Социальная работа по защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: провести анализ опыта работы системы социальной защиты детей- сирот, оставшихся без попечения родителей.

На фоне увеличивающегося числа сиротских учреждений в последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье детей - сирот и детей, оставшихся без

Оглавление

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы сиротства в России

1.1 Понятие и значение проблемы сиротства в России

1.2 Истоки сиротства и причины его проявления

Глава 2. Система работы с детьми - сиротами (на примере школы - интерната № 169, Красноглинского района)

2.1 Анализ системы работы с детьми - сиротами школы -интерната № 169, Красноглинского района

2.2 Система социальной защиты детей-сирот школы - интерната № 169, Красноглинского района

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Тема88.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

С учетом особенностей поведения детей и умения предугадывать  дальнейшие последствия поведения, действия психолога должны быть направлены на то, чтобы провести активные формы работы с группой детей на умение выделять наиболее интересные занятия, договариваться, выслушивать желания и мнения других, считаться с чувствами и желаниями других детей, приходить к единому решению, а также обучение детей разным играм, в которых развивается умение сотрудничать, взаимодействовать, поддерживать друг друга и т.д. Проведение активных форм работы с воспитанниками таких учреждений позволяет предупредить в какой-то мере возможность проявления негативных сторон в их поведении. 

В учреждениях  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно  применять различные виды психологической  помощи: индивидуальное консультирование, групповую работу, психокоррекцию и  психотерапию. Цель работы психологов состоит в том, чтобы способствовать 

психическому  развитию детей-сирот и их адаптации  к жизни, как в учреждении, так  и за его пределами. Наиболее эффективной  формой являются активные групповые  занятия, на которых дети учатся навыкам  конструктивного общения, овладению  своими эмоциями, развивают произвольное поведение, учатся толерантности, умению давать и получать эмоциональную поддержку, сотрудничать, договариваться, конструктивно разрешать конфликты. 

Проведение психокоррекционных занятий с воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет специфику. Очень часто отклонения в развитии когнитивной сферы зависят от пережитых травм и блокируются их последствиями. Поэтому для проведения психокоррекционной работы необходимо проводить углубленную диагностику по выявлению блокирующих последствий пережитых травм. Иногда плохая память ребенка, отсутствие внимания являются показателями последствий психических травм, стрессов и т.д. В связи с этим, прежде всего необходимо проводить психокоррекцию личностного развития ребенка, а только потом заниматься развитием психических процессов или когнитивной сферы. Подбирая детей для занятий в психокоррекционную группу, необходимо учитывать их индивидуальные особенности, совместимость, желание вместе заниматься. 

Индивидуальная  работа психолога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения  родителей, во многом определена размытостью  личных границ проблемы, отсутствием  защищенности личного пространства. Например, это может проявляться  в таких особенностях поведения воспитанников, что любая закрытая дверь воспринимается обитателями детского дома или интерната как сигнал к тому, что ее надо открыть. Физическое нахождение ребенка в пространстве и времени с другими детьми автоматически не ведет к психологическому сплочению группы. Желание ребенка побыть одному, в одиночестве, или получить внимание к себе со стороны взрослого не может быть удовлетворено воспитателем. При этом ребенок отказывается от совместной деятельности с другими детьми, не хочет проводить свободное время со всей группой, что вызывает недовольство воспитателя. 

Индивидуальная  работа психолога с ребенком может  способствовать его психическому развитию, умению справиться со своими чувствами  и эмоциями. 

Для выполнения перечисленных направлений деятельности психолог должен получать обучение специфическим формам работы, например терапии кризисных ситуаций, разрешению конфликтных ситуаций, снятию стрессов у детей и взрослых, игротерапия и музыкотерапии и т.д. Все это ставит вопрос о необходимости вносить изменения в подготовку психологов, повышение их квалификации. 

Закрытость жизни  детей в сиротских учреждениях  определяет и закрытость опыта работы сотрудников. Поэтому для оказания эффективной психологической помощи психолог должен посещать другие учреждения такого типа, стажироваться в учреждении для детей-сирот, обмениваться опытом по отдельным вопросам и проблемам. Психологи нескольких учреждений для детей-сирот могут участвовать в совместной работе по какому-то направлению деятельности. Профессиональное общение, знакомство с опытом работы, применяемыми методиками, оборудованием благоприятно влияет на качество работы психолога. 

Для изменения  ситуации в учреждениях необходимо, чтобы в каждом из них была создана  и работала психологическая служба. Ее деятельность должна помочь детям компенсировать полученные психические травмы, восстановить личностную целостность ребенка, продолжить полноценное развитие ребенка. Психологическая помощь требуется и персоналу для осознания ответственности в работе с детьми, проявления активности, самостоятельности и т.д. 

Таким образом, основной задачей, обеспечивающей оптимальную  коррекцию психического развития ребенка, реализующаяся при создании психологической  службы в детском доме является работа с детьми посредством методов психологического воздействия (разнообразных форм групповой и индивидуальной терапии). 

Тем не менее, при  работе с детьми, воспитывающихся  в условиях детского дома, остается ряд неучтенных факторов, без которых  невозможно полноценное психосоциальное развитие ребенка. 

1.     Отдельной проблемой является  процесс социализации детей, воспитывающихся  в условиях детского дома. В  процессе игры ребенок усваивает  социальные роли, которые он впоследствии  будет реализовывать в дальнейшей  жизни. Как было отмечено выше, воспитание в условиях интернатного учреждения затрудняет процесс социализации ребенка, что впоследствии отражается на всех сферах жизнедеятельности во взрослой жизни. И при разработке плана мероприятий, проводимых с воспитанниками, необходимо предусматривать мероприятия, способствующие знакомству детей с социальным миром. Эти мероприятия могут проводится в игровой форме (профессии, дочки-матери, игры, в процессе которого ребенок усваивает базовые бытовые навыки (например, «Я готовлю обед» с использованием игрушечной посуды, «Я строю дом» и т.д.)). 

2.     С приходящими взрослыми (родственниками  и т.д.), которые общаются с ребенком  и являются его потенциальными  приемными родителями, не проводятся  работы по подготовке к полноценному  общению с усыновляемым ребенком, что не позволяет в полной мере дать эмоциональный настрой и получить важные психо-тактические навыки поведения при возникновении проблем в процессе воспитания ребенка, обладающего специфическими личностными особенностями, в силу его развития в условиях интернатного учреждения. Такое положение дел может привести к тому, что приемные родители возвращают ребенка обратно в детский дом, а это, в свою очередь, влечет за собой получение психологических травм самим ребенком. В этом случае можно порекомендовать проведение психологических семинаров и тренингов, оказание консультаций по формированию адекватного восприятия взрослыми поведенческих особенностей и психоэмоциональных реакций трудного ребенка. 

Специфика работы в системе работы в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является причиной деформации личности педагога и социального работника. Чем больше стаж работы, тем сильнее деформирована эмоциональная сфера специалистов. Они вынуждены испытывать постоянное давление со стороны администрации, а также постоянный протест детей, с другой стороны. И для решения этой проблемы необходимо проводить работу с педагогическим коллективом. Так как специалисты психологической службы должны быть, прежде всего, ориентированы на работу с детьми, они не могут в полной мере своевременно выявлять различные проблемы сотрудников детского дома (психологические социальные, бытовые), снижающие эффективность работы педагога в условиях постоянного эмоционального напряжения. Эта проблема тем более важна, так как психоэмоциональное состояние педагога сильно отражается на детях, для которых он может являться значимым взрослым. Взаимодействие между педагогом и ребенком, приобретающее негативный характер, значительно усложняет, а в отдельных случаях может свести на нет, эффективность работы, направленной на коррекцию психики ребенка. Таким образом, возникает необходимость создания системы социально-психологической помощи сотрудникам детского дома, что включает в себя своевременное выявление проблем, возникающих у сотрудников с последующим направлением к психологу, медицинскому работнику и т.д.; организация научно-практических семинаров, курсов повышения квалификации, для проведения которых могут приглашаться высококвалифицированный специалист-психолог или команда психологов. 

Обозначенные  проблемы не могут быть устранены  в рамках работы воспитателей и психологов, так как это требует значительных усилий по грамотной организации  мероприятий, направленных на устранение факторов, снижающих эффективность психолого-педагогической работы. И здесь возникает необходимость привлечения к работе в детском доме социального работника, деятельность которого при совместном сотрудничестве со специалистами существующих в интернатных учреждении служб, обеспечит полноценное взаимодействие специалистов детского дома и значительно повысит эффективность воспитательного процесса воспитанников. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

Проблемы детей-сирот, оставшихся без попечения родителей  и воспитывающихся в условиях детского дома очень обширны. Актуальной является социальная защита детей-сирот в школах интернатах. 

•                     Дети не получают необходимого развития их личности, позволяющего преодолеть типичный для них социальный и  психологический инфантилизм, подчиняемое, психологически зависимое поведение, что делает их почти беззащитными в отношении любых асоциальных влияний на них. 

•                     Существующая социальная система в  детском доме не формирует у детей  навыков преодоления трудных  жизненных ситуаций, психологической защиты и правильного поведения при стрессе. В результате у них легко возникают эмоциональные расстройства и девиантное поведение. 

Последствия отставания педагогических технологий работы с  детьми - социальными сиротами и  недостаточное их психологическое  обеспечение и сопровождение проявляются в конечном итоге в том, что после детского дома эти дети значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации: 

•                     По способности к приобретению профессии и трудоустройству; 

•                     По способности избегать кризисных  и криминальных ситуаций в жизни; 

•                     По способности образовать собственную  семью и успешно выполнять  родительские воспитательные функции. 

В настоящее  время на государственном уровне принимаются меры, направленные на преодоление сложившейся ситуации. Идет активная работа по внедрению новых форм призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это семейный детский дом, патронатное воспитание, приемная семья и др. 

Основными недостатками организации социально-психологической  помощи, призванной обеспечить оптимальные  условия для полноценного развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся  в условиях детского дома, являются: недостаточное кадровое обеспечение детских домов; низкая квалификация специалистов, в частности воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста; недостаточная работа по организации воспитательного процесса, который должен включать в себя развитие всех качеств и навыков ребенка, способствующих успешному взаимодействию ребенка в обществе в дальнейшем (психологических, социальных и т.д.); ведется недостаточная работа с педагогическим коллективом детского дома по предупреждению эмоционального выгорания и деформации личности специалиста, что существенно снижает эффективность воспитательного процесса. 

Для улучшения  положения детей, оставшихся без  попечения родителей, создания благоприятных  условий для их развития необходимы меры по пересмотру и комплексной  перестройке системы воспитания и развития детей, воспитывающихся в условиях традиционных детских домов и школ-интернатов для сирот и детей, лишенных родительского попечения. 

Для этого необходимо: 1. Подготовка и привлечение высококвалифицированных  специалистов для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. 

2. Создание психологической  службы в интернатных учреждениях.  Для повышения эффективности  оказания социально-психологической  помощи детям-сиротам и детям,  оставшимся без попечения родителей,  воспитывающихся условиях детского дома, необходимо участие специалиста по социальной работе, деятельность которого должна быть направлена на решение следующих задач: 

1.     Организация оказания социально-психологической  помощи сотрудникам интернатных  учреждений; 

2.     Организация мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников интернатных учреждений; 

3.     Организация и проведение мероприятий  на разнообразные темы, способствующие  знакомству ребенка с социумом  и формированию у него адекватной  социальной роли. 

Ребенок, воспитывающийся  в интернатном учреждении лишен  очень многого, что есть у обычных  детей и без чего немыслимо  его полноценное развитие и становление  его как личности. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей  и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства, следовательно, с теоретической точки зрения социальная работа не соответствует потребностям социального заказчика по работе с детьми сиротами и детьми оставшиеся без попечения родителей, а также нуждается в дальнейшем в развитии специализированной подготовки таких социальных работников, чья деятельность будет направлена непосредственно на работу с данной категорией детей.  
 

Информация о работе Социальная работа по защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей