Социальная работа по защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: провести анализ опыта работы системы социальной защиты детей- сирот, оставшихся без попечения родителей.

На фоне увеличивающегося числа сиротских учреждений в последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье детей - сирот и детей, оставшихся без

Оглавление

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы сиротства в России

1.1 Понятие и значение проблемы сиротства в России

1.2 Истоки сиротства и причины его проявления

Глава 2. Система работы с детьми - сиротами (на примере школы - интерната № 169, Красноглинского района)

2.1 Анализ системы работы с детьми - сиротами школы -интерната № 169, Красноглинского района

2.2 Система социальной защиты детей-сирот школы - интерната № 169, Красноглинского района

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Тема88.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

Воспитатель выступает как инициатор и компетентный участник «семейных советов», «семейного подсобного хозяйства», «семейного бизнеса» т.д. 

Каждая из 10 проживающих  в школе-интернате разновозрастных  групп, имеют свою квартиру, состоящую  из: 

·                     3-4 спален на 4 - 5- 6 - 7 человек; 

·                     гостиной комнаты с мягкой мебелью, телевизором, оснащенной аудио и  видеотехникой; 

·                     учебной комнаты с набором  необходимой мебели для приготовления  уроков, шкафов для хранения учебников и учебно- письменных принадлежностей; 

·                     мест общего пользования (душ, умывальная комната, туалеты мужской и женский). 

Жилые помещения  на момент создания квартир – «семей»  были обеспечены только самым необходимым  набором мебели, а телевизоры и видеомагнитофоны, ковры и паласы, стиральные и швейные машины, чайники и чайную посуду семьи «зарабатывают» в системе экономического стимулирования, на деньги групповых счетов. 

В разновозрастной  семье наиболее удачно решаются вопросы: 

·                     привития воспитанников санитарно-гигиенических  норм и правил; 

·                     привития навыков экономии и бережливости; 

·                     привития умения выполнять коллективные дела. 

Социально-экономическое  воспитание 

Серьезным препятствием для начала самостоятельной жизни  воспитанников–сирот являются отсутствие положительного жизненного опыта. Для  получения практических знаний, для  искоренения иждивенчества, формирования конкурентоспособной личности в  условиях рынка в школе--интернате разработана и функционирует программа «Социально-экономическое воспитание детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатного учреждения». Серьезной проблемой в сиротском государственном учреждении считается отсутствие готовности выпускников к самостоятельной жизни. 

Отсутствие жизненного опыта является очень серьезным  препятствием для начала самостоятельной  жизни, поэтому возникает необходимость  получать практические знания по курсу  товарно-денежных отношений в стенах учреждения. 

Педагогический  коллектив школы-интерната организует работу так, чтобы воспитанник что-либо делал для самого себя и коллектива в целом. Следовательно, его труд должен быть оплачен. Поэтому разработана  система социально-экономического (материального) стимулирования воспитанника, в основу которой легла оценка учебы, дисциплины, общественного полезного труда, участия во всевозможных общих мероприятиях, спорте и т.д. 

Экономическое стимулирование ставит своей целью  дальнейшую адаптацию детей-сирот в социуме по вопросам экономического планирования собственного бюджета. 

Через экономическое  стимулирование решаются вопросы: 

·                     приобретения житейских экономических  умений и навыков; 

·                     выработки умений занимать активную жизненную позицию; 

·                     отработки навыка ориентироваться  в условиях рыночной экономики; 

·                     профессионального самоопределения. 

В системе экономического стимулирования на каждого воспитанника с первого класса заведена чековая книжка, куда регулярно (ежемесячно) заносятся заработанные суммы денег, а каждую четверть - подводится итог. 

Введена ежемесячная  стипендия (она начисляется каждому  воспитаннику), а за учебу на «4»  и «5» без нарушений дисциплины – повышенная стипендия. 

Доходы воспитанников  состоят из начислений за: 

·                     дежурство по столовой; 

·                     участие в с/х работах; 

·                     уборке территории; 

·                     сбор лекарственных трав и ягод; 

·                     творческое выполнение любых заданий; 

·                     участие в смотрах, конкурсах, спортивных соревнованиях; 

·                     за бережное отношение к коллективному  имуществу; 

·                     недобросовестное отношение к учебе и труду; 

·                     нарушение дисциплины; 

·                     курение, сквернословие, неуважительное отношение к товарищам, и т.д. 

Для того, чтобы  система чековых взаиморасчетов действовала, был создан внутришкольный банк, в который входят экономическое бюро, расчетная группа, финансовый отдел, контрольная комиссия и разработано его структурное управление. 

Результаты труда  каждого школьника отражаются в  специальных ведомостях. Из них видно, сколько воспитанник заработал  за минувшую неделю, и какой суммы лишился по статье «Вычеты». К концу четверти подводится окончательный итог. 

«Живые деньги»  в разработанной внутришкольной системе не работают, начисления происходят условно. Тратить свой доход дети могут вполне реально в стенах школы-интерната на торговой ярмарке (один раз в четверть), в постоянно действующих киосках «Канцтовары», «Обувь», «Одежда», школьное кафе «Лакомка», обслуживают которые сами воспитанники. 

Не только каждый ребенок имеет свой индивидуальный счет в банке и чековую книжку, но есть свои сбережения и на лицевом счете каждой группы. 

Из заработанных каждым воспитанников средств своеобразный налог в десять процентов отчисляется  на коллективные нужды: 

·                     5% на нужды группы; 

·                     5% на премиальный и резервный фонды, из которых идет премирование по итогам учебной четверти, года, победителей соревнований, дается дотация вновь прибывшим детям. 

Сбережения с  лицевого счета возрастной группы накапливаются, а затем дети вместе с воспитателями решают, что в первую очередь надо купить для коллективного пользования. С этих средств может быть оказана материальная помощь товарищу, который по каким-либо причинам заработал мало денег. 

Все это вместе взятое позволяет получить представление, что такое заработанные трудом средства и как их можно тратить. Популярными являются ярмарки, которые проходят не реже 1 раза в четверти. 

Работа по данному  направлению развивается и совершенствуется. Следующим шагом является работа с «Биржей труда». 

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот. 

В основу социально-педагогического  сопровождения детей-сирот закладывается  целостное видение ребенка в  процессе его развития. При этом проблемы ребенка рассматриваются  как необходимые препятствия  в процессе его личностного роста и развития. Причинами препятствия роста могут быть как недоразвитие функций, соответствующих новообразованиям предыдущих возрастных периодов, так и неблагоприятные условия социального окружения, а также сформированные к данному периоду неадекватные компенсации и защиты в виде дезадаптированных ролей и отклоняющегося поведения. 

Преодоление указанных  препятствий, то есть выход из кризисного состояния связан с выявлением для  данного ребенка зоны его ближайшего развития, а также с организацией социально-педагогического сопровождения, позволяющего выработать более адекватные жизненные ориентации у детей. 

При этом важнейшими условиями вовлечения ребенка в  специально организованное социально-педагогическое сопровождение является изменение его самооценки и формирование мотивации развития. 

Социально-педагогическое сопровождение заключается в  том, чтобы помочь ребенку понять самого себя, свое окружение и вселить  надежду на изменение сложившейся  трудной жизненной ситуации. Первые шаги в этом направлении педагог делает, отмечая не только проблемы и недостатки ребенка, но, прежде всего, те проявления здоровья, самостоятельности, активности, которые он в нем замечает, подчеркивая и повторяя их, раскрывая их значения в качестве ресурсов решения проблемы. Педагогу необходимо в доступной форме рассказать несовершеннолетнему, что ему предстоит, что его ожидает, что ожидают от него. 

Очень важно  выслушать точку зрения самого ребенка  на проблему. Хотя многие воспитанники говорят о внешних обстоятельствах, затрудняющих их жизнь, но тем не менее имеют также место и соображения, касающиеся причин своего состояния. 

Цель: Сопровождение  естественного развития социально  адаптированной личности воспитанника школы-интерната, способной к самопознанию, самосовершенствованию в самостоятельной жизни. 

Задачи:  

·                     Определение наиболее эффективных  форм и методов работы специалистов в процессе социально-педагогического  сопровождения развития детей-сирот; 

·                     Выявление проблем адаптации воспитанников в школе-интернате (проблем общения, сформированности учебной мотивации, нарушения норм и правил поведения в стенах школы-интерната); 

·                     Выявление и устранение психологических  причин нарушений межличностных  отношений со сверстниками, воспитателями, учителями; 

·                     Профилактика возможного неблагополучия детей; 

·                     Осуществление социально-правовой защиты несовершеннолетних воспитанников; 

·                     Проведение профориентационной работы, направленной на повышение уровня готовности к самостоятельной жизни; 

·                     Постинтернатное сопровождение  выпускников школы-интерната; Катамнестическое изучение особенностей социально-психологической  адаптации выпускников школы-интерната. 

Особенности содержания образования и развития методов  обучения в школе-интернате 

Современное обучение в школе–интернате основано на следующих  важнейших дидактических принципах: 

·                     формирование интереса к предмету; 

·                     творческое отношение к обучению,  

·                     опирающееся на педагогику сотрудничества; научность. 

Основными принципами совершенствования обучения в школе–интернате  личностного роста и самореализации станут: 

·                     постепенность развития нововведений; 

·                     соответствие содержания методов обучения организации учебного процесса обучения. 

Проблемы над  которыми работает каждый педагог: 

·                     как обеспечить успешность каждого  учащегося в обучении; 

·                     как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его  учебной деятельности; 

·                     каким образом обеспечить немеханическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта; 

·                     как работать на уроке со всем классом  и одновременно с каждым учеником. 

Ребенок на всех ступенях образования в школе–интернате  должен быть поставлен в активно-познавательную позицию «открытия», освоения предметного и духовного пространства. Одним из конечных результатов развивающего обучения, непрерывно переходящего в новое качественное состояние, станет формирование культуры мышления учащихся. 

Основными принципами воспитания в процессе развивающего обучения будут: 

·                     воспитание духовных начал в человеке; 

·                     воспитывающий характер преподавания (основным становится подход, который  обеспечивает приобретение определенных качеств личности на уроке, опирающихся на знания и умения). 

Образовательный процесс в школе будет направлен  на развитие мышления, на активное развитие у учащихся дедуктивно-индуктивных  способов обучения. 

Информация о работе Социальная работа по защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей