Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:43, дипломная работа
Цель исследования: провести анализ опыта работы системы социальной защиты детей- сирот, оставшихся без попечения родителей.
На фоне увеличивающегося числа сиротских учреждений в последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье детей - сирот и детей, оставшихся без
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы сиротства в России
1.1 Понятие и значение проблемы сиротства в России
1.2 Истоки сиротства и причины его проявления
Глава 2. Система работы с детьми - сиротами (на примере школы - интерната № 169, Красноглинского района)
2.1 Анализ системы работы с детьми - сиротами школы -интерната № 169, Красноглинского района
2.2 Система социальной защиты детей-сирот школы - интерната № 169, Красноглинского района
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Воспитатель выступает
как инициатор и компетентный участник
«семейных советов», «семейного подсобного
хозяйства», «семейного бизнеса» т.д.
Каждая из 10 проживающих
в школе-интернате
·
3-4 спален на 4 - 5- 6 - 7 человек;
·
гостиной комнаты с мягкой мебелью,
телевизором, оснащенной аудио и
видеотехникой;
·
учебной комнаты с набором
необходимой мебели для приготовления
уроков, шкафов для хранения учебников
и учебно- письменных принадлежностей;
·
мест общего пользования (душ, умывальная
комната, туалеты мужской и женский).
Жилые помещения
на момент создания квартир – «семей»
были обеспечены только самым необходимым
набором мебели, а телевизоры и видеомагнитофоны,
ковры и паласы, стиральные и швейные машины,
чайники и чайную посуду семьи «зарабатывают»
в системе экономического стимулирования,
на деньги групповых счетов.
В разновозрастной
семье наиболее удачно решаются вопросы:
·
привития воспитанников санитарно-
·
привития навыков экономии и бережливости;
·
привития умения выполнять коллективные
дела.
Социально-экономическое
воспитание
Серьезным препятствием
для начала самостоятельной жизни
воспитанников–сирот являются отсутствие
положительного жизненного опыта. Для
получения практических знаний, для
искоренения иждивенчества, формирования
конкурентоспособной личности в
условиях рынка в школе--интернате разработана
и функционирует программа «Социально-экономическое
воспитание детей- сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в условиях интернатного
учреждения». Серьезной проблемой в сиротском
государственном учреждении считается
отсутствие готовности выпускников к
самостоятельной жизни.
Отсутствие жизненного
опыта является очень серьезным
препятствием для начала самостоятельной
жизни, поэтому возникает
Педагогический
коллектив школы-интерната
Экономическое
стимулирование ставит своей целью
дальнейшую адаптацию детей-сирот в
социуме по вопросам экономического планирования
собственного бюджета.
Через экономическое
стимулирование решаются вопросы:
·
приобретения житейских экономических
умений и навыков;
·
выработки умений занимать активную
жизненную позицию;
·
отработки навыка ориентироваться
в условиях рыночной экономики;
·
профессионального
В системе экономического
стимулирования на каждого воспитанника
с первого класса заведена чековая
книжка, куда регулярно (ежемесячно) заносятся
заработанные суммы денег, а каждую четверть
- подводится итог.
Введена ежемесячная
стипендия (она начисляется каждому
воспитаннику), а за учебу на «4»
и «5» без нарушений дисциплины
– повышенная стипендия.
Доходы воспитанников
состоят из начислений за:
·
дежурство по столовой;
·
участие в с/х работах;
·
уборке территории;
·
сбор лекарственных трав и ягод;
·
творческое выполнение любых заданий;
·
участие в смотрах, конкурсах, спортивных
соревнованиях;
·
за бережное отношение к коллективному
имуществу;
·
недобросовестное отношение к учебе и
труду;
·
нарушение дисциплины;
·
курение, сквернословие, неуважительное
отношение к товарищам, и т.д.
Для того, чтобы
система чековых взаиморасчетов
действовала, был создан внутришкольный
банк, в который входят экономическое
бюро, расчетная группа, финансовый отдел,
контрольная комиссия и разработано его
структурное управление.
Результаты труда
каждого школьника отражаются в
специальных ведомостях. Из них видно,
сколько воспитанник заработал
за минувшую неделю, и какой суммы лишился
по статье «Вычеты». К концу четверти подводится
окончательный итог.
«Живые деньги»
в разработанной внутришкольной
системе не работают, начисления происходят
условно. Тратить свой доход дети
могут вполне реально в стенах
школы-интерната на торговой ярмарке (один
раз в четверть), в постоянно действующих
киосках «Канцтовары», «Обувь», «Одежда»,
школьное кафе «Лакомка», обслуживают
которые сами воспитанники.
Не только каждый
ребенок имеет свой индивидуальный
счет в банке и чековую книжку,
но есть свои сбережения и на лицевом счете
каждой группы.
Из заработанных
каждым воспитанников средств
·
5% на нужды группы;
·
5% на премиальный и резервный фонды, из
которых идет премирование по итогам учебной
четверти, года, победителей соревнований,
дается дотация вновь прибывшим детям.
Сбережения с
лицевого счета возрастной группы накапливаются,
а затем дети вместе с воспитателями
решают, что в первую очередь надо купить
для коллективного пользования. С этих
средств может быть оказана материальная
помощь товарищу, который по каким-либо
причинам заработал мало денег.
Все это вместе
взятое позволяет получить представление,
что такое заработанные трудом средства
и как их можно тратить. Популярными являются
ярмарки, которые проходят не реже 1 раза
в четверти.
Работа по данному
направлению развивается и
Социально-педагогическое
сопровождение детей-сирот.
В основу социально-педагогического
сопровождения детей-сирот
Преодоление указанных
препятствий, то есть выход из кризисного
состояния связан с выявлением для
данного ребенка зоны его ближайшего
развития, а также с организацией
социально-педагогического сопровождения,
позволяющего выработать более адекватные
жизненные ориентации у детей.
При этом важнейшими
условиями вовлечения ребенка в
специально организованное социально-педагогическое
сопровождение является изменение
его самооценки и формирование мотивации
развития.
Социально-педагогическое
сопровождение заключается в
том, чтобы помочь ребенку понять
самого себя, свое окружение и вселить
надежду на изменение сложившейся
трудной жизненной ситуации. Первые
шаги в этом направлении педагог делает,
отмечая не только проблемы и недостатки
ребенка, но, прежде всего, те проявления
здоровья, самостоятельности, активности,
которые он в нем замечает, подчеркивая
и повторяя их, раскрывая их значения в
качестве ресурсов решения проблемы. Педагогу
необходимо в доступной форме рассказать
несовершеннолетнему, что ему предстоит,
что его ожидает, что ожидают от него.
Очень важно
выслушать точку зрения самого ребенка
на проблему. Хотя многие воспитанники
говорят о внешних
Цель: Сопровождение
естественного развития социально
адаптированной личности воспитанника
школы-интерната, способной к самопознанию,
самосовершенствованию в самостоятельной
жизни.
Задачи:
·
Определение наиболее эффективных
форм и методов работы специалистов
в процессе социально-педагогического
сопровождения развития детей-сирот;
·
Выявление проблем адаптации воспитанников
в школе-интернате (проблем общения, сформированности
учебной мотивации, нарушения норм и правил
поведения в стенах школы-интерната);
·
Выявление и устранение психологических
причин нарушений межличностных
отношений со сверстниками, воспитателями,
учителями;
·
Профилактика возможного неблагополучия
детей;
·
Осуществление социально-
·
Проведение профориентационной работы,
направленной на повышение уровня готовности
к самостоятельной жизни;
·
Постинтернатное сопровождение
выпускников школы-интерната; Катамнестическое
изучение особенностей социально-психологической
адаптации выпускников школы-
Особенности содержания
образования и развития методов
обучения в школе-интернате
Современное обучение
в школе–интернате основано на следующих
важнейших дидактических
·
формирование интереса к предмету;
·
творческое отношение к обучению,
·
опирающееся на педагогику сотрудничества;
научность.
Основными принципами
совершенствования обучения в школе–интернате
личностного роста и
·
постепенность развития нововведений;
·
соответствие содержания методов обучения
организации учебного процесса обучения.
Проблемы над
которыми работает каждый педагог:
·
как обеспечить успешность каждого
учащегося в обучении;
·
как сохранить и укрепить здоровье
ребенка при организации его
учебной деятельности;
·
каким образом обеспечить немеханическое
усвоение суммы знаний, а, прежде всего,
приобретение каждым учащимся в ходе
учебных занятий социального опыта;
·
как работать на уроке со всем классом
и одновременно с каждым учеником.
Ребенок на всех
ступенях образования в школе–интернате
должен быть поставлен в активно-
Основными принципами
воспитания в процессе развивающего
обучения будут:
·
воспитание духовных начал в человеке;
·
воспитывающий характер преподавания
(основным становится подход, который
обеспечивает приобретение определенных
качеств личности на уроке, опирающихся
на знания и умения).
Образовательный
процесс в школе будет
Информация о работе Социальная работа по защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей