Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:43, дипломная работа
Цель исследования: провести анализ опыта работы системы социальной защиты детей- сирот, оставшихся без попечения родителей.
На фоне увеличивающегося числа сиротских учреждений в последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье детей - сирот и детей, оставшихся без
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы сиротства в России
1.1 Понятие и значение проблемы сиротства в России
1.2 Истоки сиротства и причины его проявления
Глава 2. Система работы с детьми - сиротами (на примере школы - интерната № 169, Красноглинского района)
2.1 Анализ системы работы с детьми - сиротами школы -интерната № 169, Красноглинского района
2.2 Система социальной защиты детей-сирот школы - интерната № 169, Красноглинского района
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
200,3
199,5
202,8
203
201
198,2
из них:
школы-интернаты для сирот
142
157
178
177
190
198
203
в них детей, тысяч человек
21,7
19,9
21,6
22,9
23,4
25
25,9
Действующая система
устройства и воспитания детей-сирот
не могла справиться с их возрастающим
количеством. Поэтому в 90-х годы в России
стала развиваться система приютов. Для
оперативного временного предоставления
убежища детям, лишившимся родительского
попечения, с 1993 года в каждом субъекте
Российской Федерации открываются специализированные
учреждения социальной реабилитации детей
и подростков. Например, в Республике Татарстан
в 1996 году было два приюта для несовершеннолетних,
в 1997 году - пять, в 1998 году - восемь. В 1998
году 21,1% детей из социальных приютов были
направлены в детские дома. Детские приемники-распределители
переполнены. Установленный законом предельный
месячный срок устройства детей, оказавшихся
без попечения родителей, не соблюдается
(например, в Республике Татарстан 40% детей
находились в приютах от 6 месяцев до 1
года). Такая ситуация подталкивает государство,
с одной стороны, к строительству новых
детских учреждений, а с другой, - к поиску
более совершенных форм устройства детей.
[31]
В последние
годы появились давно не практиковавшиеся
в России формы поддержки детей, например,
такие как воспитание мальчиков в армии
(по аналогии с "сынами полка" во время
Великой Отечественной войны). Одним из
первых "детский взвод" без законодательной
основы появился в Нарофоминском гарнизоне,
затем в Кинешме. В 2000 году утверждено
Положение, в соответствии с которым в
воинские части в качестве воспитанников
могут быть зачислены мальчики-сироты
от 14 до 16 лет, являющиеся гражданами Российской
Федерации. Определение ребенка на воспитание
в воинскую часть имеет добровольный характер
и может прерваться при поступлении в
военные или другие учреждения профессионального
образования, по достижении воспитанником
18-летнего возраста или по личному заявлению
воспитанника.
Появились и
другие инициативы. С 2001 году в Кузбассе
начала работать специализированная школа
(кадетский корпус) МЧС. Кроме того, уже
открыт кадетский корпус железнодорожного
транспорта) для 10-11 классов - детей-сирот
и детей из малообеспеченных семей. Выпускникам
корпуса гарантирована работа. Они также
получают возможность льготного поступления
в ряд вузов области или Московскую академию
МЧС. Ученики кадетского корпуса будут
находиться на полном государственном
обеспечении. Затраты на питание, обучение,
специальное обмундирование и т.д. возьмет
на себя областной бюджет.
В России изучен
опыт работы SOS-деревень, и сегодня
подобные деревни работают в Томилино
(Московская область), в Орле и Санкт-Петербурге.
Воспитатель в этих деревнях действительно
работает "мамой" 24 часа в сутки.
Такое воспитание более приближено
к семейному, чем в обычных детских домах,
но по достижении 18 лет подросткам приходится
навсегда покидать дом (приют), как это
происходит в других государственных
учреждениях.
После того, как
церковь получила возможность открыто
работать с населением, благотворительную
помощь детям и детским домам начали оказывать
представители различных религиозных
конфессий. Более того, появились приюты
при православных церквях и монастырях,
однако такое устройство детей пока еще
не подкреплено специальной законодательной
базой.
Существует множество
возможностей проявить заботу о детях,
попавших в тяжелые жизненные
условия – сиротах и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Можно принять небольшое
Одной из основных
задач социально-демографической политики
России сегодня является сокращение численности
детей, воспитывающихся в интернатных
учреждениях. Президент Российской Федерации
В.В.Путин в своем Послании Федеральному
Собранию Российской Федерации 2006 года
поручил Правительству Российской Федерации
совместно с регионами создать механизм
решения задачи сокращения числа детей,
находящихся в детских домах и интернатах.
Для этого необходимо реформировать детские
интернатные учреждения.
В настоящее
время в России действует несколько
видов устройства детей в семью. Это усыновление,
опека (попечительство), приемная семья
и патронат. Как отличаются все эти виды
устройства друг от друга?
Усыновление (удочерение)
- принятие в семью ребенка на
правах кровного, всеми вытекающими
отсюда правами и обязанностями. Является
приоритетной формой устройства. Для родителей
высшая степень ответственности за судьбу
ребенка и его полноценное развитие. Данный
вид устройства позволяет ребенку чувствовать
себя полноценным членом семьи, за ним
сохраняются все отношения и права наследования,
в том числе, по выходу из несовершеннолетнего
возраста. При усыновлении ребенку можно
присвоить фамилию усыновителя, изменить
отчество и при необходимости даже дату
рождения. Минусом такой формы является
только очень длительный срок, который
необходим для сбора всех необходимых
документов, потому что к кандидатам предъявляются
самые жесткие требования (материальное
положение, заработки, жилье, моральные
качества и т.д.). После оформления ребенка
в семью государство не оказывает никакой
дополнительной помощи таким семьям.
Опека - принятие
в дом ребенка на правах воспитуемого.
Опека устанавливается над
Приемная семья
- форма воспитания ребенка (детей) в
семье на дому у "приемного родителя"
- воспитателя. Обычно в приемную семью
передают детей, которых невозможно передать
на усыновление или опеку, в связи с отсутствием
необходимого для этого у ребенка юридического
статуса или не удается найти ему опекунов
или усыновителей. Такая семья заменяет
пребывание ребенка в детском доме или
приюте на домашнее воспитание и создается
на основе договора между приемным родителем
(родителями) и органами опеки. Срок помещения
ребенка в такую семью определяется договором
и может быть разным. В приемных семьях
может воспитываться от одного до 8 детей.
Приемному родителю платится зарплата
и засчитывается трудовой стаж. По отношению
к ребенку Приемные родители являются
ему опекунами. При данной форме устройства
присутствует высокий, хотя и не полный
уровень ответственности за судьбу ребенка.
На ребенка
выплачивается ежемесячное
Минусами такой
формы устройства ребенка могут
быть: постоянный контроль и отчетность
перед органами опеки за воспитание и
расходование средств. Сложнее оформить
т.к. требуется оформлять договор о передаче
ребенка на воспитание и трудовой договор
(или договор об оказании возмездных услуг,
или контракт). Возможны сложности при
оформлении ребенка, проживающего в другом
районе или городе т.к. выплаты приемной
семье ведутся из местного бюджета. Возможны
контакты с кровными родителями и родственниками
ребенка.[16]
Патронат - форма
воспитания ребенка (детей) в семье на
дому у воспитателя, который является
сотрудником Уполномоченной службы по
патронату на договоре. Под патронат передаются
дети, не имеющие определенного статуса
или если их статус не позволяет передать
на опеку или усыновление. Патронат форма
заменяющая временное содержание в приюте
и часто используется как переходная форма
к опеке или усыновлению, после получения
ребенком соответствующего статуса. Срок
помещения ребенка под патронат может
быть разным, и зависит от ситуации. Ответственность
разделена между патронатным воспитателем,
Уполномоченной службой, родителями ребенка
и территориальными органами опеки.
Патронатному
воспитателю платится зарплата и
засчитывается трудовой стаж. Патронатный
воспитатель обязательно
Общим требованиями
при разных формах устройства являются:
требования к состоянию здоровья
лиц, принимающих ребенка в семью.
Также законом
Несмотря на
разнообразие имеющихся форм устройства
и воспитания детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
число таких детей постоянно растет.
Государство отстает от инициатив граждан
в разработке и принятии новых законодательных
актов, регламентирующих новые формы устройства
детей. Большая доля детей-сирот воспитывается
в условиях, далеких от семейных, и это
одна из причин проблем адаптации молодых
людей к самостоятельной жизни после окончания
учебного заведения. Кроме этого, большинство
сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства,
получения жилья, создания семьи.
Таким образом,
проблема сиротства в России остается
актуальной и требующей внимания, как
государства, так и общества в целом.
1.2 Истоки
сиротства и причины его
Проблема сиротства
является сегодня проблемой, характерной
для многих развитых и развивающихся
стран. Исследователи отмечают, что
по всему миру больницы, родильные дома,
специальные заведения заполнены брошенными
младенцами. В разных странах и разные
специалисты их называют по-разному: "отказные
дети", "казенные младенцы", "рожденные,
чтобы быть покинутыми", вечные новорожденные"
и др. По данным экспертов, в России отмечается
заметный рост числа брошенных детей.
Распространение
явления сиротства в нашей
стране обусловлено комплексом особых
условий и процессов в
В первые же десятилетия
после революции большевиками был
нанесен мощный удар по вековому зданию
русской культуры. Выражение "вековое
здание культуры" было введено известным
русским философом и культурологом Ю.М.
Лотманом. Он писал, что это выражение
не случайно, что "культура всегда подразумевает
сохранение опыта. Более того, одно из
важнейших определений культуры характеризует
ее как "негенетическую" память. Поэтому
она всегда связана с историей, всегда
подразумевает непрерывность нравственной,
интеллектуальной, духовной жизни человека,
общества и человечества. И потому, когда
мы говорим о культуре нашей, современной,
мы, может быть сами того не подозревая,
говорим и об огромном пути, который эта
культура прошла. Путь этот насчитывает
тысячелетия, перешагивает границы исторических
эпох, национальных культур и погружает
нас в одну культуру - культуру человечества".
Информация о работе Социальная работа по защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей