Воспитание в семье оказалось намного дешевле для государственного бюджета и лучше отвечало потребностям детей. 

Патронат –  это форма устройства ребенка  на воспитание в семью патронатного родителя (это - патронатное воспитание детей, находящихся на государственном  обеспечении). Патронат осуществляется при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка между законным представителем ребенка, патронатным родителем и учреждением, предоставляющим патронатное воспитание. 

Социальный патронат – оказание патронатным родителям  необходимой помощи в воспитании и защите прав ребенка, находящегося у него в семье, но признанного нуждающимся в государственной защите. 

Патронатное воспитание – форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью  патронатного родителя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов этого ребенка между государственным учреждением и патронатным родителем. 

На патронатное  воспитание предаются дети с уже  установленным юридическим статусом, при этом само детское учреждение сохраняет функции опекуна ребенка, а патронатные родители берут обязательства отвечать за его жизнь и здоровье. Дети передаются в семью по договору между учреждением и родителем, в котором разграничивается ответственность по защите прав ребенка. 

Патронатное воспитание - это должна быть профессиональная работа. Основное отличие патронатного воспитания о других форм воспитания в семье состоит в том, что  эта работа должна быть оплачиваема  для тех граждан, которые берут  ребенка на воспитание. Они находятся на работе, получают заплату и социальные гарантии. Фактически эта работа часа в сутки по адаптации детей-сирот. 

Главная функция  патронатной семьи – не опека, не компенсация, а актуализации внутренних ресурсов ребенка, основанная на идеях: 

Функции службы по устройству ребенка в семью: 

1. Организация  поиска кандидатов в патронатные  родители, информирование общества  о патронатном воспитании; 

2. Проведение  первичного собеседования. Учет  обращений; 

3. Проведение  собеседований с кандидатами информирование их о патронатном воспитании, о системе работы, получение первичной информации о кандидатах и составлении их характеристики;  

4. Организация  и проведение тренинга для  кандидатов в патронатные родители; 

5. Обследование  семьи кандидатов, успешно прошедших подготовку и изъявивших желание сотрудничать. Неоднократное посещение семьи, беседа со всеми членами семьи, сбор дополнительной информации (от знакомых и коллег по работе). Выявление семейной структуры и ролевых функций, а также способностей членов семьи принять участие в воспитании принятого ребенка. Обследование жилищно- бытовых условий потенциальных патронатных родителей, сбор документов, составление заключения; 

6. Организация  процедуры знакомства кандидата  с ребенком, организация контакта, первичный выбор формы контакта, координирование действий всех служб по организации встречи с потенциальными патронатными родителями; 

7. Организация  помощи семье после помещения  в нее ребенка, координация  действий - совместно с другими  службами; 

8. Организация  и проведение индивидуальных  консультаций и групповых занятий  для патронатных родителей. 

Функции социально-правовой службы: 

1. Составление  бланка данных детей нуждающихся  в патронатном воспитании. 

2. Опрос ребенка  с целью выяснения обстоятельств его жизни, а также для выявления основных психологических и социальных проблем ребенка, характера его прошлого травматического опыта, наличия в прошлом жестокого обращения. 

3. Определение  физического и психического состояния  ребенка. 

4. Поиск кровных родственников, и взаимодействие с ним, если это в интересах ребенка. 

5. Составление  Договора о передаче ребенка  в патронатную семью. 

6. Контроль за  выполнением условий Договора.  

7. Анкетирования  участников патроната. 

8. Оказание необходимой  социально-правовой помощи и поддержки ребенку и патронатных родителям. 

Функции реабилитационной службы: 

1. Оценка готовности  ребенка к участию в патронате. 

2. Составление  индивидуальных программ развития  с учетом особенностей детей. 

3. Мониторинг  прогрессивных моментов в развитии ребенка, проживающего в патронатной семье. 

4. Вовлечение  патронатных родителей в тренинги, их проведение. 

5. Оказание поддержки  патронатным родителям во время  адаптации ребенка к их семье: 

на 1 стадии –  «Идеализированные ожидания» - после первого месяца; 

на 2 стадии –  «Вживание» - от одного месяца до одного года; 

на 3 стадии –  «Равновесие» - после одного года пребывания ребенка в патронатной семье. 

·                     субъектности воспитания ребенка (осознание  самого себя: «Я имею право на мнение, на собственную жизнь, на ошибку, на учет моих интересов и потребностей, на создание условий для самореализации»);  

·                     расширения связей с окружающим миром (нахождение нужный контактов с людьми, возможность войти в новый мир, установит связь с социальным миром);  

·                     социального закаливания (формирование у детей готовности к преодолению  трудностей, создание условий для  собственного поиска путей их преодоления, формирования волевых усилий).  

Патронатные семьи могут выполнять следующие функции: 

1. Социально-экономическая: 

·                     построение опыта совместной жизнедеятельности, семейного жизнеустройства (семейный бюджет, семейный бизнес, подсобное  хозяйство, отдых, распорядок дня); 

·                     формирование жизнеспособности в процессе самообслуживания, участие в ведении домашнего хозяйства, в учебной, в учебно- производительной и трудовой деятельности; 

·                     предоставление ребенку права выбора интерьера своего жилища, занятий в свободное от учебы время. 

2. Психолого-педагогическая: 

·                     создание атмосферы полной защищенности и доброжелательности; 

·                     воссоздание у ребенка чувства  собственной ценности и достоинства; 

·                     удовлетворение потребности ребенка быть нужным другому, через взаимную заботу, ответственность, что позволяет избавиться ему от чувств отчужденности, ненужности; 

·                     обеспечение взаимного обмена опытом, знаниями, поведенческими моделями; 

·                     оптимизация процессов самоотверждения, развития самосознания и половой  идентификации. 

3. Морально-нравственная: 

·                     заботы старших о младших; 

·                     развитие чувства причастности к  семье, чувство «дома», любви и привязанности; 

·                     поддержание традиций и норм семейной жизни, построение «истории семьи», своего исторического «Я». 

Для работы в  учреждении созданы силами имеющихся  работников следующие службы: 

·                     служба по устройству ребенка в семью; 

·                     социально-правовая служба; 

·                     реабилитационная служба; 

·                     служба по созданию непрерывного воспитательного  процесса. 

Функции службы по созданию непрерывного воспитательного процесса: 

1. Планирование  и координирование организации  работы с детьми как в стенах  школы-интерната, так и патронатной  семье. 

2. Организация  совместного отдыха детей с  патронатными семьями. 

3. Оказание квалификационной  и совместной помощи в организации досуга. 

4. Оказание помощи  в случае необходимости по  устройству ребенка в учреждение  дополнительного образования. 

5. Организация  учебы патронатных родителей  по воспитанию ребенка в семье.  Индивидуальные консультации по  возникающим проблемам. 

6. Гарантия конфиденциальности  информации о ребенке и его  кровной семье; 

7. Организация  переписки воспитанника с биологическими  родителями: с учетом интересов  ребенка. 

8. Организация  и проведение встреч с биологическими  родителями или родственниками. 

Социализация  детей-сирот через разновозрастную  группу семейного типа 

Но не всем детям  посчастливилось познакомиться  и подружиться со взрослыми, которые  взяли бы на себя обязанность стать  их патронатными родителями. Все-таки семья для многих воспитанников - это «тайна за семью печатями». Но каждый из них хочет иметь семью, и мы пошли по пути поиска выхода из сложившийся ситуации; в интернате созданы группы, где воспитанники проживают в квартирах в условиях приближенных к домашним. Коллективом разработана и внедряется программа «Социализация детей-сирот через разновозрастную группу, в условиях приближенных к семейным». 

Ядром, образующим разновозрастную группу, являются дети, находящиеся в родственных связях, их постоянные воспитатели и помощники воспитателей. Комплектование групп по разновозрастному принципу с обязательным сознанием родственных связей обеспечивает постоянный обмен опытом познания мира, самого себя, других людей. В данных группах складываются условия для самоутверждения, поскольку социальное сравнение осуществляется здесь как «снизу вверх», так и «сверху вниз». Таким образом, возможна самокоррекция уровня притязаний ребенка, снимается тревожность в его поведении. 

В группы входят также дети из неблагополучных семей, не являющиеся сиротами, но проживающие в общежитии в виду отдаленности их места жительства от ближайшей школы (по путевкам ГУО). 

Такая группа –  «семья» аналогична по своему составу  многодетной семье, где воспитатели  выступают в роли «родителей». В  связи с этим кардинально меняется позиция воспитателя в семье: контрольные функции остаются, но приобретают новые формы. В деятельности воспитателя теперь становится главным обеспечение основных прав детей в семье: 

·                     право участвовать в решении  вопросов жизнедеятельности семьи; 

·                     право на добровольное участие в  совместной деятельности; 

·                     право на доверительное эмоциональное  общение; 

·                     право на совместную организацию  свободного времени. 

Информация о работе Социальная работа по защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей