Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:43, дипломная работа
Цель исследования: провести анализ опыта работы системы социальной защиты детей- сирот, оставшихся без попечения родителей.
На фоне увеличивающегося числа сиротских учреждений в последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье детей - сирот и детей, оставшихся без
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы сиротства в России
1.1 Понятие и значение проблемы сиротства в России
1.2 Истоки сиротства и причины его проявления
Глава 2. Система работы с детьми - сиротами (на примере школы - интерната № 169, Красноглинского района)
2.1 Анализ системы работы с детьми - сиротами школы -интерната № 169, Красноглинского района
2.2 Система социальной защиты детей-сирот школы - интерната № 169, Красноглинского района
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
32,1
30,7
33,9
34,9
36,2
Под опеку (попечительство) на усыновление
37,4
48,2
58,2
77,3
73
68
67,7
74,3
В профучилища, средние специальные и высшие учебные заведения и другие учебно-воспитательные учреждения на полное государственное обеспечение
0,8
0,7
0,8
1,4
1,6
1,3
1,78
2,2
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
412,4
414,5
460,4
533,1
596,9
620,1
636,9
662,6
Таблица 1.2 - Данные
о детях-сиротах и детях, оставшихся
без попечения родителей, в Российской
Федерации
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Учтено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
411,9
414,5
460,4
533,1
596,8
620,1
636,9
662,5
из них находятся
на воспитании в семьях:
под опекой (попечительством)
170,5
180,3
201,4
252,5
293,5
303,9
312,3
329
на усыновлении
128
131,2
141,5
139,8
144,8
146,8
151,2
153,5
В домах ребенка
4,27
5,1
9,16
10,46
11,7
12,8
13,5
14,1
В детских домах
37,7
35,5
37,7
50,5
61,3
61,9
62
67,7
В школах-интернатах для детей-сирот
27,4
22,9
22
25,8
25,5
24,8
23,8
23,3
В школах-интернатах общего типа
6
4,9
3,9
4,3
6,7
8,4
8,7
9,1
В домах-интернатах
13,56
15,49
14,9
15,3
15,2
15,3
В школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья
38,1
34,5
31,2
34,2
38,4
39,4
41
40,7
В последние
годы отмечается рост диспропорции усыновления
внутри России и вне ее. При уменьшении
числа случаев усыновления
Россия, ратифицировав
Конвенцию о правах ребенка в
1990 году, признала право ребенка
на воспитание в семье приоритетным.
Тем не менее, пока только в Самарской
области начали эффективно развивать
институт замещающих приемных семей и
закрывать дома ребенка и детские дома
.
Решить проблему
семейного воспитания в некоторой
степени помогли детские дома
семейного типа, появившиеся в 1988
году по инициативе Детского фонда. За
10 лет существования фонда в 368
домах воспитывалось 2,5 тысячи детей,
в основном это были дети, имеющие отклонения
в умственном и физическом развитии, дети-инвалиды,
которые не могли быть переданы на усыновление.
В середине 90-х
годов Семейным кодексом вводится новая
форма семейного воспитания детей,
оставшихся без попечения родителей, -
приемная семья, которая, по сути, заменяет
детские дома семейного типа. В постановлении
Правительства от 17 июля 1996 года № 829 "О
приемной семье" признаны утратившими
силу все нормативно-правовые акты, регламентирующие
деятельность детских домов семейного
типа, что не позволяло создавать новые
дома. Органам опеки и попечительства
было рекомендовано заключить с родителями-воспитателями
действующих домов семейного типа договоры
об образовании приемной семьи.
В 2000 году в России
функционировал 61 детский дом семейного
типа против 280 в 1990. Семейные детские дома
претерпевают существенные изменения
- подчас в них действуют несколько форм
устройства детей: усыновление, семейный
детский дом, приемная семья, опека и, наконец,
патронат. Приемные родители не успевали
или не желали переоформлять документы
на приемных детей в соответствии с последними
требованиями.
Данные исследований
показывают, что семейные детские
дома и приемные семьи испытывают
материальные трудности. В некоторых
регионах пособия на детей и зарплаты
родителям приемных семей выплачивались
с большими задержками. При этом родители-воспитатели,
которые по закону не имеют права подрабатывать
и оставлять своих детей без присмотра,
буквально оставались без средств к существованию.
Скорее всего, систему семейных детских
домов и приемных семей полностью заменит
система патроната, при которой зарплата
опекуна и пособие на ребенка выше, чем
при других формах устройства детей.
В последнее
десятилетие в России стала развиваться
система патроната. Беспризорный или лишенный
родителей ребенок отдается в семью на
воспитание до достижения им 18-летнего
возраста, но не усыновляется (следовательно,
право получения однокомнатной квартиры
по достижении совершеннолетия остается
за ребенком). "Патрон" получает зарплату
воспитателя и пособие на ребенка. Будущая
мама должна пройти несколько отборочных
туров, среди которых - ролевые игры и различные
психологические тренинги.
Устройство детей
в государственные учреждения, такие,
как дома ребенка, детские дома, школы-интернаты,
является одной из традиционных форм.
Практически во всех государственных
учреждениях шло увеличение количества
детей (см. таблица 1.2). В системе школ-интернатов
для детей с недостатками умственного
или физического развития выросла доля
учреждений для детей-сирот, а также число
детей в них (см. таблица 1.3).
За последние
10 лет несколько снизилось
Таблица 1.3 - Данные
об интернатных учреждениях для
детей в Российской Федерации
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Количество домов ребенка
265
253
252
251
249
248
254
в них детей, тысяч человек
18,5
17,7
18,3
18,1
19,3
19,3
19,3
Количество детских домов
564
606
820
1094
1122
1187
1244
в них детей, тысяч человек
42,4
42
55,4
67,3
67
68,9
72,3
Детские дома-школы
…
69
86
85
в них детей,
тысяч человек
…
7,7
9,7
10,3
Количество детских домов семейного типа
280
348
347
379
…
44
61
в них детей, тысяч человек
1,8
2,3
2,3
2,6
…
0,3
0,5
Количество школ-интернатов общего типа
…
645
637
628
…
646
…
в них детей, тысяч человек
…
155,6
163,2
161,2
…
160,6
…
из них:
школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
161
143
151
158
157
155
157
в них детей, тысяч человек
29,3
24,4
28
28,8
27,4
26,9
26,5
Количество школ-интернатов для детей с недостатками умственного или физического развития
1494
1481
1473
1450
1439
1442
1420
в них детей, тысяч человек
242,1
Информация о работе Социальная работа по защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей