Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:43, дипломная работа
Цель исследования: провести анализ опыта работы системы социальной защиты детей- сирот, оставшихся без попечения родителей.
На фоне увеличивающегося числа сиротских учреждений в последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье детей - сирот и детей, оставшихся без
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы сиротства в России
1.1 Понятие и значение проблемы сиротства в России
1.2 Истоки сиротства и причины его проявления
Глава 2. Система работы с детьми - сиротами (на примере школы - интерната № 169, Красноглинского района)
2.1 Анализ системы работы с детьми - сиротами школы -интерната № 169, Красноглинского района
2.2 Система социальной защиты детей-сирот школы - интерната № 169, Красноглинского района
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
внедрение новых
2.
обеспечение условий внедрения в образовательный
процесс личностно-ориентированного обучения;
3.
самосовершенствование
4.
социализация детей-сирот
Патронат и
патронатное воспитание
Впервые патронатное
воспитание было введено в законодательства
в 1943 году, когда был принят указ
Наркомпроса, регламентирующий данную
форму помещения в семью при
разграничении ответственности за
ребенка между органом опеки, воспитателем
и биологическими родителями. За два послевоенных
десятилетия внедрение этой формы позволило
повсеместно закрыть большие детские
дома. Воспитание в семье оказалось намного
дешевле для государственного бюджета
и лучше отвечало потребностям детей.
Патронат –
это форма устройства ребенка
на воспитание в семью патронатного
родителя (это - патронатное воспитание
детей, находящихся на государственном
обеспечении). Патронат осуществляется
при обязательном условии разграничения
прав и обязанностей по защите прав и законных
интересов ребенка между законным представителем
ребенка, патронатным родителем и учреждением,
предоставляющим патронатное воспитание.
Социальный патронат
– оказание патронатным родителям
необходимой помощи в воспитании и защите
прав ребенка, находящегося у него в семье,
но признанного нуждающимся в государственной
защите.
Патронатное воспитание
– форма устройства ребенка, нуждающегося
в государственной защите, в семью
патронатного родителя при обязательном
условии разграничения прав и обязанностей
по защите прав и законных интересов этого
ребенка между государственным учреждением
и патронатным родителем.
На патронатное
воспитание предаются дети с уже
установленным юридическим
Патронатное воспитание
- это должна быть профессиональная
работа. Основное отличие патронатного
воспитания о других форм воспитания
в семье состоит в том, что
эта работа должна быть оплачиваема
для тех граждан, которые берут
ребенка на воспитание. Они находятся
на работе, получают заплату и социальные
гарантии. Фактически эта работа часа
в сутки по адаптации детей-сирот.
Главная функция
патронатной семьи – не опека,
не компенсация, а актуализации внутренних
ресурсов ребенка, основанная на идеях:
Функции службы
по устройству ребенка в семью:
1. Организация
поиска кандидатов в
2. Проведение
первичного собеседования.
3. Проведение
собеседований с кандидатами информирование
их о патронатном воспитании, о системе
работы, получение первичной информации
о кандидатах и составлении их характеристики;
4. Организация
и проведение тренинга для
кандидатов в патронатные
5. Обследование
семьи кандидатов, успешно прошедших
подготовку и изъявивших желание сотрудничать.
Неоднократное посещение семьи, беседа
со всеми членами семьи, сбор дополнительной
информации (от знакомых и коллег по работе).
Выявление семейной структуры и ролевых
функций, а также способностей членов
семьи принять участие в воспитании принятого
ребенка. Обследование жилищно- бытовых
условий потенциальных патронатных родителей,
сбор документов, составление заключения;
6. Организация
процедуры знакомства
7. Организация
помощи семье после помещения
в нее ребенка, координация
действий - совместно с другими
службами;
8. Организация
и проведение индивидуальных
консультаций и групповых
Функции социально-правовой
службы:
1. Составление
бланка данных детей
2. Опрос ребенка
с целью выяснения
3. Определение
физического и психического
4. Поиск кровных
родственников, и взаимодействие с ним,
если это в интересах ребенка.
5. Составление
Договора о передаче ребенка
в патронатную семью.
6. Контроль за
выполнением условий Договора.
7. Анкетирования
участников патроната.
8. Оказание необходимой
социально-правовой помощи и поддержки
ребенку и патронатных родителям.
Функции реабилитационной
службы:
1. Оценка готовности
ребенка к участию в патронате.
2. Составление
индивидуальных программ
3. Мониторинг
прогрессивных моментов в развитии ребенка,
проживающего в патронатной семье.
4. Вовлечение
патронатных родителей в
5. Оказание поддержки
патронатным родителям во
на 1 стадии –
«Идеализированные ожидания» - после
первого месяца;
на 2 стадии –
«Вживание» - от одного месяца до одного
года;
на 3 стадии –
«Равновесие» - после одного года пребывания
ребенка в патронатной семье.
·
субъектности воспитания ребенка (осознание
самого себя: «Я имею право на мнение, на
собственную жизнь, на ошибку, на учет
моих интересов и потребностей, на создание
условий для самореализации»);
·
расширения связей с окружающим миром
(нахождение нужный контактов с людьми,
возможность войти в новый мир,
установит связь с социальным миром);
·
социального закаливания (формирование
у детей готовности к преодолению
трудностей, создание условий для
собственного поиска путей их преодоления,
формирования волевых усилий).
Патронатные семьи
могут выполнять следующие функции:
1. Социально-экономическая:
·
построение опыта совместной жизнедеятельности,
семейного жизнеустройства (семейный
бюджет, семейный бизнес, подсобное
хозяйство, отдых, распорядок дня);
·
формирование жизнеспособности в процессе
самообслуживания, участие в ведении домашнего
хозяйства, в учебной, в учебно- производительной
и трудовой деятельности;
·
предоставление ребенку права выбора
интерьера своего жилища, занятий в
свободное от учебы время.
2. Психолого-педагогическая:
·
создание атмосферы полной защищенности
и доброжелательности;
·
воссоздание у ребенка чувства
собственной ценности и достоинства;
·
удовлетворение потребности ребенка быть
нужным другому, через взаимную заботу,
ответственность, что позволяет избавиться
ему от чувств отчужденности, ненужности;
·
обеспечение взаимного обмена опытом,
знаниями, поведенческими моделями;
·
оптимизация процессов
3. Морально-нравственная:
·
заботы старших о младших;
·
развитие чувства причастности к
семье, чувство «дома», любви и привязанности;
·
поддержание традиций и норм семейной
жизни, построение «истории семьи», своего
исторического «Я».
Для работы в
учреждении созданы силами имеющихся
работников следующие службы:
·
служба по устройству ребенка в семью;
·
социально-правовая служба;
·
реабилитационная служба;
·
служба по созданию непрерывного воспитательного
процесса.
Функции службы
по созданию непрерывного воспитательного
процесса:
1. Планирование
и координирование организации
работы с детьми как в стенах
школы-интерната, так и
2. Организация
совместного отдыха детей с
патронатными семьями.
3. Оказание квалификационной
и совместной помощи в организации
досуга.
4. Оказание помощи
в случае необходимости по
устройству ребенка в
5. Организация
учебы патронатных родителей
по воспитанию ребенка в семье.
6. Гарантия конфиденциальности
информации о ребенке и его
кровной семье;
7. Организация
переписки воспитанника с
8. Организация
и проведение встреч с
Социализация
детей-сирот через
Но не всем детям
посчастливилось познакомиться
и подружиться со взрослыми, которые
взяли бы на себя обязанность стать
их патронатными родителями. Все-таки
семья для многих воспитанников
- это «тайна за семью печатями». Но каждый
из них хочет иметь семью, и мы пошли по
пути поиска выхода из сложившийся ситуации;
в интернате созданы группы, где воспитанники
проживают в квартирах в условиях приближенных
к домашним. Коллективом разработана и
внедряется программа «Социализация детей-сирот
через разновозрастную группу, в условиях
приближенных к семейным».
Ядром, образующим
разновозрастную группу, являются дети,
находящиеся в родственных
В группы входят
также дети из неблагополучных семей,
не являющиеся сиротами, но проживающие
в общежитии в виду отдаленности их места
жительства от ближайшей школы (по путевкам
ГУО).
Такая группа –
«семья» аналогична по своему составу
многодетной семье, где воспитатели
выступают в роли «родителей». В
связи с этим кардинально меняется
позиция воспитателя в семье: контрольные
функции остаются, но приобретают новые
формы. В деятельности воспитателя теперь
становится главным обеспечение основных
прав детей в семье:
·
право участвовать в решении
вопросов жизнедеятельности семьи;
·
право на добровольное участие в
совместной деятельности;
·
право на доверительное эмоциональное
общение;
·
право на совместную организацию
свободного времени.
Информация о работе Социальная работа по защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей