Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:43, дипломная работа
Цель исследования: провести анализ опыта работы системы социальной защиты детей- сирот, оставшихся без попечения родителей.
На фоне увеличивающегося числа сиротских учреждений в последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье детей - сирот и детей, оставшихся без
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы сиротства в России
1.1 Понятие и значение проблемы сиротства в России
1.2 Истоки сиротства и причины его проявления
Глава 2. Система работы с детьми - сиротами (на примере школы - интерната № 169, Красноглинского района)
2.1 Анализ системы работы с детьми - сиротами школы -интерната № 169, Красноглинского района
2.2 Система социальной защиты детей-сирот школы - интерната № 169, Красноглинского района
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Большую тревогу
вызывает все более
Термин "Социальное
сиротство", широко распространенный
в нашей стране, указывает на особую
роль социальных условий и процессов
в обществе при формировании данного
явления.[16]
В настоящее
время Россия страдает от экономических
и социальных неурядиц вследствие происшедших
в последние годы значительных перемен.
Как и во многих других странах, вступивших
в строительство посттоталитарного общества,
правительству России приходится уделять
первостепенное внимание сохранению основ
Государства, экономическому развитию
и национальной безопасности. Первые шаги
по пути к развитой рыночной экономике
сопровождаются отменой или сокращением
социальных льгот, присущих прежней системе,
что вступает в противоречие с основной
функцией Государства - социальной защитой
населения. Рост пособий и зарплат не поспевает
за ростом цен, в результате снижается
уровень жизни многих семей с детьми и
ухудшаются возможности родителей в воспитании
детей. Такое состояние, в свою очередь,
подспудно изменяет общественное сознание.
Главенствующими становятся интересы
индивидуального выживания, тогда как
социальные и духовные потребности, в
том числе и забота о детях, отодвигаются
на второй план. Особенно чувствительны
к этим деструктивным процессам представители
наименее социально защищенных слоев
общества.[38]
Одним из важнейших
факторов, порождающих социальное сиротство,
является продолжающийся процесс урбанизации.
Город создает для человека особый
покров социальной анонимности, способствует
распаду патриархальных семейных связей.
Город изменяет мораль, ускоряет эмансипацию
женщин, приводит к распространению среди
них мужских пороков - алкоголизма, наркомании,
преступности, а, значит, к физическому
и психическому отторжению от ребенка.
Существует три
основных источника социального
сиротства.
Первый путь
- это добровольный отказ родителей
от несовершеннолетнего ребенка.
Второй путь
- принудительный, при котором общество
при посредстве государства, в целях
зашиты интересов ребенка, лишает родителей
их родительских прав.
Третий путь
- утеря родителями своего ребенка.
Наиболее распространенная категория
детей, лишенных родителей, - это так
называемые "отказные" дети, т.е. дети,
от которых добровольно отказались
родители.
Наиболее трагичен
факт стремительного роста числа брошенных
новорожденных младенцев, наиболее чувствительных
к отрыву от биологической матери.
Известно, что
большинство матерей, отказывающихся
от своих детей, сами воспитывались
в нестабильных семьях и с детства
имели негативный опыт межличностных
взаимоотношений. Многие из них формировались
в своеобразной субкультуре агрессии,
другие страдали от унижающего достоинства,
угнетения и холодного отношения со стороны
родителей. В дальнейшем они как бы повторяют
приобретенный в детстве дефектный стереотип
поведения.
Прежде всего,
у большинства "отказниц" не было
образца нормальных семейных отношений,
которые могли бы в последствии
вызвать желание создать
Недостаточно
удовлетворительными были материальные
условия семей. Более трети обеспечены
ниже среднего уровня.
Чрезвычайно острым
вопросом в совокупности проблем, приводящим
к отказу от детей, является вопрос о семейных
"традициях". Ханжеское отношение
к внебрачной рождаемости буквально выбрасывает
на произвол судьбы многих матерей-одиночек,
подталкивает их к отказу от детей.
Наиболее важное
место для "отказниц" занимают такие
желания, как счастливое супружество,
семейная жизнь. Меньшее место, хотя и
довольно значительное, - потребительское
отношение к жизни.
Все вышеперечисленные
факторы могут способствовать стремлению
молодых женщин к эмансипации от
семьи, подталкивать их к поиску возмещения
дефицита удовольствий через повышение
сексуальной активности, формировать
ложное представление о том, что можно
перенести свою ответственность, в том
числе за новорожденного ребенка, на других.
[40]
Социально-экономические
преобразования в России, повлекшие за
собой снижение уровня жизни значительной
части населения, изменение привычного
уклада жизни и нравственно-ценностных
ориентации, ухудшение психологического
климата в семье и ослабление ее воспитательных
возможностей, усиление агрессии по отношению
к детям являются причинами, которые обуславливают
рост социального сиротства и безнадзорности
детей.
Обостряется проблема
жестокого обращения с детьми
в семьях. Исследования причин этого
явления обнаруживают, что она полимотивирована:
здесь и стрессовое состояние родителей,
измученных современными социально-экономическими
условиями, и стремление добиться изменения
поведения ребенка любыми средствами,
и родительская месть - мстят за то, что
родился, приносит огорчения, требуют
заботы. В деморализованных семьях, где
пьянство, употребление наркотиков, моральное
разложение, правонарушения являются
постоянным фоном жизни детей, жестокое
обращение порой приобретает дикие формы:
это побои, лишение пищи, воды, свободы
(запирают в чулане, подвале, пропивают
детскую одежду, лишая ребенка возможности
выйти на улицу). А если к этому прибавить
школьную депривацию, разлагающее влияние
уличных группировок, нередко имеющих
криминогенную направленность, то становится
понятным рост побегов детей из дома, правонарушений
и даже самоубийства в подростковой среде.
Всплеск корыстной
ориентации, отмечаемой у большого
количества людей; увеличение числа
социально неблагополучных
Выбитые из социальной
колеи дети, как правило, социально
дезадаптированы, для них характерен
разрыв с позитивными правилами,
нормами, законами, разрушении или несформированности
основных видов деятельности, определяющих
социальное, психическое, физическое развитие.
Таким образом,
в современной России существенными
признаками стали: значительное увеличение
размеров социального сиротства, появление,
его новых характеристик, определяемых
продолжающимся ухудшением жизни российской
семьи, падением ее нравственных устоев
и как следствие - изменение отношения
к детям вплоть до полного вытеснения
их из семей, безнадзорность огромного
количества детей и подростков практически
во всех регионах страны. Основной причиной
детской безнадзорности, несомненно, является
нежелание многих родителей заниматься
воспитанием своих детей, их пьянство
и аморальный образ жизни. Отчуждение
ребенка от семьи нередко вызвано внутрисемейным
конфликтом, основанным на упорном нежелании
родителей войти в положение ребенка,
простить его, помочь преодолеть кризисную
ситуацию.
Мощным фактором
детской безнадзорности, помимо неблагополучной
семьи, в наши дни, несомненно, становится
нарушение прав детей в области
образования, оздоровления, получения
профессии и жилья. В большинстве своем
- это дети из асоциальных семей, где на
их развитие и воспитание практически
не обращается внимание. Оказавшиеся вне
влияния семьи и школы, нетрудоустроенные,
лишенные нравственно осмысленного досуга
эти безнадзорные дети стали питательной
средой для преступного мира.
Серьезным фактором
безнадзорности детей в последние
годы стало увеличивающееся
Большую тревогу
вызывает все более увеличивающееся
число детей-бродяжек и попрошаек, причем
в ряде крупных городов детей используют
как профессиональных нищих взрослые,
чаще всего выходцы из сопредельных стран.
По данным МВД России, в приемники-распределители
для несовершеннолетних ежегодно попадают
12-15 тыс. детей беженцев из бывших союзных
республик и районов межнациональных
конфликтов.
Проблемы социального
сиротства в РФ в последние
годы значительно обострились. Среди
воспитанников интернатных
Таким образом,
особенно актуальной проблема социального
сиротства становится для крупных
индустриальных городов России.
В настоящее
время не трудно представить реальную
картину распространения сиротства в
России, т.к. статистические данные об
этом периодически публикуются во многих
средствах массовой информации.
В последние 2 года
социальное сиротство приобрело
новые особенности, связанные с
увеличением числа неблагополучных семей,
из которых дети вытесняются на улицу
и становятся бомжами, попрошайками.
Низкий уровень
предупреждения социального сиротства,
неоперативное решение органами
опеки и попечительства вопросов
жизнеустройства, воспитания и дальнейшей
судьбы детей также порождают безнадзорность
и беспризорность, влекут за собой нарушение
прав ребенка.
Глава 2. Система
работы с детьми - сиротами (на примере
школы - интерната № 169, Красноглинского
района)
2.1 Анализ системы
работы с детьми - сиротами школы
-интерната № 169, Красноглинского района
Стратегия развития
школы-интерната№ 169, Красноглинского
района включает в себя следующие
инновационные изменения:
·
содержание образования: включение
вопросов социально-экономического воспитания
в предметные программы;
·
усовершенствование методов обучения:
исследовательского метода, интерактивных
методов обучения;
·
организация учебно-
·
переход от «мероприятийной» деятельности
школы к системе непрерывного
психолого-педагогического
·
изменение содержания и форм работы по
повышению квалификации педагогов: поиск
способов самообразования; внедрение
системы тренингов; исследовательская
работа;
·
управление системой развития школы: усовершенствование
управленческой структуры; освоение метода
диалога в управлении; - разработка системы
самооценки деятельности школы.
Приоритетные
направления и способы
Принципы построения
учебно-воспитательной работы:
Принцип прородосообразности:
Суть данного
принципа заключается в том, чтобы
ведущим звеном любых воспитательных
отношений и педагогических процессов
сделать воспитанника с его конкретными
особенностями и уровнем
Принцип целостности:
Означает достижение
единства и хотя бы относительной завершенности
всех входящих в него компонентов и факторов,
т.е. условий, обеспечивающих его эффективность.
Принцип демократизации:
Сущность его
состоит в предоставлении участникам
педагогического процесса определенных
свобод для саморазвития, саморегуляции,
самоопределения.
Принцип выбор:
Суть данного
принципа педагогически целесообразно
заключается в том, чтобы воспитанник
мог жить, учиться и воспитываться
в условиях постоянного выбора, обладать
субъективными полномочиями в выборе
цели, содержания, форм и способов организации
учебно-воспитательного процесса жизнедеятельности
в школе-интернате.
Принцип творчества
и успеха:
Благодаря творчеству,
ребенок выявляет свои способности,
узнает о «сильных» сторонах своей
личности. Это позволяет достичь успеха
в том или ином виде деятельности, способствует
формированию позитивной Я - концепции
личности учащегося, стимулирует осуществление
ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию
и самостроительству своего «я».
Принцип доверия
и поддержки:
Вера в ребенка,
доверие, поддержка его устремлений
к самореализации и самоутверждению.
Не внешние воздействия, а внутренняя
мотивация детерминирует успех
обучения и воспитания ребенка.
Принцип толерантности:
Терпимость предполагает
учитывать мнения других людей, учет их
интересов, традиций, культуры.
Приоритетными
направлениями учебно-
Информация о работе Социальная работа по защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей