Социальная работа по защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:43, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: провести анализ опыта работы системы социальной защиты детей- сирот, оставшихся без попечения родителей.

На фоне увеличивающегося числа сиротских учреждений в последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье детей - сирот и детей, оставшихся без

Оглавление

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы сиротства в России

1.1 Понятие и значение проблемы сиротства в России

1.2 Истоки сиротства и причины его проявления

Глава 2. Система работы с детьми - сиротами (на примере школы - интерната № 169, Красноглинского района)

2.1 Анализ системы работы с детьми - сиротами школы -интерната № 169, Красноглинского района

2.2 Система социальной защиты детей-сирот школы - интерната № 169, Красноглинского района

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Тема88.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

32,1 

30,7 

33,9 

34,9 

36,2 

Под опеку (попечительство) на усыновление 

37,4 

48,2 

58,2 

77,3 

73 

68 

67,7 

74,3 

В профучилища, средние специальные и высшие учебные заведения и другие учебно-воспитательные учреждения на полное государственное  обеспечение 

0,8 

0,7 

0,8 

1,4 

1,6 

1,3 

1,78 

2,2 

Дети-сироты и  дети, оставшиеся без попечения родителей 

412,4 

414,5 

460,4 

533,1 

596,9 

620,1 

636,9 

662,6 
 
 

Таблица 1.2 - Данные о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации  

2000 

2001 

2002 

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

Учтено детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей 

411,9 

414,5 

460,4 

533,1 

596,8 

620,1 

636,9 

662,5 

из них находятся  на воспитании в семьях: 

под опекой (попечительством) 

170,5 

180,3 

201,4 

252,5 

293,5 

303,9 

312,3 

329 

на усыновлении 

128 

131,2 

141,5 

139,8 

144,8 

146,8 

151,2 

153,5 

В домах ребенка 

4,27 

5,1 

9,16 

10,46 

11,7 

12,8 

13,5 

14,1 

В детских домах 

37,7 

35,5 

37,7 

50,5 

61,3 

61,9 

62 

67,7 

В школах-интернатах для детей-сирот 

27,4 

22,9 

22 

25,8 

25,5 

24,8 

23,8 

23,3 

В школах-интернатах общего типа 

4,9 

3,9 

4,3 

6,7 

8,4 

8,7 

9,1 

В домах-интернатах  
 

13,56 

15,49 

14,9 

15,3 

15,2 

15,3 

В школах-интернатах для детей с ограниченными  возможностями здоровья 

38,1 

34,5 

31,2 

34,2 

38,4 

39,4 

41 

40,7 
 

В последние  годы отмечается рост диспропорции усыновления  внутри России и вне ее. При уменьшении числа случаев усыновления детей  жителями России резко возрастает число  случаев усыновления российских детей иностранными гражданами. С одной стороны, дети приобретают семью, которая прошла жесткий отбор, но Россия теряет своих детей, а российские граждане не могут взять на воспитание ребенка. Такая ситуация привела к пересмотру и изменению существующего законодательства в этой сфере. 

Россия, ратифицировав  Конвенцию о правах ребенка в 1990 году, признала право ребенка  на воспитание в семье приоритетным. Тем не менее, пока только в Самарской  области начали эффективно развивать  институт замещающих приемных семей и закрывать дома ребенка и детские дома . 

Решить проблему семейного воспитания в некоторой  степени помогли детские дома семейного типа, появившиеся в 1988 году по инициативе Детского фонда. За 10 лет существования фонда в 368 домах воспитывалось 2,5 тысячи детей, в основном это были дети, имеющие отклонения в умственном и физическом развитии, дети-инвалиды, которые не могли быть переданы на усыновление. 

В середине 90-х  годов Семейным кодексом вводится новая  форма семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, - приемная семья, которая, по сути, заменяет детские дома семейного типа. В постановлении Правительства от 17 июля 1996 года № 829 "О приемной семье" признаны утратившими силу все нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность детских домов семейного типа, что не позволяло создавать новые дома. Органам опеки и попечительства было рекомендовано заключить с родителями-воспитателями действующих домов семейного типа договоры об образовании приемной семьи. 

В 2000 году в России функционировал 61 детский дом семейного типа против 280 в 1990. Семейные детские дома претерпевают существенные изменения - подчас в них действуют несколько форм устройства детей: усыновление, семейный детский дом, приемная семья, опека и, наконец, патронат. Приемные родители не успевали или не желали переоформлять документы на приемных детей в соответствии с последними требованиями. 

Данные исследований показывают, что семейные детские  дома и приемные семьи испытывают материальные трудности. В некоторых регионах пособия на детей и зарплаты родителям приемных семей выплачивались с большими задержками. При этом родители-воспитатели, которые по закону не имеют права подрабатывать и оставлять своих детей без присмотра, буквально оставались без средств к существованию. Скорее всего, систему семейных детских домов и приемных семей полностью заменит система патроната, при которой зарплата опекуна и пособие на ребенка выше, чем при других формах устройства детей.  

В последнее  десятилетие в России стала развиваться система патроната. Беспризорный или лишенный родителей ребенок отдается в семью на воспитание до достижения им 18-летнего возраста, но не усыновляется (следовательно, право получения однокомнатной квартиры по достижении совершеннолетия остается за ребенком). "Патрон" получает зарплату воспитателя и пособие на ребенка. Будущая мама должна пройти несколько отборочных туров, среди которых - ролевые игры и различные психологические тренинги. 

Устройство детей  в государственные учреждения, такие, как дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, является одной из традиционных форм. Практически во всех государственных учреждениях шло увеличение количества детей (см. таблица 1.2). В системе школ-интернатов для детей с недостатками умственного или физического развития выросла доля учреждений для детей-сирот, а также число детей в них (см. таблица 1.3). 

За последние 10 лет несколько снизилось количество домов ребенка, но увеличилось число  воспитывающихся в них детей (см. таблица 1.3). По соотношению таких  домов и детей в них можно говорить о разукрупнении этих учреждений. Тем не менее, до сих пор в России есть детские дома, в которых воспитывается и обучается более 100 детей. Такую систему организации жизни детей никак нельзя назвать приближенной к семье. Кроме этого, как показывают результаты исследований некоторые дети меняют более пяти мест воспитания и обучения. Разрушаются родственные связи между братьями и сестрами, если детей разных возрастов помещают в разные учреждения: брата или сестру могут перевести в коррекционное учебное заведение; одного из детей могут перевести в другое учебное заведение в качестве наказания за плохое поведение или учебу. Иногда подросток имеет несколько братьев или сестер, и все они воспитываются в разных местах: у родственников, в других государственных учреждениях. Некоторые дети называли до восьми мест, где находятся их братья и сестры, у 12,2% детей брат или сестра воспитываются в другом детском доме или школе-интернате. 
 

Таблица 1.3 - Данные об интернатных учреждениях для  детей в Российской Федерации 

2001 

2002 

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

Количество домов  ребенка 

265 

253 

252 

251 

249 

248 

254 

в них детей, тысяч человек 

18,5 

17,7 

18,3 

18,1 

19,3 

19,3 

19,3 

Количество детских  домов 

564 

606 

820 

1094 

1122 

1187 

1244 

в них детей, тысяч человек 

42,4 

42 

55,4 

67,3 

67 

68,9 

72,3 

Детские дома-школы  
 
 

… 

69 

86 

85 

в них детей, тысяч человек  
 
 

… 

7,7 

9,7 

10,3 

Количество детских  домов семейного типа 

280 

348 

347 

379 

… 

44 

61 

в них детей, тысяч человек 

1,8 

2,3 

2,3 

2,6 

… 

0,3 

0,5 

Количество школ-интернатов общего типа 

… 

645 

637 

628 

… 

646 

 

в них детей, тысяч человек 

… 

155,6 

163,2 

161,2 

… 

160,6 

 

из них: 

школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 

161 

143 

151 

158 

157 

155 

157 

в них детей, тысяч человек 

29,3 

24,4 

28 

28,8 

27,4 

26,9 

26,5 

Количество школ-интернатов для детей с недостатками умственного  или физического развития 

1494 

1481 

1473 

1450 

1439 

1442 

1420 

в них детей, тысяч человек 

242,1 

Информация о работе Социальная работа по защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей