Социальная работа по защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: провести анализ опыта работы системы социальной защиты детей- сирот, оставшихся без попечения родителей.

На фоне увеличивающегося числа сиротских учреждений в последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье детей - сирот и детей, оставшихся без

Оглавление

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы сиротства в России

1.1 Понятие и значение проблемы сиротства в России

1.2 Истоки сиротства и причины его проявления

Глава 2. Система работы с детьми - сиротами (на примере школы - интерната № 169, Красноглинского района)

2.1 Анализ системы работы с детьми - сиротами школы -интерната № 169, Красноглинского района

2.2 Система социальной защиты детей-сирот школы - интерната № 169, Красноглинского района

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Тема88.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

Знание исследовательских  умений учащихся, умение отобрать необходимые  источники из большого количества литературы, самостоятельная работа с текстом, анализ источников, повышение требований к навыкам конспектирования и тестирования, разработка сквозной системы заключительных уроков по основным предметам – это основные средства внедрения исследовательского обучения как технологии. 

Основным итогом личностно-ориентированного обучения является формирование индивидуальности личности. Учитель должен знать требования стандартов образования, школьники  – требования к уровням усвоения знаний, воспитатель – механизмы формирования мотивов учения, условия, ведущие к сознательному отношению школьников к учебной работе, что позволит им опираться на собственную самооценку при выборе дальнейшего пути развития, продвигаясь по своей личностной траектории, соответствующей возможностям, склонностям и интересам. 

Количество классов  коррекции (для детей с отставанием  в учебе) по мере активного внедрения  личностно-ориентированных методов  обучения будет уменьшаться и  последующие 5 лет такие классы останутся  только в 1-5–х классах, а после пятого класса будут ликвидированы. 

Контроль за усвоением программы качеством  знаний будет проводится на трех уровнях: 

·                     воспроизводящем; 

·                     конструктивном; 

·                     творческом. 

Психологическая служба школы-интерната будет оказывать помощь педагогам в разработке программ индивидуального обучения детей. 

Классный руководитель должен быть готов к творческому  сотрудничеству с учащимися, уважая личность ребенка, создавая ему эмоциональный комфорт, развивая в нем доброту, отзывчивость, гибкость, чуткость, непрерывно способствуя самосовершенствованию ребенка и его развитию. 

Проблемы здоровья воспитанников порождает проблемы в обучении и воспитании. 

Вся работа специалистов в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет осуществляться с учетом особенностей контингента детей. 

Главная цель физического  воспитания в сиротском учреждении: 

Воспитание полноценных  граждан, здоровых физически, психически, с достаточными адаптационными возможностями. Это необходимо им в дальнейшей взрослой жизни, потому что вопрос охраны здоровья детей-сирот и укрепления его тесно связан с повышением функциональных и адаптационых возможностей каждого ребенка. 

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи: 

·                     сформировать у ребенка потребность  в здоровом образе жизни, для чего: 

- выявить уровень  физического развития и состояния  здоровья ребенка, попавшего в  сиротское учреждение; 

- пробудить в  нем интерес к какому-либо виду спорта;- формировать группы для занятий физкультурой и спортом с учетом здоровья воспитанников и их склонностей к занятию; 

·                     дать возможность ребенку проявить свои сильные стороны через спорт, используя при этом ситуацию успеха; показать ребенку, что при целенаправленном воздействии средств физического воспитания можно достичь всестороннего и гармоничного развития личности; 

·                     способствовать стрессоустойчивости  и стабилизации состояния психического здоровья воспитанника; 

·                     привить любовь к спорту в целях  реализации возможностей ребенка в  дальнейшем выборе профессии. 

Основные планируемые  нововведения 

1.                Изменение функции методического  Совета, передав ему функции Совета по развитию школы. 

2.                Внедрение технологии личностно  развивающегося образования и  метода проектов в учебно-воспитательную  деятельность. Осуществление конструктивно-деятельностного  подхода в образовании. Создание  воспитательных систем классов и групп, их апробация. Разработка научно-методического обеспечения содержания образования с учетом внедряемых развивающих технологий, каковыми являются исследовательское, проблемо-исследовательское, а также многоуровневое обучение, которое будет базироваться на целенаправленном развитии общеучебных умений и навыков. 

3.                Создание научно-исследовательской  кафедры по отслеживанию результатов  развития школы. 

4.                Широкая интеграция воспитанников  в образовательное пространство школы-интерната и просмотр содержания работы с ними. 

5.                Разработка учителями и воспитанниками  индивидуальных «Карт самообразования». 

6.                Внесение дополнений и изменений  в школьную программу. 

7.                Подключение педагогов, детей, «патронатных родителей»,  

родственников, друзей школы-интерната к: 

- управленческой  деятельности; 

- обсуждению  вопросов планирования. 

8.                Совершенствование отражения существующего  уклада жизни воспитанников («мой  альбом», «Книга школьной жизни», «Мой учебник», «Моя книга»). 

9.                Разработка в разных сферах  школьной жизни системы договорeнностей. 

Таким образом, эти нововведения позволяют: Разработать  систему деятельности школы-интерната  по оказанию психолого-педагогической поддержки детям-сиротам в их личностном становлении, в самообразовании и саморегуляции. Выстроить профессиональную деятельность учителей в контексте диалога как педагогического метода, ориентированного на формирование диалогического опыта личности учащихся, на раскрытие их интеллектуального и творческого потенциала. Создать условия для повышения мотивационной, когнитивной и технологической готовности педколлектива к работе с самоопределяющейся и самоуправляемой личностью. Реализовать стратегию управления, нацеленного на организацию работы школы как саморазвивающегося организма – культурного пространства, обеспечивающего становление личности. Организовать работу с родственниками в системе конструктивного сотрудничества. 

  

2.2 Система социальной защиты детей-сирот школы - интерната №169, Красноглинского района 
 

Система социальной защиты детей – сирот школы  – интерната 169 Красноглинского  района основа и функционирует на базе Конституции РФ, в 7-й Статье которой говорится: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 

В Российской Федерации  охраняются труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. 

В соответствии с Конституцией РФ принят ряд федеральных законов, регулирующих правоотношения в сфере социальной защиты отдельных социальных групп населения. 

В соответствии с требованиями международного права  ребенок, который временно или постоянно  лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. 

Правовые основы социальной защиты исследуемой нами категории детей составляют 3 основных закона - Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ (1-я часть) и Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 8 февраля 1998 г. № 17-ФЗ. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с представлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь же содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. 

Остановимся подробнее  на последнем из них. 

Указанный закон  определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также  лиц из их числа в возрасте до 23 лет. 

Настоящий закон  регулирует отношения, возникающие  в связи с предоставлением  и обеспечением органами государственной  власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 

Органы исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых  программ по охране и защите прав детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей. С целью проведения мер по социальной адаптации и реабилитации детей изучаемой категории, в соответствии с потребностями региона, создаются государственные и негосударственные учреждения и центры в системе социальной защиты населения и образования. 

Меры по предоставлению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также  лиц из числа детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, основываются на государственных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению. 

Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников. 

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных  пособии опекунам на питание, одежду, обувь; осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения осуществляется в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов; утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. 

Дополнительные  права на образование: 

1.  Дети-сироты  и дети, оставшиеся без попечения  родителей, получившие основное  общее или среднее (полное) общее  образование, зачисляются на курсы  по подготовке к поступлению  в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение. 

2.  Лица из  числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  вправе получать бесплатно второе  начальное профессиональное образование. 

3.  Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. 

4.    Обучающиеся,  воспитанники всех типов образовательных  учреждений для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, при выпуске из этих образовательных учреждений обеспечиваются соответствующим образовательным учреждением сезонной одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда. 

5.    Обучающимся  из числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  помимо полного государственного  обеспечения выплачивается стипендия,  размер которой увеличивается  не менее чем на 50% по сравнению  с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. 

Информация о работе Социальная работа по защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей