Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:43, дипломная работа
Цель исследования: провести анализ опыта работы системы социальной защиты детей- сирот, оставшихся без попечения родителей.
На фоне увеличивающегося числа сиротских учреждений в последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье детей - сирот и детей, оставшихся без
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы сиротства в России
1.1 Понятие и значение проблемы сиротства в России
1.2 Истоки сиротства и причины его проявления
Глава 2. Система работы с детьми - сиротами (на примере школы - интерната № 169, Красноглинского района)
2.1 Анализ системы работы с детьми - сиротами школы -интерната № 169, Красноглинского района
2.2 Система социальной защиты детей-сирот школы - интерната № 169, Красноглинского района
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
С учетом особенностей
поведения детей и умения предугадывать
дальнейшие последствия поведения,
действия психолога должны быть направлены
на то, чтобы провести активные формы
работы с группой детей на умение выделять
наиболее интересные занятия, договариваться,
выслушивать желания и мнения других,
считаться с чувствами и желаниями других
детей, приходить к единому решению, а
также обучение детей разным играм, в которых
развивается умение сотрудничать, взаимодействовать,
поддерживать друг друга и т.д. Проведение
активных форм работы с воспитанниками
таких учреждений позволяет предупредить
в какой-то мере возможность проявления
негативных сторон в их поведении.
В учреждениях
для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, можно
применять различные виды психологической
помощи: индивидуальное консультирование,
групповую работу, психокоррекцию и
психотерапию. Цель работы психологов
состоит в том, чтобы способствовать
психическому
развитию детей-сирот и их адаптации
к жизни, как в учреждении, так
и за его пределами. Наиболее эффективной
формой являются активные групповые
занятия, на которых дети учатся навыкам
конструктивного общения, овладению
своими эмоциями, развивают произвольное
поведение, учатся толерантности, умению
давать и получать эмоциональную поддержку,
сотрудничать, договариваться, конструктивно
разрешать конфликты.
Проведение психокоррекционных
занятий с воспитанниками учреждений
для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, имеет специфику.
Очень часто отклонения в развитии когнитивной
сферы зависят от пережитых травм и блокируются
их последствиями. Поэтому для проведения
психокоррекционной работы необходимо
проводить углубленную диагностику по
выявлению блокирующих последствий пережитых
травм. Иногда плохая память ребенка, отсутствие
внимания являются показателями последствий
психических травм, стрессов и т.д. В связи
с этим, прежде всего необходимо проводить
психокоррекцию личностного развития
ребенка, а только потом заниматься развитием
психических процессов или когнитивной
сферы. Подбирая детей для занятий в психокоррекционную
группу, необходимо учитывать их индивидуальные
особенности, совместимость, желание вместе
заниматься.
Индивидуальная
работа психолога с детьми-сиротами
и детьми, оставшимися без попечения
родителей, во многом определена размытостью
личных границ проблемы, отсутствием
защищенности личного пространства.
Например, это может проявляться
в таких особенностях поведения
воспитанников, что любая закрытая дверь
воспринимается обитателями детского
дома или интерната как сигнал к тому,
что ее надо открыть. Физическое нахождение
ребенка в пространстве и времени с другими
детьми автоматически не ведет к психологическому
сплочению группы. Желание ребенка побыть
одному, в одиночестве, или получить внимание
к себе со стороны взрослого не может быть
удовлетворено воспитателем. При этом
ребенок отказывается от совместной деятельности
с другими детьми, не хочет проводить свободное
время со всей группой, что вызывает недовольство
воспитателя.
Индивидуальная
работа психолога с ребенком может
способствовать его психическому развитию,
умению справиться со своими чувствами
и эмоциями.
Для выполнения
перечисленных направлений деятельности
психолог должен получать обучение специфическим
формам работы, например терапии кризисных
ситуаций, разрешению конфликтных ситуаций,
снятию стрессов у детей и взрослых, игротерапия
и музыкотерапии и т.д. Все это ставит вопрос
о необходимости вносить изменения в подготовку
психологов, повышение их квалификации.
Закрытость жизни
детей в сиротских учреждениях
определяет и закрытость опыта работы
сотрудников. Поэтому для оказания
эффективной психологической
Для изменения
ситуации в учреждениях необходимо,
чтобы в каждом из них была создана
и работала психологическая служба.
Ее деятельность должна помочь детям компенсировать
полученные психические травмы, восстановить
личностную целостность ребенка, продолжить
полноценное развитие ребенка. Психологическая
помощь требуется и персоналу для осознания
ответственности в работе с детьми, проявления
активности, самостоятельности и т.д.
Таким образом,
основной задачей, обеспечивающей оптимальную
коррекцию психического развития ребенка,
реализующаяся при создании психологической
службы в детском доме является работа
с детьми посредством методов психологического
воздействия (разнообразных форм групповой
и индивидуальной терапии).
Тем не менее, при
работе с детьми, воспитывающихся
в условиях детского дома, остается
ряд неучтенных факторов, без которых
невозможно полноценное психосоциальное
развитие ребенка.
1.
Отдельной проблемой является
процесс социализации детей,
2.
С приходящими взрослыми (
Специфика работы
в системе работы в учреждениях
для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей является причиной
деформации личности педагога и социального
работника. Чем больше стаж работы, тем
сильнее деформирована эмоциональная
сфера специалистов. Они вынуждены испытывать
постоянное давление со стороны администрации,
а также постоянный протест детей, с другой
стороны. И для решения этой проблемы необходимо
проводить работу с педагогическим коллективом.
Так как специалисты психологической
службы должны быть, прежде всего, ориентированы
на работу с детьми, они не могут в полной
мере своевременно выявлять различные
проблемы сотрудников детского дома (психологические
социальные, бытовые), снижающие эффективность
работы педагога в условиях постоянного
эмоционального напряжения. Эта проблема
тем более важна, так как психоэмоциональное
состояние педагога сильно отражается
на детях, для которых он может являться
значимым взрослым. Взаимодействие между
педагогом и ребенком, приобретающее негативный
характер, значительно усложняет, а в отдельных
случаях может свести на нет, эффективность
работы, направленной на коррекцию психики
ребенка. Таким образом, возникает необходимость
создания системы социально-психологической
помощи сотрудникам детского дома, что
включает в себя своевременное выявление
проблем, возникающих у сотрудников с
последующим направлением к психологу,
медицинскому работнику и т.д.; организация
научно-практических семинаров, курсов
повышения квалификации, для проведения
которых могут приглашаться высококвалифицированный
специалист-психолог или команда психологов.
Обозначенные
проблемы не могут быть устранены
в рамках работы воспитателей и психологов,
так как это требует
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемы детей-сирот,
оставшихся без попечения родителей
и воспитывающихся в условиях
детского дома очень обширны. Актуальной
является социальная защита детей-сирот
в школах интернатах.
•
Дети не получают необходимого развития
их личности, позволяющего преодолеть
типичный для них социальный и
психологический инфантилизм, подчиняемое,
психологически зависимое поведение,
что делает их почти беззащитными в отношении
любых асоциальных влияний на них.
•
Существующая социальная система в
детском доме не формирует у детей
навыков преодоления трудных
жизненных ситуаций, психологической
защиты и правильного поведения при стрессе.
В результате у них легко возникают эмоциональные
расстройства и девиантное поведение.
Последствия отставания
педагогических технологий работы с
детьми - социальными сиротами и
недостаточное их психологическое
обеспечение и сопровождение проявляются
в конечном итоге в том, что после детского
дома эти дети значительно уступают детям,
воспитывающимся в семьях, по всем основным
параметрам социальной адаптации:
•
По способности к приобретению профессии
и трудоустройству;
•
По способности избегать кризисных
и криминальных ситуаций в жизни;
•
По способности образовать собственную
семью и успешно выполнять
родительские воспитательные функции.
В настоящее
время на государственном уровне принимаются
меры, направленные на преодоление сложившейся
ситуации. Идет активная работа по внедрению
новых форм призрения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, -
это семейный детский дом, патронатное
воспитание, приемная семья и др.
Основными недостатками
организации социально-
Для улучшения
положения детей, оставшихся без
попечения родителей, создания благоприятных
условий для их развития необходимы
меры по пересмотру и комплексной
перестройке системы воспитания и развития
детей, воспитывающихся в условиях традиционных
детских домов и школ-интернатов для сирот
и детей, лишенных родительского попечения.
Для этого необходимо:
1. Подготовка и привлечение
2. Создание психологической
службы в интернатных
1.
Организация оказания
2.
Организация мероприятий, направленных
на повышение квалификации сотрудников
интернатных учреждений;
3.
Организация и проведение
Ребенок, воспитывающийся
в интернатном учреждении лишен
очень многого, что есть у обычных
детей и без чего немыслимо
его полноценное развитие и становление
его как личности. Дети-сироты, дети,
оставшиеся без попечения родителей
и не получившие положительного опыта
семейной жизни не могут создать здоровую
полноценную семью. Воспитываясь в государственных
учреждениях, они часто повторяют судьбу
своих родителей, лишаясь родительских
прав, тем самым, расширяя поле социального
сиротства, следовательно, с теоретической
точки зрения социальная работа не соответствует
потребностям социального заказчика по
работе с детьми сиротами и детьми оставшиеся
без попечения родителей, а также нуждается
в дальнейшем в развитии специализированной
подготовки таких социальных работников,
чья деятельность будет направлена непосредственно
на работу с данной категорией детей.
Информация о работе Социальная работа по защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей